26 февраля информационный портал globalconflict.ru опубликовал сообщение о том, что вторым по счету подразделением ВС РФ, имеющим в своем распоряжении лошадей, станет 55-я бригада горных мотострелков Центрального военного округа, которая находится в стадии формировании и будет дислоцирована в городе Кызыл. Информация об этом поступила от Главнокомандующего Сухопутными войсками России генерал-полковника Олега Салюкова. Ранее лишь 34-я отдельная бригада Южного военного округа использовала специально обученных лошадей для перевозки людей и грузов в горной местности. Специально для военных нужд коневоды вывели тувинскую породу лошадей, которая отличается особой выносливостью и неприхотливостью (ранее предпочтение отдавалось лошадям карачаевской и монгольской пород, а также русским рысакам).
Решение о создании 55-й ОМГБр было принято в 2014 году, а к ноябрю текущего года ее формирование должно завершиться. В ближайшее время в окрестностях Кызыла будет оборудован полевой лагерь и созданы все необходимые условия для того, чтобы к началу лета там можно было разместить весь личный состав части. В распоряжение нового подразделения вскоре поступит около ста лошадей, а в июне начнется интенсивная общевойсковая подготовка личного состава.
В настоящее время горные стрелки проходят подготовку в учебных центрах. В частности, личный состав бригады уже приступил к первым занятиям с лошадьми в учебно-спортивном комплексе «Ергаки», расположенном в Красноярском крае. Генерал Салюков отметил, что существует необходимость командировать инструкторов в расположение 34-й ОМБр в Карачаево-Черкессию для их ознакомления с организацией работы конных воинских подразделений.
Военная и пограничная служба в горной местности проходит в специфических условиях, таких как отсутствие проходимых для колесной техники дорог, большие перепады высот и сложности со снабжением. Поэтому использование лошадей в качестве тягловой силы для перевозки грузов и перемещения личного состава часто является единственно возможным вариантом. Использование конной тяги требует организации при воинских частях надлежащей инфраструктуры, но приводит к значительно меньшим затратам, нежели прокладка автомобильных дорог в горах и содержание парка колесно-гусеничной техники. При этом грузоподъемность вьючной лошади довольно высока – в некоторых случаях животное способно успешно перевозить до ста килограммов грузов на расстояние до тридцати и более километров в день.
Использование в военных целях других животных, в частности, вьючных ослов было признано нецелесообразным, и после дополнительного изучения вопроса военными ведомствами этот вариант был отклонен. С учетом того, что ослы в сравнении с лошадьми имеют более чувствительную нервную систему, они часто проявляют упрямство и могут выдать местоположение военных своим громким криком. Очевидно, что лошадь является животным, более подходящим для военной службы, но и она требует особой подготовки – например, вырабатывания привычки к звукам стрельбы и взрывов.
Сегодня в России насчитывается более полусотни племенных заводов и более ста двадцати племенных репродукторов, где ведется постоянная работа по воспроизводству существующих пород лошадей и выведению новых. Общее конское поголовье в стране составляет около полутора миллионов особей, и очевидно, что проблем с комплектацией частей лошадьми военное ведомство иметь не будет.
C развитием техники и вооружений значение лошади как боевой единицы и транспортного средства постепенно снижалось – так, в СССР кавалерия была упразднена в середине 50-х годов. Однако, как показывает практика, полностью списывать лошадей со счетов нецелесообразно. Современный уровень развития автоматического стрелкового оружия делает бессмысленным возрождение в армии регулярных кавалерийских частей, но в пограничной службе, горнострелковых частях, а также некоторых тыловых службах использование лошадей оправданно. Кроме того, конные подразделения сегодня имеются в структуре внутренних войск МВД России, а также частях почетного караула. Даже российские ВДВ обзавелись собственной конюшней, закупив в 2013 году шестьдесят хакасских рысаков для своей академии в Рязани.
В настоящее время конные подразделения сохраняются в силовых ведомствах многих стран. Например, Вооруженные силы Казахстана имеют в своем составе конно-егерский батальон, входящий в 5-ю МСБр, а пограничные войска Беларуси – две заставы, использующие лошадей при охране границы. В Великобритании ни одно крупное столичное торжество не проходит без парада королевской кавалерии, а в Канаде с 1873 года существует королевская конная полиция. Что же касается России, то только в конной полиции Москвы состоят на службе около тысячи человек и 255 лошадей. В Германии 23-я горнопехотная бригада, расположенная на юге Баварии, включает в себя 230-й учебно-тренировочный центр для горновьючных животных, в состав которого входят 120 лошадей-тяжеловозов и мулов.
В военных ведомствах США высокое значение лошади как тягловой силы признают и в настоящее время. Даже затрачивая огромные суммы на разработку новейших транспортных систем для армии, американцы вкладывают средства в создание «бегающего» робота на четырех конечностях, имитирующего движения лошади или мула. Специалисты из Пентагона согласны с тем очевидным фактом, что в гористо-лесистой местности эффективность колесной техники невысока, а потому конь сможет доставлять грузы быстрее и гораздо дешевле. На данный момент исследования и разработка шагающих роботов продолжаются.
Комментарии к данной статье отключены.