19 марта на интернет-портале Vluki.ru появилось сообщение о том, что почти в самом центре Пскова инспекторы ГИБДД задержали танк времён Великой Отечественной войны, свободно разъезжавший по улицам города. Выяснилось, что танк Т-70 зарегистрирован как исторический экспонат музея-заповедника «Прорыв блокады Ленинграда» в городе Кировск и в Пскове проходит реставрацию. Приводя в порядок свою экспозицию техники к 70-летию Победы, музей обратился за помощью к поисковикам из объединения «Поисковый клуб «Арьергард», имеющего свою реставрационную мастерскую и опыт восстановления подобных машин. Ремонт танка занял почти полгода и перед сдачей выполненной работы заказчику техники решили провести ходовые испытания.
Инцидент закончился благополучно, и дальнейшее перемещение танка по улицам выполнялось с помощью специального прицепа-трала. По сообщению представителей клуба, испытания танка им удалось провести за городом.
Легкий танк Т-70 был разработан КБ Горьковского автомобильного завода, взявшим за основу проект ведущего конструктора лёгких танков Николая Астрова. За всё время производства (с января 1942 по октябрь 1943 года) было выпущено более 8 тысяч единиц этого танка. Несмотря на имевшиеся конструктивные недостатки, танкисты любили машину за высокую скорость, манёвренность и малозаметность на поле боя. Танк имеет в высоту всего около двух метров и оснащён сравнительно малошумным двигателем, что делало его незаменимым при проведении разведки.
Пик военной «карьеры» танка пришелся на 1943 год. По данным Министерства обороны РФ, не менее 350 советских танков Т-70 принимали участие в сражениях на Курской дуге. Примечательно то, что число потерь среди них было в полтора-два раза меньшим, чем среди других танков.
Вскоре после окончания войны Т-70 был снят с вооружения и стал базовой моделью для разработки ещё нескольких танков и самоходных артиллерийских установок. До настоящего времени этот заслуженный ветеран сохранился во многих музеях как в России, так и за рубежом. В частности, Т-70 представлен в коллекциях боевых машин периода Второй мировой войны в Бронетанковом музее города Кубинка в Подмосковье, мемориальном комплексе в Ужгороде (Украина), танковом музее Panssarimuseo в городе Парола (Финляндия) и Muzeum Broni Pancernej в Познани (Польша).
Среди сохранившихся экземпляров Т-70 сегодня на ходу не только нынешний герой псковских городских хроник. Так, в 2013 году один из этих танков участвовал в церемониальном параде образцов советской военной техники на первом Международном танковом биатлоне в подмосковном Алабино.
Реставрация боевых машин советской эпохи в последние годы приобрела широкую популярность в России. В этой деятельности принимают участие энтузиасты из поисковых отрядов, члены клубов любителей военной истории, участники исторических реконструкций. Восстановленные боевые машины принимают участие в военно-исторических играх по всей стране – так, в феврале текущего года в подмосковной Кубинке состоялось масштабное военно-историческое представление, в котором участвовал целый отряд гусеничной и колёсной бронетехники.
Комментарии к данной статье отключены.