Американский средний танк M4 стал вторым после Т-34 по массовости танком Второй мировой войны. А если считать Т-34-85 отдельно, то М4 и вовсе занимает первое место. Дался этот рекорд американской промышленности не просто. Часто утверждается, что подобный результат был достигнут благодаря перестройке на военные рельсы американской автомобильной промышленности. На самом же деле в числе производителей Medium Tank M4 был лишь один автомобильный гигант — фирма Ford, собиравшая M4A3. Выпускали М4 и специально построенные танковые арсеналы, и вагоностроительные компании, и сталелитейные предприятия.
Разнообразным был и модельный ряд этих танков. Только основных версий танка было пять, из них четыре — с разными типами силовых установок. Вторым по массовости вариантом был M4A4, который, впрочем, самими американцами почти не использовался.
Дитя двигательного голода
То, что оснащать средние танки одним только двигателем Continental R975 не получится, Уильям Кнудсен, глава Производственного управления (Office of Production Management), понимал уже в начале лета 1941 года. Аппетиты американских военных и англичан, которые были главными зарубежными заказчиками американских танков, постоянно росли. В апреле 1941 года планировалось выпускать 1 тысячу танков в месяц, а в июле эта цифра выросла вдвое. При таких аппетитах авиационных двигателей, которыми оснащались Medium Tank M3, попросту не хватило бы.
Летом 1941 года начались поиски альтернативных силовых установок. Первоначально речь шла о двигателях для Medium Tank M3, но уже в начале сентября 1941 года на испытания вышел опытный образец Medium Tank T6, который стал прототипом Medium Tank M4A1. Первые М4, оснащённые двигателями Continental R975, стали сходить с конвейера в феврале 1942 года.
Помощь пришла от автомобильных производителей. Первой справилась с задачей фирма General Motors, которая разработала спаренную версию дизельного двигателя GM 6–71. Мотор, созданный при участии члена Британской военной миссии Карра, запустили в серию как General Motors 6046. Он ставился в машины семейства M4A2. Ещё один мотор, уже бензиновый, был создан силами конструкторов Ford. V-образный 8-цилиндровый двигатель Ford GAA объёмом 18 литров первоначально создавался как авиационный. Его ставили на Medium Tank M4A3. Именно Ford GAA и его модификации стали лучшими американскими танковыми двигателями того времени. Наконец, третий двигатель разработали на Chrysler.
Об этом моторе стоит рассказать подробнее. В отличие от Ford, имевшей авиастроительное подразделение, и General Motors, которая выпускала тяжёлые грузовики, в составе Chrysler Corporation не было предприятий, которые выпускали бы подходящие для средних танков двигатели. Самой тяжёлой продукцией корпорации были 3-тонные грузовики Dodge, оснащённые традиционными для Chrysler рядными 6-цилиндровыми моторами. Их мощность не превышала 100 лошадиных сил.
Под маркой Chrysler же и вовсе выпускались одни легковые автомобили, которые оснащались рядными 6-цилиндровыми моторами семейства Flathead. Один из таких моторов, объёмом 250,6 кубических дюймов (4,11 литра), предназначался для обновлённых версий легковых машин Chrysler S-Royal и Windsor. Как ни странно, именно его и выбрали в качестве основы для создания танкового двигателя.
Можно было бы создать что-то вроде спарки дизельных моторов GM 6–71, но в Chrysler пошли своим путём, тем более что мощности двух моторов для танка всё равно не хватило бы. В одном блоке было соединено сразу пять двигателей, что дало на выходе 30-цилиндровое чудовище. Похожая на звездообразный мотор силовая установка, получившая обозначение Chrysler A57 Multibank, на практике оставалась пятью двигателями. Общего вала у него не было, все пять моторов могли работать независимо. Коленчатые валы передавали мощность на главный вал через шестерёнчатую передачу. Выглядел этот мотор жутковато.
Chrysler A57 Multibank получился очень тяжёлым: полная масса установки, включая систему охлаждения, составляла около 2,5 тонн. Ещё одним недостатком стали размеры. Для пяти автомобильных моторов требовалось либо пять обычных радиаторов, либо один большой. Создатели двигателя выбрали второй вариант. Радиатор получился настолько большим, что по высоте полностью не вписывался в силовое отделение Medium Tank M3. По этой причине на крыше моторного отделения появился специальный выступ, ещё один выступ находился в днище. Перекочевали эти выступы и на Medium Tank M4, оснащённый Chrysler A57 Multibank. Ещё одним недостатком стало то, что крепление вала осталось таким же высоким, как у Continental R975.
Впрочем, у этого чудовища были и сильные стороны. Эта конструкция вполне надёжно работала и имела вполне достаточную для среднего танка мощность — 370 лошадиных сил в нормальном режиме и 425 в максимальном. Наконец, этот мотор мог выпускаться на мощностях фирмы Chrysler, которая с января 1942 года полностью прекратила выпуск легковых автомобилей.
Первым делом двигатель опробовали на переделанном соответствующим образом Medium Tank M3. Испытания проходили с 15 ноября 1941 года, уже в декабре было принято решение стандартизировать танк с таким мотором как Medium Tank M3A4. Всего опытная машина прошла 6,5 тысяч километров. После испытаний мотор пришлось немного доработать, но в целом он показал себя вполне неплохо. Из-за большой силовой установки моторное отделение пришлось немного удлинить, а тележки шасси расставить на большее расстояние. Пилотный экземпляр Medium Tank M3A4 прибыл на Абердинский полигон в феврале 1942 года.
Примерно в это же время было принято решение о выпуске Medium Tank M4 с таким двигателем. Комитет по вооружениям стандартизировал этот танк ещё до постройки первого опытного экземпляра: он получил обозначение Medium Tank M4A4.
Пятый лишний
Пока Детройтский танковый арсенал готовился к серийному производству Medium Tank M3A4, вовсю продолжалась работа по его сменщику. В мае 1942 года, когда были готовы первые пилотные M4A4, век танков семейства M3 подходил к концу. С февраля 1942 года начался выпуск Medium Tank M4A1, а в апреле с конвейера стали сходить первые дизельные M4A2. В июне 1942 года, когда начался выпуск M3A4, на заводе Ford был организован выпуск M4A3. Особого смысла в производстве танка, имеющего заведомо худшие характеристики, уже не было: его начали строить здесь, скорее, в качестве подготовки к началу производства M4A4.
Корпус M4A4 тоже пришлось удлинять с примерно 590 см (такую длину имели корпуса M4 с другими силовыми установками) до 606 см. Удлинялась кормовая часть.
Полная масса танка выросла до 31,6 тонн: M4A4 оказался не самым тяжёлым — M4A2 был на 200 килограмм тяжелее. Также M4A4 имел увеличенные расстояния между тележками. Число траков выросло с 79 до 83, удельное давление на грунт немного уменьшилось. Как показали испытания, машина имела примерно тот же уровень динамических характеристик, что и остальные танки семейства M4. При этом удлинённое моторное отделение и расставленные на большее расстояние тележки позволяют безошибочно отличить M4A4 от других версий.
Успешные испытания быстро открыли танку дорогу в серию. Уже в июле 1942 года Детройтский танковый арсенал начал исполнять заказ по контракту T-2593, собрав до конца месяца два танка с серийными номерами 4805 и 4806.
Первоначально предполагалось выпустить 1400 танков, последний из них был собран в январе 1943 года. Но так вышло, что танков M3A4, которые прекратили выпускать в августе 1942 год, построили 109 штук. Один из этих танков «завис», зато в апреле 1943 года был сдан ещё один, 1401-й M4A4.
Поскольку выпуск M4A4 начался позже M4A1 и M4A2, его конструкция получила ряд усовершенствований. С самого начала А4 не оснащались спаркой курсовых пулемётов, огонь из которых оказался неэффективным. Позже, осенью 1942 года, были ликвидированы смотровые приборы механика-водителя и его помощника. Также M4A4 с самого начала имели башни с установкой перископического прицела позднего образца, введённой с апреля 1942 года. Выпущенные по контракту T-2593 танки имели серийные номера в интервале 4805–6204 и регистрационные номера U.S.A. W-3056615-3058014. Исключением стал тот самый 1401-й танк, имевший серийный номер 56620 и регистрационный номер U.S.A. W-3098786.
Первые Medium Tank M4A4 поступили в Пустынный тренировочный центр в августе 1942 года. Машина оказалась вполне надёжной. Но вот обслуживание таких танков превращалось в сущий кошмар для экипажа. Дело в том, что каждый двигатель имел собственную водяную помпу, а также привод к ней. Несмотря на то, что в кормовой части моторного отделения имелся большой двухстворчатый люк (как на M4 и M4A1), заменить ремни приводов к помпам можно было, только демонтировав мотор. Который, как уже упоминалось, весил 2,5 тонны. Непросто было обслуживать и другие части двигателя. Из-за этого вскоре было принято решение M4A4 на фронт не отправлять, а использовать как учебные машины.
Подобный поворот событий мог привести и к остановке производства, но для M4A4 довольно быстро нашёлся заказчик — британская армия. Англичане активно использовали M4A4. Почему же танк, от которого американские военные отказались, пришёлся англичанам ко двору? Причиной стала надёжность. По английским данным, поступившим в Главное бронетанковое управление Красной армии (ГБТУ КА), M4A4, обозначавшийся англичанами как Sherman V, оказался самым надёжным из танков семейства М4. В то время, как для Sherman III (M4A2) дистанция пробега до капитального ремонта составляла 3200 километров, у Sherman V этот показатель составил 4000 километров. Это и объясняет, почему англичане не испугались трудностей с обслуживанием Chrysler A57 Multibank.
В ноябре 1942 года начался выпуск второй партии M4A4. Некоторое время производство по контрактам T-2593 и новому T-3333 велось параллельно. В декабре 1942 года Детройтский танковый арсенал выпустил рекордное количество танков — 907 штук. Это абсолютный рекорд в истории мирового танкостроения: второе место занимает советский завод №183, который также в декабре 1942 года сдал 758 Т-34. В дальнейшем Детройтский танковый арсенал выпускал, в среднем, 600–650 танков в месяц.
Ещё один рекорд связан с самим контрактом T-3333. Он оказался самым большим по объёму заказанных машин — 4000 единиц. Основная масса этих танков была построена до конца мая 1943 года, последние машины были сданы в июле 1943 года. Первоначально танки по обоим контрактам не отличались друг от друга. Лишь в марте 1943 года появилось существенное изменение в виде новой орудийной установки M34A1. От M34 она отличалась телескопическим прицелом, до того наводчик пользовался только перископическим прицелом. M4A4, которые построили по второму контракту, получили серийные номера 16555–20554 и регистрационные номера U.S.A. W в интервале 3029082–3031158.
Третий производственный контракт, T-3603, начал выполняться Детройтским танковым арсеналом с мая 1943 года. Предполагалось, что по нему будет построено 3350 танков. С первого же танка третьей серии (серийный номер 20555) было введено важное изменение. Вместо пяти водяных помп теперь ставилась одна, что заметно облегчило работу механиков. Ещё одним нововведением стало появление бортовых экранов, защищающих укладки в надгусеничных полках. Экраны стали устанавливать с августа 1943 года, позже они появились и на некоторых танках, которые проходили модернизацию. Также появились экраны на выступах под люки механика-водителя и его помощника.
Звезда M4A4 стала закатываться к осени 1943 года. Вместо 3350 танков, заказанных по контракту T-3603, было построено 2098 машин. Они получили серийные номера в интервалах 20555–22631 и 22632–22652, а также регистрационные номера U.S.A. W-3029082–3031158 и 3031162–3031182. Последний, 21-й танк сентябрьского выпуска, сдали 10 числа, арсенал готовился к выпуску Medium Tank M4A6. Впрочем, Детройт покинуло всего 75 таких танков. Вместо них на Детройтском танковом арсенале стали выпускать Medium Tank M4.
Таким образом, M4A4 оказался первым из танков семейства M4, чьё производство полностью прекратилось. Столь ранний «уход» из серии стал причиной того, что на эти машины не получили ни «мокрой» укладки, ни монолитного корпуса трансмиссионного блока, ни других улучшений, включая башню с 76-мм орудием. Тем не менее из «обычных» M4 танк со странным мотором оказался вторым по массовости — их построили 7499 штук.
Как уже упоминалось, в американской армии M4A4 использовался только как учебный танк. Из 7499 танков американцы оставили себе всего 56 штук. Львиная доля, 7167 машин, ушла в английскую армию. Ещё 274 машины ушли в другие страны, в основном французам. И два M4A4 отправились в Советский Союз. О них поговорим поподробнее.
Кто-то слишком много ест
Впервые о производстве Medium Tank M4A4 советские военные узнали осенью 1942 года. В период с 3 по 5 сентября 1942 года на Детройтском танковом арсенале побывала группа советских специалистов, в которую входили подполковник Демьяненко, инженеры Прищепенко и Сорвин. Последний составил подробный доклад о поездке. Этот документ содержит крайне интересные данные о причинах появления Chrysler A57 Multibank. Как стало известно от американцев, у дизельного двигателя General Motors 6-71 нашлись дополнительные заказчики. Во-первых, это были английские и канадские танкостроители (моторы ставились на танки Valentine). Во-вторых, большой заказ на судовую версию GM 6-71 (Gray Marine 6-71) поступил от американского флота. Поэтому и понадобился ещё один мотор для танков, которым и стал Chrysler A57 Multibank.
Танковые двигатели Chrysler были продемонстрированы советским специалистам в работе. Один из них к тому моменту непрерывно работал 300 часов, второй — 400 часов. В ходе эксплуатации моторы Chrysler A57 Multibank продемонстрировали высокую живучесть. Также американцы показали производственные мощности Детройтского танкового арсенала, советскую делегацию сопровождал директор завода. Предполагалось, что в декабре 1942 года будет собрана 1000 танков, и хотя до такой цифры завод не добрался, но, как уже упоминалось, мировой рекорд он всё же смог установить.
Сорвин дал оценку M4A4 как равноценному M4A2 танку, который при этом выглядел куда выгоднее, чем Medium Tank M3. Отмечалось, что двигатель Chrysler A57 Multibank использовал низкооктановый бензин и имел водяное охлаждение, что выгодно отличало его от M3: тот имел авиационный мотор воздушного охлаждения, требующий высокооктановый бензин.
В ГБТУ КА американской разработкой заинтересовались. Безусловно, более интересным считался M4A2 с дизельным двигателем. Но эти машины поставлялись с перебоями: за 1942 год в СССР пришло всего 36 таких танков, а за первые полгода 1943 года — ещё 173 штуки. Это было связано с тем, что M4A2 поступали в американскую и английскую армии. Кроме того, объёмы их производства ограничивались дефицитом двигателей. В этих условиях M4A4, выпускавшийся в огромных количествах, мог стать альтернативой, по крайней мере, до тех пор, пока M4A2 не станут поступать в СССР в больших количествах.
Первые M4A4 могли появиться в СССР уже весной 1943 года. Впрочем, в ГБТУ КА к этому времени осторожнее подходили к вопросу поставок. В начале 1943 года наши военные «завернули» предложение англичан о поставках Crusader III (их собирались отправлять уже с марта 1943 года). А в случае с M4A4 впервые решено было заказать пробную партию из нескольких танков, после испытаний которых можно было бы принять решение о дальнейших поставках.
Пробная партия M4A4 из двух машин прибыла в СССР через Иран в конце мая 1943 года. Это были танки с регистрационными номерами U.S.A. W-3057484 и 3057449, построенные в октябре 1942 года. Машины отличались от M4A2 не только двигателями. Танки оснащались не резино-металлическими траками T41, а металлическими T54E1 с шевронными грунтозацепами. На M4A4 использовался гидроэлектрический механизм поворота башни, тогда как на ранее поступавших M4A2 применялся гидравлический механизм.
Оба танка были отправлены на НИБТ Полигон в подмосковную Кубинку. 13 июня, спустя 2 недели после прибытия в СССР, танк с регистрационным номером U.S.A. W-3057484 отправился на полигонные испытания. Была составлена обширная программа испытаний. Танку предстояло пройти 2 тысячи километров, из которых 500 по шоссе, 1000 по просёлочной дороге и 500 по целине. Также планировалось испытать вооружение и определить степень удобства для работы экипажа. Поскольку танк имел новый тип траков с развитыми грунтозацепами, предполагалось определить эффективность их работы.
К началу испытаний танк уже прошёл 202 километра. На ходовых испытаниях он прошёл ещё 1850 километров, из них 1296 километров по просёлку и 564 по шоссе различного типа. Начались испытания 13 июня, закончились 18 августа. 1850 километров танк преодолел за 15 дней, остальное время пришлось на простои, связанные с отсутствием запчастей. На испытаниях использовался отечественный бензин Б-70 с добавлением авиационной присадки Р-9, а также отечественное авиационное масло МК.
Вооружение испытывалось ограниченно: стрельбу из пулемётов не проводили, а из 75-мм пушки произвели всего 82 выстрела. Скорострельность при стрельбе с места оказалась ниже (12–16 выстрелов в минуту у M4A4 против 20 выстрелов в минуту у M4A2). Объясняется это тем, что стрельба из орудия M4A2 проводилась весной, когда поднималось меньше пыли при выстреле. Стрельба с хода дала одинаковую скорострельность — 5 выстрелов в минуту с гироскопическим стабилизатором и 3,8 выстрела в минуту без него. Отмечалось, что при стрельбе со стабилизатором удавалось добиться до 80% попаданий, а без него точность снижалась до 50%. Гидроэлектрический механизм поворота башни оказался более удачным, чем гидравлический привод. Общим недостатком вооружения была плохая нарезка шкал прицела.
На ходовых испытаниях максимальная скорость танка с бензиновым двигателем составила 40,3 км/ч. Это оказалось существенно ниже M4A2, который на мерном отрезке показал максимальную скорость 50 км/ч. Средняя скорость чистого движения M4A4 по шоссе составила 33 км/ч, у M4A2 этот же показатель составил 39,7 км/ч.
Важным параметром был и расход топлива. Тут бензиновый двигатель показал себя во всей красе. В то время как спарка дизельных двигателей расходовала 167 литров на 100 километров (что значительно ниже, чем, например, у Pz.Kpfw.III Ausf.H), танк с Chrysler A57 Multibank пожирал 309 литров на 100 километров. Это было даже больше, чем у Medium Tank M3.
Не меньшие сюрпризы ждали испытателей и на просёлочной дороге. Средняя скорость M4A4 в таких условиях составила 16,5 км/ч (у M4A2 20,1 км/ч). Что ещё хуже, расход горючего увеличился до 509 литров на 100 километров. Даже прожорливый M3 потреблял не так много — 441 литр на 100 километров, а M4A2 расходовал вдвое меньше топлива — 246 литров на 100 километров. С учётом того, каким был расход у того же M3 на бездорожье, можно представить, сколько топлива пожирал M4A4 в тех же условиях.
С прожорливостью на уровне тяжёлого танка M4A4 был не интересен советским военным. На одной заправке M4A4 мог преодолеть 182 километра по шоссе и 115 по просёлку, у M4A2 те же показатели составляли 310 и 210 километров. Кроме того, подверглась критике конструкция 30-цилиндрового мотора: он получился слишком сложным и неудобным в обслуживании. Единственным плюсом Chrysler A57 Multibank стала его надёжность: в ходе испытаний нареканий к его работе не было, имевшие место неисправности были связаны с работой ходовой части и масляным фильтром. В отличие от бензина, масла двигатель потреблял немного — всего 2 литра за 118 часов работы.
Последним пунктом испытаний стало преодоление подъёмов и косогоров. Максимальный угол подъёма составил 27 градусов, после чего начинали буксовать гусеничные ленты. Отмечалось, что мощности двигателя хватает для преодоления и более крутого подъёма. Предельным уровнем крена стали 26 градусов. Отмечалось, что металлические траки с шевронными грунтозацепами работают лучше, чем резинометаллические траки, которые использовались на M4A2. Впрочем, в более поздних поставках в СССР приходили M4A2 с траками T54, T47 с иным типом грунтозацепов и очень похожие на них T49.
По итогам испытаний танк M4A4 с бензиновым двигателем забраковали. Слишком прожорливый и сложный, Chrysler A57 Multibank не был интересен советским военным. Уже к концу 1943 года ситуация с поставками M4A2 начала выправляться, до конца года в СССР поступил 471 такой танк. До наших дней сохранился один из двух «советских» M4A4. Машина с регистрационным номером U.S.A. W-3057449 ныне находится в парке «Патриот» — пройдя по ссылке, можно ознакомиться с ее детальным фотообзором.
Источники:
- Материалы NARA
- http://the.shadock.free.fr/sherman_minutia
- Материалы ЦАМО РФ
- Sherman: A History of the American Medium Tank, R.P. Hunnicutt, Presidio Press, 1994
- Фотоархив автора
Комментарии к данной статье отключены.