Бронепоезда стали применять еще со времен Гражданской войны в США, когда пушки размещали на железнодорожные платформы. Обычно в состав бронепоезда входили бронированный локомотив (бронепаровоз или бронетепловоз), несколько броневагонов (броневых площадок) со стрелковым, артиллерийским, зенитным вооружением (чаще всего вооружение комбинируется), от двух до четырех контрольных платформ (платформ прикрытия). Их основным вооружением были, как правило, орудия калибром 76 мм.
Бронепоезда активно применялись в годы Первой мировой войны, в Гражданской войне на территории России. Накануне Великой Отечественной войны все бронепоезда Красной армии состояли на вооружении автобронетанковых войск. Всего в годы Великой Отечественной войны в боях участвовало более 200 бронепоездов Красной армии. Они являлись важным оружием прежде всего для охраны железнодорожных путей Советского Союза – одного из основных средств для транспортировки, переброски войск. Именно железнодорожными путями были эвакуированы самые важные промышленные предприятия Союза. Бронепоезда могли эффективно бороться с немецкой бронетехникой, авиацией, отрядами парашютных войск Вермахта. Как сильные стороны (мощное вооружение, мобильность), бронепоезда имели и слабости:
1) уничтожив локомотив, неприятель мог расстреливать весь состав как неподвижную мишень;
2) авиация противника, разбив железнодорожные пути, фактически блокировала бронепоезд.
«Наш командир был фронтовиком, и он начал собирать своих ребят. Тут к нам подбегает офицер с бронепоезда, он не смог бронепоезд вывезти, потому что его загнали туда, где вторых путей нет. Его-то «рама» и сфотографировала, а потом немцы разбомбили, а нас они не заметили, мы в кукурузе и конопле замаскировались», – вспоминает ветеран Алексей Архипов.
Приведу одни из самых ярких страниц боев с участием бронепоездов Красной армии с войсками Вермахта.
26 июня 1941 г. бронепоезд №331 в боях за г. Острог уничтожил свыше 150 солдат и офицеров Вермахта, 5 бронемашин, два танка.
Бронепоезд №15 в боях 13–31 июля 1941 г. в районе Коростеня, Новоград-Волынского, Житомира уничтожил 4 танка, 8 артиллерийских орудий. 31 сентября 1942 г. в бой с 80 немецкими танками и полком пехоты за станцию Ардон вступил бронепоезд под командованием капитана П. Фандея. Немецкие войска вызвали на помощь авиацию, которая сумела разбить бронепоезд. В яростном бою бронепоезд подбил 22 немецких танка, 5 бронетранспортеров. 11 октября 1942 г. поезда 42-го ОДБП в боях уничтожили 14 танков, 7 минометов, 9 орудий и около 300 бойцов Вермахта.
21 февраля 1942 года в Горьком был сформирован 31-й отдельный особый Горьковский дивизион бронепоездов. Это был первый в мире дивизион броневых поездов, который вскоре после сформирования получил на вооружение реактивную артиллерию в виде пусковых установок для реактивных снарядов М-13. Именно из-за этого дивизион получил в свое наименование прилагательное «особый». В состав дивизиона входили горьковский и муромский бронепоезда «Козьма Минин» и «Илья Муромец», черный паровоз С-179, бронедрезина БД-39, а также специальные вагоны: штабной, медпункт, мастерская, кухня-баня и жилые. Особенностью бронепоездов дивизиона являлось использование реактивной артиллерии и орудий, размещенных в танковых башнях. В действующей армии дивизион находился с 1 мая 1942 года по 9 мая 1945 года, пройдя путь от Волги до Берлина. На его счету уничтоженный немецкий бронепоезд «Адольф Гитлер», 42 артиллерийско-минометные батареи, 24 отдельных орудия, 14 дзотов, 94 пулеметные точки, 15 немецких самолетов. Дивизион был награжден орденом Александра Невского, получив наименование 31-й отдельный особый Горьковско-Варшавский ордена Александра Невского дивизион бронепоездов.
В годы Великой Отечественной войны по разным причинам было потеряно около 89 бронепоездов, погибло 1082 солдата и более 100 офицеров из состава экипажей бронепоездов. Но и бронепоезда сумели хорошенько «насолить» Вермахту. В 1941–1945 гг. бронепоезда уничтожили около 370 танков, 344 орудия и миномета, 840 пулеметов, 115 самолетов, более 700 автомашин.
Комментарии к данной статье отключены.