25 марта пресс-служба Президента Украины сообщила о том, что в аэропорт «Борисполь» прибыл транспортный самолет ВВС США с первой партией американских бронированных автомобилей HMMWV. Поставка осуществлена в рамках решения правительства Соединенных Штатов об оказании Украине безвозмездной военно-технической помощи оборонного характера на сумму 73 миллиона долларов США. Первая партия состоит из десяти машин, восемь из которых поступят в распоряжение десантных частей Вооруженных сил Украины (ВСУ), а еще две будут переданы специальным подразделениям Службы безопасности (СБУ).
До начала апреля текущего года в Украину прибудут еще две партии по десять бронемашин HMMWV, а всего до начала мая планируется поставить 230 единиц, 30 из которых имеют усиленное бронирование. После прохождения таможенных процедур Петр Порошенко лично осмотрел прибывшие машины и провел небольшой тест-драйв одной из них. Выступив перед присутствующими, Порошенко сообщил о том, что американские машины будут доукомплектованы украинским оборудованием, в том числе, боевыми модулями с противотанковыми ракетными установками.
Наименование машины HMMWV (читается как «Хамви») означает High Mobility Multipurpose Wheeled Vehicle и переводится как «высокоподвижное многоцелевое колесное транспортное средство». Производителем «Хамви» является американская компания AM General. Гражданская версия этого внедорожника называется Hummer («Хаммер») и с 1999 года производится по лицензии концерном General Motors. В Украине гражданские «хаммеры» продаются по ценам от 30 тысяч долларов США.
В настоящее время «Хамви» является основным легким бронеавтомобилем американской армии и выпускается более чем в двадцати модификациях. Выпускаемые варианты отличаются компоновкой и оборудованием – от самой простой базовой модели открытого военного грузовика до санитарной машины. Так, вариант М-966 оборудован тяжелым противотанковым ракетным комплексом TOW (дальность поражения цели – до 4,5 км, пробивает до 90 миллиметров брони), а модель M-998 Avenger является мобильной ракетной установкой с зенитными ракетами «Стингер» (способна поражать цели на высоте до 4 километров). Кроме того, существует несколько модификаций «Хамви» для радиотехнических войск, которые оснащены телескопическими антеннами связи и радиолокационными «тарелками» .
Машина с колесной формулой 4х4 и габаритами 4600/2100/1800 миллиметров (длина/ширина/высота) весит более четырех с половиной тонн и может развивать скорость до 113 км/ч. Дизельный двигатель мощностью 160 л. с. потребляет до 23 литров топлива на 100 километров пробега, при этом объем топливного бака позволяет пройти около 500 километров на одной заправке .
С момента старта серийного производства в 1984 году автомобиль HMMWV подвергается постоянной модернизации. Сегодня насчитывается уже три поколения машины, отмеченные соответствующей фирменной маркировкой: от М-996 до М-1097А1 – первое поколение; от М-1097А2 – второе поколение; от М-1152 – третье поколение. С момента начала производства «Хамви» компания AM General выпуcтила более 280 тысяч единиц этой машины.
Рама автомобиля изготовлена из устойчивых к коррозии упрочненных алюминиевых сплавов, а его салон вмещает от двух до пяти человек, обеспечивая им круговую противопульную защиту. Машина может нести наружные наборы дополнительной брони различных уровней защиты, при этом самые надежные из них увеличивают вес джипа на 550-750 килограммов.
В 2009 году испытательный центр Харьковского политехнического института проводил проверку прочности брони автомобиля HMMWV бронебойными пулями калибра 7,62 миллиметров. В ходе испытаний была установлена гарантированная пробиваемость лобового бронестекла с дистанции до 300 метров (гарантированная непробиваемость – с расстояния 600 метров), а боковой двери – с расстояния менее 50 метров (использовались бронебойно-зажигательные пули калибра 7,62 миллиметров).
К заметным недостаткам машины относится и сравнительно слабая противоминная защита. Некоторые специалисты по вооружениям склонны относить HMMWV к автомобилям повышенной проходимости класса «джип» и не считают его полноценным военным бронеавтомобилем, указывая на его недостаточную бронезащиту.
Украинские военные уже имеют некоторый опыт работы с автомобилями этой марки – несколько единиц ранее были поставлены в миротворческие подразделения ВСУ. Представители ВСУ отмечают, что низкое качество топлива негативно сказывается на работе топливной системы и требует замены фильтров и чистки двигателя примерно после 4000 километров пробега. Кроме того, техническое обслуживание HMMWV затруднено в связи с дефицитом в стране запасных частей для них. И хотя в целом о «Хамви» поступают положительные отзывы как об автомобиле скоростном, надежном и эффективном, возлагать на него излишние надежды как на непробиваемый броневик или гусеничный транспортер специалисты не рекомендуют.
Ранее украинская армия уже получала бронемашины иностранного производства. Так, в 2014 году Министерство обороны Украины закупило в Великобритании 75 единиц бывших в употреблении и восстановленных колесных бронеавтомобилей «Саксон», первая партия которых уже поступила на вооружение ВСУ. При этом многие украинские эксперты настойчиво высказывают мнение о нецелесообразности приобретения иностранных военных автомобилей. По словам Максима Глущенко, бывшего заместителя директора концерна «Укроборонпром», при наличии должного финансирования украинская промышленность способна самостоятельно выпускать любые транспортные средства военного назначения (от легких патрульных джипов до танков и тяжелых бронетранспортеров). Сегодня украинские производители предлагают главному военному ведомству страны такие бронемашины как «Раптор», «Козак», «Махно», «Кугуар», «Спартан», «Шрек», «Фиона» и другие. Кроме того, проектными организациями и группами специалистов-волонтеров разрабатываются новые перспективные проекты с учетом опыта боевых действий и пожеланий, полученных от военных.
Комментарии к данной статье отключены.