Советские авиационные полки дальних разведчиков Резерва Главнокомандования комплектовались опытными экипажами, способными найти выход практически из любой сложной ситуации. Однако им противостоял опытный и беспощадный противник, который не прощал ошибок. Ниже речь пойдёт об одном из таких вылетов, когда в небе над столицей Украины экипаж советского разведчика столкнулся с немецкими асами, и ему не смогло помочь даже сильное собственное истребительное прикрытие.
После предпринятых 21–22 октября 1943 года безуспешных попыток прорваться на оперативный простор с Букринского плацдарма и выйти к Киеву с юга командование 1-го Украинского фронта получило от Ставки распоряжение скрытно для противника перебросить главные силы – прежде всего, 3-ю гвардейскую танковую армию – на Лютежский плацдарм, захваченный советскими войсками севернее украинской столицы. Чтобы усилить действующую там 38-ю армию, в её состав передавалась большая часть подразделений 47-й армии. По замыслу командования, с этого плацдарма немцы не должны были ожидать главного удара.
Одновременно велась усиленная разведка немецких позиций в этом районе. Из состава поддерживающей войска фронта 2-й воздушной армии эту задачу выполняли штатные разведчики из 50-го орап, а также эпизодически истребительные полки. Кроме того, над позициями противника появлялись экипажи особого соединения — 98-го отдельного гвардейского авиаполка дальней разведки Резерва Главного Командования КА.
98-й гвардейский
4-й отдельный дальнеразведывательный полк ГК КА (с июня 1943 года 98-й гвардейский) был сформирован к маю 1942 года на базе 215-й отдельной дальнеразведывательной авиаэскадрильи. В разное время и разными силами экипажи полка действовали на Северо-Западном, Воронежском, Донском, Юго-Западном и Центральном фронтах. В «Боевом пути 4-го одрап в Отечественной войне» сказано, что полк в разные периоды «вёл разведку по всему театру войны от Балтийского до Черного моря». Изначально подразделение эксплуатировало самолеты Пе-2 и Пе-3. Позднее одна эскадрилья получила на вооружение американские «Аэрокобры». Основные потери части пришлись первый период действия полка в 1942 году. Позднее, по мере получения боевого опыта и завоевания господства в воздухе советской авиацией они стали происходить всё реже.
В небе Киева и района украинской столицы полк стал работать с сентября 1943 года, доставляя командованию ценные сведения о вражеских тылах. Разумеется, противник не раз пытался отвадить непрошеных гостей. Нередко на перехват разведчиков вылетали действующие в этом районе «Фокке-Вульфы» из состава II./JG 54. Так, 6 октября из семи отправившихся в тыл врага экипажей из-за атак вражеских истребителей задание не выполнили сразу три. Через день ещё две «Пешки» подвергались атакам пар ФВ-190, но также благополучно сумели вернуться на базу. Во всех этих случаях от истребителей удавалось уйти пикированием.
Порой разведчикам доставалось от «дружественного огня» — так, 12 октября один Пе-2 был атакован и зажжён парой Ла-5 из 907-го ИАП ПВО над своей территорией в районе Нежина, в результате чего погиб штурман экипажа, а получившие ожоги лётчик и стрелок-радист спаслись на парашютах. Конечно, этот случай был скорее исключением, и лётчики ПВО чаще всего вовремя опознавали свои самолёты.
Группа II./JG 54
Стоит сказать об одном из главных противников наших лётчиков в боях за Киев, 2-й группе 54-й истребительной эскадры. Пилоты из данной группы «Зеленого сердца», как именовали эскадру за соответствующую эмблему, успешно сражалась на советско-германском фронте с первого дня войны. Авиаторам данного соединения пришлось действовать, главным образом, против советского Северо-Западного фронта. Также подразделение приняло активное участие в битве на Курской дуге.
Среди немецких лётчиков, сражавшихся в составе группы в конце октября 1943 года, выделялось несколько особенно результативных. Так, командир подразделения, ветеран «Битвы за Британию» и боёв в северной Африке гауптман Эрих Рудорффер (Erich Rudorffer) имел на своем счету 106 побед. В 126 воздушных схватках выходил победителем командир 6-го отряда обер-лейтенант Хорст Адемайт (Horst Ademeit). Ближе к концу октября перешагнул рубеж в 100 сбитых противников обер-фельдфебель Альбин Вольф (Albin Wolf) из того же штаффеля. Активно набирал очки командир 5-го отряда лейтенант Эмиль Ланг (Emil Lang), приближавшийся к своей сотой победе. Десятки сбитых имели на своём счету ещё несколько лётчиков подразделения. Несмотря на то, что порой «эксперты» завышали свои результаты, это были опаснейшие противники, которые действовали агрессивно и в любой момент могли преподнести неприятный сюрприз. Одним из таких стал случай в небе практически над самим Киевом.
28 октября 1943 года
В этот не особо примечательный день на земле Киевщины активных боевых действий не велось. Лишь в полосе 60-й армии к северу от столицы Украины противник при поддержке танков трижды переходил в атаки на советские позиции в районе посёлка Ясногородка. Несмотря на то, что вражеские атаки поддерживались бомбардировочной авиацией, все они были отражены частями 30-го стрелкового корпуса 60-й армии. В целом же, на большом участке фронта севернее и южнее Киева царило затишье – немцы укрепляли оборону, а советские войска продолжали подготовку к решающему наступлению.
В воздухе, помимо ударов «Юнкерсов» по позициям войск 60-й и 38-й армий, противник также активности не проявлял. Советские наблюдатели отметили за сутки пролёт немногим более 200 вражеских машин. 2-я ВА действовала днём ещё более скромными силами, совершив всего 83 самолётовылета. Большая часть была на счету авиаторов 5-го ИАК, которые прикрывали свои войска и сопровождали разведчиков. И хотя 8-я гв.иад и 256-я иад провели всего по одному воздушному бою, одна их схваток оставила ощущение сильной пощёчины.
В 13:10 с аэродрома Прилуки, где располагался 98-й гв.оапдр, взлетел Пе-2 с бортовым номером «2». За штурвалом сидел опытный лётчик старший лейтенант Г.З. Самуйленко, штурманом был старший лейтенант С.Т. Крапивников, в роли стрелка-радиста летел старший сержант Ю.В. Бельский. Основной задачей экипажа было фотографирование района севернее и северо-западнее Киева.
Спустя примерно 20 минут в воздух с аэродрома Борисполь поднялась шестёрка Ла-5 из 41-го гв.иап, которая должна была сопровождать «Пешку» в заданный район и обратно. Ведущим шёл командир 2-й эскадрильи капитан А.С. Куманичкин, опытный лётчик-истребитель, который к этому моменту имел на своём счету 15 личных побед и 2 в группе (согласно наградным, 18+1). Две другие пары «Лавочкиных» вели также результативные и закаленные битвой на Курской дуге старший лейтенант В.И. Сахаров и младший лейтенант М.И. Арсеньев. Для, в целом, спокойной обстановки в этот день такой наряд прикрытия должен был оказаться вполне достаточным. Однако опытные немцы уже ждали гостей.
На перехват советского соединения вылетели несколько пар «Фокке-Вульфов» из 6./JG 54 во главе с обер-фельдфебелем Вольфом. Последние месяцы были для этого пилота особенно результативными. Так, в августе он записал на свой счёт 39 сбитых самолётов. В изобилующем меньшими событиями сентябре его жертвами стали, по немецким данным, минимум 19 краснозвёздных машин. Одну из пар в этом вылете вёл молодой «эксперт» унтер-офицер Хуго Брох (Hugo Broch), ещё в середине сентября перешагнувший планку в 30 сбитых вражеских самолётов. Уверенности в себе таким асам было не занимать, а умение вести агрессивный бой они выработали в себе давно.
Далее события развивались стремительно. Подойдя к району посёлка Выгуровщина (сейчас часть города Киев), советские лётчики встретили выше себя четвёрку «Фокке-Вульфов». Куманичкин приказал старшему лейтенанту Сахарову звеном набрать высоту и связать боем противника, а сам продолжал сопровождать «Пешку».
Однако наша сковывающая четвёрка Сахарова распалась, вела бой по отдельности и потеряла взаимодействие. В результате немцам удалось сбить младшего лейтенанта С.Н. Юсупова, который шёл ведомым у младшего лейтенанта Арсеньева. К сожалению, «Лавочкин» вместе с молодым лётчиком рухнул в 6 километрах западнее посёлка Дударково. Судя по месту падения, ведя трудную схватку, наши лётчики стремились оттянуть противника на советскую территорию ближе к своим аэродромам.
Вскоре Сахаров заметил, что два ФВ-190 вышли из боя и устремились в погоню за Пе-2, который снижался в район села Приорка (сейчас также часть города Киев). Подвергнувшись соблазну погнаться за ними, Сахаров допустил ошибку, поскольку его пара сама попала под удар двух других «фоккеров». В результате Сахаров больше не видел своего ведомого младшего лейтенанта В.И. Кислякова, который с тех числится пропавшим без вести.
Тем временем, продолжая прикрывать разведчика, пара Куманичкина в районе посёлка Беличи (сейчас также часть города Киев) заметила двух ФВ-190. Пока ведущий оценивал обстановку, два других немца зашли в хвост этой паре «Лавочкиных». Отбивая атаку от ведомого и осознав, что дело принимает слишком опасный оборот, Куманичкин передал экипажу разведчика: «Сматывайся, сзади «фоккера»». К сожалению, экипаж «Пешки» по какой-то причине всё ещё не видел угрожающей ему опасности. Только после повторного приказа Куманичина разведчик начал делать разворот со снижением. Однако было уже поздно, поскольку на Пе-2 уже нацелилась пара обер-фельдфебеля Вольфа. Увы, не удалось Куманичкину и сберечь своего ведомого – после атаки немца Ла-5 младшего лейтенанта Ф.И. Шапилова вошёл в спираль, из которой уже не вышел. Вскоре к месту неудачного боя подошёл Сахаров, который пристроился к Куманичкину, и оба «Лавочкина», больше не наблюдая в воздухе Пе-2 и противников, взяли курс на свой аэродром. В одиночестве вернулся и младший лейтенант Арсеньев.
Итог боя и последствия
Результат боя не принёс советским авиаторам положительных эмоций – немцы не только сумели сорвать выполнение задания по разведке, но и нанесли своим противникам тяжёлые потери, фактически разгромив советскую группу – не вернулся из вылета Пе-2, а все трое ведущих пар истребителей потеряли своих ведомых. Вероятно, желая оправдать такие высокие потери и невыполнение задание, вернувшиеся лётчики в итоге оценили количество ФВ-190 в дюжину машин. По всей видимости, немцев в действительности было не более 6-8. Так, пара Вольфа приняла участие в бою с четвёркой Сахарова, а потом догнала Пе-2 и пару Куманичкина с печальным для последних исходом.
Судя по сохранившимся данным, из состава экипажа «Пешки» этот вылет пережил лишь командир экипажа старший лейтенант Георгий Самуйленко. Лётчик попал в плен, из которого был освобожден в конце войны. Это был действительно опытный пилот, начавший войну ещё в августе 1941 года в бомбардировочной авиации, откуда в мае 1942 года был переведен в 4-й одрап ГК. Уже к апрелю 1943 года на его счету было более двух десятков успешных вылетов на разведку. За эти и предыдущие заслуги он в мае того же года был награжден орденом Красного Знамени. За месяц до трагического вылета он был удостоен второй такой же награды, при этом на его счету было уже более полусотни вылетов в тыл врага.
Не менее закаленным в боях был и штурман Сергей Крапивников, который начал сражаться с врагом с первого дня войны. Он также пришёл в полк из бомбардировочной авиации, и к октябрю 1943 года его грудь украшали три ордена – «Красная Звезда», «Красное Знамя» и «Отечественная война I степени». К слову, это была не первая встреча данного экипажа с немецкими истребителями в районе Киева. Так, 14 октября в районе посёлка Дымер пара ФВ-190 атаковала Пе-2 Самуйленко и заставила его пикированием до бреющего полета уйти на свою территорию, не выполнив задание.
Из-за потери разведчика вместе опытным экипажем и трёх Ла-5 своей группы комэску Куманичкину пришлось в тот же день писать объяснительную записку. Также довелось отчитываться за неудачный бой его звена с «Фокке-Вульфами» заместителю командира эскадрильи Сахарову. В их докладах чувствовалось желание описать ситуацию так, чтобы убедить командование в стремлении обоих выполнить задание и любой ценой спасти разведчика, чего, к сожалению, сделать не удалось.
Казалось бы, что и упрекнуть истребителей-гвардейцев было не в чем – они действовали по обстановке, почти не совершив непростительных ошибок. Однако результат был «на табло» – 4:0 в пользу асов противника. Напрашивается вопрос, а можно было бы избежать такого печального итога? Возможно, если бы шестёрка Ла-5 вступила в бой с «Фокке-Вульфами» сразу всей группой, то под руководством опытного Куманичкина они сумели бы достойно провести схватку без потерь. В случае принятия такого решения комэск мог сразу отдать приказ разведчику уходить пикированием на свою территорию, что чаще всего и спасало экипажи «Пешек», действовавших даже без истребительного прикрытия. Однако наши лётчики не сразу поняли, что в этот раз им противостоял такой сильный противник, что и привело к трагическим последствиям.
В отчёте 8-й гв.иад за октябрь 1943 года этот вылет отмечен как пример неудачного взаимодействия с другими родами авиации:
«28.10.1943 группа 6 Ла-5 41-го гв.иап, ведущий командир эскадрильи гвардии капитан Куманичкин, сопровождала Пе-2 на фотографирование района севернее Киева. Несмотря на то, что экипажи на земле договорились о порядке совместных действий, всё же группа прикрытия не сумела организовать боевой порядок таким образом, чтобы исключить потери при выполнении этой задачи. В воздушном бою с превосходящими силами истребителей противника потеряно три истребителя и не вернулся с боевого задания Пе-2. Это говорит о том, что командирам всех степеней надо уделять большое внимание совместным действиям и организации взаимодействия».
Несмотря на неудачный вылет комэска уже 4 ноября недавно назначенный командиром 41-го гв.иап капитан А.Г. Павлов подписал наградной лист на присвоение Куманичкину звания Героя Советского Союза. Указ о награждении вышел в апреле 1944 года. В целом грамотные действия ведущего по прикрытию разведчика не бросили тень на его репутацию. По всей видимости, в штабе полка и дивизии сочли ошибочными действия самого экипажа «Пешки», который не сразу выполнил приказ на уход на свою территорию, что имело печальные последствия.
Наиболее вероятной причиной высоких потерь самих истребителей стал недостаточный опыт большей части лётчиков группы — все трое погибших были молодыми пилотами. Лишь Кисляков и Шапилов успели незадолго до этого в тех же боях под Киевом записать на свой счёт по одной победе. Разумеется, в потере Кислякова не последнюю роль сыграло принятое Сахаровым решение догнать пару ФВ-190, не оценив обстановку в целом. Возможно, своё слово сказала плохая слетанность пар, что при встрече с такими опытными асами как Вольф и Брох было в прямом смысле этого выражения смерти подобно.
О победителях и проигравших
Немцы почти не завысили свой результат, заявив в промежуток 14:06-14:18 по Москве пять сбитых самолетов: обер-фельдфебель Вольф (по одному Ла-5 и Пе-2), унтер-офицер Брох (по одному Ла-5 и Ил-2) и унтер-офицер Нёльке (Hans-Julius Nölke, один Ла-5). Относительно заявленного Брохом Ил-2 можно с уверенностью сказать, что в немецкие документы закралась ошибка, и на самом деле это также был Ла-5. Из состава всей 2-й ВА в этот работал всего один Ил-2, вылет которого пришёлся на совсем другое время, да и в бою не участвовал. Району заявки Броха на ошибочно указанный в сводке Ил-2 больше всего соответствует район падения Ла-5 Юсупова. Интересно, что это был не единственный за карьеру Броха неправильно приписанный ему тип самолёта. Так, уже на следующий день в районе Борисполя он внезапной атакой сбил набирающий высоту после взлёта Ла-5 из 40-го гв.иап, при этом официально ему засчитали Як-9, который по всем параметрам трудно было спутать с «Лавочкиным», тем более, в спокойной обстановке.
Для Вольфа сбитые самолёты стали 103-й и 104-й победами, Брох отпраздновал свой 35-й и 36-й успех, для Нёльке это был третий и последний в карьере сбитый самолёт. Судя по району и времени заявок на сбитые Ла-5 (и ошибочно указанный Ил-2), Вольф, помимо Пе-2, сбил ведомого Куманичкина младшего лейтенанта Ф.И. Шапилова, Брох расправился с «Лавочкиным» Юсупова, а Кисляков стал жертвой кого-то из двух лётчиков – того же Броха или Нёльке, при этом район, где пропал без вести Ла-5, больше подходит Броху.
Судьбы героев этого эпизода сложились по-разному. Из оставшихся невредимыми в этом бою трёх советских лётчиков войну пережили Александр Куманичкин и Василий Сахаров, которые довели счёт своих побед до 28+2 и 11+3 соответственно. Михаил Арсеньев пропал без вести в боевом вылете 20 июля 1944 года – к этому моменту на его счету числилось 5 личных побед и 2 в группе.
Из трёх удачливых в тот октябрьский день немецких пилотов лишь один из них дожил до преклонных лет – Хуго Брох. К слову, находящийся и в настоящее время в добром здравии ветеран приближается к своему 100-летнему юбилею. Нёльке пропал без вести 12 января 1944 года в районе Ораниенбаума. Произведенный вскоре в лейтенанты Вольф после боёв за Киев был награжден Рыцарским Крестом. Однако воевать ему оставалось всего несколько месяцев – 2 апреля 1944 года он был сбит прямым попаданием зенитного снаряда в 20 км юго-восточнее Пскова (по непроверенным данным, в воздушном бою). Назначенный за два месяца до этого командиром 6./JG 54, он за одержанные 144 победы посмертно был награжден Дубовыми листьями к Рыцарскому кресту.
Как показывает анализ заявок Вольфа и Броха, подверждаемость их побед находится на очень высоком уровне. Так, к примеру 24 октября Вольф, охотясь в районе советского аэродрома Бровары, внезапной атакой сбил Ла-5 опытного лётчика 40-го гв.иап, заместителя командира эскадрильи Героя Советского Союза лейтенанта К.А. Новикова. К счастью, наш лётчик получил лишь лёгкое ранение в шею и сумел спастись на парашюте. Не так повезло на следующий день молодому лётчику младшему лейтенанту В.А. Барышникову из 927-го иап, который был сбит Вольфом в ходе тренировочного полета почти в том же районе и погиб.
В тот же день в вечернем вылете пара Вольф — Брох сбила два Як-7Б из 112-го гв.иап, в кабине одного из которых погиб Герой Советского Союза лейтенант В.А. Рогожин (23 личных победы). На следующий день оба аса снова сумели попить крови у 10-й гв.иад, сбив два «Лавочкина» из 113-го гв.иап и по одному Як-7Б и Ла-5 из 112-го и 111-го гв.иап соответственно. При этом серьёзные ранения получили сразу два будущих Героя Советского Союза старшие лейтенанты А.И. Балясников (11 личных побед и 2 в группе + 8 аэростатов) и С.Д. Горелов (27+1 к концу войны). Двум другим пилотам повезло меньше — они погибли.
Несмотря на отдельные успехи, тающие на Восточном фронте силы истребительной авиации люфтваффе уже не могли оказать сколько-нибудь решающего влияния на события на земле. Что же касается воздушного сражения над Киевщиной, то немецкие истребители из II./JG 54 одержат ещё ряд побед в ходе начавшегося 3 ноября 1943 года наступления советских войск с Лютежского плацдарма, а два лётчика подразделения поставят в этих боях два мировых рекорда.
Однако все усилия «ягдфлигеров» и порой их хорошая результативность мало чем помогут вермахту, части которого же 6 ноября покинут столицу Украины навсегда. Это коснётся и самих немецких авиаторов, принимавших участие в боях за Киев – спасаясь от советских войск, они будут вынуждены перебазироваться далеко на юго-запад от города, откуда они продолжат оказывать помощь своим истекающим кровью войскам в попытках остановить успешное продвижение советских войск.
Что касается результативности других асов «Зелёного сердца», то уже скоро мы продолжим разговор об этом в следующем материале.
Автор разыскивает родственников авиаторов 2-й воздушной армии, принимавших участие в боях за Киев осенью 1943 года и будет признателен, если с ним свяжутся по адресу электронной почты ivan_l@ukr.net
Комментарии к данной статье отключены.