В ходе советско-финляндской войны 1939–1940 гг. истребители ВВС РККА выполнили более 44 000 боевых вылетов. Конечно же, в боевых действиях принимали активное участие истребительные авиачасти и из других округов, но всё же костяк истребительной авиации действующей армии составили лётчики-истребители Ленинградского военного округа.
Становление истребительной авиации Ленинградского военного округа
Первая истребительная авиачасть Красной армии в тогда ещё Петроградском военном округе была образована в марте 1918 года, когда на основе 1-го, 11-го и 22-го корпусных авиаотрядов Русской Императорской армии был сформирован 3-й истребительный авиадивизион. Сразу же после формирования дивизион убыл на Украину и принимал активное участие в Гражданской войне, вернувшись обратно в Петроград лишь осенью 1921 года.
24 октября 1921 года РВС Республики принял решение о формировании под Петроградом 1-й отдельной истребительной эскадрильи Рабоче-Крестьянского Красного Воздушного флота, в состав которой вошли уже знакомый нам 3-й дивизион и прибывший с Кавказа 1-й истребительный дивизион. Формирование было завершено к февралю 1922 года. На вооружении эскадрилья имела смесь истребителей «Ньюпор» и «Спад», а в 1924 году сменила их на более современные немецкие машины Fokker D.VII. Именно в этой эскадрилье в июне 1924 года начал свою службу легендарный В. П. Чкалов.
В сентябре 1924 года в рамках общей реформы Красной армии была проведена организационная реформа ВВС. Различные авиационные отряды были сведены в эскадрильи по родам авиации. В состав ВВС Ленинградского военного округа (переименован с 1 февраля 1924 года) вошли три эскадрильи, включая 1-ю ОИАЭ и два отдельных отряда, однако в их составе насчитывалось всего 47 машин, из которых исправны были только 25. Примерно в это же время в составе ВВС ЛВО появились и первые отечественные самолёты-разведчики Р-1 и Р-2.
Очередная организационная реформа грянула в 1926 году. В её рамках отдельные эскадрильи объединялись в авиационные бригады. В частности, в ЛВО все авиачасти были сведены в 1-ю и 3-ю авиабригады (1-я ОИАЭ в январе 1927 года вошла в состав первой), однако серьёзным тормозом в развитии ВВС округа (впрочем, как и вообще ВВС РККА) была острая нехватка как матчасти, так и личного состава. Полностью укомплектовать авиабригады ЛВО удалось лишь в 1928 году. 23 февраля того же года 1-я ОИАЭ была награждена орденом Красного Знамени. В 1930 году 1-я эскадрилья получила на вооружение отечественные истребители И-2 и И-2бис.
В начале 1930-х советская авиапромышленность всё увереннее осваивала выпуск отечественной авиатехники, что позволило формировать новые авиачасти и соединения. Не обошла эта тенденция и ВВС ЛВО. В 1933–1934 гг. в их составе были сформированы три новые авиационные бригады: 250-я лёгкобомбардировочная, 243-я лёгкоштурмовая и 3-я авиадесантная, в 1935 году – 1-я и 2-я тяжёлые бомбардировочные, сведённые в 1-й тяжёлый бомбардировочный авиакорпус (с 1936 года – 4-й ТБАК), с получением в 1936 году первых скоростных бомбардировщиков СБ начато формирование 147-й скоростной бомбардировочной авиабригады. Помимо этого, в составе ВВС округа было уже несколько отдельных эскадрилий, в том числе истребительных, авиационных отрядов и звеньев. Таким образом, уже к середине 30-х годов ЛВО располагал довольно мощным ударным кулаком в виде крупного соединения тяжёлых бомбардировщиков, весьма неплохой тактической авиацией, а также воздушно-десантными частями. Правда, с их комплектностью ситуация традиционно была несколько хуже. Так, например, в 4-м авиакорпусе 1-я ТБАБр в 1936 году была укомплектована матчастью и личным составом на 57%, а 2-я ТБАБр – на 75–80%.
В 1932 году истребительная авиация ЛВО начала осваивать новый советский истребитель И-5. В числе первых, конечно же, его получила лучшая в округе 1-я Краснознамённая истребительная эскадрилья им. В.И. Ленина, однако уже зимой 1933–1934 гг. она была переброшена из ЛВО на Дальний Восток и в феврале вошла в состав 25-й авиабригады. Однако к этому времени 1-я эскадрилья была уже не единственной истребительной в ЛВО. К середине 1930-х пришло время и для более крупных формирований истребительной авиации.
Рождение первого истребительного соединения ЛВО
Еще в 1932 году по плану оборонных мероприятий в районе поселка Горелово в паре десятков километров южнее Ленинграда началось строительство авиагородка, предназначенного для размещения личного состава, а также аэродромов Витино и Горелово. Эти аэродромы предназначались для развёртывания истребительной бригады, создаваемой специально для прикрытия Ленинграда. Хотя строительные работы в основном были завершены только в 1939 году, уже в мае 1935-го приказом Командующего войсками ЛВО № 004 и его же директивой за №4647сс от 20 мая 1935 года в гарнизоне Горелово приступили к формированию управления 400-й истребительной авиационной бригады. Кадры для управления бригады назначались из разных военных округов приказами Наркома Обороны. К 8 мая были сформированы управление 400-й ИАБр, 400-й авиапарк, 44-я рота связи и 44-й авиаполигон. 27–28 мая в состав бригады были включены лётные части: 11-я ИАЭ из Кричевиц и 12-я ИАЭ из Детского Села перелетели в Витино. Обе эскадрильи были полностью укомплектованы истребителями-бипланами И-5 (всего 31 машина). Осенью того же года в составе бригады была сформирована 10-я ИАЭ и 400-е авиазвено связи, на чём процесс формирования фактически был завершён.
Бригада приступила к боевой подготовке, а для выполнения своей непосредственной задачи – прикрытия «колыбели революции» – её придали пункту ПВО Ленинград. Заключительным штрихом стало переименование в декабре 1935 года 400-й ИАБр в 111-ю ИАБр, с попутной сменой нумерации всех входивших в состав бригады частей и подразделений на № 111. Так, например, 400-е авиазвено стало, соответственно, 111-м авиазвеном. «Номерные» изменения не коснулись только собственно входивших в бригаду истребительных эскадрилий, продолжавших существовать под своими старыми номерами.
Первое время обязанности командира бригады исполнял командир 11-й ИАЭ майор М. Ю. Петкевич, а с июля 1935 года в должность вступил полковник А. Д. Иванов. Тогда же в составе бригады была сформирована 400-я школа младших авиаспециалистов, а бригада одной из первых в стране начала перевооружение на новейшие истребители И-16. Первой «ишаки» 4-го типа получила 12-я ИАЭ. До наступления зимы 400-я ИАБр приняла всего 37 И-16, однако их освоение шло со «скрипом»: к концу сентября на обладавший «норовистым» характером «ишак» переучились только 9 лётчиков.
В течение 1936 года округ получил 102 таких истребителя, большая часть из которых попала в 111-ю авиабригаду. Практически весь год в бригаде ушёл на освоение новой матчасти. 11-я и 12-я ИАЭ в плане боевой подготовки успели только пострелять по щитам, однако это не помешало за год провести одиннадцать лётно-тактических учений. «Бодрее» боевая подготовка пошла в следующем, 1937 году. К этому времени 111-ю авиабригаду возглавил майор Н. Л. Степанов, ранее занимавший должность начальника штаба бригады, а штаб, в свою очередь, возглавил майор Н. П. Абрамов, остававшийся на этой должности вплоть до конца 1940 года – редкая по тем временам стабильность. Одновременно продолжался и численный рост бригады, к 1937 году начитывающей уже четыре эскадрильи. К сожалению, захлестнувшая страну волна репрессий не обошла стороной и 111-ю бригаду. В конце октября по печально знаменитой 58-й статье был арестован и уже 21 ноября расстрелян командир 11-й эскадрильи майор Петкевич.
Разгоравшаяся тем временем гражданская война в Испании затронула и ВВС ЛВО. Если первые две группы убывших в Испанию лётчиков-истребителей были целиком набраны из личного состава ВВС Киевского и Белорусского военных округов, то третья группа, прибывшая в Испанию в январе 1937 года, помимо прочих имела в своем составе первых четырёх пилотов 111-й авиабригады: лейтенантов К. Д. Белякова и В. В. Пузейкина из 11-й ИАЭ и лейтенантов А. А. Зайцева и Н. С. Виноградова из 12-й ИАЭ. Лётчики продемонстрировали незаурядные бойцовские качества, все четверо были награждены орденами Красного Знамени, причём Зайцев и Пузейкин – дважды. За непродолжительное время командировки лейтенант Зайцев, по некоторым данным, одержал до 8 воздушных побед, ещё один самолёт противника был на счету лейтенанта Пузейкина. Лётчики вернулись из Испании к началу сентября 1937 года.
Описание участия лётчиков-истребителей из ЛВО в испанской гражданской войне достойно отдельной работы, однако эта тема выходит за рамки данной статьи. Стажем лишь, что всего с января 1937 по апрель 1938 гг. с фашизмом в Испании сражался 21 лётчик-истребитель ВВС ЛВО (все из состава 11-й и 12-й ИАЭ), из которых шестеро погибли в боях. Большинство побывавших в Испании лётчиков впоследствии заняли командные должности в частях ВВС округа.
Пока лучшие кадры 111-й авиабригады сражались в Испании, в самой бригаде в конце лета – начале осени 1937 г. произошли существенные изменения. Очень сложные и напряжённые отношения между СССР и Японией, а также регулярно возникающие конфликты на границе с марионеточным государством Маньчжоу-Го, фактически целиком подконтрольным Японии, требовали усиления группировки РККА, в том числе и ВВС. В конце августа – начале сентября 1937 года 10-я и 11-я ИАЭ были переведены на новые штаты и 3–4 сентября направлены для дальнейшей службы на восток, в состав ВВС Отдельной Краснознамённой Дальневосточной Армии. Спустя неделю на базе 111-й авиабригады началось формирование управления 33-й авиабригады, предназначенной для всё той же ОКДВА.
Отправка на Дальний Восток двух подготовленных эскадрилий сильно ударила по боеспособности 111-й бригады. Немедленно после убытия личного состава в бригаде началось формирование новых 69-й и 70-й ИАЭ, а в ноябре к ним присоединилась ещё и свежесформированная 58-я ИАЭ, однако лётчики, поступившие на их формирование, в основной своей массе были молодыми, недавно окончившими лётные школы, поэтому командованию бригады пришлось начинать всё заново. Некоторое время единственным боеспособным подразделением бригады была временно переданная в её состав 13-я ИАЭ капитана Н. П. Анисимова. В связи с тяжёлым положением округа в плане опытного личного состава отправки лётчиков в командировки в Испанию были прекращены.
Реформа ВВС
По состоянию на 1 февраля 1938 года в составе ВВС ЛВО было 705 экипажей, в том числе 130 лётчиков-истребителей. Весной 1938 года ВВС ЛВО, как и вся авиация Красной армии, начали переход на новую штатную структуру. На смену эскадрильям как основной организационной единице пришли полки, состоящие из 4–5 эскадрилий уменьшенной численности. Переход на полковую систему был связан с общим ростом численности ВВС, в авиации же ЛВО обернулся практически двукратным увеличением количества экипажей и самолётов уже к концу года.
В истребительной авиации переформирование эскадрилий в полки шло полным ходом, но процесс боевой подготовки осложнялся спешкой и шедшим параллельно переучиванием на поступающую в округ новую матчасть. В основном это касалось бомбардировочных частей, продолжавших пересаживаться с устаревших бомбардировщиков ТБ-3 и разведчиков Р-5 на бомбардировщики СБ, но и лётчикам-истребителям пришлось осваивать новые истребители И-15бис. Увы, необходимость быстрого введения в строй большого количества молодых пилотов вызвала рост лётных происшествий, в том числе и со смертельным исходом. Только в бывшей 111-й авиабригаде в 1938 году произошло 5 катастроф, 6 аварий, 15 поломок и 7 вынужденных посадок.
111-я авиабриагда подверглась реорганизации в числе первых. 22 марта управление бригады переводилось на новый штат (15/865-Б) и получило наименование «управление 54-й лёгкой авиационной бригады». На базе 70-й ИАЭ развёртывался 19-й истребительный авиаполк, на базе 69-й ИАЭ – 26-й ИАП, на базе 12-й ИАЭ – 44-й ИАП. Все полки формировались в составе управления по штату 15/828 и четырёх эскадрилий по штату 15/806Д по 15 самолётов в каждой. Недавно сформированная 58-я ИАЭ и входившая в состав бригады 33-я разведэскадрилья службы наблюдения и связи расформировывались, а их личный состав передавался на доукомплектование полков бригады. На базе 111-й школы младших авиаспециалистов, 111-го авиапарка и 111-го батальона связи формировалась 114-я авиационная база. Командиром бригады назначался полковник М. И. Марцелюк, военкомом – майор Л. М. Меринов. В сентябре 1938 года Марцелюка на посту командира бригады сменил майор Н. П. Анисимов, ранее командовавший 13-й ИАЭ и 7-м ИАП. 11 июля 1938 года постановлением Главного Военного Совета РККА 54-я авиабригада передавалась в распоряжение 2-го корпуса ПВО, отвечавшего за противовоздушную оборону Ленинграда. Командир бригады назначался заместителем командира корпуса по авиации.
В полках авиабригады процесс боевой подготовки шёл довольно интенсивно. К середине 1938 года большинство полков уже фактически закончили ввод в строй молодых лётчиков и приступили к выполнению плана учебно-боевой подготовки (УБП). Так, в 19-м ИАП к 1 октября лишь пять из 66 лётчиков всё ещё не были введены в строй. Несмотря на освоение новой матчасти и подготовку молодых пилотов, программа УБП в 44-м ИАП была выполнена на 87%. К концу года все четыре эскадрильи полка были готовы к боевой работе, правда, только днём и на средних высотах. Наконец, 26-й ИАП ввёл в строй 24 молодых пилота и так же успешно осваивал курс УБП. Однако за всё приходится платить: как уже говорилось, в 54-й авиабригаде произошли несколько аварий и катастроф, и если в целом по ЛВО в 1938 году налёт на одну аварию составлял 967 часов, а на катастрофу 3235 часов, то по 54-й авиабригаде эти показатели составляли 888 и 1065 часов соответственно.
10 марта 1938 года в составе ВВС ЛВО в городе Пушкин началось формирование 59-й лёгкой авиационной бригады. На это обращалась часть подразделений 3-й авиадесантной бригады (она переформировывалась в 201-ю воздушно-десантную бригаду и выводилась из состава ВВС) и отдельные эскадрильи. В их числе была и выведенная из состава 111-й авиабригады 13-я ИАЭ, базирующаяся на Красногвардейск (на её базе разворачивался 7-й ИАП), 25-я ИАЭ из Кречевиц (25-й ИАП) и 46-я ИАЭ бывшей 3-й авиадесантной бригады из Пушкина. Последняя эскадрилья разворачивалась в 26-й ИАП, но в связи с появлением полка с таким же номером в 54-й авиабригаде 25 мая 1938 года он был переименован в 38-й ИАП. Формирование проходило по тем же штатам, что и в 54-й авиабригаде. В начале июня 25-й ИАП и 38-й ИАП зачем-то поменялись номерами, после чего процесс формирования бригады был в целом завершён. Авиабазу бригады развернули на базе авиапарка 3-й авиадесантной бригады. Комбригом назначался участник боевых действий в Испании майор Е. Е. Ерлыкин, военкомом – полковой комиссар Губанов, начальником штаба стал полковник Степанов. Все три полка бригады к маю были собраны на Пушкинском аэроузле (аэродромы Пушкин и Сиворицы).
Освоение курса УБП в бригаде серьёзно осложнялось нехваткой личного состава и матчасти. До октября 1938 года полностью укомплектовать 25-й и 38-й ИАП так и не удалось, поэтому говорить о полноценной боевой подготовке этих полков не приходится. Единственным исключением был 7-й ИАП, который был полностью укомплектован и являлся одним из лучших не только в округе, но и в стране (на первомайском параде 1938 года в Москве полк даже взял первое место). Однако 1 октября по распоряжению командира 59-й авиабригады полк передал большую часть матчасти и личного состава на доукомплектование 25-го и 38-го ИАП, оставив у себя только кадры. Командир полка майор Анисимов, как уже упоминалось, был назначен командиром 54-й авиабригады, и новым командиром полка стал «испанец» капитан Н. Т. Сюсюкалов. В течение октября 1938 – марта 1939 гг. в полк прибыло молодое пополнение из Чугуевской, Борисоглебской, Одесской и Сталинградской авиашкол, и командованию полка пришлось начинать всё заново.
Несмотря на это, по результатам инспекторской проверки штаба ВВС ЛВО от 19 октября 1938 года боеготовность бригады была оценена на «хорошо». Бригада ввела в строй 62 человека, ещё 22 лётчика переучились на новую матчасть. Интересно, что лучшим в бригаде был признан 38-й ИАП. Не вызывает сомнения, что этот успех был во многом достигнут благодаря личному составу, поступившему из 7-го ИАП. Кроме того, полк в июле получил одну истребительную эскадрилью под командованием капитана Бушева из 15-й тяжёлой авиабригады.
Однако инспекторская проверка УВВС РККА, прибывшая в бригаду в конце февраля 1939 года, выводы штаба ВВС ЛВО не разделила, оценив боеготовность бригады как «неудовлетворительную», причём основные претензии были предъявлены к работе авиабазы. Части бригады из-за наличия большого числа молодых лётчиков, по мнению комиссии, не являлись сколоченными единицами. Впрочем, «картину успеваемости» судя по всему, изрядно подпортил молодой личный состав 7-й ИАП, фактически не являвшийся боеготовым. Общей же претензией и к 59-й, и к 54-й авиабригадам было крайне низкое состояние воинской дисциплины, что, увы, было достаточно типично для ВВС РККА тех лет.
Помимо двух истребительных бригад, на аэродроме Кресты в районе Пскова на базе 55-й ИАЭ 22 марта 1938 года началось формирование 49-го отдельного истребительного авиаполка в составе четырёх эскадрилий. Изюминкой этого полка, помимо статуса отдельного, была матчасть – 55-я ИАЭ летала на выпущенных небольшой серией пушечных истребителях ИП-1. Эти же машины при переформировании «по наследству» получили 1-я и 2-я эскадрильи 49-го ИАП. В остальном полк комплектовался по «остаточному принципу».
Задержки с поставками новой техники и нехватка личного состава сильно тормозили процесс формирования полка. Управление полка было сформировано только в июле. Командиром был назначен ещё один «испанец» майор И. Г. Девотченко, врио военкома капитан Поваляев, начальником штаба стал майор Г. М. Васильков. До августа 1938 года 49-й ИАП существовал в составе всего двух эскадрилий, а 4-я эскадрилья полка начала формироваться только в декабре того же года. В этой эскадрилье было всего 5 человек, ещё 13 лётчиков прибыли в конце января 1939 года из лётных школ. В целом по состоянию на 1 января 1939 года 50% лётчиков полка лишь недавно окончили авиашколы. По заключению комиссии УВВС РККА под руководством Я. В. Смушкевича, побывавшей в полку в марте 1939 года, пока полк был лишь «подготовлен к развертыванию боевой учёбы».
Помимо собственно истребительных полков, истребительные эскадрильи были сформированы во всех четырёх полках 15-й тяжёлой авиабригады ЛВО. Задачей этих эскадрилий, по замыслу командования ВВС РККА, было прикрытие аэродромов, а также взлёта и посадки тяжёлых бомбардировщиков. Эти эскадрильи имели, как правило, номера, соответствующие номеру ТБАПа: например, в составе 24-го ТБАП имелась 24-я ИАЭ.
В результате проведённой реформы численность авиапарка ВВС ЛВО резко выросла. До конца учебного года были сформированы 18 авиаполков, в том числе 7 истребительных, из которых 5 были переформированы из старых эскадрилий, а остальные два сформированы заново. К ноябрю 1938 года число боеготовых лётчиков-истребителей выросло до 265 экипажей, а количество самолётов в истребительных частях достигло 465. Почти все лётчики освоили высотные полёты, однако «узким местом» оставалась ночная подготовка – лётчиков-ночников было всего 10 человек.
Де-факто к концу 1938 года из-за нехватки личного состава полностью закончить процесс формирования успели только три истребительных полка. В дополнение к кадровой чехарде, головной боли командирам полков добавило перевооружение на новую матчасть. В соответствии с господствовавшей в ВВС РККА концепции совместного применения «скоростных» и «манёвренных» истребителей, с 1938 года в дополнение к «скоростным» И-16 в строевые части массово пошли «манёвренные» истребители И-15бис. На 1 июля 1938 года Ленинградский военный округ располагал 248 истребителями И-16 с моторами М-25, занимая по этому показателю четвёртое место среди ВВС военных округов, к 1 ноября 1938 года количество истребителей всех типов в ВВС округа, как уже было сказано, выросло до 465, а спустя год их было уже 808. Новая матчасть шла как на укомплектование новых эскадрилий, так и на перевооружение уже существующих. Так, в мае 1939 года 1-я эскадрилья 26-го ИАП была перевооружена с И-16 на И-15бис, тогда же с И-16 на «бисы» пересела 3-я эскадрилья 49-го ИАП. И-16 при этом из округа никуда не исчезали и шли на доукомплектование других частей и подразделений.
1939 год: между миром и войной
К началу 1939 года истребительная авиация ВВС Ленинградского военного округа представляла собой причудливую смесь разнородных по уровню подготовленности и укомплектованности частей и соединений, командирам которых ещё предстояло проделать большую работу по приведению в боевую готовность многочисленного молодого пополнения. Ещё одним тормозом в развитии ВВС округа были серьёзные проблемы с базированием новых частей. Фактически, до конца 30-х годов аэродромная сеть ЛВО не позволяла полноценно использовать ВВС на всей территории округа. Более-менее интенсивное аэродромное строительство началось только в 1938 году. К началу года в ЛВО имелось только 12 аэродромов, расположенных главным образом вокруг самого Ленинграда, а также в районе Гдова и Новгорода. На огромном пространстве между Мурманском и Петрозаводском аэродромов не было вообще.
Принятые меры позволили уже к маю 1938 года удвоить количество аэродромов. «Урожайным» на аэродромное строительство стал 1939 год. В этот год началась постройка сразу 69 аэродромов, из которых 60 были фактически готовы к концу года. Из их числа 46 были построены в Ленинградской области, в том числе полностью закончилось создание аэродромной сети вокруг Ленинграда, ещё по 5 аэродромов было построено в Карелии и в Мурманской области, что позволило летом 1939 года открыть воздушное сообщение Ленинград – Мурманск.
Несмотря на явные успехи в области аэродромного строительства, по общему мнению командиров многих соединений и объединений РККА, в том числе и ВВС, ситуация с аэродромами к началу войны оставалась крайне напряжённой. Так, например, командарм 2-го ранга Штерн, возглавлявший во время войны 8-ю Армию, говорил, что «…округ не был обеспечен необходимой сетью аэродромов… отставание в северном направлении в отношении аэродромов было слишком уж серьёзным». В подтверждение сказанного Штерном можно привести ситуацию с аэродромной сетью к началу советско-финляндской войны в полосе 9-й Армии, занимавшей площадь 172 000 кв. километров. Фактически, единственным пригодным для базирования истребителей местом была посадочная площадка Чикша, имевшая размеры 150 на 800 метров! Ещё два аэродрома, Африканда и Подужемье, располагались довольно глубоко в тылу армии (до 200 км от границы), и если первый мог быть использован для базирования бомбардировщиков, то второй из-за малых размеров и большой удалённости от границы для ведения боевых действий был совершенно не пригоден.
Как уже говорилось выше, наиболее благополучно в вопросе боевой подготовки и общей боеготовности дела обстояли в 54-й авиабригаде, однако 1939 год принёс бригаде новые проблемы. 19 марта майор Анисимов с должности командира бригады был отозван в распоряжение ВВС РККА «для выполнения специального задания». Вместо него 2 апреля командиром бригады стал участник боевых действий в Китае Герой Советского Союза полковник А. С. Благовещенский.
Будучи, безусловно, лично очень храбрым человеком и незаурядным лётчиком, как командир крупного соединения истребительной авиации Благовещенский себя проявил не с лучшей стороны. При новом командире дисциплина в бригаде, и так находящаяся на невысоком уровне, упала ещё сильнее. Если за 1938 год в бригаде было зафиксировано 842 проступка, то в следующем году уже 1015. Заметно подскочило число аварий, поломок и вынужденных посадок, но при этом почти вдвое вырос налёт бригады. В среднем же на одно происшествие в бригаде в 1939 году приходилось 103 часа налёта, тогда как годом ранее это показатель составлял 162 часа.
Ко всему прочему, у Благовещенского сразу же не сложились отношения с командиром 2-го корпуса ПВО комбригом Крюковым. Пользуясь двойным подчинением бригады, Благовещенский при молчаливой поддержке командующего ВВС ЛВО Е. С. Птухина фактически игнорировал распоряжения командира и штаба 2-го корпуса ПВО. Взаимодействие истребителей с зенитной артиллерией корпуса не отрабатывалось, от участия в учениях ПВО Благовещенский под разными предлогами уклонялся. Спускаемые же штабом ВВС ЛВО планы боевой подготовки не учитывали статус бригады именно как бригады ПВО. Несмотря на прямое распоряжение командира корпуса, Благовещенский не утруждал себя докладами о состоянии учебно-боевой подготовки и не являлся по вызову командира корпуса.
Такое поразительное для армейской среды поведение командира 54-й авиабригады объяснялось, прежде всего, его пренебрежительным отношением к наземным средствам ПВО. Считая, что истребители самостоятельно способны обеспечить безопасность Ленинграда, Благовещенский просто не желал подчиняться командиру второстепенного, с его точки зрения, соединения.
Ещё удивительнее, что начальник ВВС РККА командарм 2-го ранга Локтионов и вообще руководство НКО никак не реагировали на сложившуюся ситуацию, несмотря на то, что органы НКВД регулярно докладывали о явно ненормальных взаимоотношениях между командирами 2-го корпуса ПВО и 54-й авиабригады. Благовещенский продолжал оставаться на своей должности, а вот его комиссар полковник Меринов 13 мая был отстранён от должности и заменён батальонным комиссаром А. А. Званским.
Прямым следствием амбиций Благовещенского стали результаты боевой подготовки бригады в 1939 году. Несмотря на статус бригады ПВО, её лётчики если и отличались от лётчиков армейской 59-й авиабригады, то не в лучшую сторону. Никакими особыми навыками в пилотировании ночью или в сложных метеоусловиях большинство пилотов не обладало. Относительно неплохо обстояли дела с высотной подготовкой, и немногим более половины лётчиков могли пилотировать на высотах до 7000–9000 метров (165 пилотов из 253). Ночные полёты освоили ещё 89 лётчиков, причём большинство из них только на учебных самолётах, а в облаках летать умели лишь 13 человек. Не всё гладко было и с воздушно-стрелковой подготовкой: например, в 19-м ИАП в 1939 году лётчики выполнили 403 вылета для стрельбы по конусу (в полку на 1 сентября было 72 лётчика), но задача была выполнена только в 216 из них. Примерно такой же процент выполненных задач был и при стрельбе по наземным целям (в 96 из 179 вылетов). В целом, к ноябрю 1939 года 54-я авиабригада оказалась подготовлена даже несколько хуже, чем начавшая год с худших стартовых позиций 59-я авиабригада.
Впрочем, у командования 59-й авиабригады проблем тоже хватало. Ему предстояло ввести в строй большое количество молодого личного состава, особенно в 7-м ИАП, и, нужно отметить, оно вполне успешно справлялось с этой задачей. В январе 7-й ИАП наконец получил своего военкома, которым стал батальонный комиссар Н. Д. Антонов, а в конце марта вместо возглавившего 38-й ИАП Сюсюкалова командиром полка был назначен майор Е. Г. Туренко. Несмотря на частые смены командования, в 1939 году полк преуспел в деле учебно-боевой подготовки. Например, программу воздушных стрельб выполнили 94% лётчиков полка, из них 60% с оценкой «отлично». Побывавшая в полку инспекторская проверка оценила на «хорошо» технику пилотирования, групповую слетанность и высотную подготовку. Как хорошие были отмечены подготовка к полётам, порядок на старте и организация полётов, а также подготовка стрелкового вооружения. Показательно, что за 1939 год в полку не было ни одной аварии и катастрофы. В целом хорошо с боевой подготовкой обстояли дела и в других полках бригады. К ноябрю 1939 года она была готова выполнять боевые задачи на средних и больших высотах в простых метеоусловиях в полном составе, ночью был готов действовать 101 экипаж. В качестве традиционного недостатка отмечался низкий уровень дисциплины в бригаде.
49-й отдельный истребительный авиаполк в течение всего 1939 года продолжали лихорадить кадровые перестановки и переучивание с одного типа самолётов на другие. В феврале вместо убывшего в распоряжение начальника ВВС РККА Девотченко командиром полка был назначен майор Будаев, в течение года сменился военком полка, два помощника командира полка, несколько комэсков. В феврале 1939 года полк получил 19 И-16, что позволило покрыть некомплект матчасти в эскадрильях и избавиться от устаревших пушечных ИП-1. Едва лётчики принялись осваивать «ишаки», как в мае в полк прибыла партия новеньких истребителей-бипланов И-15бис, в результате чего пилотам 3-й эскадрильи пришлось заново переучиваться на новый для себя самолёт. В июне полк лишился своего статуса отдельного, войдя в состав формируемой 14-й смешанной авиабригады. Тем не менее, несмотря на все перипетии, командованию полка к ноябрю удалось более-менее подготовить полк к боевым действиям в простых метеоусловиях на средних и больших высотах. О ночной подготовке речи не шло, лишь несколько пилотов имели опыт ночных полётов, да и то в основном на учебных самолётах.
Тем временем за тысячи километров от Ленинграда, в монгольских степях на реке Халхин-Гол вспыхнул новый военный конфликт, как пылесосом высосавший очередную партию хорошо подготовленного личного состава из истребительных бригад ЛВО. Результаты первых воздушных боёв дислоцированных в Монголии советских истребителей с японцами были, мягко говоря, не в пользу первых, в результате в Монголию хлынул поток новейшей по тем временам техники и опытных лётных кадров, в том числе и с боевым опытом.
10 июня штаб ВВС ЛВО по телеграфу передал в штаб 59-й авиабригады распоряжение срочно подготовить сводную группу в составе 30 лётчиков, такого же числа авиатехников и 12 младших специалистов, и уже на следующий день группа под командованием помощника командира 25-го ИАП капитана Лысункина убыла в длительную командировку в Монголию. Менее чем через месяц в аналогичную командировку убыла ещё одна группа, состоящая, в основном, из личного состава 4-й эскадрильи 38-го ИАП под командованием капитана Бушева.
25 июня пришла очередь 54-й авиабригады. В распоряжение начальника ВВС РККА из бригады выделялось 80 человек личного состава. Честь убыть на очередную войну выпала на долю победившего во внутрибригадном соцсоревновании 44-го ИАП. Костяк группы составили лётчики и техперсонал 3-й эскадрильи полка, а также управление полка во главе с командиром майором Даниловым, участником боёв в Испании. В Монголию убыли и многие другие «испанцы» бригады, в том числе командир 19-го ИАП майор Зайцев, инспектор по технике пилотирования 19-го ИАП майор Степанов и командир эскадрильи 44-го ИАП капитан Кустов. Эти три лётчика и майор Данилов за мужество и героизм, проявленные в боях с японцами, были удостоены звания Героя Советского Союза, при том капитан Кустов погиб в воздушном бою, таранив истребитель противника. Личный состав 54-й авиабригады стал костяком для формирования 56-го ИАП, который возглавил майор Данилов. Впоследствии 56-й ИАП за бои на Халхин-Голе был награждён орденом Красного Знамени.
После победы на Халхин-Голе часть личного состава 59-й авиабригады постепенно вернулась назад в ЛВО, а вот лётчики 54-й авиабригады, в основном, остались на Дальнем Востоке. После убытия части лётчиков в Монголию истребительным авиабригадам ЛВО снова пришлось «латать дыры». Впрочем, излишки личного состава, накопившиеся в 54-й авиабригаде (например, в 19-м ИАП вместо 62 штатных лётчиков было 83) позволили сравнительно безболезненно пережить исчезновение целой эскадрильи. Уже 1 июля 3-я эскадрилья 44-го ИАП была сформирована заново, 13 июля в командование полком вступил майор Т. В. Леденёв, ранее замещавший должность помощника командира 49-го ИАП. Вместо убывшего в Монголию Зайцева 19-й ИАП временно принял капитан Андреев, а в августе его сменил вернувшийся с липецких курсов усовершенствования комсостава майор Третьяков, возглавлявший полк с момента его формирования до декабря 1938 года.
59-й авиабригаде так же быстро и сравнительно безболезненно восстановить свои ряды не удалось. Проблемы усугубляло начавшееся в середине осени фактически в авральном порядке перевооружение эскадрилий И-15бис, сомнительную ценность которых в качестве истребителей наглядно продемонстрировали бои на Халхин-Голе, на новые истребители-бипланы И-153. К осени 1939 года во всех истребительных полках ВВС ЛВО наряду со «скоростными» эскадрильями на И-16 было от одной до трёх «манёвренных» на И-15бис. Только 54-я авиабригада в основной своей массе была вооружена «ишаками», что было обусловлено профилем её деятельности, но и там по одной эскадрилье каждого полка имели на вооружении «манёвренные» истребители.
И всё же к осени 1939 года наиболее многочисленным типом истребителя в ВВС ЛВО по-прежнему оставался И-16. Больше всего в округе было двухпулемётных И-16 тип 5, причём как с двигателями М-25А, так и с модернизированными, более высотными М-25В. Последние модификации истребителя в ЛВО поступали в довольно ограниченном количестве, тем более что бои с японцами в Монголии потребовали направить на борьбу с ними самую современную на тот момент боевую технику.
Тем не менее, ЛВО постепенно заменял свои «пятёрки» на последующие типы И-16. К началу войны с Финляндией в ЛВО уже поступило 50 пушечных И-16 тип 17, а также довольно значительное количество четырехпулемётных И-16 тип 10. Осенью 1939 г. в ВВС округа начал поступать И-16 тип 18 с более мощным двигателем М-62 и вооружением из четырёх пулемётов ШКАС, лишь в октябре 1939 года закончивший войсковые испытания. Кроме того, осенью того же года 25-й ИАП получил для войсковых испытаний три И-16 тип 19, единственным отличием которых от типа 10 были установленные в крыльях вместо ШКАСов новейшие пулемёты СН.
Ещё не отгремели последние выстрелы на Халхин-Голе, как в Европе вспыхнула долго назревавшая война: Германия напала на Польшу, а спустя два дня Англия и Франция объявили войну Германии. Уже 8 сентября 59-я авиабригада получила приказ перебазироваться на аэродром Скоморохи, в распоряжение командующего ВВС Украинского фронта, для участия в предстоящем походе Красной армии в Польшу. Поскольку полки бригады были «прорежены» отправкой личного состава в Монголию, 38-й ИАП было решено оставить на месте, доукомплектовав за его счет 25-й ИАП, а в состав бригады временно включили 19-й ИАП. В таком виде 59-я бригада и убыла на Украину. Однако на новом месте её немедленно «раздёргали» по полкам, причём для чего – совершенно непонятно. 11 сентября 19-й ИАП был выведен из состава 59-й авиабригады и передан ВВС северной группы Украинского фронта. Спустя два дня 7-й ИАП был отправлен в Одессу в состав ПВО города. 16 сентября, накануне ввода Красной армии в Польшу, управление бригады и 25-й ИАП перебазировались на аэродром Турчаницы и Ломатинцы. В тот же день в состав бригады включили 12-й и 28-й ИАП, базирующиеся на аэродромы Красилов и Проскуров.
Масштабной войны в Польше не вышло. Поляки, шокированные и смятые военной машиной Германии, к 17 сентября уже не представляли организованной военной силы, а потому серьёзного противодействия не оказывали. Уже 23 сентября 25-й ИАП перебазировался на аэродромный узел Дорухов в Польше, где и закончил войну, выполнив шесть полковых вылетов, прикрывая войска, наступающие к Львову, и ведя разведку. Ни побед, ни потерь 19-й и 25-й ИАП не имели. В начале октября полки 59-й авиабригады и 19-й ИАП вернулись к местам своей постоянной дислокации.
Пока большая часть 59-й авиабригады находилась в Польше, 38-й ИАП был пополнен до полного штата, а после возвращения бригады в Ленинградскую область в её состав был включён ещё и 68-й ИАП. Этот полк был сформирован в сентябре 1939-го в Московском военном округе на базе истребительных эскадрилий 1-й и 2-й авиационных Армий Особого Назначения и изначально предназначался для базирования в районе Мурманска, но по каким-то причинам до места назначения так и не доехал, оставшись в составе 59-й авиабригады.
В октябре 1939 года советское руководство под сильнейшим военно-политическим нажимом практически вынудило правительства трёх прибалтийских стран заключить с СССР договоры о взаимопомощи, подразумевающие предоставление Советскому Союзу воздушных и морских баз на их территории. При этом Эстония вошла в «сферу влияния» Ленинградского военного округа. Для базирования на территории этого пока ещё независимого государства была предназначена группировка, сведённая в 55-ю авиационную бригаду. В состав бригады должны были войти 35-й и 44-й СБАП, а также 25-й и 38-й ИАП.
В связи с предстоящим перебазированием оба предназначенных для 55-й авиабригады истребительных полка в октябре начали переформирование. 38-й ИАП передал 2-ю и 3-ю эскадрильи на формирование нового полка 59-й авиабригады, а сам должен был быть доукомплектован двумя эскадрильями из 49-го ИАП. Командовать убывающим 38-м ИАП назначался командир 44-го ИАП майор Леденёв, сдавший свой полк капитану Андрееву. Однако побывавшая в конце октября – начале ноября в Эстонии комиссия от управления 55-й авиабригады констатировала полную неготовность эстонских аэродромов к приёмке самолётов, поэтому перелёт пришлось отложить. Тем не менее, часть 38-го ИАП под командованием Леденёва уже «отпочковалась» от другой части полка, командовать которой был назначен Н. Т. Сюсюкалов. Полк Сюсюкалова был пополнен до четырёх эскадрилий, и в составе бригады оказалось два, а точнее полтора, 38-х полка, поскольку полк Леденёва в связи с откладыванием перелёта в Эстонию две эскадрильи из 49-го ИАП так и не получил.
Помимо чисто истребительных частей и соединений в ВВС ЛВО в 1939 году было сформировано несколько смешанных авиаполков, в состав которых входили истребительные эскадрильи. Такая схема позволяла на удалённых театрах со слабо развитой аэродромной сетью иметь авиационные части, способные одновременно выступать и в качестве ударных, и быть использованными для прикрытия войск и важных объектов инфраструктуры. Основным источником кадров и матчасти для этих истребительных эскадрилий стала 15-я тяжёлая бомбардировочная авиабригада. Ещё в сентябре 1938 года 24-я истребительная эскадрилья 24-го СБАП под командованием капитана Синёва убыла в Мурманск, где позже вошла в состав формируемого 5-го смешанного авиаполка. В марте 1939 года для 5-го САП бригадой была сформирована ещё одна истребительная эскадрилья.
В феврале 1939 года на недавно построенном аэродроме Бесовец недалеко от Петрозаводска началась подготовка к размещению личного состава и матчасти нового полка под командованием майора Г. А. Шанина. Формирование даже управления полка сильно затягивалось, помощник командира полка был назначен в марте, комиссар – в конце июля, а начальник штаба – в конце сентября. 5 сентября в состав полка были включены две истребительные эскадрильи. Одну из них специально для нового полка ещё в марте сформировали на базе все той же 15-й тяжёлой авиабригады, происхождение второй эскадрильи на данный момент не совсем ясно. Лишь 14 сентября обе эскадрильи перелетели к новому месту базирования – одна, под командованием капитана Елагина, в составе 15 И-15бис непосредственно в Бесовец, другая, в составе 14 И-15бис во главе с капитаном Сафроновым, – ближе к границе, на полевой аэродром Нурмалицы. Две эскадрильи СБ прибыли в полк только в октябре.
В районе Архангельска в октябре 1939 года началось формирование 80-го САП. Создание нового полка шло поистине ударными темпами. 16 октября на аэродром Ягодник, где уже находились две эскадрильи СБ и эскадрилья ДБ-3, прибыла эскадрилья истребителей И-153 капитана Анистратенко, сформированная в подмосковных Люберцах, а на аэродром Кегостров – эскадрилья И-15бис капитана Белякова, сформированная из личного состава истребительной эскадрильи 7-го ТБАП 29-й тяжелой авиабригады ВВС ЛВО.
Наконец, нельзя не упомянуть ещё об одном полке ВВС ЛВО, имевшем на вооружении истребители. Речь идёт о 9-м лёгком штурмовом авиаполке. Полк был сформирован в апреле 1938 года в Гривочках (недалеко от города Дно Ленинградской области) на базе 22-й, 23-й и 25-й эскадрилий 100-й авиабригады. Командиром полка был назначен капитан В. М. Филин. В составе вновь сформированного полка было развернуто пять эскадрилий, вооружённых лёгкими штурмовиками ССС (Р-5ССС). Экипажи прекрасно освоили матчасть, однако к 1939 году ССС безнадежно устарел.
Несмотря на все усилия советских конструкторов, создать самолёт на замену ему никак не удавалось, и тогда в качестве временной меры часть штурмовых полков было решено перевооружить на истребители-бипланы И-15бис. Именно эти машины 9-й ЛШАП начал получать в июне 1939 года. Первыми новые самолёты начали осваивать экипажи 2-й и 3-й эскадрилий. По состоянию на 1 июля в полку наряду с 39 ССС было уже 30 И-15бис. В конце июня приказ пересаживаться на новую матчасть получила и 1-я эскадрилья, а вот 4-я эскадрилья дождалась свои И-15бис только в октябре. Параллельно полк был переведён на штаты истребительных полков, и пятую эскадрилью в нем расформировали. Накануне советско-финляндской войны пилоты 1-й и 2-й и 3-й эскадрилий практически закончили переучивание, а 4-я эскадрилья продолжала осваивать новую технику.
Накануне войны
Согласно «плану разгрома сухопутных и морских сил Финляндии» от 29 октября 1939 года, составленному Военным советом ЛВО, в предстоящих боевых действиях должны были принять участие 1581 боевой самолёт ВВС ЛВО и КБФ, однако к 30 ноября на советско-финляндской границе были развёрнуты даже большие силы. Это стало следствием переброски в ЛВО ряда частей и соединений из состава АОН-1 и ВВС других округов в середине ноября. Усиление производилось в основном за счёт бомбардировочных частей, истребительная авиация новых подразделений к началу войны не получила – впрочем, для решения возложенных на истребители задач наличных сил и так было более чем достаточно.
В представлении советского командования основная функция истребителей заключалась в прикрытии сухопутных войск и тыловых объектов от ударов авиации противника. Бороться с авиацией на аэродромах поручалось бомбардировщикам, которые также должны были сами защищать себя от атак вражеских перехватчиков. В соответствии с этими представлениями планировались задачи для истребительных частей ЛВО, в результате чего ПВО войск и тыловых объектов на первых порах получила несколько гипертрофированные масштабы. Так, на обеспечение ПВО Ленинграда была задействована целая истребительная авиабригада, по численности в разы превосходившая всю ударную авиацию ВВС Финляндии. Сложно сказать, было ли это вызвано переоценкой возможностей финской авиации, которая, судя по известным документам, не слишком высоко оценивалась советской стороной.
К началу боевых действий привлечённая к операции против Финляндии авиация РККА была распределена между четырьмя армейскими и одним фронтовым управлениями ВВС. Состав этих группировок заметно различался количественно, причём число самолётов в ВВС той или иной армии зависело не только от важности решаемых армией задач, но и от состояния аэродромной сети в полосе армии.
Главный удар наносила 7-я Армия, развёрнутая на Карельском перешейке, и её ВВС, командование которыми осуществлял комдив С. П. Денисов, были одним из самых мощных объединений ВВС в действующей армии. Помимо усиленной до трёх полков СБ 15-й скоростной бомбардировочной авиабригады, одного тяжёлого, одного лёгкого бомбардировочных полков и пары корректировочных авиаотрядов, в распоряжение Денисова поступила 59-я авиабригада в полном составе. План от 29 октября предусматривал включение в состав ВВС армии только 7-го и 25-го ИАП, но в итоге Денисов получил всю бригаду целиком. Уже в конце октября – начале ноября 7-й ИАП и частично 25-й ИАП были переброшены на оперативные аэродромы Левашово, Касимово и Горская непосредственно на Карельском перешейке.
54-я авиабригада по-прежнему входила в состав ПВО Ленинграда и находилась в непосредственном подчинении командующего ВВС фронта Е. С. Птухина. Незадолго перед войной, 9 ноября, из бригады на север убыл личный состав 1-й эскадрильи 26-го ИАП. Новая 1-я эскадрилья полка была сформирована в Горелово из личного состава 54-й авиабригады уже 20 ноября и вместо И-15бис была вооружена И-16. 25 ноября эскадрилья была переброшена в Манушкино.
В подчинении Птухина находился и 9-й ЛШАП, однако в связи низкой боеготовностью последнего задействовать его в боевых действиях не предполагалось, на переучившиеся эскадрильи полка возлагалась задача прикрывать аэродромы базирования бомбардировщиков в тылу, для чего полк, за исключением недоучившейся 4-й эскадрильи, поэскадрильно был разбросан по разным аэродромам.
К северу от Ладожского озера разворачивалась 8-я Армия, имевшая задачей, нанося главный удар в направлении Сортавала, выйти в тыл финской группировке на Карельском перешейке, чем способствовать её разгрому. Авиагруппой армии, развёрнутой на базе управления и частей 14-й смешанной авиабригады, командовал Герой Советского Союза комбриг И. И. Копец. В её состав вошли 72-й САП и 49-й ИАП, подразделения которого были переброшены в приладожскую Карелию в конце ноября 1939 года, непосредственно перед началом боевых действий. Две эскадрильи полка, предназначенные для отправки в Эстонию в составе 38-го ИАП, уже успели убыть из части, однако перед началом войны их вернули назад в полк. Непосредственно перед войной в полку была сформирована пятая эскадрилья, личный состав которой был набран за счёт сверхштатных лётчиков 1-й и 3-й эскадрилий, а самолёты остались после перевооружения 1-й эскадрильи на И-153. Вооружённые «бисами» 3-я и 5-я эскадрильи были оперативно подчинены непосредственно командиру авиагруппы 8-й Армии и получили задачу прикрывать аэродром Лодейное Поле, электростанцию Свирьстрой, Волховскую ГЭС и железнодорожные узлы в тылу армии. Прикрытие с воздуха аэродрома Бесовец возлагалось на 2-ю эскадрилью 72-го САП, также оснащённую «бисами». Вероятно, Копец полагал, что пользы от морально устаревших истребителей на фронте всё равно будет не много, поэтому просто оставил их в тылу.
1-я эскадрилья 72-го САП 24 ноября была отправлена на аэродром Чикша в районе поселка Ухта (ныне Калевала), в распоряжение авиагруппы 9-й Армии. Собственно, именно она фактически и являлась этой самой авиагруппой. Согласно плану Военного Совета ЛВО от 29 октября, действующий на Кандалакшском направлении Особый стрелковый корпус вообще не должен был иметь своей авиации, а его поддержка с воздуха возлагалась на ВВС Мурманской армейской группы. В конце концов, было принято решение развернуть на этом участке фронта не один, а два стрелковых корпуса, сведённых в 9-ю Армию. Авиагруппа армии под командованием полковника Мельникова имела в своём составе, помимо эскадрильи 72-го САП, всего два Р-5, а обеспечение боевой работы в первое время полностью лежало на одной-единственной 18-й авиакомендатуре.
Наконец, на крайнем севере действовала 14-я Армия, авиацией которой командовал комбриг С. А. Красовский. Авиагруппа армии была развёрнута на базе управления Мурманской авиабригады и состояла из 5-го САП и группы ДБ-3 в количестве двух эскадрилий. Непосредственно перед войной в состав 5-го САП прибыл личный состав эскадрильи И-15бис, бывшей ранее 1-й эскадрильей 26-го ИАП. Матчасть лётчики получили уже на месте: это были «бисы», оставшиеся после перевооружения 1-й эскадрильи 5-го САП на И-153. Эскадрилья практически сразу была оперативно подчинена Военному Совету Северного флота и получила задачу обеспечить ПВО главной базы флота Полярный.
Наличие истребителей в частях ВВС ЛВО и КБФ к 27 ноября 1939 г.
Примечания:
И-16П – И-16 тип 17 с пушечным вооружением, И-16-62 – И-16 тип 18 с мотором М-62.
В столбце «Количество» в числителе указаны исправные машины, в знаменателе неисправные.
В столбце «Экипажи» в знаменателе указано количество лётчиков, имеющих ночную подготовку.
Для 9-го ЛШАП данные приведены по состоянию на 24 ноября, при этом ещё 21 И-15бис и 12 ССС находились в месте постоянной дислокации полка на ародроме Гривочки.
Таким образом, к исходу осени 1939 года ВВС ЛВО развернули против Финляндии весьма внушительную группировку истребительной авиации, насчитывающую в общей сложности 778 истребителей. Это более чем в два раза превосходило численность финских ВВС, включая учебные и вспомогательные самолёты, а также самолёты, находящиеся на консервации. Несмотря на организационные реформы, частые кадровые перестановки и перевооружения, регулярную отправку из ВВС округа больших групп хорошо подготовленных пилотов, командованию удавалось достаточно быстро раз за разом восстанавливать боеспособность истребительных частей и наращивать их численность. Истребительная авиация округа была вооружена достаточно современной по меркам советских ВВС матчастью, не уступавшей, а в чем-то и качественно превосходившей матчасть ВВС Финляндии. Конечно, уровень подготовки различных частей был весьма неоднородным, однако лучшие силы истребителей округа в лице 59-й авиабригады находились на главном направлении предстоящего удара. В группировке советских истребителей имелось много молодых и недостаточно подготовленных лётчиков, но были и «зубры» с сотнями часов налёта и опытом участия в боевых действиях.
В целом же огромное количественное превосходство ВВС ЛВО позволяло рассчитывать, что, несмотря на все имеющиеся недостатки, советская авиация достаточно легко справится со своим будущем воздушным противником. Однако финские ВВС оказались для ВВС РККА достаточно «крепким орешком»…
Комментарии к данной статье отключены.