30 мая 1941 года, менее чем за месяц до начала Великой Отечественной войны, советское издательство «Искусство» подписало в печать, а позже выпустило тиражом 100 000 экземпляров агитационный плакат, пропагандирующий подвиги «сталинских соколов». Несмотря на всю экспрессию, ничего необычного в нем не было: два красных биплана со звёздами на фюзеляжах вполне традиционно разгоняют целую стаю чёрных вражьих птиц, четыре из которых горящими валятся к земле.
Подобных плакатов в те годы выпускалось множество — не за что глазу зацепиться, если бы не одно «но»… На плоскостях ближнего чёрного самолёта, убитый пилот которого живописно повис в кабине, видны странные опознавательные знаки в виде латинской буквы «S». Что же это за враги такие, с кем пришлось воевать двум рисованным «Чайкам»?
Отправная точка для поисков ответа на этот вопрос на виду: плакат снабжён не только пояснительным текстом, но и портретом лётчика-героя. Текст гласил:
«Подвиг Героя Советского Союза Григория Соколова. 19 февраля 1940 года лётчики Соколов и Козаченко после воздушного боя возвращались на аэродром. Вверху над снеговыми облаками стояла ясная погода. Внезапно Соколов увидел группу белофинских истребителей из 12 «Фоккеров». Силы противника вшестеро превосходили наши. «Ударить или идти домой?» — мелькнула мысль у Соколова, и он решил выбрать бой: можно было не замеченным врагом и атаковать от солнца».
«Покачивая самолёт с крыла на крыло, Соколов подал команду: «Атакуем!» Советские истребители начали набирать высоту. Когда противник оказался внизу, Соколов повёл самолёт в крутое пике, посылая из пулемётов очередь за очередью. С первой внезапной атаки были сбиты два «Фоккера». Объятые дымом и пламенем, они рухнули вниз. Лётчики остальных белофинских истребителей заняли исходное положение для боя. В то время, как Козаченко прикрывал его с хвоста, Соколов выбрал третий «Фоккер» и дал по нему короткую, но меткую очередь. Машина противника вспыхнула. Около 28 минут безуспешно охотились «Фоккеры» за советскими истребителями. Потеряв ещё один, четвёртый самолёт, белофинны начали поодиночке покидать поле боя.
Так победно окончилась битва двух советских самолётов против 12 белофинских. Соколов с товарищем невредимыми вернулись на свой аэродром. За эту доблестную победу и за ряд других боевых подвигов правительство присвоило лётчику Григорию Соколову звание Героя Советского Союза».
Текст описывал события годичной давности: «Чайки» на плакате дерутся с финскими «Фоккерами» D.XXI, которые вполне узнаваемы благодаря своим лобастым двигателям воздушного охлаждения и массивным неубираемым лыжам.
Что же касается опознавательных знаков… На дворе весна 1941 года, и рисовать на крыльях «Фоккеров» свастики как опознавательный знак финских ВВС — чревато. Слишком прочно этот символ ассоциируется у советских граждан с Германией, с которой на этот момент подписан пакт о ненападении. При этом в воздухе всё равно явственно пахнет войной, печать и радио вынуждены гасить слухи и домыслы о возможном конфликте с немцами. Поэтому свастику и убрали от греха подальше, заменив другим «крюкастым» символом — кому надо, тот поймёт. Кроме того, буква «S» являлась основой эмблемы финского шюцкора, с которым советская пропаганда отождествляла «агрессивную финскую военщину».
Специалисты по истории советско-финской войны подсказали автору заметки, что оперативная сводка 25-го истребительного авиационного полка 59-й истребительной авиационной бригады ВВС 7-й армии Северо-Западного фронта за 19 февраля 1940 года в числе прочего сообщает:
«В 15:35 старший лейтенант Казаченко производил бомбометание по железнодорожным эшелонам на станции Карисалми [ныне Гвардейское Выборгского района Ленинградской области — прим.автора]. Наблюдал прямые попадания. После атаки эшелонов встретил 12 Ф-21 [одно из обозначений «Фоккера» D.XXI, используемое советскими лётчиками — прим.автора]. Двумя И-153 вёл бой в течение 25 минут, в результате боя сбито четыре «Фоккера», остальные рассеялись. Двух «Фоккеров» преследовал до кв.054, после чего вернулся в район бомбометания и, не обнаружив своих самолётов, возвратился на свой аэродром. Сброшено ЗАБ-50 — 4, АО-25 — 8».
Кто же был противником пары командира 4-й эскадрильи 25-го ИАП старшего лейтенанта П.К. Козаченко и его ведомого, командира звена той же эскадрильи старшего лейтенанта Г.М. Соколова? В этот день, вылетев в составе шестёрки «Фоккеров» для противодействия советским бомбардировщикам в районе Виипури (ныне Выборг), погиб лётчик авиагруппы LLv.24, датский доброволец, 27-летний лейтенант Эрхард граф Краг-Юэль-Винд-Фрийс (Erhard greve Krag Juel Vind Frijs). Его истребитель с регистрационным номером FR-80 упал в районе станции Хейнйоки (ныне Вещево Выборгского района Ленинградской области). Датчанин пытался выпрыгнуть с парашютом, но это ему не удалось.
С началом советско-финской войны в Финляндию прибыло более 1000 датских добровольцев, в том числе 16 лётчиков. Из них в боях принимали участие шестеро, хорошо знакомые со стоящими на вооружении как у финнов, так и у датчан нидерландскими «Фоккерами» D.XXI и британскими «Гладиаторами». К 19 февраля из этой шестёрки двое лётчиков погибли в боях, а третий был тяжело ранен. Лейтенанту Фрийсу, представителю одной из самых знатных аристократических фамилий Дании, предлагали прекратить боевые вылеты, но он отказался. В итоге же из шестерых датчан погибли четверо, двое выживших уехали домой с ранениями. К сожалению, 9 апреля того же 1940 года, когда на Данию напала Германия, проявить себя датские лётчики не смогли.
Сбитый 19 февраля истребитель Эрхарда Фрийса стал единственной потерей финских ВВС за день. Помимо четырёх заявок пары Козаченко и Соколова, ещё несколько сделали их однополчане и лётчики-истребители других полков ВВС 7-й армии, однако они хуже подходят к потере Фрийса по времени и месту. Кроме того, оба советских лётчика были достаточно опытными: Козаченко до конфликта с Финляндией успел повоевать в Китае, а Соколов сражался на Халхин-Голе.
К сожалению, судьба обоих советских лётчиков сложилась трагически — оба погибли в боях.
После того как 21 марта 1940 года Григорий Максимович Соколов был удостоен звания Героя Советского Союза, он сначала командовал эскадрильей 166-го резервного авиационного полка, затем учился на Липецких курсах усовершенствования командного состава. На второй день Великой Отечественной войны капитан Соколов получил назначение на должность комэска в 24-й ИАП, входивший в ПВО Москвы и летавший на новых ЛаГГ-3. 21 июля 1941 года он вылетел на перехват неизвестного самолёта-нарушителя. На земле слышали стрельбу за облаками, после чего оттуда вывалился «ЛаГГ» и разбился об землю: видимо, лётчик был убит или тяжело ранен ещё в воздухе. После смерти Григорий Соколов второй раз соприкоснулся с пропагандой, только теперь он стал не её героем, а жертвой. Гибель в боях Героев Советского Союза, да ещё и при довольно нелепых обстоятельствах, была ещё непривычной для страны, и только этим можно, наверное, объяснить то, что практически везде датой гибели лётчика указано 21 декабря 1941 года.
Уже 18 марта 1945 года в районе Данцига (Гданьска) огнём с земли был сбит «Лавочкин» командира 163-го гвардейского истребительного авиаполка подполковника Петра Константиновича Козаченко. К тому времени он стал подполковником, тоже получил звание Героя Советского Союза, но продолжал летать на боевые задания. Так закончилась история с плаката.
Автор благодарит Олега Киселёва и Михаила Тимина за помощь в работе над материалом.
Комментарии к данной статье отключены.