К сожалению, зачастую при изучении войны в воздухе разобрать воздушный бой по данным обеих сторон и установить авторство конкретной победы над самолётом противника просто невозможно. Так, долгое время оставались неизвестными и детали гибели немецкого аса c 68 победами гауптмана Генриха Юнга, который не вернулся из боевого вылета 30 июля 1943 года из района Мги, что к востоку от Ленинграда. Однако после выхода в свет новой монографии по истории 54-й истребительной эскадры «Грюнхерц» французского историка Филиппа Сента законный претендент на победу над опытным кавалером Рыцарского креста, наконец, нашёлся.
Лето 1943 года для люфтваффе выдалось жарким в прямом и переносном смысле. В июле большую часть немецких ВВС на советско-германском фронте задействовали в операции «Цитадель». Этого не избежали и действовавшие под Ленинградом две группы 54-й истребительной эскадры, которые убыли в район Орла. Под Ленинградом остался лишь один отряд истребителей-бомбардировщиков 4.(Jabo)/JG 54. Для прикрытия данного направления на аэродроме Йесау в Восточной Пруссии начали срочно формировать группу IV./JG 54, однако организационные мероприятия затянулись, и в середине июля под Ленинград на аэродром Сиверская перебазировалось лишь штабное звено группы во главе с командиром гауптманом Эрихом Рудорффером (Erich Rudorffer). Отряды 10./JG 54 и 11./JG 54 всё ещё формировались в Германии, а единственный боеготовый отряд 12./JG 54 10 июля отправили вместо 4./JG 54 в состав II./JG 54 под Орёл.
Хотя главные сражения гремели гораздо южнее, оставлять в покое противника под Ленинградом советское командование не планировало, и уже 22 июля началась Мгинская наступательная операция, в которой действия наземных войск поддерживали сразу две воздушные армии, 13-я и 14-я, а также ВВС Краснознамённого Балтийского флота. Обстановка резко обострилась, и уже 24 июля в бой вступили наиболее подготовленные пилоты «Мессершмиттов» Bf 109G из 10./JG 54 и 11./JG 54, переброшенные из Восточной Пруссии. Однако силы были слишком не равны, и немцам пришлось вернуть под Ленинград часть сил из-под Орла — уже 25 июля в Сиверской приземлилась штаб эскадры и II./JG 54. Последней командовал гауптман Генрих Юнг (Heinrich Jung), назначенный на эту должность после того, как 21 февраля 1943 года его предшественник, кавалер Рыцарского креста и ас со 108 победами майор Ганс «Асси» Хан (Hans «Assi» Hahn), был сбит и попал в советский плен.
К лету 1943 года группа II./JG 54 уже полностью перевооружилась на новые истребители «Фокке-Вульф» Fw 190. Тем не менее, количественное превосходство советской авиации было настолько большим, что немцы, имевшие под Ленинградом всего около 60 истребителей и истребителей-бомбардировщиков, даже не помышляли о борьбе за господство в воздухе в районе Мги. Не ввязываясь в затяжные бои, они старались наносить советской авиации максимально возможный урон, используя тактику свободной охоты. В журнале боевых действий 13-й воздушной армии в эти дни отмечалось, что противник оказывает противодействие советским ВВС на Синявинском направлении группами по 2–4 «Фокке-Вульфа».
30 июля 1943 года именно во главе такой небольшой группы истребителей в 12:05 по берлинскому времени (13:05 по московскому) гауптман Юнг вылетел на свободную охоту в район Синявино — Мга. Подробности гибели немецкого аса стали известны благодаря донесению, подписанному новым командиром группы гауптманом Рудорффером, недавно опубликованному в книге по истории JG 54:
«30 июля 1943 года в 12:05 гауптман Юнг взлетел ведущим четвёрки вместе с лейтенантами Адемайтом, лейтенантом Рейманом и унтер-офицером Эккертом, чтобы вести свободную охоту в районе Синявино — Мга. Вскоре после взлёта самолёт ведомого гауптмана Юнга вернулся из-за отказа двигателя. Лейтенант Рейман, летевший ведущим второй пары, заметил к востоку от Мги на высоте около 3500 метров шесть Пе-2 и около шести или восьми Ла-5, летевших в истребительном эскорте. Гауптман Юнг занял позицию позади формирования Пе-2 и атаковал Ла-5, заходя в левый вираж. В тот же миг Ла-5 резко повернул влево. После этого гауптман Юнг отправился в пикирование, лейтенант Рейман вскоре последовал за ним. Примерно на высоте 1400 метров лейтенант Рейман повернул вправо, и в этот момент увидел, как машина гауптмана Юнга взорвалась на земле. Он наблюдал за самолётом Юнга примерно с расстояния 400 метров, но не видел трасс, нацеленных в его самолёт. Столкновение произошло примерно в 12:38 над линией фронта восточнее Мги».
Интересно, что ведомым у Генриха Юнга был не менее титулованный лётчик-истребитель, командир отряда 6./JG 54 кавалер Рыцарского креста гауптман Хорст Адемайт (Horst Ademeit), по победам шедший с Юнгом «ноздря в ноздрю». Вторую пару составляли два ничем не примечательных лётчика — лейтенант Хаccо Рейман (Hasso Reymann), имевший на счету одну победу, и унтер-офицер Хорст Эккерт (Horst Eckert).
Очевидно, что с первых же минут всё пошло не так, как планировалось. У гауптмана Адемайта забарахлил мотор, и он вернулся вскоре после взлёта, и Юнг пошёл дальше с парой Рейман — Эккерт. Судя по советским документам, есть вероятность, что первую попытку атаковать советские самолёты троица предприняла в районе Невской Дубровки, где в этот момент на высоте 2500 метров патрулировали восемь Ла-5 из 11-го гв.иап ПВО.
В качестве жертвы «охотники» выбрали немного отставший от группы Ла-5 младшего лейтенанта Н.С. Котенко — молодого, но подающего большие надежды лётчика, прибывшего на фронт в мае и чуть более чем за месяц успевшего записать на свой счёт четыре личные и две групповые победы. В этот раз Котенко сам едва не стал 69-й отметкой на хвосте «Фокке-Вульфа» Юнга, но ведущий группы 11-го гв.иап капитан Ф.П. Скрипченко вовремя заметил угрозу и развернулся навстречу Fw 190. Немцы, очевидно, не решились ввязываться в бой с восьмёркой Ла-5 и предпочли ретироваться в южном направлении. Впрочем, это могла быть и другая группа немецких «охотников».
Далее в районе Мги на глаза немецким лётчикам, вероятно, попалась шестёрка Пе-2 с эскортом истребителей, которых немцы опознали как Ла-5. Судя по времени, составу групп и действиям сторон, перед Юнгом и его ведомыми могли быть только шесть Пе-2 140-го бомбардировочного авиаполка. Бомбардировщики возвращались из очередного вылета на подавление немецкой артиллерии, бившей из района деревни Келколово севернее Мги. В качестве сопровождения шли шесть Як-7Б 29-го гв.иап, которыми командовал старший лейтенант А.Я. Булкин.
Подробности воздушного боя с советской стороны, в том числе его схема, изложены в сводке штаба 275-й иад в документе, который именуется «Обобщение боевого опыта частей 275-й иад за вторую половину июля 1943 года».
«30.07.1943 в 13:07–14:10 в районе Келколово на высоте 2000 метров шесть Як-7Б, ведущий старший лейтенант Булкин, провели бой с пятью ФВ-190.
При сопровождении шести Пе-2 в районе цели три ФВ-190 сзади со стороны солнца атаковали Булкина, старший лейтенант Девятко разворотом в сторону противника под ракурсом 1/4 сбил ведущего ФВ-190. Оставшаяся пара ФВ-190 атаковала младшего лейтенанта Куранова, который переворотом вышел из-под удара и скрылся в облачность. Другая пара ФВ-190 сзади со стороны солнца вторично атаковала самолёт Булкина, лётчик Дьяков полупереворотом вправо с дистанции 150 метров атаковал ведущего пары и сбил его. Самолёты Пе-2 потерь не имели. Не вернулся с боевого задания младший лейтенант Куранов.
Вывод: противнику не удалось внезапно атаковать наши самолёты, и их атаки своевременно отсекались. Младший лейтенант Куранов допустил ошибку, уйдя в облачность и затем, по-видимому, потеряв группу, стал жертвой численно превосходящего противника. Старший лейтенант Булкин проявил растерянность, из ведущего группы перешёл на бреющий полет и вышел из боя».
Теперь, имея свидетельства двух сторон, рассмотрим ход боя, который совпадает даже в деталях.
Группа Пе-2 с сопровождением отходила от Келколово на восток мимо Мги на высоте 2000 метров, было около 13:35–13:40. Немецкие «охотники» нагоняли советскую группу с запада, находились выше, да ещё и со стороны солнца — ситуация была практически идеальная для внезапной атаки, сулившей очередную победу. В качестве потенциальной жертвы Юнг выбрал ведущее звено истребителей. Как позже докладывал лейтенант Рейман, наблюдавший за действиями Юнга, гауптман вошёл в левый вираж и атаковал ведущего советской пары. Однако Булкин, вероятно, заметил опасность и уклонился от пушечно-пулемётного залпа Юнга. Он отвернул влево, либо просто выполнял манёвр, чтоб снизить скорость и не потерять подопечные бомбардировщики.
Рейман докладывал, что не видел, чтобы кто-то вёл огонь по самолёту Юнга, однако на самом деле его обстреляли. Как пишется в советском докладе, атаку ведущего тройки Fw 190 (это важно) заметил ведущий правой пары «Яков» старший лейтенант Г.Н. Девятко. Он довернул свой истребитель и с ракурса 1/4 с упреждением дал очередь по ведущему Fw 190 и, по всей вероятности, сумел поразить кабину и убить или смертельно ранить немецкого пилота. По крайней мере, «Фокке-Вульф» Fw 190А-5 W.Nr.151187 из пикирования уже не вышел. Важно, что в описанной следующей фазе боя фигурирует именно ещё одна пара, а не одиночный Fw 190 или тройка.
А вот ведомый Булкина младший лейтенант А.В. Куранов развернулся вправо, и, вероятно, был атакован парой Реймана и Эккерта, после чего ушёл в облачность, и его больше никто не видел. Лётчик пропал без вести. Интересно, что Рейман и Эккерт побед не заявили, то ли посчитав, что не попали, то ли действительно не стреляли, а молодой светский лётчик запаниковал, ушёл в облака, после чего потерял ориентировку и разбился.
Рейман указал, что во время атаки Юнга наблюдал за ним с дистанции около 400 метров, затем, видимо, переключившись на Як-7Б Куранова, на какое-то время потерял ведущего из виду, но почти сразу пошёл за ним вниз. На высоте около 1400 метров Рейман и Эккерт начали доворот вправо — вероятно, в этот момент их заметил и испугался уже Булкин, который тут же спикировал, оторвался от основной группы и вышел из боя. После этого Рейман увидел, как истребитель Юнга взорвался на земле. В этот момент, вероятно, пара Рейман — Эккерт была принята за ещё одну пару Fw 190 и контратакована ведущим левой пары «Яков» лейтенантом Дьяковым, который обстрелял немцев и посчитал, что сбил ведущий самолёт пары, очевидно, приняв за его падение взрыв на земле самолёта Юнга. Однако, проскочив мимо советских истребителей, Рейман и Эккерт пикированием вышли из боя и через несколько минут благополучно произвели посадку на своём аэродроме.
В описании этих событий с немецкой и советской стороны есть некоторые нестыковки — например, разнятся данные о высоте, на которой шёл бой. Однако подобные несоответствия встречаются в документах постоянно. К тому же, если немцы сначала пытались атаковать Ла-5 11-го гв.иап, которые барражировали на высоте 2500 метров, то при этом потеряли высоту, но всё равно атаковали «Яки» с превышением, так как Пе-2 и Як-7Б шли на 2000 метров, то остальные практически идеально совпадающие детали боя позволяют уверенно говорить, что именно «Яки» 29-го гв.иап — последнее, что увидел в своей жизни гауптман Генрих Юнг.
Исходя из рисунка боя, с очень большой долей вероятности именно старший лейтенант Григорий Девятко поставил точку в карьере немецкого аса. Это был опытный лётчик, воевавший с первого дня войны на И-16 в 156-м иап, а затем сражавшийся на ленд-лизовских P-40 и отечественных Як-7Б и Як-9 в 29-м гв.иап. К концу войны на его счету было более 200 боевых вылетов, четыре сбитых лично и два в группе самолёта противника. В ходе боев он был трижды ранен.
Полностью нельзя исключать и небольшую вероятность того, что роковую для Юнга очередь дал лейтенант Иван Дьяков. Это тоже был достаточно опытный лётчик, хотя воевал он лишь с июня 1943 года. Судя по всему, ранее Дьяков служил в строевых частях на Дальнем Востоке, в 29-й гв.иап прибыл сразу на должность заместителя командира эскадрильи и в дальнейшем показал себя прекрасным воздушным бойцом, к концу войны записав на свой счёт девять личных и одну групповую победу.
Оба советских лётчика благополучно дожили до конца войны, став асами, чего нельзя сказать об участниках боя с немецкой стороны. Лейтенант Хассо Рейман разбился уже 4 августа, когда его «Мессершмитт» Bf 109G-2 W.Nr.10387 в районе аэродрома Красногвардейск (Гатчина) столкнулся с самолётом напарника (оба лётчика погибли), а через неделю, 10 августа, Хорст Эккерт погиб на «Фокке-Вульфе» Fw 190А-5 W.Nr.151294, уже после того, как II./JG 54 вновь перебазировалась под Брянск. Оказавшийся косвенным виновником гибели Юнга гауптман Хорст Адемайт стал в феврале 1944 года командиром группы I./JG 54. Он записал на свой счёт в общей сложности 166 побед, пока 7 августа 1944 года не пропал без вести после очередного боевого вылета в Прибалтике.
Источники и литература:
- ЦАМО РФ. Фонд 29-го гв.иап, оп. 202265, д. 6, лл. 157–168
- Philippe Saintes. La Jagdgeschwader 54: Les Aigles au «Coeur Vert» de la Luftwaffe. Tome 02 — LELA Presse, 2020
Комментарии к данной статье отключены.