Пешки танковых баталий
08 May '15
При упоминании советских танков времен Великой Отечественной войны первым приходит на ум, безусловно, легендарный Т-34, реже – тяжелые танки КВ и ИС, еще реже – американские «Шерманы». Мало кто вспомнит об легких танках, которых в советских танковых войсках было более чем достаточно – около 20 типов, не считая различных модификаций. Постараемся восполнить этот пробел и вспомнить накануне дня Победы эти маленькие боевые машины, экипажи которых зачастую были вынуждены драться с врагом в заведомо невыгодных для себя условиях.
Самым многочисленным на 22 июня 1941 года был танк Т-26 – в войсках их было 10000 в самых различных модификациях, построенных с 1931 по 1941 гг. На фото танки Т-26 под Москвой в декабре 1941 г. В колонне танки разных модификаций, имеющие башни различных типов (http://waralbum.ru )
Вооруженные двумя пулеметами калибра 7,62 мм, самые ранние двухбашенные модификации Т-26 к началу войны безнадежно устарели. На фото немецкие солдаты фотографируются рядом с подбитым двухбашенным танком образца 1931. Машина, предположительно, из состава 5-го мехкорпуса 16-й Армии Юго-Западного фронта, август 1941 г. (www.freerepublic.com )
Тем не менее, эти танки можно было встретить на фронте и на втором году войны. На фото подбитый двухбашенный Т-26 в Севастополе, в районе мыса Херсонес, лето 1942 г. (http://waralbum.ru )
Вопреки общепринятому мнению о том, что Т-26 ничего не могли противопоставить противнику, это не так – основная масса немецких танков летом 1941 года была «по зубам» пушкам Т-26. Основной проблемой была невозможность ремонтировать изношенные машины при отступлении, и их бросали. На фото оставленный экипажем Т-26 средних серий выпуска (до 1938 года) с цилиндрической башней (http://waralbum.ru )
Другой проблемой была невозможность заправиться на марше, и когда бензин заканчивался, технику приходилось бросать. На фото оставленный на обочине Т-26, мимо которого проходит немецкий обоз (www.nationaalarchief.nl )
В условиях стабильной линии фронта Т-26 продолжали использоваться и на второй год войны. Фото сделано на окраине освобожденной станицы под Сталинградом, в ноябре-декабре 1942 г. (http://waralbum.ru )
На второстепенных участках фронта Т-26 воевали еще дольше. Фото сделано на мурманском направлении: по одним данным, на острове Кильдин, по другим – на полуострове Рыбачий (http://waralbum.ru )
Кроме использования по прямому назначению, Т-26 служили в качестве тягачей, их шасси использовались для производства импровизированных САУ. На фото, сделано осенью 1941 г., рабочие ленинградского завода им. Кирова устанавливают на шасси танка 76-мм пушку. Эти машины активно использовались в боях под Ленинградом (http://waralbum.ru )
Символический кадр лета 1944 года – основной советский танк позднего периода войны Т-34–85 проезжает на запад мимо погибшего при отступлении на восток в 1941 году основного танка первого года войны Т-26 (http://waralbum.ru )
Кроме Т-26, легкие танки в РККА на начало войны были представлены семейством «быстроходных» танков БТ — БТ-2, БТ-5 и БТ-7. К июню 1941 г. в строю еще находилось более 500 танков БТ-2, выпущенных в 1931–1933 гг. Переведенные к началу войны в разряд учебных, тем не менее, эти вооруженные 37-мм пушкой или спаркой 7–62-мм пулеметов машины вынуждены были вступить в бой (http://topwar.ru )
Солдаты вермахта у горящего пулеметного танка БТ-2 из 34-й танковой дивизии 8-го мехкорпуса в районе Дубно, Юго-Западный фронт, июнь 1941 года. Закрытые люки и вывалившаяся заглушка для стрельбы из личного оружия в башне говорят о том, что экипаж погиб вместе с машиной (http://waralbum.ru )
Танк БТ-5, выпускавшийся в 1933–1934 гг., стал развитием конструкции БТ-2. Эта машина, вооруженная 45-мм пушкой, была уже более боеспособной. Фото сделано на осенних тактических маневрах 1939 г. (http://topwar.ru )
Танки БТ-5 идут на фронт по проспекту Володарского в блокадном Ленинграде (http://waralbum.ru )
БТ-5, брошенный у дороги из-за неисправности. Возможно, машина из состава 24-й танковой дивизии 8-й Армии Северо-Западного фронта (http://nemirov41.forum24.ru )
Наиболее совершенной моделью семейства БТ был производившийся в 1935–1940 гг. БТ-7. К началу войны в войска поступило более 5000 таких машин. На фото БТ-7 Ленинградского военного округа на первомайском параде 1941 г. (http://topwar.ru )
Части, вооруженные танками БТ-7, не избежали разгрома летом 1941 года. На фото два подбитых танка поздних серий, брошенных при попытке эвакуации (http://waralbum.ru )
Танки 1-й гвардейской танковой бригады в засаде. На переднем плане БТ-7, за ним виден Т-34. Западный фронт, декабрь 1941 года (РГАКФД)
Кроме Т-26 и БТ, в бой с началом войны вступили и машины, которым было давно пора на покой. На фото поврежденные и брошенные первые серийные танки советской разработки Т-18М (МС-1), производство которых было прекращено еще в 1931 году. Предполагалось, что они будут переоборудованы в неподвижные огневые точки, но некоторым пришлось воевать и как танкам (http://tanki-v-boju.ru )
Пришлось повоевать и безнадежно устаревшим на начало войны танкеткам Т-27. На фото немецкие солдаты позируют на фоне уничтоженного Т-27, осень 1941 г. (http://www.aviarmor.net )
В качестве импровизированного танка использовался в первый год войны вооруженный пулеметом винтовочного калибра бронированный тягач Т-20 «Комсомолец». Фото сделано на параде 7 ноября 1941 года в Куйбышеве (http://chronograph.livejournal.com )
Неизвестно, использовался ли в годы войны по прямому назначению малосерийный танк Т-46, выпускавшийся в 1936–1937 гг., но известно о его применении в качестве неподвижных огневых точек. На фото такой танк из экспозиции музея на Поклонной горе в Москве (http://www.aviarmor.net )
Много было в войсках на июнь 1941 года и легких плавающих танков Т-37А и Т-38, которых было выпущено около 2500 и 1300 штук соответственно. Вооруженные 7,62-мм пулеметами, они использовались, в основном, для ведения разведки и были выбиы в первый год войны. Советский легкий плавающий танк Т-37А на Киевских маневрах 1935 г. (http://www.aviarmor.net/tww2/tanks/ussr/t-37a.htm )
Развитием Т-37А стал Т-38. Фото сделано на уже упомянутом выше параде 7 ноября 1941 года в Куйбышеве (http://www.aviarmor.net )
Для замены Т-37 и Т-38 был создан танк Т-40, который производился в 1940–1941 гг. Он, а также его модификация с усиленным бронированием Т-30 были построены серией более 700 штук. Вооружались Т-40 и Т-30 крупнокалиберным пулеметом ДШК, либо авиационной 20-мм пушкой ШВАК (http://pohodd.ru )
Развитием Т-40 стал легкий танк Т-60, выпущенный в 1941–1943 гг. большой серией (5920 экз.) и прозванный в Вермахте за многочисленность «неистребимой саранчой». На фото Т-60, захваченный вермахтом у города Холм (www.bild.bundesarchiv.de )
Наиболее многочисленным советским легким танком военной постройки стал Т-70, воевавший до конца войны. В 1941–1943 гг. был выпущен 8231 экземпляр этой вооруженной 45-мм орудием машины. На фото Т-70 5-го Гвардейского танкового корпуса со спешившимся танковым десантом движутся развернутым боевым порядком (http://topwar.ru )
На фото опытный образец легкого танка Т-80, 1942 г. Всего было выпущено от 75 до 85 этих машин, ставших развитием Т-70 с новой двухместной башней. В серию они пошли тогда, когда пересматривалась сама концепция применения легких танков, да и производственные мощности требовались под производство самоходки СУ-76, производившейся на шасси Т-70 (http://www.aviarmor.net )
Наиболее удачным легким серийным танком многими специалистами признается Т-50, вооруженный 45-мм пушкой. Разработанный в 1940 году, он, к сожалению, по ряду причин был выпущен очень небольшой серией (не более 75 штук) (http://waralbum.ru )
При рассказе о легких танках, использовавшихся советскими танкистами, нельзя не упомянуть танки, поставлявшиеся по ленд-лизу союзниками. Одним из двух типов стал американский M3A1 «Стюарт». Поставленный в СССР в количестве 1681 экземпляра, он является самым многочисленным легким танком Второй мировой войны (23685 шт.) (http://waralbum.ru )
M3A1 «Стюарт» с собственным именем «Суворов». Донской фронт, 1942 г. (www.rbcdaily.ru )
Завершает обзор британский пехотный танк Mk.III «Валентайн», классифицировавшийся в СССР как легкий. Всего было построено 8275 машин, из них 3332 поставлено в Советский Союз. На фото запечатлена погрузка танка на судно (http://maximodelizm.com.ua )
Подбитый в бою «Валентайн» с собственным именем «За Сталина!» Эти подвижные хорошо вооруженные и бронированные машины были востребованы до конца войны в качестве командирских, ими комплектовались танковые части кавалерийских корпусов (http://waralbum.ru )
Комментарии к данной статье отключены.