Машина с качающейся башней
С началом Второй мировой войны эволюционные процессы в танкостроении, ранее занимавшие десятилетия, «спрессовались» в годы, а то и в месяцы. После окончания боевых действий этот процесс не замедлился, поскольку «горячую» мировую войну сменила «холодная». Законодателями мод в танкостроении выступали советские и американские конструкторы, за которыми как могли, пытались поспевать европейские инженеры. Определённых успехов в этом добились британцы – во многом благодаря удачному 105-мм танковому орудию Royal Ordnance L7. Эту пушку сконструировали в 1959 году, после чего ею вооружили основные танки не только в Великобритании, но и в США, ФРГ, Японии, Швеции и даже Израиле. Исключение составила Франция – её инженерная мысль всегда старалась искать свой собственный путь.
Появление во время войны кумулятивных и подкалиберных боеприпасов сделало толщину брони не самым важным фактором защиты танка. В начале 50-х годов всё большее значение приобретали скорость и маневренность машины, а также уменьшение её поражаемого силуэта. В советском танкостроении эта тенденция отразилась в создании новой линейки танков – Т-54, Т-55, Т-62 и Т-64. За счёт введения таких новшеств как поперечное расположение двигателя, комбинированная броня, автомат заряжания и 125-мм гладкоствольное орудие новые средние танки по мощности вооружения и забронированности стали сопоставимы с тяжёлыми танкам. При этом они обладали меньшей массой, габаритами и были намного дешевле. В результате от тяжёлых танков отказались, а в мировом танкостроении появилось такое понятие как «основной танк».
Французские военные функционеры вовремя уловили общемировые тенденции и решили заказать промышленности разработку прототипа основного французского танка. Их выбор пал на компанию Batignolles-Châtillon («Батиньоль-Шатильон»), которая специализировалась на производстве железнодорожных локомотивов, а также оборудования для нефтяной и газовой промышленности. Производственные мощности компании базировались в Нанте. В 1950 году перед инженерами «Батиньоль-Шатильон» была поставлена задача спроектировать на базе лёгкого французского AMX-13 (разработанного во второй половине 40-х годов) средний танк, оснащённый 90-мм пушкой F3. Планировалось, что эта машина станет основным вооружением французских танковых подразделений. Проект получил обозначение «Batignolles-Chatillon Char 25T», что означало «25-тонный танк разработки компании «Батиньоль-Шатильон». В игровом сообществе World of Tanks эту машину часто называют Bat.Chat («Бат.Чат»).
Машину защитили довольно мощным лобовым бронированием в 60 мм, сформированным из наклонных бронедеталей. Ходовая часть танка состояла из шести обрезиненных опорных катков, снабжённых гидравлической подвеской, и трёх поддерживающих роликов на борт. Переднее расположение двигателя и трансмиссии предопределило, что ведущими у танка станут передние колёса, а задние будут играть роль ленивцев.
Оригинальная качающаяся башня состояла из двух составных частей – нижней (которая, как и у обычных танков, размещалась на подбашенном погоне) и верхней (с неподвижно закреплённой в ней пушкой). Верхняя часть башни оборудовалась цапфами, благодаря которым подвижно крепилась к нижней части. Башню такого типа разработали в 1946 году инженеры фирмы AMX в рамках опытного проекта «AMX-12t», а позже её установили на танке AMX-13, который послужил прототипом для Batignolles-Chatillon Char 25T. На новый экспериментальный танк «перекочевали» все достоинства и недостатки этого технического решения.
Преимуществ у конструкции было несколько. Во-первых, она позволяла применить механизм автоматического заряжания (барабанный магазин автомата заряжания, рассчитанный на шесть снарядов, конструкторы вынесли в кормовую нишу башни, что позволило сократить её забронированный объём). Во-вторых, в связи с тем, что наведение орудия по горизонтали осуществлялось всей верхней частью башни, а не одним орудием, не было необходимости увеличивать её высоту. При такой конструкции казённик пушки не мог упереться в крышу в случае опускания ствола вниз на отрицательные углы наведения. Конструкция имела и некоторые недостатки – малый боекомплект (всего 30 снарядов) и невозможность ручной перезарядки изнутри танка в случае выхода автомата из строя.
Машина получила 90-мм пушку F3 с дульным тормозом, обеспечивавшую начальную скорость снаряда в 930 м/с. Вместе с орудием в верхней части башни размещался спаренный 7,5-мм пулемёт MAC 1934T. Кроме этого, по бокам башни располагалось по два дымовых гранатомёта. В башне размещались только два члена экипажа из четырёх – командир и наводчик. Внизу в корпусе танка (в боевом отделении) располагался радист, а место механика-водителя находилось впереди слева от двигателя.
Благодаря небольшому весу, который не достигал и 25 тонн, корпус танка обладал малыми габаритами – всего 5,67 метра в длину (для сравнения – длина Т-54 составляет 6 метров); 3,16 метра в ширину (ширина Т-54 – 3,27 метра) и 2,37 метра в высоту (высота Т-54 – 2,22 метра). На шоссе машина развивала скорость в 65 км/ч.
В 1954 году на заводе в Нанте изготовили два прототипа. Ходовые испытания и стрельбы продолжались в течение года, после чего в 1955 году проект закрыли в пользу иного перспективного танка AMX-63, который в дальнейшем получил другой индекс – АМХ-30. Дело в том, что гидравлическая подвеска Batignolles-Chatillon Char 25Т оказалась очень капризной, и ходовой части требовалось техобслуживание после каждого применения танка, что для военных было категорически неприемлемо. Кроме того, на мировой арене появилось ядерное оружие, и армии срочно требовались герметичные танки, а сделать газонепроницаемой качающуюся башню было невозможно.
Единственный сохранившийся экземпляр Batignolles-Chatillon Char 25Т ещё десять лет назад выставлялся в Музее бронетехники в Сомюре (Франция), однако в апреле 2014 года в Сети появились фотографии этого танка в плачевном состоянии. Он стоит под открытым небом на заднем дворе музея, покрываясь лишайниками и пятнами ржавчины. Сохранится ли эта машина на радость новым поколениям любителей бронетехники, или ей суждено превратиться в груду металлолома, покажет будущее.
Комментарии к данной статье отключены.