В период Второй мировой войны в Европе многие транспортные средства были переоборудованы под работу на древесном газе. Самое большое распространение эта тенденция получила в Германии и на оккупированных ею территориях. На газе и получаемом на его основе жидком топливе передвигалась вся техника, от гражданских машин до самолетов люфтваффе.
В последнее время популярность набирает идея ухода от топлива, производимого на основе нефти. Это обусловливается доводами в защиту окружающей среды и невосполнимостью нефтяных запасов земли. Но, наверное, мало кто из «зеленых» знает, что еще в 1940 году Адольф Гитлер после посещения выставки компании «Мерседес-Бенц», на которой были представлены тяжелые грузовики, оборудованные газогенераторами, заявил: «Автомобили данного типа сохранят свое особое значение и после войны, поскольку при нынешнем курсе на повышенную механизацию у нас никогда не будет излишков жидкого топлива, и мы будем всегда зависеть от импорта. Таким образом, дополнительное топливо принесет пользу нашей национальной экономике».
30 мая 1942 года рейхсмаршал Геринг подписал декрет о создании Центральной Генераторной канцелярии, целью которой было сбережение каждой капли топлива для нужд Вермахта. Уже к 22 сентября на все среднетяжелые и тяжелые автомобили, в том числе и автобусы, начали устанавливаться газогенераторы. Такая тенденция распространялась повсеместно и на оккупированных Германией территориях. Благодаря этим усилиям ежемесячно экономилось до 45 миллионов литров жидкого топлива для нужд армии.
Значение синтезируемого топлива для Германии еще более возросло осенью 1944 г., когда советские войска заняли румынские нефтепромыслы. Теперь немецкая армия и экономика всецело базировалась на газе и синтетическом жидком топливе на его основе. Если верить послевоенному докладу Службы стратегических бомбардировок США касательно немецкой нефтяной отрасли, то перед самым концом войны на газовой тяге работали даже 50 «Королевских тигров» (Panzerkampfwagen VI Ausf.B «Tiger II»)!
Конечно, достоверных доказательств того, что немецкие «тигры» ходили на газе, нет, но то, что немецкая армия имела на вооружении газогенераторные танки, – это факт. Ими оснащались легкие танки Pz.Kpfw. I и Pz.Kpfw. II. Изначально они использовались в учебных целях, имитируя американский танк M4 Sherman – на них проходили подготовку расчеты противотанковой артиллерии и пехотинцы с фаустпатронами. Кроме того, их использовали в роли тягачей и транспорта. Минимум один подобный тягач был у подразделения Sturmgeschütz-Ersatz und Ausbildungs-Abteilung 400, действовавшего в Дании. Также известно, что Pz.Kpfw. I, оснащенные газогенераторами, участвовали в обороне Берлина.
К сожалению, о боевых качествах и успехах в сражениях этих «экологически чистых машин смерти» никаких данных не сохранилось. Разумным будет предположить, что высокой скоростью и мощностью подобные танки не отличались, плюс был высок риск получения травмы при попытке дозаправки генератора. Однако для тыловых нужд эта техника была весьма хорошим подспорьем, особенно для Германии в конце войны.
После войны, когда бензин вновь стал доступен, о газогенераторной технологии почти сразу же забыли. Но, возможно, современным военным конструкторам уже сейчас стоит обратить внимание на идею альтернативных источников энергии. Не за горами тот день, когда запасы топлива могут закончиться, а природные залежи нефти иссякнут. Тогда диктовать условия будет та страна, чья техника сможет вести боевые действия за счет легковосполняемых природных ресурсов.
Комментарии к данной статье отключены.