«Я и сейчас, кажется, до мельчайшей подробности представляю себе кадры ещё из довоенного фильма «Снайпер». В нём рассказывалось о подвигах сверхметкого русского стрелка-снайпера в первую империалистическую войну. Особенно ярко запомнились эпизоды из фильма, связанные с искусной маскировкой. Сделав макет пня или убитой лошади и пристроив его на нейтральной полосе, перед окопами противника, снайпер забирался в этот макет и метко разил оттуда врага»
Евгений Адрианович Николаев, журналист, писатель и снайпер
Рубеж 20-х и 30-х годов прошлого, двадцатого века стал временем расцвета кинематографа, в том числе военного. Недавняя мировая война оставила глубочайший след в сознании десятков миллионов людей. Поэтому, как только развитие техники съёмок позволило воплотить на экране ужасы войны, зрители увидели множество батальных картин. Только 1930 год принес «На западном фронте без перемен», «Ангелов ада», «Западный фронт 1918 ", «Утренний патруль», «The flight commander " и «Journey's End». Интерес публики подогревался и опасениями новой войны – на дворе бушевала Великая депрессия, мир снова содрогался.
Советские режиссёры также не прошли мимо такой поистине животрепещущей темы. В 1931 году на экраны СССР вышел фильм «Снайпер». Искусство снайперов – невидимых метких стрелков, не знающих промаха, по сей день привлекает внимание зрителей, но мало в каком фильме оно было показано настолько достоверно.
Первые кадры – начало войны. Под знаменитую песню «Типперери» радостные и гордые солдаты маршируют на параде, их забрасывают цветами восторженные обыватели. Маршируют они, как скоро выяснится, навстречу смерти. Милитаристический угар не спасает от пулемётов и снарядов.
Несмотря на то, что СССР в начале 30-х был, мягко говоря, небогатой страной, униформа и другие детали – указатели, надписи на машинах, плакаты на стенах воссозданы чрезвычайно тщательно.
Окопный быт: солдаты сидят в траншеях, едят консервы. В фильме, как и в реальности, французские солдаты носят каски Адриана, британские – характерные «тазики». Правда, обычно они воевали на своих участках фронта, почти не видя друг друга, но ситуация, когда они занимают одни те же окопы, теоретически возможна.
Солдаты, наблюдая носилки с очередным убитым, обсуждают неуловимого немецкого снайпера. Один из них открывает заслонку в амбразуре, выглядывает – и тут же становится новой жертвой. Абсолютно достоверный эпизод: при расстоянии до вражеских траншей в 100–200 метров малейшее шевеление вызывало немедленный ответ. Обычно, описывая смертоносный огонь, говорят «нельзя было даже головы поднять». На фронтах Первой мировой, где мрачной реальностью стал снайперский террор, нередко нельзя было высунуть даже половины головы или выставить трубку перископа. Судьба солдата, решившего выглянуть над парапетом, описывалась скупой строкой «мы похоронили его там-то». Даже заслонку в амбразуре открывали, стоя сбоку, чтобы не быть задетым выстрелом, предварительно выставив кокарду фуражки и подождав около минуты.
На помощь приходят два снайпера. Причём снайперы – русские. Капитан, лучший стрелок русского корпуса в Франции, и простой солдат, бывший рабочий. Классический киноконфликт: суетливый офицер, с бурной жестикуляцией горячо агитирующий за защиту «бога, царя и отечества», и флегматичный задумчивый солдат.
Программа обучения снайперов и многие эпизоды фильма взяты из книги Хескет-Притчарда «Sniping in France», переведённой в СССР в 1925 году. Автор был одним из основателей британского снайперского движения, так что прекрасно знал все тонкости ремесла. В фильме даже упоминается реальная снайперская школа.
«Вы лежите на газоне – и вас не видно». Исключительно подробно показывается искусство маскировки и точной быстрой стрельбы на разные дистанции.
И здесь фильм буквально фотографически точен, примером чему – маскировка реальных снайперов.
Сбор партии «тихой смерти» (обычно так называли себя канадские разведчики). Снайперы действительно придавались разведчикам, нередко сами ходили за линию фронта или были наблюдателями – последние ценились особо. Обратите внимание на огнемёт в руках солдата Антанты – редкое появление на экране. Правда, огнемёт придавался бы не столько разведчикам, нацеленным на тихий «стелс»-рейд, сколько участникам силовой разведки боем. К концу войны начал преобладать второй вариант.
Пути двух русских во Франции постепенно расходятся всё дальше. Капитан сидит в комфортном блиндаже, наслаждается изысканной едой, шампанским и музыкой. Солдат по приказу откладывает тарелку с горячей едой и идёт в ночь мокнуть под дождём, карауля вражеского снайпера. Оказывается, немец прячется в тщательно замаскированном укрытии. Русский снайпер бесшумно убивает германского «коллегу» ножом и приносит трофейные документы в штаб. И снова вполне возможный эпизод – снайперы Первой мировой пользовались не только винтовками. Враг оказывается коллегой русского не только в военной, но и мирной профессии – рабочим металлургического завода.
Тем временем идут всё новые и новые бои – в том числе в воздухе. Солдаты видят бессмысленные жертвы и равнодушие офицеров. Пропаганда в фильме отнюдь не топорна, зритель постепенно сам задаётся вопросом – что делает русский рабочий в чужой стране? Что и от кого защищает?
Ирония судьбы – солдата, как снайпера, учили в первую очередь убивать офицеров. «Конечно, вражеских». Но тут в далёкой России происходит Революция. Капитан в бешенстве, солдаты рвутся на далёкую родину. Казалось бы, по законам жанра нас ожидает смертельная дуэль двух подготовленных убийц, где-нибудь над жерлом вулкана – но режиссёр делает неожиданный ход. Крик вестовых «Война закончена!» – и два русских снайпера, чуть не убивших друг друга, расстаются на 13 лет, снова встретившись уже в «настоящем», то есть в 1931 году.
К этому времени бывший солдат – уважаемый мастер в железнодорожной мастерской «у западной границы». Маленький, но показательный штрих – в бригаде как минимум несколько рабочих носят часы – в то время, когда качественные часы было трудно найти даже командирам Красной армии. После ударной работы и юноши, и девушки идут в тир. Снайпер не забыл своей военной профессии – и степенно объясняет молодёжи тонкости работы с телескопическим прицелом.
Вопрос беззаботного рабочего «Кто нас вообще тронет?» немедленно получает ответ в виде пограничного налёта. Однако с должной подготовкой даже простые рабочие вместе с красноармейцами смогут отразить набег – и два заклятых врага снова увидят друг друга. Бой покажет, кто из них лучше освоил искусство снайпера…
Режиссёр и сценарист фильма Семён Тимошенко, уже снявший «Наполеон газ», будущий автор «Вратаря» и «Небесного тихохода», собрал прекрасных актёров. Главную роль русского снайпера исполнил Пётр Соболевский, выпускник Фабрики эксцентрического актёра Козинцева и Трауберга. «Новый Вавилон», «Мы из Кронштадта», «Моряки», «Небо Москвы», «Адмирал Нахимов», «Адмирал Ушаков», «Тайна двух океанов» – лишь небольшая часть его фильмографии. Любопытно, что Соболевский нередко играл иностранцев.
Главный отрицательный герой, капитан – Борис Шлихтинг, которому было не привыкать изображать полицейских, офицеров и прочих негодяев советского кино.
В эпизодической, но яркой роли непутёвого любителя тенниса блеснул Леонид Кмит, будущий легендарный народный любимец Петька из фильма о Чапаеве.
Владимир Гардин, классик ещё дореволюционного кино, сыграл генерала.
Фильм стал не только редкой жемчужиной жанра, но и послужил полезным «учебником» будущим бойцам. Только Евгений Николаев, любивший «Снайпера» с детства, в годы Великой Отечественной войны записал на свой боевой счёт 324 уничтоженных немецких солдат и офицеров.
Источники:
Herbert W. McBride. A Rifleman Went To War. Plantersville, S.C. : Thomas G. Samworth, Small-Arms Technical Publishing Co. 1935.
Prichard, Hesketh Vernon Hesketh. Sniping in France, with notes on the scientific training of scouts, observers, and snipers. London, Hutchinson & co, 1920.
Николаев Е. А. Снайперские дуэли. — М. : Яуза : Эксмо, 2009.
Комментарии к данной статье отключены.