Французские танкисты относились к новому танку без особого восторга. Он был очень неудобен в эксплуатации, так как на всех членов экипажа, кроме радиста, возлагалось множество несвойственных им функций – например, водитель был одновременно и механиком, и наводчиком 75-мм орудия по горизонтали.
Заряжающий должен был не только успевать заряжать два орудия, предварительно вкручивая колпачки взрывателей и выбрасывая стреляные гильзы, но и наводить по вертикали 75-мм орудие. При двух наводчиках не могло идти и речи о высокой точности и скорострельности.
Командир танка, вместо того, чтобы наблюдать за полем боя и принимать решения, должен был наводить 47-мм орудие, а если заряжающий не успевал, то и заряжать его. Кроме того, у каждого члена экипажа был пулемёт, из которого они должны были периодически вести огонь. В танке В-1bis количество пулемётов снизили до двух, но это лишь незначительно упростило задачу танкистам.
Кроме всего прочего, сложная конструкция ходовой части и трансмиссии приводила к тому, что при высоких нагрузках или из-за ошибок водителей они легко выходили из строя. Во время военных действий именно по этой причине будут потеряны многие Char B-1.
Тем не менее, французские танкисты относились к своей технике с уважением. По традиции, берущей свое начало ещё со времен Первой мировой войны, каждому танку В-1 и В-1bis присваивалось личное имя, которое наносилось на корпус белой краской. Появилась и традиция в каждом батальоне называть машины однотипными номерами.
Так, в 37-м батальоне, который был сформирован из первой серии танков В-1, всех их назвали в честь различных французских провинций. Кроме названий, всем танкам присваивались номера — например, в 37-м батальоне машины были пронумерованы с №102 по №135.
Нумерация Char В-1bis начиналась с 201-го номера. 15-й батальон, первым получивший танки новой модели (№№201-235), назвал их в честь французских городов, провинций и колоний. 8-й батальон (№№ 236-270) дал своим машинам названия известных французских боевых кораблей («морские» веяния были очень сильны во французских танковых войсках того времени — в отличие от немецких, где «правила бал» кавалерия). В нижеприведённой таблице указаны номера батальонов, номера и модели танков, а также тематика названий, которые присвоили своим машинам французские танкисты.
Номер батальона |
Модель танка |
Номера танков |
Тематика названий |
---|---|---|---|
37 |
В1 |
102-135 |
французские провинции |
15 |
B1bis |
201-235 |
французские города, провинции, колонии |
8 |
B1bis |
236-270 |
французские военные корабли |
28 |
B1bis |
271-305 |
французские колонии |
41 |
B1bis |
306-345 |
французские реки |
49 |
B1bis |
346-375 |
французские вина |
49 |
B1bis |
376-387 |
места сражений Первой мировой войны |
46 |
B1bis |
388-410 |
места сражений Первой мировой войны |
47 |
B1bis |
411-431 |
французские военачальники |
10 мая 1940 года началась Французская кампания Второй мировой войны, которая в течение недели выявила всю ошибочность предыдущей двадцатилетней политики французского Генерального штаба относительно развития бронетанковых войск. Сумбура в действие французских бронетанковых сил добавило и их переформирование в бронетанковые дивизии, начатое перед самым нападением Германии на Францию.
Хорошо бронированные, но медленные танки В-1 не могли парировать быстрые удары немецких танковых дивизий, которые не растрачивали своих сил на штурм французских полевых и долговременных подкреплений, не ввязывались в противостояние с французскими бронетанковыми силами, а уходили в уже готовые прорывы, обеспеченные действиями немецкой пехоты, артиллерии, авиации и десантов. Поддерживаемые моторизованными дивизиями, немецкие танки развивали наступление, громя французские тылы и перерезая коммуникации. Фактически французское командование столкнулось с ситуацией, в которой чуть больше чем через год окажется командование Красной Армии.
Танки В-1 и B-1bis были очень большими, медленными и громоздкими. Немецкая авиация быстро обнаруживала их, подвергала бомбовым ударам, выбивала автотехнику, обеспечивавшую танки горючим, запчастями и боепитанием. Значительная часть Char B-1 была брошена или уничтожена собственными экипажами из-за невозможности их починить, из-за нехватки горючего или отсутствия снарядов.
1-я танковая дивизия, приданная для поддержки армейскому корпусу, была брошена для парирования немецкого удара западнее Намюра, но вскоре попала в окружение и полностью погибла.
Танки 2-й и 3-й французских танковых дивизий были «разобраны» между полевыми частями для поддержки их атак и увязли в позиционных боях, не внеся особого вклада в боевые действия.
Значительного успеха добились танки, входившие в 4-ю танковую дивизию полковника (а с 18 мая 1940 года — бригадного генерала) Шарля де Голля, будущего 18-го президента Франции и первого президента 5-й Республики. Нужно сказать, что из всех танков он предпочитал именно B-1bis, и по весьма банальной причине — при почти двухметровом росте де Голля наиболее комфортно ему было именно в этой машине, которая была выше по сравнению с остальными танками дивизии.
Из 150-ти танков де Голля только 30 были модели В-1bis (входили в 46-й и 47-й батальоны), остальные – моделей Renault D-2 или D-2bis, Somua S-35, Renault R-35 (легкие танки). Все эти танки были тихоходными и устаревшими. Но даже с такими машинами дивизии де Голля удалось вклиниться в тылы танковой группы генерала Хайнца Гудериана в районе города Лаон. В своих мемуарах тот даже вспоминал, что передовые французские танки не дошли всего 2 километра до его передового командного пункта в Ольнонском лесу, который охраняло лишь несколько 20-мм зенитных орудий. Однако французские танкисты о немецком КП не знали, и, к облегчению Гудериана, свернули в сторону.
Были небольшие местные успехи французских танковых войск и на других участках фронта, в основном связанные с использованием танков В-1 и В-1bis. Так, 16 мая танк капитана Пьера Бийота в бою за городок Стони подбил 13 вражеских танков (2 Pz Kpfw IV и 11 Pz Kpfw III), а также два орудия. После боя на его броне насчитали до 150 попаданий снарядов, ни один из которых не смог нанести ему значительных повреждений.
В 8:30 15 мая 1940 года возле города Флавиона немецкое ударное соединение 5-й и 7-й танковых дивизий, состоявшее из 219 танков (в основном лёгких Pz.Kpfw.I, Pz.Kpfw.II, Pz. Kpfw.38(t) а также средних Pz.Kpfw. III/IV), столкнулось с двадцатью шестью В-1bis 28-го батальона 1-й бронетанковой дивизии французской армии. Большая часть танков, потерянных французами в этом бою, была брошена из-за выхода из строя трансмиссии, расхода горючего, отсутствия запчастей (сказывалась работа немецкой авиации, истреблявшей автотехнику) и ранения экипажей осколками брони, откалывавшейся внутри танков при попадании в них крупнокалиберных снарядов.
Этот бой показал, что ни танки немцев, ни их противотанковая артиллерия броню танка В-1 пробить практически не могли. Немецкие танкисты старались избегать встреч с тяжёлыми французскими танками и артиллерией, предпочитая иметь дело с пехотой. Тяжёлые танки они старались «выводить» на позиции своих зенитных орудий Flak.88, высокая начальная скорость снарядов которых позволяла пробивать практически любую броню. Но под Флавионом такая тактика успеха не принесла — Вермахт потерял сожжёнными и подбитыми до 100 танков. Потери французов также были значительными. Из 154 танков всех моделей, они потеряли 65, а еще 10 машин были отправлены в ремонт.
После окончания Французской кампании все танки В-1, В-1bis и B-1ter оказались в руках немцев. Танки последней модели даже не успели принять участия в войне. Командование Вермахта было настолько впечатлено неуязвимостью этих машин, что решило использовать их в собственных частях.
Общее количество исправных танков В-1 всех модификаций, захваченных немцами, оценивается в 160 единиц. На них были установлены командирские башенки немецкого образца и немецкие рации. Танки получили обозначение Pz B2 740(f). Около 60 танков было переделано немцами в огнемётные, ещё 16 – в 105-мм САУ и 3 – в учебные танки с демонтированной башней.
В июне 1944 года союзные войска высадились в Нормандии и стали стремительно продвигаться вперёд, освобождая территорию Франции и захватывая немецкие вооружения. В их числе оказалось и некоторое количество танков В-1bis, которые союзники передали их старым хозяевам – силам «Свободной Франции» (организации, созданной Шарлем де Голлем для освобождения страны). В октябре 1944 года из этих танков был создано отдельное подразделение — 13-й драгунский полк. В него входил один эскадрон танков В-1bis общей численностью 19 машин, на вооружении которого были как линейные танки, так и огнемётные, и даже один учебный танк без башни. По традиции танкам присвоили личные имена в честь названий населённых пунктов, где происходили самые знаковые сражения Французской кампании 1940 года.
Чтобы отличать свою технику от немецкой, танкисты «Свободной Франции» красили машины в оливково-зелёный цвет и наносили на танки такие же белые звёзды, как на американской и английской технике. Так как французская милиция (ополчение) была включена в состав армии де Голля, то на некоторых танках появились буквы FFI (Forces Françaises de l'Intérieur – французские внутренние силы). В отличие от боев 1940 года, в 1945 году французские танковые силы использовались более рационально. В-1bis участвовали в штурме немецких полевых укреплений, расстреливая их из 75-мм орудий с безопасного расстояния, то есть играли роль САУ. В бои с новейшей немецкой бронетанковой техникой, по сравнению с которой В-1 безнадёжно устарел, французские танкисты не ввязывались. Последние подразделения танков В-1 базировались в оккупированной союзниками Германии и были окончательно расформированы в 1946 году.
Комментарии к данной статье отключены.