• События
  • Люди
  • Танки
  • Флот
  • Авиация
  • Стрелковое оружие
  • Военный хайтек
  • Другое оружие
  • English version
  • Поиск
    • События
    • Люди
    • Танки
    • Флот
    • Авиация
    • Стрелковое оружие
    • Военный хайтек
    • Другое оружие
    • English version

    Поиск

    Войти

    Написать
    Популярное
    • 17 March '22
      Боевые повозки фараона
    • 24 February '22
      Японские линкоры вступают в бой
    • 24 February '22
      На мирно спящих аэродромах Тонкина
    • 24 February '22
      Славные дети Марианны: тест Warspot
    • 21 February '22
      Немецкий контрудар у Кюстрина
    • 17 February '22
      Византийские приключения Харальда Хардрады
    • 16 February '22
      Уцелевшее население Венгрии — эвакуировать на территорию СССР
    • 14 February '22
      «Маузер» с русско-чешским акцентом
    • 08 February '22
      Skyranger 30 HEL: зенитка на все случаи жизни
    • 07 February '22
      Мизенский флот и гнев Везувия
    • 07 February '22
      Опираясь на собственные силы
    • 06 February '22
      На что способен микродрон за $195 000
    23

    Французский танк Char B-1. Часть III

    • ВМВ
    • танки
    • Франция
    Алексей Стаценко
    18 May '14

    Французские танкисты относились к новому танку без особого восторга. Он был очень неудобен в эксплуатации, так как на всех членов экипажа, кроме радиста, возлагалось множество несвойственных им функций – например, водитель был одновременно и механиком, и наводчиком 75-мм орудия по горизонтали.

    Заряжающий должен был не только успевать заряжать два орудия, предварительно вкручивая колпачки взрывателей и выбрасывая стреляные гильзы, но и наводить по вертикали 75-мм орудие. При двух наводчиках не могло идти и речи о высокой точности и скорострельности.

    ​Экипаж Char B-1 №350 «Флёри» (Fleurie) перед своей машиной. В центре — сержант-шеф Жак Дюмай (Jacques Dumay) (убит 15 июня 1940 года у Монсюзена). Справа — адьютант (прапорщик/старшина) Аджудан Левассер (Levasseur) (убит 12 июня 1940 года у Мурмелона) Источник — waralbum.ru - Французский танк Char B-1. Часть III | Warspot.ru
    Экипаж Char B-1 №350 «Флёри» (Fleurie) перед своей машиной.
    В центре — сержант-шеф Жак Дюмай (Jacques Dumay) (убит 15 июня 1940 года у Монсюзена).
    Справа — адьютант (прапорщик/старшина) Аджудан Левассер (Levasseur)
    (убит 12 июня 1940 года у Мурмелона)
    Источник — waralbum.ru

    Командир танка, вместо того, чтобы наблюдать за полем боя и принимать решения, должен был наводить 47-мм орудие, а если заряжающий не успевал, то и заряжать его. Кроме того, у каждого члена экипажа был пулемёт, из которого они должны были периодически вести огонь. В танке В-1bis количество пулемётов снизили до двух, но это лишь незначительно упростило задачу танкистам.

    Кроме всего прочего, сложная конструкция ходовой части и трансмиссии приводила к тому, что при высоких нагрузках или из-за ошибок водителей они легко выходили из строя. Во время военных действий именно по этой причине будут потеряны многие Char B-1.

    Тем не менее, французские танкисты относились к своей технике с уважением. По традиции, берущей свое начало ещё со времен Первой мировой войны, каждому танку В-1 и В-1bis присваивалось личное имя, которое наносилось на корпус белой краской. Появилась и традиция в каждом батальоне называть машины однотипными номерами.

    ​Танк Char В-1 «Дюнкерк» №111 первой серии из 37-го батальона. Был подбит 6 июня 1940 года возле деревни Neuvy sur Loeilly, будучи в составе 347-й отдельной роты танков В-1 Источник — chars-francais.net - Французский танк Char B-1. Часть III | Warspot.ru
    Танк Char В-1 «Дюнкерк» №111 первой серии из 37-го батальона.
    Был подбит 6 июня 1940 года возле деревни Neuvy sur Loeilly,
    будучи в составе 347-й отдельной роты танков В-1
    Источник — chars-francais.net

    Так, в 37-м батальоне, который был сформирован из первой серии танков В-1, всех их назвали в честь различных французских провинций. Кроме названий, всем танкам присваивались номера — например, в 37-м батальоне машины были пронумерованы с №102 по №135.

    Нумерация Char В-1bis начиналась с 201-го номера. 15-й батальон, первым получивший танки новой модели (№№201-235), назвал их в честь французских городов, провинций и колоний. 8-й батальон (№№ 236-270) дал своим машинам названия известных французских боевых кораблей («морские» веяния были очень сильны во французских танковых войсках того времени — в отличие от немецких, где «правила бал» кавалерия). В нижеприведённой таблице указаны номера батальонов, номера и модели танков, а также тематика названий, которые присвоили своим машинам французские танкисты.

    Номер батальона

    Модель танка

    Номера танков

    Тематика названий

    37

    В1

    102-135

    французские провинции

    15

    B1bis

    201-235

    французские города, провинции, колонии

    8

    B1bis

    236-270

    французские военные корабли

    28

    B1bis

    271-305

    французские колонии

    41

    B1bis

    306-345

    французские реки

    49

    B1bis

    346-375

    французские вина

    49

    B1bis

    376-387

    места сражений Первой мировой войны

    46

    B1bis

    388-410

    места сражений Первой мировой войны

    47

    B1bis

    411-431

    французские военачальники

    10 мая 1940 года началась Французская кампания Второй мировой войны, которая в течение недели выявила всю ошибочность предыдущей двадцатилетней политики французского Генерального штаба относительно развития бронетанковых войск. Сумбура в действие французских бронетанковых сил добавило и их переформирование в бронетанковые дивизии, начатое перед самым нападением Германии на Францию.

    Хорошо бронированные, но медленные танки В-1 не могли парировать быстрые удары немецких танковых дивизий, которые не растрачивали своих сил на штурм французских полевых и долговременных подкреплений, не ввязывались в противостояние с французскими бронетанковыми силами, а уходили в уже готовые прорывы, обеспеченные действиями немецкой пехоты, артиллерии, авиации и десантов. Поддерживаемые моторизованными дивизиями, немецкие танки развивали наступление, громя французские тылы и перерезая коммуникации. Фактически французское командование столкнулось с ситуацией, в которой чуть больше чем через год окажется командование Красной Армии.

    ​Будущий 18-й президент Франции полковник Шарль де Голль показывает свои танки 15-му президенту Франции Альберту Лебрену, посетившему 5-ю армию 23 октября 1939 года Источник — politique-actu.com - Французский танк Char B-1. Часть III | Warspot.ru
    Будущий 18-й президент Франции полковник Шарль де Голль
    показывает свои танки 15-му президенту Франции Альберту Лебрену,
    посетившему 5-ю армию 23 октября 1939 года
    Источник — politique-actu.com

    Танки В-1 и B-1bis были очень большими, медленными и громоздкими. Немецкая авиация быстро обнаруживала их, подвергала бомбовым ударам, выбивала автотехнику, обеспечивавшую танки горючим, запчастями и боепитанием. Значительная часть Char B-1 была брошена или уничтожена собственными экипажами из-за невозможности их починить, из-за нехватки горючего или отсутствия снарядов.

    1-я танковая дивизия, приданная для поддержки армейскому корпусу, была брошена для парирования немецкого удара западнее Намюра, но вскоре попала в окружение и полностью погибла.

    ​Немецкий солдат сидит на французском танке B-1bis, у которого перебит трак. Гусеницы были слабым местом Char B-1 всех модификаций Источник — waralbum.ru - Французский танк Char B-1. Часть III | Warspot.ru
    Немецкий солдат сидит на французском танке B-1bis, у которого перебит трак.
    Гусеницы были слабым местом Char B-1 всех модификаций
    Источник — waralbum.ru

    Танки 2-й и 3-й французских танковых дивизий были «разобраны» между полевыми частями для поддержки их атак и увязли в позиционных боях, не внеся особого вклада в боевые действия.

    Значительного успеха добились танки, входившие в 4-ю танковую дивизию полковника (а с 18 мая 1940 года — бригадного генерала) Шарля де Голля, будущего 18-го президента Франции и первого президента 5-й Республики. Нужно сказать, что из всех танков он предпочитал именно B-1bis, и по весьма банальной причине — при почти двухметровом росте де Голля наиболее комфортно ему было именно в этой машине, которая была выше по сравнению с остальными танками дивизии.

    Из 150-ти танков де Голля только 30 были модели В-1bis (входили в 46-й и 47-й батальоны), остальные – моделей Renault D-2 или D-2bis, Somua S-35, Renault R-35 (легкие танки). Все эти танки были тихоходными и устаревшими. Но даже с такими машинами дивизии де Голля удалось вклиниться в тылы танковой группы генерала Хайнца Гудериана в районе города Лаон. В своих мемуарах тот даже вспоминал, что передовые французские танки не дошли всего 2 километра до его передового командного пункта в Ольнонском лесу, который охраняло лишь несколько 20-мм зенитных орудий. Однако французские танкисты о немецком КП не знали, и, к облегчению Гудериана, свернули в сторону.

    ​Танк Char B1-bis №333 «Вьеннэ» (Vienne), подбитый 12 июня 1940 года во время боя за городок Мурмелон-ле-Гран (Mourmelon-le-Grand). В бою танк получил около сорока попаданий из противотанковых орудий, в результате чего сгорел. Экипаж погиб Источник — waralbum.ru - Французский танк Char B-1. Часть III | Warspot.ru
    Танк Char B1-bis №333 «Вьеннэ» (Vienne), подбитый 12 июня 1940 года
    во время боя за городок Мурмелон-ле-Гран (Mourmelon-le-Grand). В бою танк получил около сорока
    попаданий из противотанковых орудий, в результате чего сгорел. Экипаж погиб
    Источник — waralbum.ru

    Были небольшие местные успехи французских танковых войск и на других участках фронта, в основном связанные с использованием танков В-1 и В-1bis. Так, 16 мая танк капитана Пьера Бийота в бою за городок Стони подбил 13 вражеских танков (2 Pz Kpfw IV и 11 Pz Kpfw III), а также два орудия. После боя на его броне насчитали до 150 попаданий снарядов, ни один из которых не смог нанести ему значительных повреждений.

    В 8:30 15 мая 1940 года возле города Флавиона немецкое ударное соединение 5-й и 7-й танковых дивизий, состоявшее из 219 танков (в основном лёгких Pz.Kpfw.I, Pz.Kpfw.II, Pz. Kpfw.38(t) а также средних Pz.Kpfw. III/IV), столкнулось с двадцатью шестью В-1bis 28-го батальона 1-й бронетанковой дивизии французской армии. Большая часть танков, потерянных французами в этом бою, была брошена из-за выхода из строя трансмиссии, расхода горючего, отсутствия запчастей (сказывалась работа немецкой авиации, истреблявшей автотехнику) и ранения экипажей осколками брони, откалывавшейся внутри танков при попадании в них крупнокалиберных снарядов.

    Этот бой показал, что ни танки немцев, ни их противотанковая артиллерия броню танка В-1 пробить практически не могли. Немецкие танкисты старались избегать встреч с тяжёлыми французскими танками и артиллерией, предпочитая иметь дело с пехотой. Тяжёлые танки они старались «выводить» на позиции своих зенитных орудий Flak.88, высокая начальная скорость снарядов которых позволяла пробивать практически любую броню. Но под Флавионом такая тактика успеха не принесла — Вермахт потерял сожжёнными и подбитыми до 100 танков. Потери французов также были значительными. Из 154 танков всех моделей, они потеряли 65, а еще 10 машин были отправлены в ремонт.

    ​Немецкие солдаты рассматривают французский танк Char B-1bis №484 «Лиотэ» (Lyautey), брошенный западнее Бюси-ле-Пьерпон из-за неисправности. Экипаж поджечь машину не смог Источник — waralbum.ru - Французский танк Char B-1. Часть III | Warspot.ru
    Немецкие солдаты рассматривают французский танк Char B-1bis №484 «Лиотэ» (Lyautey),
    брошенный западнее Бюси-ле-Пьерпон из-за неисправности. Экипаж поджечь машину не смог
    Источник — waralbum.ru

    После окончания Французской кампании все танки В-1, В-1bis и B-1ter оказались в руках немцев. Танки последней модели даже не успели принять участия в войне. Командование Вермахта было настолько впечатлено неуязвимостью этих машин, что решило использовать их в собственных частях.

    Общее количество исправных танков В-1 всех модификаций, захваченных немцами, оценивается в 160 единиц. На них были установлены командирские башенки немецкого образца и немецкие рации. Танки получили обозначение Pz B2 740(f). Около 60 танков было переделано немцами в огнемётные, ещё 16 – в 105-мм САУ и 3 – в учебные танки с демонтированной башней.

    В июне 1944 года союзные войска высадились в Нормандии и стали стремительно продвигаться вперёд, освобождая территорию Франции и захватывая немецкие вооружения. В их числе оказалось и некоторое количество танков В-1bis, которые союзники передали их старым хозяевам – силам «Свободной Франции» (организации, созданной Шарлем де Голлем для освобождения страны). В октябре 1944 года из этих танков был создано отдельное подразделение — 13-й драгунский полк. В него входил один эскадрон танков В-1bis общей численностью 19 машин, на вооружении которого были как линейные танки, так и огнемётные, и даже один учебный танк без башни. По традиции танкам присвоили личные имена в честь названий населённых пунктов, где происходили самые знаковые сражения Французской кампании 1940 года.

    ​Танк Char B-1bis из состава 13-го драгунского полка на улице освобождённого французского города, 1944 год Источник — fotowarmotors.ru - Французский танк Char B-1. Часть III | Warspot.ru
    Танк Char B-1bis из состава 13-го драгунского полка на улице
    освобождённого французского города, 1944 год
    Источник — fotowarmotors.ru

    ​Рисунок танка B-1bis с маркировкой французского ополчения Источник — tanks-encyclopedia.com - Французский танк Char B-1. Часть III | Warspot.ru
    Рисунок танка B-1bis с маркировкой французского ополчения
    Источник — tanks-encyclopedia.com

    Чтобы отличать свою технику от немецкой, танкисты «Свободной Франции» красили машины в оливково-зелёный цвет и наносили на танки такие же белые звёзды, как на американской и английской технике. Так как французская милиция (ополчение) была включена в состав армии де Голля, то на некоторых танках появились буквы FFI (Forces Françaises de l'Intérieur – французские внутренние силы). В отличие от боев 1940 года, в 1945 году французские танковые силы использовались более рационально. В-1bis участвовали в штурме немецких полевых укреплений, расстреливая их из 75-мм орудий с безопасного расстояния, то есть играли роль САУ. В бои с новейшей немецкой бронетанковой техникой, по сравнению с которой В-1 безнадёжно устарел, французские танкисты не ввязывались. Последние подразделения танков В-1 базировались в оккупированной союзниками Германии и были окончательно расформированы в 1946 году.

    Вторая часть статьи

    Алексей Стаценко

    История Руси · Российской империи · СССР · история фортификации · танкостроения · политэкономия и политология · кинематограф

    Самый известный автомат в мире  на Warspot.ru
    Самый известный автомат в мире
    Трубка меткого «шамана» на Warspot.ru
    Трубка меткого «шамана»
    Гиганты Страны восходящего солнца на Warspot.ru
    Гиганты Страны восходящего солнца
    Поделиться
    • 7
    • 11
    • 1
    • Статьи по теме
    • Комментарии (0)
    Прогрессивный неудачник на Warspot.ru
    Прогрессивный неудачник
    Неисправимый на Warspot.ru
    Неисправимый
    Большой француз с балочным крестом на Warspot.ru
    Большой француз с балочным крестом
    Трофейный долгожитель на Warspot.ru
    Трофейный долгожитель
    • Статьи по теме
    • Комментарии (0)
    Неизвестный
    © 2014 — 2022 Warspot English
    • О нас
    • Связаться с нами
    • Как стать автором
    • Все авторы
    • Все теги
    • Карта сайта
    • Правила
    • Соглашение
    • Политика конфиденциальности
    Warspot Вконтакте
    Присоединяйтесь к нам на Facebook
    Мы в Одноклассниках
    Канал в Telegram
    Лучшие материалы в Яндекс Дзен
     
    ПРИВЕТ!

    ВОЙДИТЕ, ИСПОЛЬЗУЯ ВАШ АККАУНТ

    Ваш комментарий будет сохранен после регистрации

    Я подтверждаю, что условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности мне понятны, и принимаю их.

    • wargaming
    • facebook
    • vkontakte
    • google