Результаты французского конкурса по созданию нового лёгкого танка в середине 30-х годов были неоднозначными. С одной стороны, 25 апреля 1935 года французские военные заключили с компанией Renault контракт на производство трёхсот лёгких танков Renault ZM. Боевую машину приняли на вооружение под индексом Char léger Modиle 1935 R, или Renault R 35. Но уже спустя год на вооружение был принят FCM 36, по мнению французского пехотного командования, имевший большие перспективы. При этом производство Renault R 35, о замене которого военные стали задумываться с самого начала его выхода в серию, никто не останавливал, и он стал самым массовым лёгким танком французской пехоты. А непосредственно перед началом новой мировой войны появился ещё один лёгкий танк, AMX 38, который тоже вполне мог попасть на вооружение французской армии.
Равнение на FCM 36
Пристальное внимание пехотного командования к FCM 36 не было случайным. Да, танк получился самым тяжёлым и самым дорогим из участвовавших в конкурсе, но при этом у него имелось два важных преимущества. Первое заключалось в дизельном двигателе, более экономичном и подходящем для использования в танке. Второе преимущество было ещё более существенным. Машина разработки фирмы Forges et Chantiers de la Méditerranée из пригорода Тулона имела корпус из катаных листов, собираемых при помощи сварки. Остальные французские танки среднего и лёгкого классов имели литые корпуса и башни, собиравшиеся на болтах и гужонах.
Испытания обстрелом Renault R 35, проведённые в июне 1937 года, отлично продемонстрировали, насколько велика была разница между сварными и литыми деталями. Согласно второй редакции технического задания, новые лёгкие танки должны были иметь броню, защищающую от снарядов 25-мм автоматической пушки. Формально броня толщиной 40 мм должна была такую защиту обеспечивать. Но на практике оказалось, что из 22 снарядов калибра 25 мм, выпущенных на дистанциях от 0 до 1000 метров, 13 смогли пробить броню. Ещё хуже обстояло дело с обстрелом из 37-мм пушки – 14 пробитий из 18 выстрелов! Неудивительно, что после таких результатов на FCM 36 начали посматривать с ещё большим интересом. Более того, появилась даже идея использовать его башню вместо башни APX R, ставившейся на лёгкие танки Renault и Hotchkiss.
Тем временем с компанией Renault происходили определённые метаморфозы организационного характера. В конце 1936 года танковое производство французского автомобильного гиганта оказалось национализировано. Новообразованное предприятие, располагавшееся в Исси-ле-Мулино, что к юго-западу от Парижа, получило название Ateliers de construction d'Issy-les-Moulineaux, сокращённо AMX. Производство Renault R 35 и транспортёров Renault UE на нём сохранялось, то же самое касалось и тяжёлого танка Char B. С 1937 года заводское КБ (BE-AMX) включилось в разработку целого ряда проектов, начиная с лёгких боевых машин и заканчивая тяжёлыми танками, позже превратившимися в сверхтяжёлые.
Одним из этих проектов стал лёгкий танк, работы над которым начались в июле 1937 года. Согласно изначальной концепции, лёгкий танк 10-тонного класса должен был получить 100-сильный дизельный двигатель CL4 разработки компании Compagnie Lilloise de Moteurs (CLM), подконтрольной концерну Peugeot. Появление на проектируемом танке дизеля в качестве силовой установки самым прямым образом связано с FCM 36, и это было лишь первым признаком того, что лёгкий танк Forges et Chantiers de la Méditerranée стал для него эталоном. На эскизном проекте, датированном 26 марта 1938 года, была представлена боевая машина, уже не имевшая с Renault R 35 ничего общего. Чертёж 0–130 обозначен ещё как «проект лёгкого танка с задним расположением двигателя». Но в июне, на чертеже 0–155, появляется обозначение, которое и стало официальным – Char léger AMX 1938, или AMX 38.
Новый танк лишился литой бронезащиты. Вместо неё использовались листы катаной брони толщиной 40 мм, местами имевшие сложную форму. Лобовой лист корпуса предполагалось делать единой гнутой деталью, гнутым делался и кормовой лист. Подобное решение могло заметно усложнить производство бронелистов. По образцу FCM 36 между собой листы соединялись при помощи сварки. Машина получилась длиннее предшественников: полная длина корпуса по состоянию на июнь 1938 года составляла 5034 мм, что на 80 см больше, чем длина Renault R 35, и на 55 см больше длины FCM 36. Результатом стало увеличение боевой массы с 10 до 13 тонн. Тем не менее, за счёт более мощного мотора удельная мощность AMX 38 (7,7 л.с на тонну) должна была превзойти этот показатель у FCM 36 (7,4 л.с. на тонну).
Удлинение корпуса не было прихотью инженеров AMX – за счёт этого была увеличена ширина преодолеваемой танком траншеи. Несмотря на явное влияние FCM 36, от использования рациональных углов наклона броневых листов по периметру корпуса инженеры AMX отказались. Борта имели наклон только в районе установки башни, а на моторно-трансмиссионном отделении они так и остались под прямым углом.
Отдельного упоминания достойна ходовая часть AMX 38. Подвеска Renault R 35 с горизонтальными упругими элементами и пятью опорными катками на борт была признана не подходящей для танка поддержки пехоты. Первые опыты по модернизации ходовой части Renault R 35 начались уже в 1937 году, и одним из направлений стало увеличение числа опорных катков. Впрочем, уже на этом этапе стало ясно, что необходима радикальная переделка ходовой части. В определённом смысле инженерам пришлось сделать шаг назад, поскольку новая ходовая часть напоминала ту, что разрабатывалась ещё для Renault NC, а позже использовалась на танках D1 и D2.
Упругие элементы (пружины) в подвеске AMX 38 также располагались вертикально, но уже не по центру, а в двух свечах, соединённых между собой сверху «коромыслом», которое по центру крепилось к корпусу. К каждой такой свече крепилась тележка с двумя катками диаметром 218 мм. Подобная хитроумная система оказалась очень удачной: благодаря большому числу катков малого диаметра обеспечивалась максимальная площадь контакта. Кроме того, у подвески был большой ход, что очень важно при движении по пересечённой местности. На Renault R 35 число опорных катков выросло до 12 на борт, то есть больше, чем у FCM 36 (9 на борт). У более длинного AMX 38 опорных катков оказалось ещё больше – 15! У инженеров AMX получалась боевая машина с прекрасными показателями по плавности хода, что важно, например, при стрельбе во время движения.
Согласно первоначальной концепции, на танк должны были устанавливать башню APX R, и именно она изображена на чертеже 0–130. Впрочем, в этой башне военные быстро разочаровались, и она «прожила» на AMX 38 недолго. Уже в июне 1938 года её сменила Tourelle FCM. В таком виде проект просуществовал до конца 1938 года.
Маловато будет
В конце 1938 года французское пехотное командование пришло к выводу, что удельная мощность принятых на вооружение лёгких танков явно недостаточна. В результате появилось новое требование: удельная мощность проектируемых боевых машин должна была составлять не менее 10 л.с. на тонну. Двигатель CL 4 автоматически становился непригодным для использования на AMX 38. Но долго искать замену не пришлось. Ею стал 4-цилиндровый 130-сильный дизель фирмы Ateliers de Construction Mecanique l'Aster (Aster), имевшей большой опыт в разработке двигателей, в том числе и дизельных. К слову, Aster работала над созданием и ряда других моторов, включая 500-сильные, которые планировалось ставить в тяжёлые танки.
Следующей «потерей» AMX 38 вновь стала башня. Испытания показали, что при стрельбе из длинноствольной 37-мм пушки SA 38 сварные швы Tourelle FCM начинали трескаться. Это поставило крест на планах по установке этой башни на лёгкие танки. В кратчайшие сроки инженеры BE-AMX разработали собственную башню, взяв конструкцию Tourelle FCM за основу. Она также имела сварную конструкцию, но получилась заметно проще, чем предшественница. Первоначально новая башня проектировалась под 37-мм пушку SA 18, но в металле была реализована версия с более длинной SA 38.
Количество смотровых приборов в бортах башни сократилось до трёх, но это компенсировалось одной технической новинкой. Вместо смотровой башенки в крыше был установлен перископический прибор, разработанный польским конструктором Рудольфом Гундляхом. Впервые применённый на танкетке TK-S, перископ Гундляха имел очень удачную конструкцию и позволял легко менять повреждённые призмы прямо во время боя. Эта революционная разработка, более известная под обозначением MK-IV, позже прописалась на бронетанковой технике многих стран.
Как и башня FCM 36, конструкция AMX получилась довольно узкой, и виновны в этом были рациональные углы наклона её бронелистов. При этом весьма неожиданно выглядел лобовой лист башни, установленный практически под прямым углом.
Первый опытный образец AMX 38, получивший регистрационный номер W 0231, был изготовлен весной 1939 года и прошёл программу испытаний в испытательном центре Сатори, что южнее Версаля. Внешне новая машина заметно отличалась от лёгких танков, разрабатывавшихся до того во Франции. Длинная и узкая боевая машина, весившая 13,5 тонн, по габаритам и массе находилась скорее на границе лёгких и средних танков. Однозначно лёгким было лишь её вооружение, состоявшее из 37-мм пушки SA 38 и спаренного с ней пулемёта MAC Mle.1931.
В то время как на других французских лёгких танках механик-водитель имел как минимум двустворчатый люк, на AMX 38 люк состоял из одной секции. Это менее удобно, зато снарядостойкость подобной конструкции была выше. В люке имела специальная секция, открывавшаяся в походном положении. Несмотря на то, что танк и так получился довольно длинным, его создатели установили в его кормовой части «хвост», помогавший при преодолении особенно широких траншей и рвов.
На испытаниях AMX 38 показал себя неплохо, развив максимальную скорость 25 км/ч. Это немного, но для танка поддержки пехоты – вполне достаточно. Вместе с тем, аппетиты французских военных росли. В августе 1939 года на должность инспектора бронетанковых войск был назначен генерал Луи Келлер (Louis-Marie-Joseph-Ferdinand Keller). В конце года он сделал неутешительные выводы относительно вооружения и бронирования машин лёгкого типа. Безусловно, пушка SA 38 была лучше безнадёжно устаревшей SA 18, но расчёты показывали, что броню толщиной 30 мм она сможет пробить на расстоянии, не превышающем 100 метров. Одним словом, пушка эта являлась лишь полумерой. Скептически генерал Келлер смотрел и на броню толщиной 40 мм. Даже катаная броня такой толщины немецкими 37-мм пушками пробивалась (справедливости ради следует отметить, что лишь при стрельбе почти в упор).
Выводы, сделанные Келлером, привели к появлению новых требований. Теперь толщина брони для лёгких танков должна была составлять 60 мм, а боевая масса – от 15 до 20 тонн. Удельная мощность при этом должна была оставаться в пределах 9–10 л.с. на тонну. От 37-мм пушки SA 38 отказались в пользу 47-мм пушки SA 35, которой вооружались танки Renault D2, B1 Bis и Somua S 35. В совокупности эти требования автоматически поставили крест на AMX 38 в его тогдашнем виде.
Жертва бюрократических проволочек
Инженеры из Исси-ле-Мулино оперативно отреагировали на требования генерала Келлера. Уже 11 декабря 1939 года был представлен дизайн-проект переработанного AMX 38, получившего обозначение Char léger série, то есть «серийный лёгкий танк». Его полная длина выросла до 5279 мм, то есть он был всего на 10 см короче, чем средний танк Somua S 35. Боевая масса выросла до 16,5 тонн. Делать броню толщиной 60 мм по периметру всего танка в BE-AMX не стали, считая, что это привело бы к ещё большему росту боевой массы. Толщину листов увеличили только в лобовой части корпуса, что вполне логично – основная часть попаданий приходится именно на лобовую проекцию. Из-за увеличения длины корпуса в кормовой части с каждой стороны был установлен дополнительный опорный каток. В остальном конструкция корпуса повторяла предыдущий вариант.
47-мм пушка SA 35 была значительно больше, чем 37-мм танковые пушки, поэтому башню фактически пришлось разрабатывать с нуля. Сохранилась лишь характеристика подбашенного погона: его диаметр в свету остался равным 1120 мм. Новая башня стала больше напоминать Tourelle FCM. От перископа Гундляха отказались, вместо него в лобовой части появился дополнительный смотровой прибор. Удивительно, но общая высота танка с новой башней сохранилась на прежнем уровне — 2270 мм. От использования катаных листов в конструкции башни отказались, её предполагалось изготовлять методом литья.
В качестве силовой установки на изрядно потяжелевший AMX 38 планировалось установить форсированный до 160 л.с. 4-цилиндровый дизель Aster. Благодаря этому удельная мощность «серийного» AMX 38, который часто называют AMX 39, осталась в пределах, заданных генералом Келлером. Предполагавшиеся динамические характеристики также сохранялись на прежнем уровне.
Основные проектные работы по «серийному» AMX 38 были проведены в декабре 1939 года, а последние чертежи танка датированы 14 марта 1940 года. Получившаяся машина больше напоминала не лёгкий, а пехотный танк, ближайшим «родственником» которого (по совокупности технических характеристик) является английский Infantry Mk.III, он же Valentine. Успей получить французская пехота такую машину, немцам пришлось бы очень худо. Впрочем, история не терпит сослагательных наклонений. Да и судьба AMX 38 и до немецкого вторжения, начавшегося 10 мая 1940 года, оказалась под большим вопросом.
14 марта 1940 года документацию по «серийному» AMX 38 рассмотрела комиссия во главе с Келлером. Любопытный факт: одновременно рассматривался проект и другого танка, причём не от кого-нибудь, а от Renault! Национализация части производств не остановила концерн, и он продолжил бороться за военные заказы. В качестве конкурента был представлен трёхместный танк 16-тонного класса, получивший обозначение DAC1. Рассмотрев оба проекта, комиссия решила расширить число участников внезапно образовавшегося конкурса и разослать требования фирмам FCM, Hotchkiss, Panhard и Somua.
То, что уже больше полугода шла мировая война, комиссию не смутило. Следующий смотр состоялся 14 мая. Как раз в это время южнее Седана десятками гибли FCM 36. Renault снова представила DAC1, на этот раз уже в виде деревянного макета. Что же касается AMX, то ею был предложен проект, не сохранившийся в виде заводской документации. Перспективный танк массой 25 тонн должен был иметь броню толщиной 60 мм по периметру и 6-цилиндровый мотор Aster мощностью 250 лошадиных сил. Подобную машину AMX предлагал в качестве перспективы на 1941 год. Решение комиссии оказалось крайне любопытным: она решила ждать предложений от других участников конкурса. Но предложения FCM, Hotchkiss, Panhard и Somua на конкурс так и не поступили. И их можно понять – в это время им уже было совсем не до проектирования. Заводы в лихорадочном темпе выпускали серийные танки и бронемашины.
Спустя ровно месяц после этого совещания пал Париж. AMX 38, даже в том виде, в котором его построили, вполне мог стать грозной боевой машиной, но судьба этого лёгкого танка оказалась печальной. Ещё более печальной оказалась судьба самого генерала Келлера. В августе 1944 года генерала, находившегося в отставке, арестовали немцы, а 16 ноября 1944 года он скончался в концлагере Бухенвальд.
Источники и литература:
- Centre des archives de l'Armement et du personnel civil (CAAPC)
- Renault R35 & R40, Pascal Danjou, TRACKSTORY №4, 2005
- GBM №99
Комментарии к данной статье отключены.