25 июня новостной портал wnpr.org сообщил о том, что одна из самых секретных американских субмарин NR-1 стала музейным экспонатом. Музей подводных лодок Военно-морских сил США, расположенный в городе Гротон (штат Коннектикут), создал для подлодки отдельную экспозицию. Во время торжественной церемонии открытия экспозиции адмирал ВМС США Джон Гринер, который когда-то служил на NR-1, заявил, что для своего времени она была настоящим технологическим чудом и прорывом революционного значения. Несмотря на то, что субмарина была создана для исследовательских целей и укомплектована научным оборудованием, она участвовала во многих операциях, проводившихся военными ведомствами США.
Теперь самая маленькая в истории США атомная субмарина стала музейным экспонатом. Поскольку после списания NR-1 была разобрана, а её оборудование демонтировано, то музею достались лишь отдельные части подлодки. Основу экспозиции составляют рубка с горизонтальными рулями глубины, два бронзовых винта и кормовой вертикальный руль. Музей заранее объявил благотворительную акцию и для создания экспозиции NR-1 собрал добровольные пожертвования от граждан (имена самых щедрых из них будут выгравированы на гранитной стеле, установленной рядом со знаменитой субмариной).
NR-1 была построена в 1969 году на верфях города Гротона компанией Electric Boat, подразделением General Dynamics – американской корпорации, которая уже более ста лет является главным предприятием по строительству подводных лодок для военно-морского флота США. Инициатором проекта по созданию специальной исследовательской подлодки выступил легендарный американский адмирал Хайман Риковер, которого сами американцы называют отцом атомного подводного флота Соединённых Штатов. Секретность проекта была столь высока, что лодку формально не вводили в строй и не присваивали ей официального наименования. Со временем субмарина получила прозвище Nerwin и прослужила почти сорок лет (до 2008 года). Ей довелось участвовать во многих уникальных операциях и выполнять специальные задания, большая часть которых до настоящего времени остаётся под завесой тайны. Интересно, что адмирал Риковер вынашивал идею создания целой серии малых атомных подлодок, но из-за бюджетных ограничений этот план реализовать не удалось.
Длина подлодки NR-1 между крайними точками корпуса равнялась 45 метрам (при этом собственно корпус имел около 29 метров в длину). Ширина корпуса субмарины была немногим меньше четырёх метров, а её водоизмещение составляло примерно 400 тонн. Являясь по своему предназначению океанографическим и геологическим кораблём, Nerwin не имел на борту никакого оружия. Оснащение корабля составляли новейшая на то время электронная аппаратура и оборудование, предназначенное для научных исследований под водой. Новейшее компьютерное, гидроакустическое и навигационное оборудование, специальные рули и подруливающие устройства, расположенные на корме и носу лодки, придавали ей необычайную манёвренность. Кроме всего прочего, подлодка обладала уникальной способностью «зависать» над выбранной точкой дна и долгое время находиться строго над ней, компенсируя снос работой подруливающих устройств. Благодаря выдвижным колесам в нижней части корпуса лодка могла буквально ездить по дну, выполняя те или иные операции.
Силовой установкой субмарины был ядерный водо-водяной реактор, который придавал ей практически неограниченную автономность плавания, лимитированную лишь запасами продовольствия для экипажа, численность которого составляла 13 человек (включая четырёх офицеров и одного или двух учёных). Атомный реактор приводил в движение турбогенератор, который давал энергию электромоторам, вращавшим два винта подлодки. Все члены экипажа проходили специальное обучение, обусловленное спецификой службы на корабле с ядерной энергетической установкой. Nerwin была самой маленькой атомной субмариной, когда-либо находившейся в составе Военно-морского флота США.
Прочный корпус лодки позволял ей погружаться на глубину почти в тысячу метров, что в 2–3 раза превышало возможности других субмарин. На глубине подлодка могла развивать скорость более трёх узлов, а на поверхности – около четырёх узлов. Обычно Nerwin работал в паре с транспортным кораблём MV Carolyn Chouest, служившим для подлодки опорной плавучей базой.
Официально NR-1 была предназначена для океанографических и геологических работ на морском дне (аппаратура и оборудование лодки позволяли ей фиксировать скорость и направления подводных течений, температуру и другие физические свойства забортной воды). Кроме того, в перечень её задач входила установка на дне подводного оборудования как научного, так и военного назначения. Командование ВМС США изначально планировало активно использовать Nerwin для выполнения ряда совершенно секретных операций, таких как несанкционированное подключение к трансатлантическим подводным кабелям (для сбора секретной информации), установка гидроакустических станций, наблюдение за кораблями других государств, а также поиск и подъём образцов затонувшей иностранной военной техники.
Для наблюдения за наружной обстановкой лодка имела три иллюминатора, а также стационарные и подвижные телекамеры. Кроме того, она была оборудована специальными многоцелевыми манипуляторами, позволявшими членам экипажа брать пробы воды, грунта и выполнять другие работы, не выходя наружу.
Режим секретности операций, в которых участвовала подлодка Nerwin, не снят до сих пор, однако известно, что её экипаж участвовал в подъёме истребителя F-14, случайно упавшего за борт с палубы авианосца USS John F. Kennedy в Северном море в 1976 году. Кроме того, Nerwin привлекали к поиску и подъёму с морского дна обломков космического «челнока» Challenger, который в 1986 году взорвался во время старта с космодрома на мысе Канаверал. Подлодке NR-1 приходилось участвовать и в глубоководных экспедициях по поиску останков затонувших судов. Так, в 1995 году с её участием проводились исследования корпуса британского пассажирского лайнера Britannic, переоборудованного под госпитальное судно, который в годы Первой мировой войны затонул у берегов Греции, подорвавшись на немецких минах.
Малые подводные субмарины создавались в разных странах мира, в том числе, и в СССР. Так, дизельные подлодки «Малютка» выпускались серийно и участвовали в боевых действиях в годы Второй мировой войны, а мини-субмарины серии 865 «Пиранья» входили в состав ВМФ СССР с 1990 по 1999 год. Для научно-исследовательских целей в послевоенный период в Советском Союзе были построены и эксплуатировались ПЛ «Северянка», а также две лодки проекта «Бентос-300» и «ОСА-3600» («Обитаемый спускаемый аппарат»). Вероятно, ближайшим аналогом субмарины Nerwin может служить российская атомная подлодка для специальных операций АС-12 «Лошарик», построенная в 2003 году.
Комментарии к данной статье отключены.