5 мая пресс-служба ОАО «АК «Транснефть» опубликовала сообщение о том, что поисковая экспедиция «Поклон кораблям Великой Победы», которой компания оказывает поддержку уже много лет, обнаружила на дне Балтийского моря советскую субмарину, затонувшую у острова Гогланд в годы Великой Отечественной войны. Десятая по счёту подводная экспедиция, приуроченная к 70-летнему юбилею Победы, стартовала 1 мая и была организована совместно с Российским географическим обществом.
Пресс-релиз компании сообщает о том, что подлодка обнаружена в ходе поисковых работ в центральной части акватории Финского залива, примерно на полпути между Санкт-Петербургом и Таллинном. Из архивных данных было предварительно известно, что рядом с островом в 1942 году затонула советская подлодка из состава Краснознаменного Балтийского флота, выполнявшая боевое задание.
Как следует из сохранившихся документов, в июне 1942 года подлодка М-95 отправилась в разведывательный рейд с целью изучения морских коммуникаций противника. На пути следования ей предстояло преодолеть подводные минные заграждения, которыми немецкий флот перегородил все выходы в Балтийское море.
Система вражеской обороны также включала в себя цепь акустических станций на островах, батареи береговой артиллерии и противолодочные сети. Кроме того, проливы контролировала немецкая авиация и патрульные корабли. Комплекс минных заграждений у острова Гогланд, который пыталась преодолеть советская субмарина, назывался «Морской ёж» («Seeigel») и был одним из крупнейших в этом районе. Всего к лету 1942 года немцы выставили в заливе более двадцати тысяч морских мин, пытаясь превратить его в ловушку для советских кораблей. Минная война на Балтике наносила существенный урон военно-морскому флоту Советского Союза. Статистика свидетельствует о том, что из общего списка потерь ВМФ СССР за годы войны 65% подводных лодок и 32% надводных кораблей погибли по причине подрыва на минах.
Специалисты из поисковой команды исследовали несколько участков морского дна, а водолазы выполнили около десяти погружений прежде чем обнаружили под водой корпус затонувшей подлодки. Субмарина лежала на глубине более 60 метров, и дайверы идентифицировали её как советскую подводную лодку типа М-95 («Малютка»). Тщательное изучение корпуса подлодки подтвердило предположение о том, что она подорвалась на мине.
«Малютки» были самыми малыми советскими подводными лодками периода Великой Отечественной войны. Малогабаритные субмарины водоизмещением до 200 т и экипажем численностью в 35 человек неожиданно оказались весьма полезными и эффективными как оружие нападения. Предназначенные, главным образом, для защиты гаваней, они оказались способными вести активные боевые действия и у вражеского побережья, а также в акваториях портов противника. Несмотря на скромное вооружение (2 торпеды и пушка калибра 45 мм), «малютки» потопили более шестидесяти вражеских судов (в том числе десять боевых кораблей) общим водоизмещением более 135 000 т, что составляет почти 20% от числа морских побед ВМФ СССР за годы войны.
Предположения о том, что лодка затонула в результате столкновения с морской миной, подтвердились следами сильной деформации её носовой части и сварными швами, разошедшимися от мощного взрыва. Из архивных документов поисковикам было известно, что 14 июня 1942 года наблюдатели рапортовали командованию Балтфлота о мощных подводных взрывах в районе острова Гогланд, где был проложен маршрут М-95. Кроме того, очевидцы сообщали, что после двух первых подводных взрывов финская авиация и военные катера сбросили в этом районе большое количество глубинных бомб.
Руководитель группы дайверов Константин Богданов подтверждает наличие на корпусе «Малютки» вмятин и повреждений, которые могли быть следствием взрывов глубинных бомб. Осмотр корпуса лодки показал, что главный люк на рубке остался закрытым, а кормовой люк был немного приоткрыт, но оказался придавлен деформированным леерным ограждением. Стало понятно, что воспользоваться кормовым люком для спасения подводники не смогли.
Со времён войны достоверных сведений о судьбе «Малютки» не было. Для командования Балтфлота М-95, входившая в состав 8-го дивизиона 2-й бригады подводных лодок, числилась не вернувшейся с боевого задания, а члены экипажа – пропавшими без вести. После завершения экспедиции поисковики передадут отчёт о проделанной работе, карты с координатами затонувшей лодки и сведениями об экипаже в Министерство обороны РФ. Кроме того, участники экспедиции установили на «Малютке» мемориальную табличку с её названием и именами погибших моряков. Кроме того, мемориальные таблички будут установлены на сторожевом корабле «Буря» и тральщике «Фугас», затонувших в годы войны у острова Большой Тютерс.
«Малютка» стала второй субмариной, обнаруженной у заградительной линии «Морской ёж» (в 2013 году поисковикам удалось обнаружить в этом районе советскую подлодку С-9). В целом за время поисковых работ в Балтийском море дайверам удалось найти под водой около десятка объектов, среди которых парусный линейный корабль «Лефортово», крейсер «Паллада» и другие.
Комментарии к данной статье отключены.