Эта серия проектов «предельных» вариантов линейного корабля появилась благодаря настойчивости сенатора Бенджамина Тилльмана (1847–1918), бывшего губернатора Южной Каролины. Тилльман представлял собой тип классического южного политикана – популиста, демагога и черносотенца, малообразованного (не окончил даже школу, сбежав в армию конфедератов), но шумного и пробивного. На протяжении большей части своей сенатской карьеры он оставался в оппозиции ко всему, и поэтому имел репутацию enfant terrible – человека, с которым лучше не спорить и вообще не связываться (в 1902 году он был даже лишен слова за драку с другим сенатором прямо в зале заседаний).
Поэтому, когда 16 июля 1916 года Тилльман как член сенатской комиссии по морским делам в пространнейшей речи потребовал перестать экономить на флоте и начать строительство линейных кораблей максимально возможного размера (сиречь ограниченных только габаритами шлюзов Панамского канала — 1000*110*40 футов), никто решился ему не возражать. Люди поумнее понимали, что ничем серьезным это все равно не закончится, а буйный сенатор хоть на время угомонится, получив новую игрушку.
В итоге резолюция о проектировании «предельного линкора» была принята большинством голосов, а секретарь флота Джозеф Дэниэльс отдал Бюро кораблестроения и ремонта распоряжение нарисовать картинки покрасивее и посолиднее, чтобы сенаторы впечатлились. Серия таких эскизных схем с различными вариантами вооружения и бронирования была представлена сенату в конце 1916 — начале 1917 года. Тилльман успокоился, и всем стало хорошо…
Тем не менее, «Тилльмановские линкоры» остались в истории кораблестроения как пример своеобразного «футурологического эксперимента» – перспективного планирования боевых кораблей, не ограниченного текущими технологическими возможностями. Многое из того, что нарисовали американские конструкторы в конце 1916 года, воплотилось в реальный металл четверть века спустя.
Предварительными вариантами «предельных линкоров», из которых потом выросли проекты, подготовленные для сенатора Тилльмана, можно считать рассматривавшиеся в Конгрессе в 1912–1913 годах два проекта сверхдредноутов в 50 000 тонн с десятью и восемью 406-мм орудиями. Первый и наиболее безумный из них, датированный 25 марта 1912 года, судя по всему, представляет собой первоначальный вариант того самого «броненосца» Тейлора, воспетого Фридманом – он имел наклонную под 45° основную часть броневого пояса, а центральная из пяти двухорудийных 406-мм башен была вознесена на огромном барбете над рубкой и дымовыми трубами для обеспечения кругового огня.
Второй проект, датированный 14 февраля 1913 года имел всего восемь 406-мм орудий и обычную схему броневой защиты, зато скорость у него увеличивалась с 22 узлов до 25.
Все «тилльмановские» проекты 1916–1917 годов уже имели современную подводную защиту слоистого типа, спроектированную в середине 1916 года для линкоров типа «Теннесси», а также турбоэлектрическую силовую установку. Проекты II и IV с шестиорудийными 406-мм башнями можно считать абсолютно неосуществимыми, поскольку такую башню никто и никогда даже не пытался разрабатывать.
Очевидно, понимая трудности с разработкой новых башен, проектировщики сделали дополнительный вариант проекта II — с шестью двухорудийными (то есть уже существующими в проекте) 406-мм башнями, расположенными в три яруса.
Проект I имел водоизмещение в 70 000 тонн и двенадцать 406-мм орудий в трехорудийных башнях — в реальности подобные башни впервые были изготовлены англичанами в середине 1920-х годов для линкоров «Нельсон» и «Родней», а в американском флоте появились на линкорах типа «Норт Кэролайна», вступивших в строй в 1940 году.
Наконец в январе 1917 года появились проекты IV-1 и IV-2 водоизмещением в 80 000 тонн, оснащенные 457-мм орудиями в двух- и трех-орудийных башнях. Как мы знаем, трехорудийные 457-мм башни в реальности имели только линкоры типа «Ямато»…
Наиболее реалистичным смотрится проект III в 63 500 тонн — фактически это будущая «Саут Дакота», но имевшая в три раза более мощную силовую установку, позволяющую добиться скорости линейного крейсера. Можно сказать, что этот корабль был повторен 25 лет спустя в проекте «Монтаны» — последнего американского линкора.
Комментарии к данной статье отключены.