Ещё со времён кайзеровского флота немецкие аристократы не гнушались службой на подводных лодках. Карьера подводника привлекала баронов и графов, многие из которых становились командирами субмарин. Подобную ситуацию можно было наблюдать и в рядах подводников кригсмарине. Как и во времена кайзера, среди них было немало отпрысков аристократических фамилий с приставкой «фон», некоторые из которых прославились и стали подводными асами. Перечислить всех аристократов, служивших у Дёница, довольно проблематично в рамках статьи, поэтому рассказ – о наиболее ярких из них.
Бароны фон Форстнеры
В истории немецкого подплава эта аристократическая семья оставила свой особый след, так как целых три барона фон Форстнера командовали подлодками в обеих мировых войнах. В годы Первой мировой Георг-Гюнтер фон Форстнер (Georg-Günther Freiherr von Forstner) два года командовал подлодкой U 28 и потопил 24 судна общим тоннажем в 54 587 брт. Именно U 28 была той самой лодкой, которая стала известна как «потопленная грузовиком», и фон Форстнер был её первым командиром. Братом Георга-Гюнтера был генерал инфантерии Эрнст фон Форстнер (Ernst Freiherr von Forstner), кавалер ордена Пур-ля-Мерит. Его сыновья Зигфрид и Вольфганг-Фридрих впоследствии пошли по стопам дяди, став офицерами-подводниками кригсмарине.
Зигфрид фон Форстнер (Siegfried Freiherr von Forstner) родился 19 сентября 1910 года. 1 апреля 1930 года он начал службу в рейхсмарине. После окончания обучения и прохождения практики 1 октября 1934 года ему было присвоено звание лейтенанта цур зее. С 1 апреля по 31 июля 1940 года барон проходил обучение в Школе подводного плавания в Нойштадте и окончил курсы командиров подлодок в Мемеле. С 11 октября 1940 по 16 апреля 1941 года он командовал на Балтике учебной лодкой U 59.
17 апреля 1941 года Зигфрид фон Форстнер был назначен командиром на достраивавшуюся лодку U 402 серии VIIC, которая вошла в строй флота 21 мая того же года. Позже он совершил на ней восемь походов в Атлантику, где особо отличился в атаках на конвои SC-107 и SC-118. Фон Форстнер потопил 14 судов на 70 434 брт (включая советское судно «Ашхабад») и сторожевой корабль ВМС США, а также повредил три судна на 28 682 брт. За свои успехи 9 февраля 1943 года он был награждён Рыцарским крестом. 13 октября Зигфрид фон Форстнер погиб в Атлантике вместе со своей лодкой, потопленной самолетами с эскортного авианосца ВМС США «Кард» (USS Card).
Вольфганг-Фридрих фон Форстнер (Wolfgang-Friedrich Freiherr von Forstner) родился 3 октября 1916 года. 1 апреля 1937 года он начал службу в кригсмарине. После окончания обучения и прохождения практики 1 августа 1939 года ему, как и брату, было присвоено звание лейтенанта цур зее. С сентября 1939 по февраль 1942 г он проходил службу в частях морской авиации люфтваффе.
В марте 1942 года фон Форстнер перешёл служить в подплав и после окончания обучения в сентябре того же года был назначен вахтофицером на боевую субмарину U 572, на которой совершил два похода в Атлантику. В марте 1943 года фон Форстнер был назначен командиром на достраивавшуюся лодку серии VIIC U 472, которая вошла в строй флота 26 мая того же года. После полугодичной подготовки на Балтике лодка была приписана к 11-й боевой подводной флотилии, действовавшей с норвежских баз в водах Арктики.
Лодка U 472 совершила два похода в Баренцево и Норвежское моря для действий против арктических конвоев. Она была потоплена 4 марта того же года в Баренцевом море британским эсминцем «Онслоу» (HMS Onslaught) и самолетом «Суордфиш» с эскортного авианосца «Чэзер» (HMS Chaser). Командир лодки был взят в плен с частью своего экипажа. В ноябре 1947 года фон Форстнер был освобожден и отправлен в Германию. После образования бундесмарине Вольфганг-Фридрих продолжил свою флотскую карьеру, дослужившись до фрегаттен-капитана. Скончался младший из братьев-подводников 24 сентября 1999 года в Гамбурге.
Барон фон Шлиппенбах
Эгон Райнер фон Шлиппенбах (Egon Reiner Freiherr von Schlippenbach) родился 10 апреля 1914 года. 1 апреля 1934 года он начал службу в рейхсмарине. После окончания обучения и прохождения практики 1 апреля 1937 года ему было присвоено звание лейтенанта цур зее. До сентября 1938 года фон Шлиппенбах служил артиллерийским офицером на броненосце «Шлезвиг-Гольштейн», а затем год преподавал артиллерийскую науку в школах морской артиллерии и подводного плавания.
В октябре 1939 года фон Шлиппенбах был назначен вахтофицером на U 18, на которой совершил четыре боевых похода. С апреля по сентябрь 1940 года он проходил подготовку на курсах торпедной стрельбы и связи в Мюрвике и обучение в 1-й учебной дивизии подплава в Нойштадте с месячной практикой вахтофицером на учебной U 3. 23 ноября того же года фон Шлиппенбах был назначен вахтофицером на U 101, на которой совершил два похода в Атлантику. 14 марта 1941 года он был отправлен на командирские курсы в Мемель с последующим назначением командиром на учебную лодку U 121.
9 июля 1941 он назначен командиром на U 453, на которой совершил 14 походов, 13 из которых – в Средиземном море. Лодкой было потоплено четыре судна общим тоннажем 15 850 брт и британский тральщик, повреждено два судна общим тоннажем 16 610 тонн и британский эсминец. За свои успехи фон Шлиппенбах 19 ноября 1943 года был награждён Рыцарским крестом.
Командир U 453 также известен тем, что оказался единственным немецким командиром подлодки, торпедировавшим госпитальное судно, не разглядев опознавательные знаки последнего. По непроверенным сведениям, по возвращении U 453 на базу за эту атаку фон Шлиппенбах был предан суду военного трибунала, однако сумел оправдаться.
7 декабря 1943 года фон Шлиппенбах был переведен в резерв 29-й подводной флотилии, а затем назначен штабным офицером главнокомандующего кригсмарине. 15 июля 1944 года он был переведен на должность офицера-преподавателя в военно-морском училище Шлезвига, где также командовал ротой курсантов. 23 марта 1945 года фон Шлиппенбах стал офицером штаба 1-й дивизии морской пехоты, вместе с которой 9 мая сдался в плен американцам.
После освобождения из плена барон вернулся в Германию и в 1956 году продолжил карьеру офицера ВМС в бундесмарине. Вышел в отставку барон фон Шлиппенбах в чине капитана цур зее в сентябре 1972 года. Скончался бывший подводник 11 мая 1979 года в Киле.
Барон фон Тизенгаузен
Ганс-Дитрих фон Тизенгаузен (Hans-Diedrich Freiherr von Tiesenhausen) родился 22 февраля 1913 года в Риге. 1 апреля 1934 года начал службу в рейхсмарине. После окончания обучения и прохождения практики 1 апреля 1937 года ему было присвоено звание лейтенанта цур зее. Завершив курсы зенитчиков в Школе береговой артиллерии в Вильгельмсхафене, он проходил службу на лёгком крейсере «Нюрнберг» (Nürnberg). В марте 1938 года барон был переведён в Пиллау для службы в частях береговой артиллерии кригсмарине. В октябре-декабре 1939 года фон Тизенгаузен проходил обучение в Школе подводного плавания в Киле, после чего 23 декабря того же года был назначен вахтенным офицером на U 23, которой командовал Отто Кречмер (Otto Kretschmer).
Вместе с Кречмером фон Тизенгаузен совершил три похода, а затем, после ухода последнего с U 23, ещё один поход с другим командиром. 6 мая 1940 года барон был отправлен на месячный курс подготовки торпедистов в Мюрвике, а затем переведен в штаб 1-й подводной флотилии в Киле. 30 июля 1940 года фон Тизенгаузен был назначен первым вахтофицером на новую лодку U 93 серии VIIC, на которой совершил два похода в Атлантику.
В январе 1941 года фон Тизенгаузен был направлен на курсы командиров подлодок в Мемель, после окончания которых получил назначение на достраивавшуюся лодку серии VIIC U 331, которая вошла в строй флота 31 марта того же года. С июля 1941 по сентябрь 1942 года фон Тизенгаузен совершил на U 331 девять походов, львиная доля которых пришлась на Средиземное море. Там он достиг выдающегося успеха, когда 25 ноября 1941 года атаковал британскую эскадру и потопил линкор «Бархэм». За эту атаку фон Тизенгаузен 27 января 1942 года был награждён Рыцарским крестом.
Следующий, десятый, поход стал для U 331 последним: 17 ноября 1942 года у побережья Алжира она была атакована и серьезно повреждена британскими самолетами, а затем добита торпедой одного из «Альбакоров» с авианосца «Формидебл» (HMS Formidable). Вместе с большей частью своего экипажа фон Тизенгаузен попал в плен и был отправлен сначала в Англию, а затем в Канаду.
В 1947 году он был освобожден и вернулся в разрушенную войной Германию. Бывший подводный ас был вынужден работать столяром и делать мебель. Не найдя себя в этом качестве, фон Тизенгаузен эмигрировал в Канаду. Там он проживал недалеко от Ванкувера, работая дизайнером интерьеров и совершенствуясь в своем хобби фотографа-натуралиста. Скончался победитель «Бархэма» 17 августа 2000 года в Ванкувере.
Граф фон Зоден-Фраунхофен
Ульрих фон Зоден-Фраунхофен (Ulrich Graf von Soden-Fraunhofen) родился 2 августа 1913 года во Фридрихсхафене. 3 апреля 1936 года начал службу в кригсмарине. После окончания обучения и прохождения практики 1 октября 1938 года графу было присвоено звание лейтенанта цур зее. С начала войны он проходил службу на тральщиках, в том числе и в качестве адъютанта командира 16-й флотилии тральщиков. В июле 1940 года он стал командиром 40-й флотилии тральщиков, а в ноябре был переведен на ту же должность в 12-ю флотилию тральщиков.
В апреле 1941 года фон Зоден-Фраунхофен расстался с тральщиками и начал обучение в Школе подводного плавания. В октябре он был назначен вахтофицером на U 552 Эриха Топпа (Erich Topp), с которым принял участие в двух походах в Атлантику, когда Топп потопил американский эсминец «Рубен Джеймс» (USS Reuben James). В марте 1942 года фон Зоден-Фраунхофен был отправлен на курсы командиров подлодок в Мемель и 25 мая того же года принял у верфи новенькую «семерку» U 624, став её командиром.
После прохождения курса тренировок и испытаний на Балтике U 624 10 октября 1942 года вышла из Киля в первый поход. Он продлился 56 суток, и за это время отпрыск баварских аристократов блеснул настоящим талантом командира: атаковав конвои НХ-212 и ONS-144, U 624 потопила четыре судна общим тоннажем 34 734 брт и повредила ещё одно на 5432 брт.
В число жертв U 624 входила норвежская китобойная плавбаза «Космос II» (Kosmos II) на 16 966 брт, которая использовалась союзниками как танкер. Это огромное судно, перевозившее 21 000 тонн нефти и три десантных корабля типа LCT, было торпедировано и повреждено U 606 рано утром 28 октября 1942 года. Плавбаза снизила ход и следовала за конвоем ещё почти сутки, пока торпеда с U 624 не переломила её пополам. Плавбаза вошла в двадцатку самых крупных судов, потопленных немецкими подлодками в Битве за Атлантику.
Свой второй и последний поход U 624 начала 7 января 1943 года. На этот раз фон Зоден-Фраунхофен снова добился успеха: 25 января он успешно атаковал конвой SC-117 и потопил одно судно на 5112 брт, но затем удача отвернулась от графа. Агрессивный и успешный командир погиб вместе со всем экипажем, когда 7 февраля 1943 года U 624 была потоплена британской «Летающей Крепостью» из 220-й эскадрильи королевских ВВС. Ульрих фон Зоден-Фраунхофен был способным подводником и обладал всеми качествами, чтобы добиться большего успеха и стать настоящим подводным асом, но, к счастью для союзников, им удалось ликвидировать его раньше, чем немецкое радио смогло бы протрубить о награждении командира U 624 Рыцарским крестом.
В завершение нужно отметить, что в подплаве кригсмарине подлодками командовали около двух десятков баронов и графов, однако высокое происхождение не давало им каких-либо привилегий, поэтому они тянули лямку подводника наравне со всеми. Около половины из них погибли в Атлантике, остальным же удалось пережить войну. Некоторые из бывших подводников-аристократов пришли на службу в ВМС ФРГ, продолжая традиции баронов фон Форстнеров и Лотара фон Арно де ла Перьера.
Литература:
- Blair С. Hitler's U-boat War. The Hunters, 1939–1942 – Random House, 1996
- Blair С. Hitler's U-boat War. The Hunted, 1942–1945 – Random House, 1998
- Busch R., Roll H.-J. German U-boat Commanders of World War II – Annapolis: Naval Institute Press, 1999
- Busch R., Roll H.-J. Der U-boot-Krieg 1939–1945. Deutsche Uboot-Erfolge von September 1939 bis Mai 1945. Band 3 – Hamburg-Berlin-Bonn, Verlag E.S. Mittler & Sohn, 2001
- Niestlé A. German U-Boat Losses during World War II: Details of Destruction – Frontline Books, 2014
- Paterson L. U-Boats in the Mediterranean: 1941–1944 – Annapolis: Naval Institute Press, 2007
- Wynn K. U-Boat Operations of the Second World War. Vol.1–2 – Annapolis: Naval Institute Press, 1998
- http://www.uboat.net
- http://www.uboatarchive.net
- http://historisches-marinearchiv.de
Комментарии к данной статье отключены.