5 ноября 1940 года в центральной части северной Атлантики, примерно на половине пути из Галифакса (Новая Шотландия) в Англию, атлантический конвой HX 84 был обнаружен немецким тяжёлым крейсером «Адмирал Шеер». Конвой включал 38 транспортных судов, сопровождавшихся эскортом в виде вспомогательного крейсера Королевских ВМС Великобритании «Джервис Бей», который ещё в августе 1939 года был обычным пассажирским лайнером.
После вступления в ряды военно-морского флота «Джервис Бей» получил семь 6-дюймовых (152-мм) морских пушек и два 3-дюймовых зенитных орудия. Его противник, «Адмирал Шеер», относился к тяжёлым крейсерам класса «Дойчланд», получившим прозвище «карманных линкоров», и был несопоставимо сильнее. Главным калибром немецкого корабля являлись шесть 283-мм орудий в двух башнях, а восемь 150-мм морских пушек, схожих с основным вооружением британского вспомогательного крейсера, на нём считались вспомогательными. При этом, с учётом бронирования немецкого карманного линкора, вооружение «Джервис-Бея» в бою против него можно было считать практически бесполезным.
Несмотря на в общем-то безнадежную ситуацию, капитан британского вспомогательного крейсера отдал конвою приказ рассеяться, а свой корабль направил в промежуток между транспортами и немецким тяжёлым крейсером, открыв по тому огонь. Нанести существенного вреда «Адмиралу Шееру» он не мог, но своей самоубийственной атакой попытался отвлечь немецкий крейсер от конвоя. И с этой задачей справился. Пока немецкий корабль расстреливал охранение, основная часть конвоя успела рассеяться — жертвами «Адмирала Шеера» стали только пять транспортов. Основная часть экипажа «Джервис Бея», насчитывавшего 254 человека, пошла на дно вместе со своим кораблём, включая и капитана Эдварда Фигена. Лишь 68 моряков были спасены оказавшимся поблизости шведским пароходом «Стурехольм».
Комментарии к данной статье отключены.