Доктрина «имперского воздушного контроля» родилась в ходе операций против исламистских повстанцев на севере современного Сомали в 1920 году. А наиболее длительно и последовательно она применялась британскими колонизаторами в Южной Аравии. Здесь в середине XX века при помощи небольшой группировки ВВС на протяжении трёх десятилетий англичане держали в узде непокорные племена Йемена.
Доктрина экономных империалистов
«Во-первых, все мы — империалисты и хотим видеть нашу империю, по возможности, наиболее надёжно защищённой. Во-вторых, мы все — налогоплательщики, так что мы хотим, чтобы защита была по возможности экономной».
Такими словами начал винг-коммандер К. Эдмондс свою лекцию в Королевском Объединённом институте оборонных исследований 12 декабря 1923 года. В этой лекции впервые были изложены основные положения доктрины, получившей официальной название «имперский воздушный контроль».
В дальнейшем положения доктрины были развиты в Уставе ВВС 1928 года и меморандумах штаба ВВС 1930 и 1933 годов. Её ведущими теоретиками стали служившие в Ираке эйр-коммодор Эдгар Людлоу-Хьюитт и винг-коммандер Роберт Саундби, а также служивший в Адене групп-капитан Чарльз Портал (все — будущие маршалы авиации в годы Второй Мировой войны).
В популярной литературе «воздушный контроль» часто путают с «проскрипционными бомбардировками». Такое название газетчики дали тому, что в официальных документах ВВС именовалось «инвертированной блокадой». На самом же деле «проскрипционные бомбардировки» представляли собой лишь один из элементов «воздушного контроля». Согласно Уставу 1928 года так назывались самостоятельные действия ВВС против мятежных племён, целью которых было «прерывание нормальной жизни людей, делающее для них невозможным ведение военных действий».
В случае невозможности урегулирования конфликтной ситуации политическим путём повстанцы получали ясный ультиматум с указанием эвакуировать женщин и детей в безопасное место. Затем в объявленное время начиналась операция, продолжавшаяся до полного выполнения заявленных в ультиматуме условий.
Сам же «воздушный контроль» — гораздо более широкое понятие. Установление контроля над племенной территорией с неразвитой инфраструктурой в рамках этой доктрины достигалось преимущественно при помощи военно-воздушных сил при второстепенной роли наземных сил. При этом, как прямо говорилось в Уставе британских ВВС 1928 года, «характер действий и методы операции могут изменяться значительно, в зависимости от объекта операции, социального и военного устройства противника».
Целью доктрины «воздушного контроля» определялось достижение политического решения при минимальном (насколько это представлялось возможным в конкретной ситуации) использовании силы.
Из цели вытекали принципы. Для успешного претворения положений доктрины в жизнь необходимо было хорошо знать традиции и обычаи «полуцивилизованного неприятеля», его образ жизни. И уже с помощью этой информации следовало определять ключевые точки, по которым наносился удар. Учитывая то, что промедление принималось за слабость, в конфликт предполагалось вступать на как можно более ранних стадиях. Важными составляющими эффективного «воздушного контроля» были также хорошая разведка, эффективная связь, контакт с гражданскими чиновниками.
Требования, предъявляемые к противнику, должны были быть чётко и понятно сформулированы. Для их доведения использовались листовки и авиационные громкоговорители. Эта пропаганда подчёркивала мирные намерения британцев и демонстрировала бесполезность сопротивления неперсонифицированным, неуязвимым и вездесущим ВВС.
Главная задача операций «воздушного контроля» заключалась в нанесении удара по психике мятежников. Следовало показать им бесперспективность вооружённого сопротивления, сломить их волю. При этом рекомендовалось стремиться к минимизации потерь с обеих сторон. Причём касалось это не только потерь физических, но и морального духа проигравших: важно было позволить им «сохранить лицо».
Арабам, с точки зрения британских востоковедов той поры, было легче смириться с поражением от «безличностных» ВВС, чем от конкретного «наземного» противника.
Чарльз Портал писал:
«Будет величайшей ошибкой считать, что победа, которая сохраняет жизни и достоинство проигравших, менее полезна и почётна, чем та, что приводит к массе жертв и заканчивается миром, продиктованным на залитом кровью поле боя».
На юге Аравии неспокойно
В 1839 году британская Ост-Индская компания захватила Аден, чтобы использовать его в качестве угольного порта и ремонтной базы на пути из Европы в Индию. Вокруг Адена англичане создали санитарный кордон из арабских княжеств-протекторатов. Так же, как и в Индии, здесь заключались договора с местными князьями, получавшими крупные субсидии из британской казны.
Ситуация в Адене и окружавших его южноаравийских протекторатах ухудшалась в течение всех 20-х годов XX века. В 1919 году северойеменский имам Яхья заявил, что не признаёт англо-османское соглашение о границах 1905 года, и захватил пограничный городок Дхалу. В последующие годы имам неуклонно расширял своё влияние на юг. К 1927 году его зейдитские отряды действовали уже в 30 милях от Адена, под угрозой захвата оказался Лахедж — самый значимый из южноаравийских протекторатов.
Размещённых в колонии сил, состоявших из двух батальонов (одного британского и одного индийского) и звена ВВС, не хватало для полномасштабной операции против Яхьи. Требовалась целая дивизия, что обошлось бы казне в сумму от 6 до 10 миллионов фунтов. Альтернативой наземной операции и было использование «воздушного контроля» силами одной эскадрильи ВВС. Расходы на такую операцию оценивались всего в 100 тысяч фунтов в год.
Решение о передаче Адена и южноаравийских протекторатов под «воздушный контроль» было принято британским правительством в октябре 1927 года. 8-я эскадрилья Королевских ВВС, оснащённая бипланами «Fairey IIIF», под командованием групп-капитана Уильяма Митчелла была переброшена в Аден из Ирака. В январе 1928 года командование операциями в Адене официально перешло к Королевским ВВС, и к 1930 году все наземные силы покинули колонию.
«Воздушный контроль» против угрозы с Севера
Очередной кризис не заставил себя ждать. В феврале 1928 года командир зейдитского гарнизона в Катабе захватил двух шейхов из протектората. В марте британские самолёты бомбили пограничные зейдитские гарнизоны, после чего йеменцы отпустили шейхов и согласились на переговоры. Они прошли в Таиззе. Стороны договорились о перемирии с условием, что йеменцы до 20 июня покинут Дхалу и другие населённые пункты южнее границы 1905 года.
Это условие Йемен не выполнил. После того как имам Яхья не отреагировал на формальную ноту с требованием вывода войск из Дхалы, снова за дело взялась авиация. В течение первой недели самолёты разбрасывали над главными городами Йемена листовки с предупреждениями о грядущих налётах и одновременно бомбили на юге племена, поддерживавшие имама.
Со второй недели британцы перешли к налётам на пограничные гарнизоны имама, а также главные города южных провинций Йемена: Таизз, Мафали и Катабу. На главную цель, казармы в Таиззе, было сброшено около 6 тонн бомб, на казармы в Мафали и Катабе — по 5 тонн.
Наконец, на третьей неделе авиация перешла к ударам по целям в глубине Йемена, чтобы продемонстрировать имаму уязвимость его положения. Бомбардировкам подверглись дворцы имама и наследного принца, казармы, дома крупных чиновников и принцев. После нескольких дней налётов в Сане, Таиззе, Дхамаре и Иббе воцарилась паника. Жители массово бежали из городов.
Одновременно глава разведки Королевских ВВС в протекторатах флай-лейтенант Обри Райкардс установил связь с эмиром Дхалы Насром бин-Шейфом, уже 8 лет жившим в изгнании в Лахедже. Эмир собрал племенное ополчение кутейби в несколько тысяч человек и 12 июля выступил на север. Его сопровождали Райкардс и радист ВВС Смит, которые обеспечивали поддержку с воздуха.
14 июля зейдиты были выбиты из Дхалы. В августе аналогичным образом Райкардс организовал ополчение племён шаиби и яфаи, выбившее при авиационной поддержке британцев зейдитский гарнизон из другого важного приграничного городка — Авабиля.
К концу августа 1928 года, после провала контратак на Дхалу и Авабиль, имам Яхья запретил своим силам пересекать границу. Операция завершилась успешно и обошлась британской казне в 8567 фунтов.
В октябре 1933 года имам предпринял новую попытку вторжения на юг, но после ультиматума с угрозой повторения налётов пятилетней давности незамедлительно пошёл на переговоры. В 1934 году был подписан англо-йеменский договор. Помимо признания границы, договор содержал и статью о безопасном движении йеменских торговцев от границы в Дхале до порта Адена и обратно.
Поддержание порядка
Главный караванный путь из Адена на север проходил через Джебель-Радфан — горную страну, населённую воинственными племенами, испокон веков зарабатывавшими на пропитание сбором дани с караванов. Королевским ВВС пришлось действовать и здесь. Они провели короткую операцию против племени бакри в феврале и более длинную — против кутейби в марте-мае 1934 года. Дорога была открыта, но до конца 30-х годов потребовалось провести ещё несколько операций против племён, грабивших караваны.
Более важной для Королевских ВВС была задача поддержания внутренней безопасности. На работе Аденского порта межплеменные разборки никак не сказывались. Но, с точки зрения англичан, договоры о протекторате, которые местные племена подписывали с Великобританией, обязаны были исполняться неукоснительно. Невмешательство британцев в случае их нарушения истолковывалось арабами как слабость и приводило к ещё большим беспорядкам.
Именно в племенных протекторатах Адена и проводились классические «проскрипционные бомбардировки». Причём зачастую эта кара настигала туземные племена за достаточно малозначительные нарушения. В 1929 году, например, племя субехи более месяца бомбили за одно убийство и кражу двух полицейских верблюдов. В среднем в 30-е годы минимум раз в год дело доходило до реальных бомбардировок.
Сценарий таких бомбардировок практически всегда был одинаков. От проштрафившихся племён требовали возместить ущерб и выдать зачинщиков. После отказа племя получало ультиматум: оставить свои селения со всем скотом и имуществом и не возвращаться в них, пока власти не разрешат (что происходило, когда племя подчинится требованиям), а до тех пор их селения будут подвергаться бомбардировкам в любое время дня и ночи.
С 1935 года, когда на вооружение 8-й эскадрильи поступили бомбардировщики Vickers Vincent, при нанесении ударов активно применялись 250- и 500-фунтовые бомбы. Они были явно избыточны с военной точки зрения, но позволяли добиваться того самого «психологического эффекта», который и был заложен в основу доктрины «воздушного контроля».
Арабы сначала хвастливо стреляли в воздух по самолётам с холмов, окружавших селения (британцы демонстративно не реагировали на это). Потом внутри племени начинались склоки и споры, а в итоге — через пару дней или пару месяцев — всё заканчивалось явкой с повинной к властям.
Количество жертв на земле было ничтожным. Так, двухмесячная операция против кутейби в 1934-м привела к гибели 7 человек — да и то жертвами стали члены племени, которые попытались достать взрывчатку из неразорвавшейся бомбы.
Помимо главной базы в аденском пригороде Хормаксаре, Королевские ВВС создали на территории южноаравийских протекторатов сеть из 35 взлётно-посадочных полос. Её создателем был знаменитый флай-лейтенант (позднее — винг-коммандер) Обри Райкардс. Он проработал в Адене 5 лет. Во многих местах страны Райкардс побывал первым из европейцев, составив первые карты внутренних районов Южной Аравии.
Благодаря хорошей разведке колониальные чиновники часто имели возможность вмешиваться в племенные междоусобицы и предотвращать столкновения, а следовательно, и последующее неизбежное использование КВВС.
Конец эпохи «воздушного контроля»
Новое обострение отношений с Йеменом произошло в 1948 году, когда новый имам Ахмад обвинил британцев в организации переворота, приведшего к гибели его отца Яхьи. Он заявил, что больше не будет соблюдать договор 1934 года.
К тому времени в Адене размещались 8-я эскадрилья Королевских ВВС, вооружённая лёгкими бомбардировщиками Brigand B1 и 10-й эскадрон Королевских ВВС, вооружённый броневиками «Ferret Mk.2». Им пришлось подавлять мятежи племён, поддерживаемых имамом Ахмадом, в 1949–1950 и 1954–1955 годах.
С середины 50-х годов ситуация на юге Аравии неуклонно ухудшалась. В начале 1959 восстал шейх авлаки Мухаммед аль-Бубакр, после визита в Каир к Насеру загоревшийся «антиимпериалистическим пылом». 8-я и переброшенная ей на помощь 37-я эскадрильи провели две масштабные операции против авлаки: в августе-октябре 1959-го и феврале-марте 1960 года. В них использовались уже реактивные истребители-бомбардировщики Venom.
Эти бомбардировки не дали никакого ощутимого результата, после чего Бернард Рэйли, политический резидент в западной части Аденского протектората, заявил верховному комиссару Кеннеди Треваскису, что в дальнейшем одни лишь воздушные операции не имеют смысла. Это и стало концом практического применения доктрины «воздушного контроля» в британской колониальной политике.
Литература:
- Nick van der Bijl. British Military Operations in Aden and Radfan: 100 Years of British Colonial Rule — Pen & Sword Military, 2014.
- David E. Omissi. Air Power and Colonial Control: The Royal Air Force 1919–1939 — Manchester University Press, 1990.
- Sebastian Ritchie. The RAF, Small Wars and Insurgencies in the Middle East, 1919–1939 — Centre for Air Power Studies, 2011.
- Jonathan Walker. Aden Insurgency: The Savage War in South Arabia, 1962–67 — Spellmount, 2005.
Комментарии к данной статье отключены.