Через два дня после нападения Германии на СССР на первых полосах газет «Известия» и «Красная Звезда» появилась публикация стихотворения, которое начиналось со строк «Вставай, страна огромная». Слова этого произведения легли в основу песни «Священная война», музыку к которой создал композитор, написавший затем и гимн СССР.
Автора стихотворения по фамилии Лебедев мы знаем как Василия Ивановича Лебедева-Кумача. Родился он летом 1898 года в Москве, был пятым сыном в семье. Как указано в одной из биографических статей, Кумаченком его прозвала мать, что и легло в основу его литературного псевдонима. Он начал писать стихи и прозу в трудные годы юности, когда семья осталась без кормильца. Несмотря на это, Лебедев смог учиться, получать стипендию, в итоге добиться хорошего образования. Публиковался Лебедев-Кумач с 1916 года. Его работы оказались востребованы: Лебедев написал много массовых песен и стихов, которые часто создавались, что называется, «сразу в номер». Ещё в годы гражданской войны он стал автором красноармейских песен, позднее создавал тексты песен к кинокомедиям «Весёлые ребята» (1934), «Цирк» (1936), «Дети капитана Гранта» (1936), «Волга-Волга» (1937), и других. Можно с уверенностью сказать, что он остро чувствовал настроения своей эпохи, вероятно, потому и оказался близким своим читателям. С началом советско-финской войны Лебедев отправился в действующую армию, на Балтфлот, где встречался с военными моряками, писал стихи для военной песни балтийцев. В годы Великой Отечественной войны Лебедев-Кумач служил в Военно-морском Флоте и продолжал писать песни, которые сопровождали бойцов Красной армии в походах.
В первый же день нападения на СССР Лебедев-Кумач начал готовить текст «Священной войны», опубликованный уже 24 июня. Как указывал С. И. Аксёненко, «Людям, незнакомым с тем, как пишутся стихи, такая быстрота кажется подозрительной». Лебедев-Кумач многократно переписывал и дорабатывал текст, но отдельные образы, по-видимому, появились у него ещё до войны. Указывается, что образ «чёрных крыльев над Родиной» появился на страницах его дневника после просмотра кинохроники, фиксирующей налёты авиации на города Испании и Варшаву. «Я не был никогда военным специалистом, но у меня всё же оказалось могучее оружие в руках – песня. Песня так же может разить врага, как любое оружие!» – так впоследствии писал автор о своём произведении. Значение этого оружия понимал и противник – Лебедев-Кумач был объявлен врагом Рейха.
Подобно ожесточённым боям на полях сражений, на интеллектуальном фронте в начале новой эпохи истории нашей страны проходили не менее беспощадные схватки чуть ли не за каждый символ победы и всего советского периода. Так, было поставлено под сомнение авторство «Священной войны». Существует мнение, согласно которому основные строки принадлежат не Лебедеву-Кумачу, а поэту более раннего времени и эпохи другой войны – Первой мировой. Речь идёт об Александре Боде, преподавателе русского языка, литературы, латинского и греческого языков. Так о нём рассказывает в письме Борису Александрову его дочь З. А. Боде:
Он был умный, образованный человек, окончивший филологический факультет Московского университета, знаток истории, глубокий патриот … 1916 год. … По параллельным реке Волге прямым и длинным улицам Рыбинска почти круглые сутки маршируют прибывающие на обучение и дальнейшее отправление солдаты … Рассказы беженцев-латышей полны ужаса. С фронта привозят бойцов, отравленных газами. … В эти тяжёлые, напряжённые дни была написана отцом песня «Священная война». Её слова и музыка (мотив был другой) родились вместе. Величавые, образные выражения слились воедино с простой, чисто русской мелодией…
Этим небесспорным доказательством заинтересовались многие журналисты. По их версии, песня была написана А. Боде, но текст несколько отличался: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой, с германской силой тёмною, с тевтонскою ордой!»
Тексты были сопоставлены и проанализированы специалистами, обнаружилось множество несоответствий в обозначенной версии. Об этой проблеме довольно обстоятельно писал Сергей Иванович Аксёненко:
«Если Боде написал песню в 1916 году, то призывать страну, воюющую уже два года, к пробуждению, по меньшей мере странно. Ещё один момент. Лебедев-Кумач, русский по национальности, не указывает национальности захватчиков. Он называет их просто фашистами. Неужели немец Боде будет выпячивать то, что враги его Родины были его соплеменниками – германцами? … слово «тевтонской» появилось потому, что создатели фальшивки понимали, что употреблять слово «фашистской» в 1916 году было невозможно…»
Гипотеза авторства Боде полностью опровергнута, судом доказано, что песню написал именно Лебедев-Кумач, о чём есть соответствующее заключение. Сейчас не следует сомневаться в том, что именно благодаря Лебедеву-Кумачу советские люди познакомились с этими замечательными строками, в том числе композитор и руководитель ансамбля военной песни Александр Васильевич Александров. Он увидел стихотворение в газете, и тут же принялся за работу.
Генерал-майор А. В. Александров происходил, как это случается с талантами мирового уровня, из простой крестьянской семьи села Плахино Михайловского уезда Рязанской губернии (сейчас это Захаровский район Рязанской области). Учился музыке в Петербурге, был певчим в хоре Казанского собора, обучался в регентских классах Петербургской певческой капеллы, где был солистом, а потом и в Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского. Среди учителей – знакомые всем, кто не слишком часто прогуливал в школе музыку, Н. А. Римский-Корсаков, А. К. Лядов и А. К. Глазунов. Затем Александров начал преподавать в Московской консерватории, именно по его инициативе там появился класс военных дирижеров. Он сочинял военные песни, это занимало огромную часть его времени и внимания. К началу войны композитор уже был знаком с Лебедевым-Кумачом, «Гимн партии большевиков» 1938 года был написан ими вместе. Музыка этого гимна – основа Государственного гимна СССР и нынешнего Гимна России. И вот, 24 июня 1941 года пришло время создать гимн советскому народу, чтобы «так же… разить врага, как любое оружие», чтобы победить.
А. В. Александров начал работу немедленно, уже следующая репетиция была посвящена новой песне «Священная война». Ноты даже не успели напечатать, композитор записал их на грифельной доске, музыканты ансамбля — в тетради. Откладывать выступление не стали, оно состоялось уже 26 июня на Белорусском вокзале столицы, в честь чего сейчас там установлена мемориальная доска. Полного состава коллектива Краснознамённого ансамбля красноармейской песни и пляски СССР в Москве уже не было, основная часть сразу же выехала на фронт, а группа, руководимая А. В. Александровым, оставалась временно для обслуживания воинских частей, госпиталей, выступлений на радио. Эта группа пять раз исполнила песню перед призывниками. Об этом красочно рассказал сын композитора Борис Александров, руководитель того же ансамбля с 1946 по 1987 годы:
«Вокзал был заполнен бойцами. В походном снаряжении они сидели на скамейках, рундуках, чемоданах, дымили махоркой – у каждого своя дума… Сначала нас никто не заметил. Но вот – первые такты песни… Знаете, об успехе можно судить не только по аплодисментам. Весь вокзал словно замер. Я стоял рядом с хором и видел, как слушатели буквально впитывали в себя звуки. И вдруг встаёт один, другой, третий… Все! А потом тишина. Пауза какой-то немыслимой тишины – и шквал. Требовали: «Ещё!» Исполнили ещё раз, потом третий, четвёртый…»
В годы войны артисты ансамбля неустанно выступали, дав около 1400 концертов. И. В. Сталин, понимая, какое сильное воздействие оказывают эти выступления, как они поднимают боевой дух, издал специальное распоряжение: никого из артистов ансамбля не отпускать в действующую армию. В 1941–1945 гг. «Священную войну» дважды записывали на грампластинку, первый раз – уже 28 июня. С 15 октября первого года войны каждое утро после боя кремлёвских курантов с исполнения этой песни начинался радиоэфир. Знаменитая на весь мир, эта песня прошла фронтовыми дорогами и осталась гимном РККА, сопровождавшим её до самой победы.
22 мая 2007 года Ансамблем песни и пляски Российской армии им. А. В. Александрова песня была исполнена в штаб-квартире НАТО в Брюсселе. Это выступление состоялось по инициативе российской стороны. Ансамбль, как рассказывают, считается главным пропагандистским оружием Кремля. Тем не менее, «Священная война», а потом «Катюша», «Калинка» и «Хотят ли русские войны?», исполненные в Брюсселе, сопровождались бурными аплодисментами. Леонид Малев, руководитель ансамбля, высоко ценил этот удивительный опыт: «Ни один коллектив из России, ни один артист ещё никогда не выступали в штаб-квартире НАТО». Таким образом, песня, рождённая первыми известиями о войне, теперь не позволяет об этой войне забыть, но воздействует уже в ином качестве.
Литература к статье
- Аксёненко С. И. Кто и зачем хотел оболгать песню «Священная война»
- Герасименко Ольга. «Священная война» в стенах НАТО. // Газета «Труд» за 23 мая 2007 г.
- Музыкальная энциклопедия. Гл. ред. Ю. В. Келдыш. Том 1. М.: Советская энциклопедия, 1973 г.
- Лебедев-Кумач В. И. «Сердце, тебе не хочется покоя!», М.: 2012
- Опровержение // Независимая газета, 05.07.2000
Комментарии к данной статье отключены.