Ранним утром 27 июня 1941 года, на пятый день Великой Отечественной войны, в людных местах Москвы и Подмосковья — на площадях, вокзалах, у проходных крупных предприятий и правлений колхозов — появились яркие, набитые по трафарету сатирические плакаты, сопровождаемые короткими стихами. Тем, кто был постарше, рисунки напомнили «Окна РОСТА» 20-летней давности, да и назывались они похоже — «Окна ТАСС».
Действительно, группа членов Московской организации Союза советских художников взяла на вооружение проверенный опыт и организовала под эгидой Телеграфного агентства Советского Союза выпуск малотиражных плакатов, посвящённых событиям на фронтах. На изготовление подобных плакатов уходили всего сутки — художник и поэт разрабатывали оригинал-макет, далее происходила раскладка композиции на цвета, а следом в дело вступали резчики трафаретов для каждого цвета, по которым затем и набивались рисунки и текст.
Первые восемь «Окон ТАСС» вышли тиражом в несколько десятков экземпляров. При этом №1 достался сюжету художника М.М. Черемных с коллективным текстом «Взял фашист маршрут на Прут, но фашистов с Прута прут». Действительно, на южном участке фронта были тогда достигнуты первые, пусть и небольшие успехи — противника удалось даже отбросить за государственную границу.
Опыт первых выпусков оказался удачным, и в дальнейшем, несмотря на возрастающие трудности военного времени, тиражи и номенклатура «Окон ТАСС» только росли. Так, к примеру, решение сократить число цветов оригинала до 5–7 позволило увеличить суточные тиражи плакатов в 10 раз, до 1000 экземпляров.
Удачная инициатива московских художников нашла отклик в других городах — свои «Окна ТАСС» начали выпускать в Ленинграде, а также в других крупных городах. Плакаты могли иметь другие названия, но суть оставалась та же — яркие цвета, небольшой тираж при высочайшей оперативности. Вскоре «Окна ТАСС» приобрели огромную популярность — их требовали с фронта, а для партизан, которым была важна скрытность ношения агитации, обеспечили издание плакатов журнального размера в виде листовок. Увидели «Окна ТАСС» и западные Союзники: часть тиража получало Всесоюзное общество культурных связей с заграницей (ВОКС), которое распространяло плакаты в два десятка стран мира. Там плакаты с переводным текстом печатали в местных газетах и журналах.
Всего за годы войны московские художники создали 1289 выпусков «Окон ТАСС» суммарным тиражом почти 850 000 экземпляров, которые стали по-настоящему бесценными вещественными свидетельствами войны и, наряду со сводками Совинформбюро, настоящим лицом советской пропаганды.
Комментарии к данной статье отключены.