• События
  • Люди
  • Танки
  • Флот
  • Авиация
  • Стрелковое оружие
  • Военный хайтек
  • Другое оружие
  • English version
  • Поиск
    • События
    • Люди
    • Танки
    • Флот
    • Авиация
    • Стрелковое оружие
    • Военный хайтек
    • Другое оружие
    • English version

    Поиск

    Войти

    Написать
    Популярное
    • 17 March '22
      Боевые повозки фараона
    • 24 February '22
      Японские линкоры вступают в бой
    • 24 February '22
      На мирно спящих аэродромах Тонкина
    • 24 February '22
      Славные дети Марианны: тест Warspot
    • 21 February '22
      Немецкий контрудар у Кюстрина
    • 17 February '22
      Византийские приключения Харальда Хардрады
    • 16 February '22
      Уцелевшее население Венгрии — эвакуировать на территорию СССР
    • 14 February '22
      «Маузер» с русско-чешским акцентом
    • 08 February '22
      Skyranger 30 HEL: зенитка на все случаи жизни
    • 07 February '22
      Мизенский флот и гнев Везувия
    • 07 February '22
      Опираясь на собственные силы
    • 06 February '22
      На что способен микродрон за $195 000
    24

    Весёлые картинки Warspot: классика советской пропаганды

    • ВМВ
    • искусство и творчество
    • СССР
    • пропаганда
    Редакция Warspot
    08 May '20

    Ранним утром 27 июня 1941 года, на пятый день Великой Отечественной войны, в людных местах Москвы и Подмосковья — на площадях, вокзалах, у проходных крупных предприятий и правлений колхозов — появились яркие, набитые по трафарету сатирические плакаты, сопровождаемые короткими стихами. Тем, кто был постарше, рисунки напомнили «Окна РОСТА» 20-летней давности, да и назывались они похоже — «Окна ТАСС».

    Действительно, группа членов Московской организации Союза советских художников взяла на вооружение проверенный опыт и организовала под эгидой Телеграфного агентства Советского Союза выпуск малотиражных плакатов, посвящённых событиям на фронтах. На изготовление подобных плакатов уходили всего сутки — художник и поэт разрабатывали оригинал-макет, далее происходила раскладка композиции на цвета, а следом в дело вступали резчики трафаретов для каждого цвета, по которым затем и набивались рисунки и текст.

    ​Слева реконструкция «Окна ТАСС» №1, справа «Окно ТАСС» №1246 из победного мая 1945 года (художник М.М. Соловьёв, текст В.И. Лебедева-Кумача). Разница в исполнении видна невооружённым глазом. На обложке «Окно ТАСС» № 1248, посвящённое подписанию капитуляции Германии - Весёлые картинки Warspot: классика советской пропаганды | Warspot.ru
    Слева реконструкция «Окна ТАСС» №1, справа «Окно ТАСС» №1246 из победного мая 1945 года (художник М.М. Соловьёв, текст В.И. Лебедева-Кумача). Разница в исполнении видна невооружённым глазом. На обложке «Окно ТАСС» № 1248, посвящённое подписанию капитуляции Германии

    Первые восемь «Окон ТАСС» вышли тиражом в несколько десятков экземпляров. При этом №1 достался сюжету художника М.М. Черемных с коллективным текстом «Взял фашист маршрут на Прут, но фашистов с Прута прут». Действительно, на южном участке фронта были тогда достигнуты первые, пусть и небольшие успехи — противника удалось даже отбросить за государственную границу.

    Опыт первых выпусков оказался удачным, и в дальнейшем, несмотря на возрастающие трудности военного времени, тиражи и номенклатура «Окон ТАСС» только росли. Так, к примеру, решение сократить число цветов оригинала до 5–7 позволило увеличить суточные тиражи плакатов в 10 раз, до 1000 экземпляров.

    Удачная инициатива московских художников нашла отклик в других городах — свои «Окна ТАСС» начали выпускать в Ленинграде, а также в других крупных городах. Плакаты могли иметь другие названия, но суть оставалась та же — яркие цвета, небольшой тираж при высочайшей оперативности. Вскоре «Окна ТАСС» приобрели огромную популярность — их требовали с фронта, а для партизан, которым была важна скрытность ношения агитации, обеспечили издание плакатов журнального размера в виде листовок. Увидели «Окна ТАСС» и западные Союзники: часть тиража получало Всесоюзное общество культурных связей с заграницей (ВОКС), которое распространяло плакаты в два десятка стран мира. Там плакаты с переводным текстом печатали в местных газетах и журналах.

    Всего за годы войны московские художники создали 1289 выпусков «Окон ТАСС» суммарным тиражом почти 850 000 экземпляров, которые стали по-настоящему бесценными вещественными свидетельствами войны и, наряду со сводками Совинформбюро, настоящим лицом советской пропаганды.

    Редакция Warspot

    Цифры Warspot: 2 варианта машины  на Warspot.ru
    Цифры Warspot: 2 варианта машины
    Цифры Warspot: 7 раз  на Warspot.ru
    Цифры Warspot: 7 раз
    Цифры Warspot: 511 человек  на Warspot.ru
    Цифры Warspot: 511 человек
    Поделиться
    • 2
    • 110
    • 5
    • Статьи по теме
    • Комментарии (0)
    Гимн грядущей Победе на Warspot.ru
    Гимн грядущей Победе
    Правда и ложь в военной пропаганде на Warspot.ru
    Правда и ложь в военной пропаганде
    Картинки Warspot: истинные арийцы на Warspot.ru
    Картинки Warspot: истинные арийцы
    Картинки Warspot: бравые повара на Warspot.ru
    Картинки Warspot: бравые повара
    • Статьи по теме
    • Комментарии (0)

    Комментарии к данной статье отключены.

    © 2014 — 2023 Warspot English
    • О нас
    • Связаться с нами
    • Как стать автором
    • Все авторы
    • Все теги
    • Карта сайта
    • Правила
    • Соглашение
    • Политика конфиденциальности
    Warspot Вконтакте
    Присоединяйтесь к нам на Facebook
    Мы в Одноклассниках
    Канал в Telegram
    Лучшие материалы в Яндекс Дзен
     
    ПРИВЕТ!

    ВОЙДИТЕ, ИСПОЛЬЗУЯ ВАШ АККАУНТ

    Ваш комментарий будет сохранен после регистрации

    Я подтверждаю, что условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности мне понятны, и принимаю их.

    • wargaming
    • facebook
    • vkontakte
    • google