• События
  • Люди
  • Танки
  • Флот
  • Авиация
  • Стрелковое оружие
  • Военный хайтек
  • Другое оружие
  • English version
  • Поиск
    • События
    • Люди
    • Танки
    • Флот
    • Авиация
    • Стрелковое оружие
    • Военный хайтек
    • Другое оружие
    • English version

    Поиск

    Войти

    Написать
    Популярное
    • 18 February '21
      Засекреченный космонавт
    • 17 February '21
      Поломанные крылья вяземского десанта
    • 12 February '21
      Два прочтения одной хрестоматии
    • 12 February '21
      Взбесившийся «Паттон»
    • 11 February '21
      Второй бой у Нарвика
    • 10 February '21
      Как угнать немецкий танк
    • 10 February '21
      Оружие советского снайпинга
    • 08 February '21
      Проект Manta Ray: DARPA заказывает подводные беспилотники
    • 08 February '21
      Цвета военного неба: «Глупыши» на палубе авианосца
    • 05 February '21
      Венгерские хроники длинноносых «соток»: начало
    • 04 February '21
      Стеклотекстолит в броне: дёшево и сердито
    • 02 February '21
      Стволы линкора «Нью-Джерси»
    23

    Весёлые картинки Warspot: классика советской пропаганды

    • ВМВ
    • искусство и творчество
    • СССР
    • пропаганда
    Редакция Warspot
    08 May '20

    Ранним утром 27 июня 1941 года, на пятый день Великой Отечественной войны, в людных местах Москвы и Подмосковья — на площадях, вокзалах, у проходных крупных предприятий и правлений колхозов — появились яркие, набитые по трафарету сатирические плакаты, сопровождаемые короткими стихами. Тем, кто был постарше, рисунки напомнили «Окна РОСТА» 20-летней давности, да и назывались они похоже — «Окна ТАСС».

    Действительно, группа членов Московской организации Союза советских художников взяла на вооружение проверенный опыт и организовала под эгидой Телеграфного агентства Советского Союза выпуск малотиражных плакатов, посвящённых событиям на фронтах. На изготовление подобных плакатов уходили всего сутки — художник и поэт разрабатывали оригинал-макет, далее происходила раскладка композиции на цвета, а следом в дело вступали резчики трафаретов для каждого цвета, по которым затем и набивались рисунки и текст.

    ​Слева реконструкция «Окна ТАСС» №1, справа «Окно ТАСС» №1246 из победного мая 1945 года (художник М.М. Соловьёв, текст В.И. Лебедева-Кумача). Разница в исполнении видна невооружённым глазом. На обложке «Окно ТАСС» № 1248, посвящённое подписанию капитуляции Германии - Весёлые картинки Warspot: классика советской пропаганды | Warspot.ru
    Слева реконструкция «Окна ТАСС» №1, справа «Окно ТАСС» №1246 из победного мая 1945 года (художник М.М. Соловьёв, текст В.И. Лебедева-Кумача). Разница в исполнении видна невооружённым глазом. На обложке «Окно ТАСС» № 1248, посвящённое подписанию капитуляции Германии

    Первые восемь «Окон ТАСС» вышли тиражом в несколько десятков экземпляров. При этом №1 достался сюжету художника М.М. Черемных с коллективным текстом «Взял фашист маршрут на Прут, но фашистов с Прута прут». Действительно, на южном участке фронта были тогда достигнуты первые, пусть и небольшие успехи — противника удалось даже отбросить за государственную границу.

    Опыт первых выпусков оказался удачным, и в дальнейшем, несмотря на возрастающие трудности военного времени, тиражи и номенклатура «Окон ТАСС» только росли. Так, к примеру, решение сократить число цветов оригинала до 5–7 позволило увеличить суточные тиражи плакатов в 10 раз, до 1000 экземпляров.

    Удачная инициатива московских художников нашла отклик в других городах — свои «Окна ТАСС» начали выпускать в Ленинграде, а также в других крупных городах. Плакаты могли иметь другие названия, но суть оставалась та же — яркие цвета, небольшой тираж при высочайшей оперативности. Вскоре «Окна ТАСС» приобрели огромную популярность — их требовали с фронта, а для партизан, которым была важна скрытность ношения агитации, обеспечили издание плакатов журнального размера в виде листовок. Увидели «Окна ТАСС» и западные Союзники: часть тиража получало Всесоюзное общество культурных связей с заграницей (ВОКС), которое распространяло плакаты в два десятка стран мира. Там плакаты с переводным текстом печатали в местных газетах и журналах.

    Всего за годы войны московские художники создали 1289 выпусков «Окон ТАСС» суммарным тиражом почти 850 000 экземпляров, которые стали по-настоящему бесценными вещественными свидетельствами войны и, наряду со сводками Совинформбюро, настоящим лицом советской пропаганды.

    Редакция Warspot

    США делают ставку на энергетическое оружие на Warspot.ru
    США делают ставку на энергетическое оружие
    Airbus тестирует ударный самолёт на базе транспортника C295 на Warspot.ru
    Airbus тестирует ударный самолёт на базе транспортника C295
    Южная Корея строит авианосец, теперь официально на Warspot.ru
    Южная Корея строит авианосец, теперь официально
    Поделиться
    • 2
    • 49
    • 4
    • Статьи по теме
    • Комментарии (1)
    Гимн грядущей Победе на Warspot.ru
    Гимн грядущей Победе
    По следам «двух миллионов изнасилованных немок» на Warspot.ru
    По следам «двух миллионов изнасилованных немок»
    Правда и ложь в военной пропаганде на Warspot.ru
    Правда и ложь в военной пропаганде
    Неизвестный Сталинград: анатомия легенды о «Доме Павлова» на Warspot.ru
    Неизвестный Сталинград: анатомия легенды о «Доме Павлова»
    • Статьи по теме
    • Комментарии (1)
    Неизвестный
    wargamming.net © 2014 — 2021 Warspot English
    • О нас
    • Связаться с нами
    • Как стать автором
    • Все авторы
    • Все теги
    • Карта сайта
    • Правила
    • Соглашение
    • Политика конфиденциальности
    Warspot Вконтакте
    Присоединяйтесь к нам на Facebook
    Мы в Одноклассниках
    Канал в Telegram
    Лучшие материалы в Яндекс Дзен
     
    ПРИВЕТ!

    ВОЙДИТЕ, ИСПОЛЬЗУЯ ВАШ АККАУНТ

    Ваш комментарий будет сохранен после регистрации

    Я подтверждаю, что условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности мне понятны, и принимаю их.

    • wargaming
    • facebook
    • vkontakte
    • google