Мир после Второй мировой войны больше не мог быть прежним. Старая колониальная система отношений уже не работала, и бывшие территории некогда великих держав получали независимость. По всей Африке прокатилась волна национальных восстаний и войн, в результате которых в бывших колониях к власти приходили политические деятели, которые в спешном порядке начинали избавляться от наследия «белого человека», чаще всего погружая страны в хаос и разруху. Гана, Нигерия, Конго, Танзания, Уганда – этот список можно продолжать долго.
Однако на юге Африки были страны, которые не стали покорно ждать такой участи. Одной из них была Родезия (ныне Зимбабве) – доминион Великобритании, премьер-министр которой Ян Дуглас Смит 11 ноября 1965 года объявил об одностороннем провозглашении независимости. Это решение вызвало бурю негодования в ООН, наложение санкций и фактический разрыв отношений мирового сообщества с Родезией (что, впрочем, не мешало этому самому сообществу до конца войны вести торговлю с режимом Смита благодаря залежам полезных ископаемых). Пришедший к власти режим не поддержал идею «правления чёрного большинства», и к националистическим группировкам потекли потоки оружия…
Война в Родезии, официально называемая «войной за независимость народа Зимбабве» («вторая чимуренга»), характеризовалась стандартными для постколониального периода действиями. СССР и Китай снабжали политические группировки ZANU (Zimbabwe African National Union) и ZAPU (Zimbabwe African People's Union), а особенно их боевые крылья ZANLA (Zimbabwe African National Liberation Army) и ZIPRA (Zimbabwe People's Revolutionary Army) различным оружием, которое «борцы за свободу» применяли в основном в отношении мирного населения, запугивая его, заставляя вступать в свои ряды или помогать другим способом. Армия Родезии противостояла таким нападениям, используя все доступные средства (в том числе и проводила операции за пределами страны, не обращая внимания на реакцию мирового сообщества), но мирные жители всё равно страдали.
Основной проблемой в Родезии была невозможность защитить на все 100% весьма протяжённую сеть дорог. Минная война и постоянные обстрелы гражданского транспорта вынудили родезийцев установить блокпосты и формировать конвои под охраной военных. Это в целом снизило потери от обстрелов, но проблема мин оставалась нерешённой.
Противотанковые мины рассчитаны на уничтожение тяжёлой бронетехники противника. Взрыв почти шести килограммов тротила под днищем (в Родезии использовались в основном мины ТМ-46 советского производства) легкового или грузового автомобиля фактически уничтожает его и пассажиров. Даже если случится чудо и человек выживет при взрыве, существует большая вероятность того, что перевернутая машина взорвётся или жертва умрёт от ран, пока будут переворачивать машину на колёса. Для установки мины требуется только инструктор, который научит с ней обращаться, и лопата – и того, и другого, естественно, было в достатке. К 1978 году каждую неделю на тысячу километров гравийных дорог приходилось 11 вновь установленных и 6 обезвреженных мин.
Начало активной фазы минной войны приходится на 1974 год, когда в Мозамбике к власти пришли Фронт освобождения Мозамбика (FRELIMO) и его лидер Самора Машел. На территории Мозамбика появляются новые лагеря террористов ZANLA, а 700-километровая граница с Родезией становится очень прозрачной.
В том же году в одном из первых минных подрывов инженер Эрнест Коншел потерял близкого родственника. Это заставило его серьёзно заняться исследованием теории взрывного дела, и в итоге разработать автомобиль для перевозки гражданского населения, защищённый от мин и получивший название «Леопард». Так было положено начало современным MPAV (Mine Protected Armoured Vehicle – машина, защищённая от мин) и MRAP (Mine Resistant Ambush Protected – машина, защищённая от мин и обстрелов).
Основой для «Леопарда» послужил старый добрый фургон-микроавтобус Volkswagen Kombi Transporter, кузов и двигатель которого полностью демонтировались, ходовая часть приподнималась, а к днищу крепился V-образный экран для защиты от мин.
Водитель и пассажиры размещались в частично бронированной капсуле, которая находилась на высоте 500 мм над землей. Стоит отметить, что в дальнейшем родезийцы «приподнимали» MRAP на высоту не менее 650–700 мм, т.к. на этой высоте взрывная волна, отражённая от V-образного экрана, наносила куда меньшие повреждения. Колёса были смонтированы достаточно далеко от бронекапсулы, что позволило ещё более отодвинуть точку подрыва и обезопасить пассажиров.
Комментарии к данной статье отключены.