После создания сравнительно недорогой и простой противотанковой самоходки Gun Motor Carriage M3 на базе полугусеничного бронетранспортёра американские конструкторы сделали следующий логический шаг. Они заменили установленную на САУ 75-мм полевую пушку М1897А4 специализированным противотанковым орудием М1 калибра 57 мм. Так появился истребитель танков Т48.
Летом 1941 года в США была создана самоходка Т12, после принятия на вооружение получившая наименование Gun Motor Carriage M3. Машина представляла собой довольно удачную комбинацию двух существовавших образцов вооружения: полугусеничного бронетранспортёра М3 и 75-мм полевой пушки М1897А4. Задуманная в качестве истребителя танков, САУ хотя и была импровизацией, но всё же показала возможный путь реализации концепции лёгкого мобильного противотанкового средства. Дело было за малым — адаптировать шасси для более подходящего противотанкового орудия. Выбор сделали быстро.
«Шестифунтовка» на «халф-траке»
В феврале 1941 года Департамент вооружений армии США дал согласие на начало производства по британской лицензии орудия QF 6-pounder калибра 57 мм, предназначавшегося для поставок по ленд-лизу. Его и решили установить на бронетранспортёр. Соответствующее решение одобрили 15 апреля 1942 года. Проектируемая САУ получила индекс Т48.
Ввиду простоты конструкции изготовление прототипа Т48 в мастерских Абердинского полигона не потребовало много времени — уже к концу мая машина была готова. Интересно, что на ней установили не американский вариант орудия (М1 со стволом длиной 50 калибров), а ранний британский Mk III. Он имел короткий ствол (43 калибра), но с большей толщиной стенок, из-за чего весил даже больше, чем М1. Ствол с противооткатным устройством М12 установили в передней части боевого отделения (за рабочим местом водителя) на цилиндрической тумбе, вскоре заменённой на коническую. В ней использовали верхний станок пушки М1. Вся орудийная установка получила обозначение 57 mm Gun Mount Т5. По сравнению с установкой 75 mm Gun Mount M3 с САУ GMC M3 она обеспечивала гораздо больший угол горизонтального наведения — 55º против 40. А вот диапазон углов вертикального наведения был меньше — от −5 до +15º. Вспомогательное пулемётное вооружение не предусматривалось.
Исходя из опыта создания GMC M3, на Т48 сразу же отказались от идеи применения штатного орудийного щита. Первоначально попробовали использовать щит от САУ Т44 — не пошедшей в серию 57-мм самоходки на двухосном полноприводном шасси «Форд». Но после первых испытаний его заменили щитом специальной конструкции, защищавшим экипаж не только спереди, но и частично с боков и сверху. Толщина его составляла 15,9 мм в передней части и 6,35 мм — в верхней и боковых.
Удачная конструкция орудийной установки и щита позволила уменьшить высоту Т48 по сравнению с GMC M3 на 36 см — с 2,49 до 2,13 м. Это существенно облегчало маскировку САУ на поле боя и способствовало увеличению шансов уцелеть в противостоянии с вражескими танками.
Компоновка боевого отделения несколько изменилась по сравнению с GMC M3. Если в 75-мм САУ часть боекомплекта размещалась в укладке в основании орудия, а часть — под полом боевого отделения, то на Т48 снарядную укладку разместили в корме боевого отделения, между топливными баками. Исходя из опыта применения GMC M3, на Т48 применили легкосъёмные фары — при стрельбе на малых углах возвышения они часто повреждались ударной волной. Экипаж самоходки состоял из пяти человек — командира, наводчика, заряжающего, а также водителя и его помощника.
Для британского союзника
САУ Т48 изначально не планировалась к принятию на вооружение армии США — она предназначалась исключительно для поставок союзникам по ленд-лизу. Производство самоходок наладили на фирме «Даймонд Т Мотор Компани» в декабре 1942 года. До конца года она сдала 50 САУ, а к маю 1943-го изготовила ещё 912. Таким образом, общий объём выпуска Т48 составил 962 экземпляра. Серийные машины вооружались пушками М1 со стволом длиной 50 калибров.
Великобритания в рамках программы ленд-лиза заказала 680 САУ Т48. Британцы планировали использовать их в боях в Северной Африке, но первая партия самоходок прибыла лишь к лету 1943 года, когда остатки войск Оси в Тунисе уже капитулировали. Для Европейского же театра военных действий британцы сочли Т48 неподходящей. Они приняли лишь 30 САУ, дооборудовав их под свои стандарты (в частности, установив радиостанцию №19). В бою британские Т48 так и не поучаствовали — вскоре их переделали в бронетранспортёры. Такая же участь постигла и 282 нераспределённые самоходки, остававшиеся в распоряжении армии США. Всех их (за исключением одной машины) в 1944 году переделали в БТР — эту операцию осуществило Честерское танковое депо.
В рядах Красной армии
650 самоходок, от которых отказались британцы, быстро нашли нового хозяина — их по ленд-лизу передали Советскому Союзу. К началу 1944 года поступила 241 самоходка, в первом полугодии 1944 года — ещё 223, а остальные прибыли во втором полугодии. В СССР Т48 получила обозначение СУ-57.
В первую очередь самоходками СУ-57 вооружались лёгкие самоходные артиллерийские бригады. В феврале 1944 года сформировали семь таких соединений, три из которых (16-я, 19-я и 22-я) получили СУ-57, а остальные — СУ-76 (именно они считались штатным вооружением для бригад, а СУ-57 рассматривались как возможная альтернатива). Формировались эти бригады на базе танковых, унаследовав структуру подразделений обеспечения (зенитно-пулемётной роты, роты управления, роты технического обеспечения и медико-санитарного взвода). Мотострелковый батальон реорганизовали в моторизованный батальон автоматчиков, лишённый средств огневой поддержки. Основными же подразделениями являлись три самоходно-артиллерийских дивизиона (в каждом четыре пятиорудийных батареи и один танк командира дивизиона во взводе управления). В общей сложности бригада насчитывала 1144 человек личного состава, 60 САУ, 5 танков (в том числе 2 во взводе связи роты управления), 3 БТР (в разведывательном взводе роты управления) и 151 автомобиль.
Все три бригады СУ-57 формировались в Московском военном округе и в июле 1944 года вошли в состав танковых армий 1-го Украинского фронта: 16-я — 3-й гвардейской, 19-я — 1-й гвардейской и 22-я — 4-й. Бригады участвовали в Львовско-Сандомирской наступательной операции (16-й за эти бои присвоили почётное наименование Перемышльской, а 22-я стала Краснознамённой). 19-ю бригаду вместе с 1-й гвардейской танковой армией уже в сентябре вывели в резерв, а в ноябре передали 1-му Белорусскому фронту. Она принимала участие в освобождении Поморья. 17 марта 1945 года бригада стала гвардейской, сменив свой номер на 70-й. Две другие бригады в составе своих армий участвовали в Берлинской и Пражской наступательных операциях. Командующий 1-й гвардейской танковой армией генерал-полковник М.Е. Катуков в своём докладе Главному автобронетанковому управлению от 15 октября 1944 года так оценивал ленд-лизовские самоходки: «Самоходная бригада 57-мм пушек использовалась на танкоопасных направлениях как заслоны. Эти самоходки очень громоздки, а пушка малоэффективна».
Помимо лёгких самоходно-артиллерийских бригад, САУ СУ-57 поступали на вооружение отдельных мотоциклетных полков и батальонов. В этих частях СУ-57 рассматривалась как возможная замена буксируемых противотанковых пушек. Согласно штатам, мотоциклетный полк располагал истребительно-противотанковым дивизионом из двенадцати 45-мм или 57-мм пушек, а отдельный батальон — четырёхорудийной батареей. Самоходки поступали взамен этих систем, причём дивизион мог иметь смешанный состав. Например, в составе 4-го мотоциклетного полка перед началом Ясско-Кишинёвской операции имелось 10 самоходных орудий СУ-57 и 4 76-мм пушки ЗИС-3. В то же время, в июле 1944 года, в ходе Люблин-Брестской наступательной операции, каждый из трёх танковых корпусов 2-й танковой армии 1-го Белорусского фронта имел в своём мотоциклетном батальоне комплект — четыре САУ СУ-57. Уже упоминавшаяся 1-я гвардейская танковая армия в период Висло-Одерской операции имела в своём составе 6-й гвардейский мотоциклетный полк (12 СУ-57) и 16-й гвардейский мотоциклетный батальон (6 таких самоходок).
Когда в декабре 1944 года началось формирование трёх средних самоходно-артиллерийских бригад РВГК, вооружённых СУ-100, в штате их разведывательных рот было предусмотрено наличие трёх самоходок СУ-76. Но две из трёх бригад (207-я и 209-я) вместо них получили СУ-57. Наконец, в начале 1945 года был введён новый штат отдельной гвардейской тяжёлой танковой бригады, в разведроте которой предусматривалось наличие трёх СУ-57. Пожалуй, это единственный случай, когда СУ-57 числилась штатным вооружением, а не заменой СУ-76 или буксируемым пушкам.
К 1 июня 1945 года Красная армия списала 212 САУ СУ-57. Не все из них были потеряны — полтора десятка передали Войску Польскому. Из 438 остававшихся самоходок 271 находилась во фронтовых частях, 90 — в военных округах и 77 — в ремонте.
Единственным советским союзником, получившим СУ-57, стала Польша. 10 марта 1944 года Войску Польскому передали 15 таких самоходок. Первоначально 13 из них включили в состав 4-й роты 1-го разведывательного батальона, но уже 7 апреля на основе этой роты под Луцком сформировали 7-й отдельный самоходно-артиллерийский дивизион (Dywizjon Artylerii Pancernej). Часть состояла из взвода управления, трёх четырёхорудийных батарей, отделений боепитания, ремонтного, хозяйственного, а также медпункта. Помимо тринадцати САУ СУ-57, дивизион имел один бронеавтомобиль БА-64, 19 автомобилей и 4 мотоцикла. В августе-октябре 1944 года дивизион нёс охрану штаба 1-й армии Войска Польского, затем участвовал в боевых действиях, находясь в подчинении 1-й пехотной дивизии. В январе 1945 года дивизион взаимодействовал с 1-й отдельной кавалерийской бригадой, а с февраля — с 1-м разведывательным батальоном. Самоходчики участвовали в боях на территории Германии, а в мае 1945 года дивизион, в котором оставалось лишь пять СУ-57, вернулся в Польшу. 13 ноября часть расформировали, а самоходки передали в распоряжение Корпуса внутренней безопасности. С них сняли орудия и использовали в качестве БТР в боях с частями Украинской повстанческой армии.
Боевая масса, т |
9,45 |
---|---|
Экипаж, чел. |
5 |
Вооружение (боекомплект) |
57-мм пушка М1 (99) |
Длина, мм |
6400 |
Ширина, мм |
2160 |
Высота (по верхней кромке щита), мм |
2130 |
Клиренс, мм |
280 |
Толщина брони, мм |
6,4-15,9 |
Угол горизонтальной наводки, град. |
55 |
Угол вертикальной наводки, град. |
от −5 до +15 |
Мощность двигателя, л. с. |
147 |
Скорость по шоссе, км/ч |
75 |
Запас хода по шоссе, км |
240 |
Литература:
- Doyle D. M3 Gun Motor Carriage. Detail in Action. Carrolton: Squadron/Signal Publ., 2013
- Hunnicutt R.P. Half-track. A History of American Semi-Tracked Vehicles. Novato: Presidio, 2001
- Jackson R. M2/M3. American Half-Tracks of the Second World War. Barnsley: Pen&Sword, 2019
- Zaloga S. M3 Infantry Half-Track. Oxford: Osprey, 1994
- 477768.livejournal.com
Комментарии к данной статье отключены.