Очень удачные американские полугусеничные бронетранспортёры М2 и М3 в годы Второй мировой войны послужили базой для множества специальных вариантов, в том числе самоходных миномётов М4 и М21. Не получив широкого распространения, они, тем не менее, играли заметную роль в поддержке мотопехотных и танковых частей.
С формированием в ведущих странах мира танковых и механизированных частей и соединений остро встал вопрос обеспечения равной с ними подвижности для средств огневой поддержки — артиллерийских орудий и миномётов. Для пушек и гаубиц этот вопрос решался созданием самоходных артиллерийских установок на танковых шасси, а для размещения более лёгких миномётов вполне годились бронетранспортёры. Ведущую роль в создании таких самоходных миномётов в годы Второй мировой войны играли США.
«Четвёрка»
Базой для первого американского серийного самоходного миномёта послужил полугусеничный БТР М2. Собственно, это был не транспортёр пехоты, а бронированный артиллерийский тягач. Самоходку приняли на вооружение под обозначением Mortar Motor Carriage («самоходный лафет для миномёта») М4. Производство на заводе «Уайт Моторс Компани» в Кливленде (штат Огайо) началось в августе 1941 года (через три месяца после начала выпуска базового варианта М2) и завершилось в октябре 1942 года. Всего изготовили 572 единиц.
По сути, М4 был не полноценным самоходным миномётом, а транспортёром миномёта. Ведение огня с машины допускалось, но основным способом считалась стрельба с грунта. 81-мм миномёт М1 устанавливался в кузове (вместе со штатными опорной плитой и двуногой) стволом назад. Поскольку перестановка двуноги не предусматривалась, угол горизонтальной наводки при стрельбе с машины составлял всего по 3,66º вправо и влево. Диапазон углов возвышения составлял от +40 до +80º. В задней стенке кузова имелась дверь, служившая для погрузки-выгрузки миномёта.
Возимый боекомплект М4 в исходном варианте состоял из 112 мин, размещённых в шести укладках: две (на 28 мин каждая) — в бортовых ящиках для боеприпасов (с доступом снаружи машины), две (по 20 мин) — в передней части десантного отделения и две (по 8 мин) — в его задней части. После испытаний от двух малых укладок отказались, чтобы сделать более удобной погрузку и выгрузку миномёта. Таким образом, на серийных машинах боекомплект состоял из 96 мин. Вспомогательным вооружением М4 являлся 7,62-мм пулемёт с боекомплектом 2000 патронов. Он монтировался на подвижной установке, перемещавшейся по шине, которая охватывала периметр десантного отделения. Боевая масса М4 составляла 7890 кг, а параметры подвижности полностью соответствовали базовой машине.
Экипаж М4 состоял из шести человек. Водитель и командир размещались в передней части, два номера расчёта — на сиденьях между бортовыми ящиками для боекомплекта (спиной друг к другу) и ещё два — у миномёта (спинами к бортам).
Опыт первых учений с применением М4 показал, что миномётчикам приходится гораздо чаще, чем предполагалось, вести огонь с машин. Однако их возможности сковывались ограниченным углом горизонтальной наводки. При стрельбе с грунта это компенсировалось простой перестановкой двуноги, но в кузове М4 такой способ был неприменим. Для устранения этого недостатка осенью 1942 года была предложена простая модификация — миномёт несколько приподняли на фундаменте, а в кормовой части десантного отсека (на основаниях бортовых скамеек) установили специальную плиту с несколькими отверстиями для «ног» двуноги. Благодаря этому угол горизонтального наведения увеличился до 33,75º (по 16,875º вправо и влево). Кроме того, применили новый прицел М6, облегчавший прицеливание при ведении огня с машины. М4А1 весил 8180 кг.
В январе 1943 года доработанный самоходный миномёт приняли на вооружение под обозначением М4А1. Серийное производство на заводе в Кливленде продолжалось с мая по октябрь 1943 года, а его объём составил 600 единиц. Кроме того, выпускались конверсионные комплекты для переделки самоходных миномётов М4 в М4А1 в полевых условиях.
С учётом боевого опыта
Первые боевые столкновения показали, что установка миномёта стволом назад является решением, далёким от оптимального. Часто миномёты М4 (М4А1) должны были с марша переходить к оказанию огневой поддержки головным заставам механизированных колонн, вступавшим в контакт с неприятелем. Для этого следовало развернуть самоходные миномёты, что на узких дорогах далеко не всегда было возможным. Лучшим решением представлялась установка миномёта стволом по направлению движения.
Преимущества размещения миномёта стволом вперёд были очевидны и до боевого дебюта американских танковых дивизий. Уже в октябре 1942 года, опираясь на результаты учений на территории США, Комиссия по вооружениям постановила создать новый самоходный миномёт, обеспечивающий ведение огня с машины вперёд. В качестве базы выбрали БТР М3 — его десантное отделение имело несколько большие размеры, чем у М2, что обеспечивало более удобные условия для работы расчёта.
Прототип нового самоходного миномёта, получивший обозначение Т19, был изготовлен фирмой «Уайт» в январе 1943 года. В апреле-июле самоходка прошла испытания на Абердинском полигоне. Не дожидаясь их окончания, 7 июня 1943 года армия приняла самоходный миномёт на вооружение, присвоив ему обозначение М21. Производство на фирме «Уайт» началось лишь в январе 1944 года и продолжалось до марта — до момента завершения выпуска БТР М3. За три месяца изготовили всего 110 самоходных миномётов М21.
Миномёт М1 устанавливался на специальном основании в задней части десантного отделения М21. Угол горизонтального наведения (реализуемый посредством перестановки двуноги) составлял 60º — по 30º вправо и влево. Вспомогательное вооружение было представлено 12,7-мм пулемётом. Возимый боекомплект состоял из 97 мин и 400 патронов. Боевая масса М21 составляла 9090 кг.
Во 2-й бронетанковой дивизии, сражавшейся в Северной Африке, Италии, а затем и Нормандии, не стали дожидаться, пока промышленность даст самоходные миномёты, соответствующие требованиям фронта. Здесь силами полевых мастерских переделали М4 так, чтобы они могли стрелять вперёд. Такие переделки служили во 2-й БРТД вплоть до конца войны.
В декабре 1942 года начальник химслужбы армии США выдал заказ на самоходный миномёт для стрельбы химическими боеприпасами. Поскольку дальность огня 81-мм миномёта для этих целей была недостаточной, решили применить 107-мм миномёт. Весной 1943 года такой миномёт установили на модифицированную машину М4. Новая самоходка получила обозначение Т21. Очень быстро оказалось, что при стрельбе с машины увеличенная сила отдачи 107-мм миномёта приводит к повреждениям пола десантного отделения. Летом 1943 года испытания возобновились с применением БТР М3А1, имевшего усиленную раму. В прототипе, обозначавшемся Т21Е1, миномёт устанавливался стволом назад. В передней части машины сохранялась кольцевая турель с 12,7-мм пулемётом, «унаследованная» от бронетранспортёра М3А1. Результаты испытаний признали удовлетворительными, но внедрить 107-мм самоходный миномёт в производство до прекращения выпуска БТР М3А1 не успели.
Служба и боевое применение
Самоходными миномётами М4/М4А1, а также М21 комплектовались миномётные взводы танковых и мотопехотных батальонов. Согласно штату, взвод включал три самоходных миномёта и один БТР М2 для секции управления. Американская бронетанковая дивизия образца 1942 года состояла из двух танковых и одного мотопехотного полков, а каждый из них включал три батальона. Таким образом, в дивизии насчитывалось 27 самоходных миномётов. С переходом большинства бронетанковых дивизий на «облегчённые» штаты (три танковых и три мотопехотных батальона) количество самоходных миномётов в дивизии уменьшилось до 18. Стоит отметить, что упомянутая нами 2-я бронетанковая дивизия, равно как и 3-я, сохраняла старые штаты вплоть до конца войны, а 1-я перешла на новые только в сентябре 1944 года.
В июле 1942 года в наставление армии США «Секция и взвод 81-мм миномётов» включили положения, регламентировавшие применение самоходных миномётов:
«Миномёт, установленный на полугусеничной машине, имеет отличную проходимость по пересечённой местности и в большинстве случаев может, не отставая, следовать за танками и другими машинами. Он может быстро выдвигаться на позицию и вести огонь, как с грунта, так и с машины. Обычно огонь ведётся с машины».
Приоритетными целями для самоходных миномётов, поддерживающих мотопехотный либо танковый батальон, определялись вражеские пулемёты, противотанковые орудия и миномёты. Особо отмечалась способность самоходных миномётов накрывать цели, находящиеся вне зоны поражения других видов оружия.
С точки зрения опыта боевого применения самоходных миномётов представляет интерес отчёт командира 15-го мотопехотного батальона, который в составе 5-й бронетанковой дивизии прошёл путь от пляжа «Юта» в Нормандии до Эльбы. В частности, в нём отмечалось, что при преследовании отступающего противника миномётный взвод включался в состав передового охранения. При попытке немцев организовать сопротивление миномёты немедленно открывали огонь, пробивая путь мотопехоте.
В ходе боевых действий в Северной Африке, Италии и Западной Европе самоходные миномёты на шасси полугусеничных бронетранспортёров показали себя весьма эффективными средствами огневой поддержки мотопехотных и танковых батальонов. Однако послевоенная карьера М4, М4А1 и М21 в армии США была недолгой — их сняли с вооружения одновременно с базовыми БТР. Союзникам самоходные миномёты М4 и М4А1 не поставлялись, а вот почти половина всех изготовленных М21 (54 единицы) была передана войскам Свободной Франции.
Литература:
- Hunnicutt R.P. Half-track. A History of American Semi-Tracked Vehicles. Novato: Presidio, 2001
- Jackson R. M2/M3. American Half-Tracks of the Second World War. Barnsley: Pen&Sword, 2019
- Zaloga S. M3 Infantry Half-Track. Oxford: Osprey, 1994
- olive-drab.com
Комментарии к данной статье отключены.