18 июля российский интернет-портал military-informant.com сообщил о том, что Израиль официально признал существование ранее засекреченного вида военной техники – мобильной ракетной установки на гусеничном шасси. Ранее, при отсутствии официальной информации, эксперты и журналисты выдвигали различные версии об этой боевой машине, в отношении которой Израиль долгие годы соблюдал беспрецедентный режим секретности. Определение «ракетный танк» со временем стало наиболее распространённым в СМИ, при этом для обозначения машины использовались различные названия: «Магах», TAMUZ, ПТРК на базе танков М-48 и «Меркава» и т. д. В отношении официального названия –PEREH – также сохраняются разночтения, так как одни переводят его как «онагр», другие же указывают на возможную связь со словом perah (ивр. – «цветок»).
В настоящее время известно, что машина является самоходным тактическим ракетным комплексом на шасси израильского танка «Магах-5» (создан на основе американского среднего танка Patton III М48А5). Комплекс имеет на вооружении универсальные дальнобойные ракеты Spike-NLOS (известные также как Rafael Tamuz), предназначенные для уничтожения наземных и надводных целей, включая тяжёлую бронетехнику, укрепления и инженерные объекты, а также живую силу противника. Мобильный комплекс PEREH можно с полным основанием отнести к категории ракетных танков, так как иного тяжёлого вооружения эта машина не имеет.
История мирового танкостроения знает несколько примеров создания тяжёлых бронемашин, главным оружием которых были ракетные установки. Так, ракетным танком был немецкий «Ягуар» (Raketenjagdpanzer 4 Jaguar), созданный в ФРГ в середине 80-х годов и состоявший на вооружении Бундесвера до 1993 года (всего было выпущено 163 таких машины). Кроме того, в СССР выпускался ракетный танк ИТ-1 («Истребитель танков» или «Объект −150»), вооружённый противотанковыми ракетами «Дракон». В 60-х годах было выпущено 110 таких машин, состоявших на вооружении Советской Армии с 1968 по 1970 год.
Эксперименты с вооружением танков ракетами или использованием танковых платформ в качестве базы для ракетных установок проводились в разное время в нескольких странах, однако на сегодня ЦАХАЛ является единственной армией в мире, на вооружении которой имеются классические ракетные танки. Что же касается мобильных ракетных комплексов на гусеничном шасси, находящихся на вооружении некоторых армий (например, российская ПРК «Хризантема»), то назвать их танками нельзя, так как в качестве основы для них использованы боевые машины пехоты или транспортёры, обладающие относительно слабой бронезащитой.
Долгое время проект PEREH был одной из самых засекреченных ракетных программ Израиля, несмотря на то, что эти машины уже применялась во время Второй Ливанской войны 2006 года, в ходе антитеррористической операции «Литой свинец» 2008 года, а также в 2013 году во время военного конфликта между Израилем и Сирией.
Каждый мобильный комплекс PEREH несёт 12-контейнерную вращающуюся пусковую установку с управляемыми ракетами Spike-NLOS, каждая из которых весит около 70 кг (ракеты Spike-NLOS были созданы в Израиле совместно с французским концерном Rafael Advanced Defense Systems в начале 90-х годов). Ракеты могут быть оснащены кумулятивными, осколочными или комбинированными боеголовками. Двусторонняя электронно-оптическая система передачи изображения позволяет оператору управлять ракетой в трёх режимах: «Выстрелил и направил в цель», «Выстрелил, оценил и скорректировал», «Выстрелил и забыл». Наличие различных режимов пуска позволяет достичь максимальной точности попадания на больших расстояниях, перенаправлять ракету на более важную цель и минимизировать нежелательные жертвы при нанесении удара. Кроме того, оператор может осуществлять захват цели после пуска ракеты с закрытых позиций, таким образом уменьшая риск «дружественного огня». Режим «Выстрелил и забыл» позволяет оператору после выстрела быстро переключиться на следующую цель.
Корректировка полёта ракеты и целеуказание может производиться с помощью БПЛА или со спутника. Использование электронно-оптической системы делает ракету невосприимчивой к вражеским системам постановки радиоэлектронных помех и инфракрасным ложным целям. Ракеты комплекса PEREH поражают цели на дистанции до 25 км и способны пробивать броню толщиной до 1000 мм. Сообщается, что ракетные комплексы могут устанавливаться не только на танковых шасси, но также на воздушных и морских носителях. Так, в 2011 году Южная Корея закупила у Израиля 67 комплексов Spike-NLOS для установки их на границе с КНДР и островах в Жёлтом море, являющихся спорной территорией.
Конструктивной особенностью ракетного танка PEREH является его внешнее сходство с тяжёлым танком, для чего на башне машины установлены специальные элементы, в частности изготовленная из лёгких металлов имитация танкового дула, выполненная с высокой степенью достоверности. Такая «мимикрия» привела к тому, что теперь противнику будет непросто отличить PEREH от тяжёлого израильского танка «Меркава», известного своей стойкостью к вражеским снарядам.
Создатели PEREH намеренно прибегли к таким ухищрениям и пошли на усложнение конструкции машины, с тем чтобы уменьшить боевые риски, так как на поле боя противник, в первую очередь, охотится за целями со слабым бронированием, какими обычно являются ракетные установки. Толщина лобовой брони корпуса танка PEREH равна примерно 100 мм и усилена слоем динамической защиты, однако толщина кормы и борта не превышает 60 мм. В дополнение к собственной броне, репутация тяжёлого танка «Меркава» служит для нового ракетного танка дополнительной «невидимой бронёй».
Комментарии к данной статье отключены.