Реактивная артиллерия имеет давнюю историю. Еще в Средневековье корейцы наводили ужас на своих врагов при помощи огненной повозки «Хвачхи». Но если в Средневековье град из огненных стрел по большей части наносил психологический урон врагу, то во время Второй мировой большинство стран убедилось в эффективности реактивной артиллерии, создав множество видов данного вооружения
1. Одним из первых образцов реактивного артиллерийского вооружения стала британская «двухдюймовая ракета», выпущенная в 1934 году. На этот шаг англичан подтолкнула нужда в совершенствовании систем противовоздушной обороны и нежелание тратить много средств и времени на строительство нужного количества зенитных установок.
В основе двигателя двухдюймовой ракеты лежало простое устройство, работающее за счет нитроглицеринового бездымного пороха. Для взведения взрывателя использовалась ветровая лопатка на носу ракеты. Самоликивдатор срабатывал через 5 секунд после запуска (по расчетам конструкторов этого времени было достаточно, чтобы ракета набрала высоту в 1370 м). А проволока, которая шлейфом вилась за ракетой, должна была запутываться в винтах вражеских самолетов и приводить к отказу двигателей.
2. В 1937 году свет увидела «трехдюймовая противовоздушная ракета». Ракета представляла из себя простую трубку со стабилизаторами и двигателем на основе кардита. После успешных испытаний была установлена первая батарея Z, имеющая однорельсовую пусковую установку для «трехдюймовых ракет» и крайне простую конструкцию. Однако пуск с таких установок был весьма ненадежным и порой даже опасным. А точность настолько низкой, что для того, чтобы попасть ракетой в один самолет, необходимо было дать залп из всех установок батареи Z. Однако в ходе совершенствования способов запуска ракет выявился непредусмотренный конструкторами результат. При запуске с коротких направляющих рельсового типа ракеты, изначально разработанные для ПВО, оказались весьма эффективным вооружением «воздух-земля». А ближе к концу войны их использовали даже для того, чтобы топить немецкие подводные лодки.
3. Для подавления огня противника в зоне высадки десанта ВМС Британии использовала пятидюймовые ракеты «Mattress». Однако ракеты этого типа имели малую дальность стрельбы и низкую точность. Поэтому их доработали, совместив ракетные двигатели трехдюймовой ракеты с морской тринадцатикилограммовой боеголовкой, придав ей вращение при запуске, что увеличило дальность стрельбы до 7,5 тысяч метров и повысило точность. После этого ракету нарекли «Land Mattress» и создали для нее 32-, 30- и 12-ствольные батареи.
Оружие проявило себя с самой лучшей стороны, но применение его не получило массового распространения из-за большого веса и неудобных габаритов. А более удобная и легкая 16-ствольная модель, которая была пригодна для транспортировки при помощи джипа, поступила в войска лишь после окончания войны.
4. Подразделения Вермахта «Nebelwerfer» («Туманомет») изначально создавались для обеспечения дымовой завесы во время тактических операций и на случай химической войны. Но в 1941 году их стали оснащать испытанными еще перед войной 150-мм ракетами «Wurfgranate 41»двух типов: фугасными и дымовыми. Их отличительной особенностью было размещение заряда в непосредственной близости к хвостовой части. При детонации такой ракеты осколки двигателя усиливали ее поражающий эффект. А из-за звука, издаваемого при полете, ракету прозвали «Стонущая Минни». Пусковая для «Wurfgranate 41» представляла из себя шесть труб, расположенных по окружности. ПУ устанавливались на ходовую часть от 37-мм противотанковой пушки Pak 35/36.
В 1942 году в войска поступила самоходная ПУ «Panzerwerfer 42». Два ряда труб, по пять в каждом, монтировались в один блок и устанавливались на полугусеничный тягач. Такая установка из-за своей мобильности оказалась очень эффективной против наступающей бронетехники противника. Помимо этого у нее было больше шансов уцелеть в случае ответного огня.
5. 280-мм фугасная ракета «Wurfkorper» предназначалась для разрушения полевых оборонительных сооружений, а также для поражения живой силы противника. Благодаря ее конструктивным свойствам выходящие из нее при пуске пороховые газы придавали ей вращающий момент. Это позволяло ракете преодолевать расстояние почти в 2 км. Достигая цели, снаряд, начиненный 50 кг тротила, поражал все живое осколками на расстоянии в 800 м.
6. С древних времен человек пытался приручить огонь и использовать его как оружие. 320-мм «Wurfkorper» М F150 – явное доказательство того, что нацистам это удалось. По конструкции она была аналогична 280-мм «Wurfkorper», однако ее корпус представлял собой тонкостенный резервуар из стали, который заполняли 50 кг нефти. При взрыве такая ракета разбрызгивала жидкий огонь на 25 метров по фронту, на 15 метров в глубину и до 3 м в высоту. Помимо поражения живой силы, техники и сильных пожаров «Wurfkorper» М F150 производило сильное деморализующее впечатление на солдат противника.
7. Большинство ракет в войска Вермахта поступали в специальных ящиках для ручной переноски. Особенностью этих ящиков является то, что при необходимости они могли стать импровизированной ПУ. Для этих целей ящики снабжались передними опорными лапами. Такими приспособлениями активно пользовались немецкие саперы при подрыве вражеских блиндажей и укрепленных позиций.
8. Для борьбы с мощными японскими бункерами на островах Тихого океана и в Юго-Восточной Азии, куда не могла добраться тяжелая артиллерия, британцы разработали программу под кодовым названием LILO. Это была ракета, пуск которой осуществлялся на малой дистанции с простейшей пусковой установки. К ракетному двигателю №7 Mk1 крепилась фугасная боеголовка с 18 или 35 кг тротила. Благодаря простоте конструкции к месту пуска ее могли доставить два человека. Один нес ПУ, а второй в рюкзаке переносил саму ракету. По прибытии ракету устанавливали в трубу, регулировали при помощи задних лап угол возвышения и прицеливались. LILO после запуска могла погружаться в трехметровый слой земли, пробивая при этом бревенчатые настилы. Но главной проблемой LILO была низкая точность. Так, для того чтобы поразить один бункер на расстоянии в 50 метров, нужно было выпустить примерно 5 ракет. Но это было проще, чем доставлять по непроходимым джунглям и горам тяжелую технику.
9. Одна из первых советских ракет появилась как побочный продукт программы по разработке авиационного ракетного оружия. М-8 не подошла для авиации, а вот для артиллерии она стала отличным подарком. Небольшая по размерам: всего 660 мм в длину, М-8 могла преподнести осколочно-реактивный сюрприз противнику на расстоянии без малого 6 км. ПУ служил штабель рельсов, установленный на трехосный грузовик. Максимальная вместительность такой установки составляла 36 ракет. Позже в качестве ходовой части для ПУ стали использовать танки Т-60.
10. Мало кто в нашей стране не знает установку «Катюша». ПУ 132-мм М-13 была самой используемой в годы Великой Отечественной. Свое боевое крещение она прошла под Смоленском в 1941 году. За 10 секунд стрельбы батарея М-13 накрывала огромную площадь огненным дождем. До этого за всю истории войн никто никогда такого не видел. М-13 с фугасно-осколочной боеголовкой преодолевала расстояние в 8,5 км. Несмотря на то что точность у ракет была низкой, этот недостаток нивелировался при массированном огне.
11. 300-мм ракета М-30 появилась как ответ на запрос ракетных войск РККА о боеприпасе с большим количеством взрывчатки. У нее был такой же двигатель, как и у М-13, а боеголовка была оснащена 29 кг тротила. Дальность стрельбы ограничивалась 3 км. М-30 запускалась прямо из своих ящиков, которые устанавливали на раму. Эта идея была позаимствована у немцев. Несмотря на то что такой способ пуска требовал немало физических усилий, ракеты пришлись по нраву и получили широкое применение. Также довольно часто их использовали для устройства засад на германские танки и в городских условиях.
12. С конца 1942 года в войсках РККА стали появляться ракеты М-31. По своей сути это была та же самая М-30, но с увеличенной дальностью стрельбы (до 4,5 км). Благодаря этому ПУ М-31 могли устанавливаться на мобильные носители, в качестве которых было решено использовать «Studebaker», полученные по программе ленд-лиза.
13. ВС США на момент вступления во Вторую мировую, как ни странно, абсолютно не имели ракетного вооружения и даже не вели его разработок. Первой ракетой, которая после декабря 1941 года поступила в американские войска, стала М8. Она имела хвостовой стабилизатор и контактный носовой взрыватель, который приводил к детонации всего примерно 2 кг взрывчатки. Несмотря на то что М8 была не очень точным оружием, хотя если быть честным, то совсем не точным, ракеты не применялись для стрельбы по точечным целям. Эти ракеты, которые даже на малых дистанциях вели себя непредсказуемо, пускали из многоствольных ПУ для накрытия больших площадей перед высадкой морского десанта. Типичной пусковой установкой для М8 была Т27 которая вмещала в себя 24 ракеты (3 яруса по 8 шт) и устанавливалась на грузовики фирмы «Studebaker» или «General Motors». Но самой действенной была установка «Calliope», имевшая 60 стволов и устанавливавшаяся на танк «Sherman». Несмотря на то что многие специалисты из-за крайней неточности ракет М8 даже не относят его к артиллерийскому ракетному вооружению, к 1945 году их было выпущено порядка 2,5 миллиардов штук.
14. 4,5-дюймовая ракета М16 могла донести 2,5 кг тротила на расстояние до 4805 м. При создании пусковой установки для нее (Т66) американцы руководствовались тем же принципом, что и для ракеты М8 – не точностью, так количеством. Потратив чуть больше минуты на зарядку всех 24 стволов, они совершали два залпа длительностью в 2 секунды. В бою эта Т66 использовалась лишь однажды, так как поступила в войска уже в самом конце войны.
15. Японцы всегда испытывали проблемы с качеством своего вооружения, поэтому они считали очень важным создать артиллерийскую ракету, которая компенсировала бы плохое развитие их военной промышленности. Но все эти работы были плохо скоординированы и велись от случая к случаю, поэтому единственным более или менее удачным проектом стала 200-мм армейская ракета. Ее дальность полета составляла 2138 м, а масса взрывчатки – 16,2 кг. Стабилизация вращения ракеты осуществлялась за счет шести каналов, расположенных у основания. Также благодаря им ракете придавался вращательный момент. В качестве ПУ использовалась установка «Тип 4», которая напоминала мортиру большого размера. Военные рассчитывали на высокую точность стрельбы такими ракетами, но проверить это не удалось, так как то малое количество 200-мм армейских ракет, что поступили в войска, использовались для береговой обороны.
Комментарии к данной статье отключены.