В переводе с французского Montagnards — это просто «горцы», и Википедия считает, что это название связано, прежде всего, с политической партией времён Великой Французской революции. Однако в документах ЦРУ периода войны во Вьетнаме так называли вовсе не французских парламентариев.
Нежданные друзья
На самом деле монтаньяры (они же тыхонги, дегары и др.) — это название и группы племён, проживающих на Центральном нагорье Вьетнама. Ещё задолго до появления во Вьетнаме даже французских колонизаторов, не говоря уж об американцах, отношения горских племён с жителями равнин обозвать просто антагонизмом было бы большим преуменьшением. На бытовом уровне вьетнамцы с равнин считали горцев дикарями.
В масштабах же страны самым простым решением проблемы как для «демократических» южан из Сайгона, так и, как оказалось позднее, для коммунистов из Ханоя, виделось заселение нагорья представителями «титульной нации» с ассимиляцией горцев. Факт, что те же французы вербовали в племенах бойцов для борьбы с вьетами, также не добавлял миролюбия в этот межнациональный суп.
Однако в начале 60-х у монтаньяров появились новые друзья. ЦРУ очень хотелось опробовать на ком-нибудь свои новые методики по привлечению симпатий местного населения. Посетив ряд поселений монтаньяров, они быстро выяснили: хотя те и сильно злы на руководство Южного Вьетнама за проводимую политику переселения вьетов с «отжатием» для переселенцев земель у горцев и ассимиляцию, особой дружбы с Вьетконгом у них также не наблюдается. Важно было перехватить инициативу и не позволить коммунистам перетянуть горцев на свою сторону — иначе можно было считать центральное нагорье потерянным, а там и до падения Сайгона оставалось недолго. Так что — «работаем парни, работаем!» В понятных для американцев терминах это выглядело примерно так:
«Во время нашей гражданской войны Север захотел вооружить и обучить отряды индейцев, чтобы они затем немного пошумели в тылу Юга».
Начатый в 1961 году эксперимент предусматривал создание в небольшой горской деревне Буон-Энао, в провинции Дарлак, собственного «отряда самообороны». В течение нескольких недель построили забор вокруг деревни, а также помещения будущего учебного центра и медпункта. Созданный же отряд самообороны был поначалу вооружён бамбуковыми копьями и арбалетами — до этого правительство Южного Вьетнама запрещало горцам иметь даже такое оружие.
Руководили и контролировали программу бойцы 1st Special Forces Group — «зелёные береты», история которых во Вьетнаме в дальнейшем оказалась очень тесно связанной с монтаньярами. Следующим этапом стало распространение программы на ещё 40 деревень в окрестностях Буон-Энао. Одновременно с программой «оборона деревень» начала действовать и программа «горная разведка», предусматривающая патрулирование со сбором разведданных.
В 1963 году эти две программы были соединены в одну — «Гражданская группа нерегулярной обороны» (Civilian Irregular Defense Group — CIDG). В её рамках вооружались и обучались как деревенские отряды самообороны, так и мобильные группы. «Пряниками» для горцев служило обещание, что включившаяся в программу CIDG деревня будет получать от американцев медицинскую, сельскохозяйственную и учебную помощь. Большая часть горских деревень всего этого была лишена — правительство Южного Вьетнама не включало их в свои программы, зато американцы только на образовательные нужды (не военные курсы!) в 1964 году выделили 1,8 млн долларов.
Что же касается бойцов ударных сил, работавших в «патрулях», то для нищих горцев даже сравнительно небольшие суммы вознаграждения казались просто громадными. Поскольку джунгли для монтаньяров были родным домом, их подготовка особого времени не требовала. Очень быстро число «договорных» деревень стало исчисляться сотнями, а бойцов «ополчения» — тысячами.
SOG выходят на тропу войны
Окрылённые успехом, американцы начали форсировать программу. Если ЦРУ планомерно наращивало систему обороны деревень, стараясь обеспечить в итоге полный контроль территории, то после перехода управления к армии, конкретно к Командованию по оказанию военной помощи Вьетнаму (MACV — Military Assistance Command, Vietnam), стратегия стала значительно более «наступательной». Военные начали разворачивать лагеря CIDG вдоль границ Камбоджи и Лаоса, стремясь прервать «тропу Хошимина» и проникновение северян на территорию Южного Вьетнама. Из лагеря отправлялись патрули команд MACV-SOG (Studies and Observations Group – «группа исследований и наблюдений»). Как правило, группа включала в себя 3–4 американцев и 5–8 местных — из числа наиболее подготовленных и боеспособных «арвинов» или монтаньяров.
Например, достаточно типичным выходом команды SOG стал рейд группы сержанта Элдона Барджуэлла в марте 1969 года. В ходе высадки один из «зелёных беретов» сломал руку, и сержант остался с ещё двумя американцами и пятью монтаньярами. Оставив двух «беретов» охранять найденный бункер Вьетконга, Барджуэлл с тремя горцам двинулся вверх по горе и вскоре заметил группу северян, играющих в карты. Подобраться к ним не получилось, а при попытке преследования их в соседнем бункере сержант получил пулю в грудь — от смерти его спас лишь трофейный жилет с магазинами для АК. К счастью для Барджуэлла, сопровождавший его монтаньяр Контуя выстрелом из гранатомёта М-79 сумел убедить вьетконговцев, что в бункере стало слишком жарко и тесно. В итоге пленного спецназовцам захватить не удалось, но трофеями из обнаруженного подземного комплекса загрузили 15 вертолётов.
Северный Вьетнам отреагировал на новую угрозу быстро и жёстко. Основные битвы развернулись за лагеря CIDG, например, в статье про основателя «Дельты» Чарльза Беквита описывается осада лагеря «Плей Ми». Но там история всё же закончилась относительно хорошо для американцев. А вот лагерь в долине Шау, гарнизон которого составляли 17 «зелёных беретов» и чуть более 400 ополченцев из CIDG, в 1966 году отстоять не удалось. Попытка поддержки и снабжения с воздуха стоила ВВС США сбитого «ганшипа» AC-47D «Спуки» и палубного штурмовика A-1 «Скайрейдер». Ещё два вертолёта H-34 были потеряны при эвакуации, проходившей, мягко говоря, не без эксцессов — когда стало ясно, что прилетевших вертолётов на всех не хватит и часть гарнизона просто бросят, между «отъезжающими» и «провожающими» вспыхнула перестрелка. Но если укреплённый лагерь мог продержаться хотя бы несколько дней, то с деревнями всё было хуже.
В теории осаждённая деревня должна была выдержать лишь недолгую атаку — пока правительственные войска не поспешат на помощь. Практически же американцы очень быстро выяснили, что сайгонские власти совершенно не горят желанием защищать горцев от Вьетконга.
Даже появление у MACV собственных «сил быстрого реагирования» — так называемых Mike Force, быстро достигших численности 8000 человек, — не смогло выправить положение. Кроме того, выгребание лучших бойцов ослабило те самые отряды самообороны. Северяне же действовали всё более крупными силами, уже не особо маскируясь под партизан и вполне конкретно давая понять, что «кто не с нами, тот против нас». Характерным примером стала судьба деревни Дак-Сон, где отряд северян уничтожил местное ополчение, а затем сжёг деревню из огнемётов.
Чума на оба ваших дома
Очень многие авторы, особенно американские, долго и красочно описывают совместные действия монтаньяров и специальных сил США… и на этом ставят жирную точку.
Но в реальности для горцев, даже если пытаться говорить о них как о единой общности, американцы были только временными попутчиками, да и то далеко не всегда. Большинство племён нагорья вполне искреннее ненавидели северян, южан, Вьетконг, американцев и французов. Различные националистические течения у горцев в начале 60-х привели к появлению «Объединённого фронта освобождения угнетённых народов» (FULRO — Front Unifié de Lutte des Races Opprimées), официальные лозунги которого сводились к требованию независимости или хотя бы значительной автономности для монтаньяров, а неофициальные сводились к простому «давайте убьём всех красных и южных, и тогда настанет счастливая жизнь».
Как и всякие настоящие патриоты, националистические повстанцы были вполне рады помочь своим врагам убивать друг друга. Весьма ярко это проявилось в ходе так называемого «восстания 1964 года». Сразу в нескольких лагерях спецназа проходившие подготовку горцы взбунтовались, разоружили американских инструкторов и, захватив радиостанцию на окраине Буон-Ма-Тхуот, принялись транслировать призывы к борьбе за независимость. Впоследствии большая часть участников восстания перебралась в соседнюю Камбоджу.
Американцы не были точно уверены, кто подложил им такую свинью, но на всякий случай обвинили Вьетконг, с которым воевали, и… французов — впрочем, без особых доказательств. На деле же более вероятным был как раз след из соседней Камбоджи, где и поддерживаемые Китаем прокоммунистические, и проамериканские лидеры ровно так же, как и сами горцы, просто не любили Вьетнам — хоть северный, хоть южный.
Партизаны FULRO воевали против Южного Вьетнама, пока «арвины» оставались в центральном нагорье, а затем переключились на борьбу против северян. Правда, особыми успехами они похвастаться не могли. В отсутствие широкомасштабной поддержки, когда уже нельзя было вызвать на головы противника авиаудар, шансов у бойцов FULRO было не очень много. Навыки войны в джунглях у армии Северного Вьетнама были ничуть не хуже, а по численности и тяжёлому вооружению они превосходили горцев на голову. Впрочем, горцы проявили себя упрямыми людьми, продолжая вести свою войну до 1992 года — тогда остатки партизан сдались в Камбодже миротворцам ООН.
На этом известная история горных вьетнамских партизан закончилась — пока закончилась. Судя по поступающим из Вьетнама сведениям, отношения горцев и вьетов по-прежнему далеки от безоблачности. Вопрос лишь в том, кто и когда в очередной раз захочет помочь монтаньярам оружием «в борьбе за правое дело», а идеи у них найдутся свои — проверенные временем.
Комментарии к данной статье отключены.