Самолеты «Грумман» F8F «Бэаркэт» так и не успели принять участие во Второй мировой войне. Однако мирное время продолжалось очень недолго. Уже через несколько лет после окончания войны с Японией они были отправлены в Индокитай, где в составе ВВС Франции вступили в бой с вьетнамскими военными. Этим событиям посвящена вторая часть статьи.
Как уже упоминалось в предыдущей части статьи, самолетам F8F «Бэаркэт» производства авиастроительной фирмы «Грумман» так и не пришлось поучаствовать во Второй мировой войне. Самолет мог бы так и остаться истребителем мирного времени, но, к сожалению, оно продлилось недолго.
«Панды» производились серийно до середины 1949 года. Реактивные истребители вытесняли их с палуб авианосцев, все больше и больше F8F уходило с «первой линии» в резервные и учебные эскадрильи. Но, тем не менее, им все-таки пришлось принять участие в различных вооруженных противостояниях 1950-х годов.
25 июня 1950 года началась Корейская война, продлившаяся три года. Американские войска принимали в ней самой активное участие. До сих пор в кругу военных историков ведутся споры, участвовали ли в этом конфликте самолеты F8F. По одним данным несколько «Панд» специальной ночной модификации участвовали в боях в Корее в 1950 году. Однако никаких документальных подтверждений этого факта до сих пор так и не представлено. Поэтому официально принято считать, что последние серийные поршневые палубные истребители не появлялись в небе Кореи. Участие же этих самолетов в конфликте в Индокитае не ставится ни под какое сомнение.
Еще в конце 1940-х годов на полуострове Индокитай разгорелся вооруженный конфликт: вьетнамцы боролись с французским колониальным владычеством. В 1950 году на место боевых действий прибыли военные советники из Пентагона. Вскоре американским руководством было принято решение: поддержать французов не только на словах, но и на деле. Начались поставки военной техники. В том числе французские ВВС получили выведенные в резерв ВМС США истребители «Бэаркэт». Они были немного модернизированы и получили кодовые обозначения F8F-1D и F8F-1DB (в американском флоте F8F-1 и F8F-1B соответственно).
Самолеты вступили в бой практически сразу же: ситуация на фронте была тяжелой для французских войск. Было создано несколько эскадрилий, воевавших на «Бэаркэтах», в дополнение к ним организована специальная авиационная часть, занимавшаяся фоторазведкой. Только в 1951 году F8F, стоявшие на вооружении французской армии, совершили более тысячи вылетов.
В этой войне «Панды» выполняли несвойственную им роль. Вместо завоевания господства в воздухе и обеспечения надежной обороны авианосной группировки им предстояло наносить ракетно-бомбовые удары по позициям вьетнамских войск. На первых порах «Бэаркэтам» удавалось выполнять роль штурмовиков вполне успешно. Самолеты могли нести как 454-кг фугасные бомбы, так и 127-мм ракеты HVAR. «Панда», под завязку загруженная дополнительной боевой нагрузкой, имела очень малый боевой радиус действия. Но здесь французских летчиков выручил тот факт, что первоначально самолет «Груммана» предполагалось использовать с легких авианосцев, для взлета с которых разбег должен быть очень коротким. Для F8F создавались специальные полевые аэродромы, которые располагались вплотную к линии фронта. Благодаря короткому разбегу самолета они были весьма небольшими, что упрощало работы по созданию подобных площадок. Нельзя не упомянуть, что другой важной работой «Панд» была фоторазведка.
Со временем ситуация ухудшилась. Во вьетнамских частях появились в большом количестве мелкокалиберная зенитная артиллерия и крупнокалиберные пулеметы. «Бэаркэты» начали нести тяжелые потери. Вдобавок партизаны часто атаковали прифронтовые аэродромы, лишая французские войска своевременной авиационной поддержки. К концу вооруженного противостояния в целости и сохранности остались всего около 25 «Панд», которые были переданы Южному Вьетнаму. Ни один из истребителей не был сохранен к началу Вьетнамской войны в 1964 году. До 1963 года некоторое количество «Бэаркэтов» стояло на вооружении в Таиланде.
«Панды», первоначально созданные для боя с высокоманевренными японскими истребителями, показали себя и неплохими штурмовиками. F8F поначалу справлялись и с этой задачей, но сильное противодействие вражеской ПВО и малый радиус действия привели к тому, что большая часть этих самолетов была потеряна.
Но история «Бэаркэта» на этом не закончилась. Многие самолеты после вывода из состава авиации ВМС США были распроданы. На одном из таких «палубников», модернизированном F8F-2, летом 1989-го года был установлен мировой рекорд скорости для поршневого самолета – 850 км/ч. Это достижение, установленное последним серийным палубным поршневым истребителем в мире, не побито до сих пор!
Источники, использовавшиеся в написании статьи:
-
Авиационная энциклопедия «Уголок неба», www.airwar.ru;
-
И. Кудишин. Палубные истребители Второй мировой войны. М., издательство «Астрель», 2001.
Комментарии к данной статье отключены.