Во время Корейской войны (1950–1953) Советский Союз поддерживал северокорейскую сторону — в частности, отправлял союзникам-коммунистам истребители МиГ-15. Американцы стремились заполучить этот самолёт в рабочем состоянии и изучить его возможности. Для этого командование ВВС США инициировало операцию Moolah, что можно перевести как «деньжата». Суть операции заключалась в том, чтобы переманить на свою сторону какого-нибудь северокорейского или советского пилота и уговорить его переправить в Южную Корею полностью исправный МиГ-15. В благодарность американцы обещали вознаграждение в размере 50 000 долларов (плюс столько же самому первому перебежчику), политическое убежище, переезд в некоммунистическую страну и сохранение инкогнито. Они сбрасывали тысячи листовок, написанных на русском, китайском и корейском языках, а также озвучивали свои предложения на радио, однако операция завершилась безрезультатно. И всё же американцам повезло.
27 июля 1953 года было подписано Корейское соглашение о перемирии, положившее конец войне, а утром 21 сентября на авиабазе Кимпхо в Южной Корее свой МиГ-15 посадил лейтенант ВВС КНДР Но Гым Сок. По словам 21-летнего офицера, он понятия не имел об операции Moolah, а ряды северокорейской авиации покинул по собственной инициативе, так как был убеждённым антикоммунистом. Несмотря на юный возраст, Но Гым Сок успел за время Корейской войны совершить более ста боевых вылетов, однако при первой же возможности покинул пределы КНДР. На допросе, который ему устроили сотрудники ЦРУ, беглец отметил неэффективность американской инициативы: северокорейские пилоты не слушали южнокорейское радио, а листовки сбрасывались далеко от мест их дислокации. После бегства Но Гым Сока пятеро его сослуживцев были казнены, а остававшиеся в КНДР родственники исчезли.
МиГ-15 американцы доставили на Окинаву, изучили его, совершили несколько испытательных полётов, а затем советский истребитель был выставлен в экспозиции Национального музея ВВС США на авиабазе Райт-Паттерсон в штате Огайо. Но Гым Сок получил причитавшиеся ему 100 000 долларов. В 1954 году он уехал в Соединённые Штаты, сменил имя на Кеннет Роу, обзавёлся семьёй и до 2000 года трудился авиационным инженером в корпорациях Boeing, General Dynamics, Lockheed и других. В 1996 году он опубликовал книгу «МиГ-15 на свободе», в которой рассказал о своей жизни в Северной Корее и побеге оттуда.
Комментарии к данной статье отключены.