В истории советского танкостроения особое место занимает серия машин, увенчавшаяся знаменитым «оружием Победы» — танком Т-34–85. В этой эволюции малоизвестным переходным звеном от лёгких танков серии БТ к средним Т-34 были опытные А-20 и А-32.
Анализ конструкции советских танков А-20 и А-32, разработанных и изготовленных в Харькове на заводе №183 им. Коминтерна, интересен прежде всего как иллюстрация долгой и кропотливой работы Михаила Ильича Кошкина и его подчинённых над созданием одного из лучших танков времён Второй мировой войны. Об этих опытных танках, а также о том, как сложилась их судьба, и пойдёт речь в этой статье.
Пролог
Из доклада начальника Автобронетанкового управления Красной армии (далее АБТУ РККА) Д. Г. Павлова народному комиссару обороны СССР К. Е. Ворошилову от 20 сентября 1939 года:
«ТАНК А-20 – колёсно-гусеничный, с тремя парами ведущих колёс.
Танк прошёл на заводских и полигонных испытаниях 4200 км. В процессе испытаний выявлены следующие недостатки: а) Необходимо усилить бортовые фрикционы и тормоза. б) Изменить конструкцию крепления ленивца. в) Слаб подшипник редуктора колёсного хода. г) Недостаточна обзорность из танка. Заводом указанные недостатки устраняются.
Танк А-20 имеет большие преимущества по сравнению с существующими танками БТ – по броне, мотору, эксплуатационным и боевым качествам.
Танк принять на вооружение РККА. Изготовить установочную партию в количестве 15 шт. к 1-му января 1940 года, подготовив производство серийного выпуска в 1940 году.
ТАНК А-32:
Танк прошёл на заводских и полигонных испытаниях 3000 км.
В процессе испытаний выявлены те же недостатки, что и на танке А-20.
Танк А-32 заданным тактико-техническим требованиям соответствует, но так как при испытаниях выявлены резервы для усиления брони корпуса, целесообразно усилить броню до 45 мм и ей равнопрочной.
Танк принять на вооружение РККА. До 1-го января 1940 года сделать опытную партию танков А-32 с 45-мм бронёй в количестве 5 шт.».
[РГВА. Ф. 31811. Оп. 2. Д. 928. Л. 41 – 42]
Тернистый путь от БТ-20 к А-20
Работа над проектом танка А-20 была начата на заводе №183 в конце 1937 года на основании полученных от АБТУ РККА тактико-технических требований (ТТТ) на проектирование и изготовление лёгкого колёсно-гусеничного быстроходного танка БТ-20 от 11 октября 1937 года. Согласно тактико-техническим требованиям, новый танк предназначался для вооружения мехсоединений и мехполков конницы и должен был обладать следующими основными характеристиками:
- – тип танка – колёсно-гусеничный быстроходный лёгкий с тремя парами ведущих колёс и синхронизированным гусеничным и колёсным ходом;
- – боевая масса – 13–14 тонн;
- – двигатель – дизель БД-2 (впоследствии получивший индекс В-2);
- – максимальная скорость движения как на гусеничном, так и на колёсном ходу – 70 км/час;
- – основное оружие – 45-мм танковая пушка со стабилизатором либо 76,2-мм танковая пушка;
- – толщина лобовой брони корпуса – 25 мм, бортовых листов корпуса не менее 16 мм, крыши и днища – 10 мм, башни – 20 мм, при этом броневые листы должны располагаться под наклоном не менее 18˚;
- – экипаж танка из трёх человек: командира, механика-водителя и заряжающего-пулемётчика.
Для выполнения этого ответственного задания в начале ноября 1937 года в Харькове на заводе №183 было сформировано конструкторское бюро «24» (КБ-24) под руководством М. И. Кошкина.
Разработка эскизного проекта танка БТ-20 была проведена конструкторами КБ-24 в период с ноября 1937 года по март 1938 года, и во второй декаде марта 1938 года в АБТУ РККА состоялось его рассмотрение специально созданной комиссией. В результате обсуждений 25 марта эскизный проект танка БТ-20 был утверждён с рядом замечаний.
Необходимо отметить, что проектирование танка БТ-20 шло в тот период, когда в Наркомате обороны активно обсуждался вопрос о перспективах развития отечественного танкостроения. Опыт боевого применения советских танков Т-26 и БТ-5 во время гражданской войны в Испании вызвал необходимость создания танков с повышенным уровнем защиты и совершенствования их ходовой части. И если решение о необходимости создания танка, способного противостоять бронебойным пулям калибра до 12,7 мм, практически ни у кого не вызывало сомнений, то по поводу выбора типа движителя для него единого мнения не было. Одна часть специалистов отстаивала идею использования на перспективных танках чисто гусеничного движителя, а другая – комбинированного – колёсно-гусеничного. Причём каждая из сторон приводила в качестве доказательства своей правоты достаточно веские аргументы.
Здесь хотелось бы отметить, что дискуссия по вопросу применения комбинированного колёсно-гусеничного движителя была вызвана, прежде всего, не приверженностью военных «лихим кавалерийским атакам» на быстроходных танках БТ, а ограниченным ресурсом их гусеничного движителя, составлявшим на тот момент всего от 300 до 500 км. Столь небольшой ресурс объяснялся несовершенной конструкцией траков гусениц, приходивших в негодность и требовавших замены после указанного километража. В случае обеспечения промышленностью гарантийного срока службы гусеничного движителя не менее 3000 км АБТУ РККА было готово отказаться от требования по установке на танках колёсного хода, так как он был достаточно сложен в изготовлении.
Для принятия окончательного решения, какому типу движителя для танка отдать предпочтение, в марте 1938 года на имя председателя СНК СССР В. М. Молотова от народного комиссара обороны К. Е. Ворошилова поступила докладная записка с предложением о пересмотре принятого в 1937 году Постановления Комитета обороны №94 «О типах танков…». Относительно проектирования нового лёгкого танка в ней, в частности, говорилось:
«Танк, предназначенный для действий совместно с пехотой (конницей) и в составе самостоятельных танковых соединений, должен быть один. Для этой цели необходимо разработать два типа танков: один чисто гусеничный и другой – колёсно-гусеничный. Всесторонне испытать их в течение 1939 г. и после этого принять на вооружение взамен БТ и Т-26 тот, который будет отвечать всем требованиям».
[РГВА. Ф. 4. Оп. 14. Д. 1974. Л. 1]
В конце апреля 1938 года в Москве в Наркомате Обороны состоялось совещание конструкторов и представителей Автобронетанкового, Артиллерийского, Инженерного и Химического Управлений, Управления Связи, Военной академии механизации и моторизации РККА и представителей войсковых частей по вопросам усовершенствования системы танкового вооружения РККА. На этом совещании были детально разработаны характеристики новых танков и выработаны ТТТ на изготовление их опытных образцов, и в том числе уточнены ТТТ на танк БТ-20.
Согласно новым требованиям, конструкция танка БТ-20 должна была подвергнуться значительным изменениям. Так, например, для обеспечения защиты от 12,7-мм бронебойных пуль со всех дистанций броневые листы корпуса и башни утолщались, а углы их наклона увеличивались. Экипаж танка за счёт включения в него стрелка-радиста увеличивался до четырёх человек. В связи с этими изменениями боевая масса танка возрастала до 16,5 т – тем самым проектируемый танк из класса лёгких перешёл в класс средних танков. В новой системе танкового вооружения ему отводилась следующая роль: танк предназначался для самостоятельных действий в составе танковых соединений и для действий в тактическом взаимодействии с другими родами войск.
С получением уточнённых ТТТ коллектив КБ-24 незамедлительно приступил к переделке в основном уже законченного проекта колёсно-гусеничного танка БТ-20. Катализатором в ускорении этих работ явилось Постановление Комитета обороны 198сс «О системе танкового вооружения РККА», принятое 7 августа 1938 года. Во втором пункте этого Постановления относительно танка БТ-20 было указано:
«В целях дальнейшего совершенствования танков создать по тактико-техническим данным АБТУ, выработанным на танковом совещании и утверждённым Народным Комиссаром Обороны, три опытных образца танков – два гусеничных и один – колёсно-гусеничный с 6-ю ведущими колёсами (приложение № 2). Один из гусеничных танков изготовить химическим.
а) Обязать НКОП изготовить и передать НКО на испытания опытные образцы танков к 1 июня 1939 года.
Деревянный макет танка предъявить макетной комиссии к 1 октября 1938 года.
б) Обязать НКО подвергнуть опытные образцы танков всесторонним сравнительным испытаниям и выбрать для представления на вооружение один образец, наиболее полно удовлетворяющий предъявляемым к танку требованиям»
[ГА РФ. Ф. 8418. Оп. 28. Д. 35. Л. 215 – 216].
Таким образом, завод №183 обязывался разработать и изготовить не один опытный колёсно-гусеничный танк БТ-20, а три – один колёсно-гусеничный и два гусеничных.
В результате танк БТ-20 в металле изготовлен не был, а вместо него в конце октября 1938 года завод №183 предъявил проекты двух вариантов танка – колёсно-гусеничного и гусеничного, получивших заводские индексы А-20 и А-20Г соответственно. Чертежи этих опытных машин были рассмотрены на совещании Главного Военного Совета (ГВС) РККА, состоявшегося 9 и 10 декабря 1938 года. С учётом высказанных на совещании ГВС замечаний, коллективом КБ-24 к 15 января 1939 года были изготовлены рабочие чертежи колёсно-гусеничного танка А-20 (за исключением корпуса и башни) и начато изготовление рабочих чертежей гусеничного танка А-20Г. И, несмотря на нехватку конструкторов, уже к середине февраля 1939 года КБ-24 завершило изготовление рабочих чертежей и макетов обоих вариантов танка.
Из бумаги в металл
Для рассмотрения и утверждения макетов новых образцов танков, разработанных промышленностью, 27 февраля 1939 года в Кремле состоялось заседание Комитета обороны под председательством В. М. Молотова. После рассмотрения макетов тяжёлых танков «100» и «СМК» на заседании обсуждались чертежи и макеты танков А-20 и А-20Г, представленные А. А. Морозовым. В ходе обсуждения большинство присутствовавших на заседании военачальников отдавали предпочтение колёсно-гусеничному танку А-20, обладавшему большей оперативной подвижностью, чем гусеничный танк А-20Г.
В тот момент, когда чаша весов окончательно склонилась в пользу колёсно-гусеничного варианта, начальник КБ-24 завода №183 Михаил Ильич Кошкин, привыкший твёрдо и до конца отстаивать свои взгляды, в присутствии Генерального секретаря ЦК ВКП(б) И. В. Сталина высказал свои сомнения в отношении требования военных изготовить в металле только один колёсно-гусеничный вариант танка и выступил с инициативой изготовить и представить на государственные испытания обе спроектированные заводом №183 машины. В итоге И. В. Сталин одобрил предложение М. И. Кошкина и Постановлением Комитета обороны №45 от 27 февраля 1939 года разработанные чертежи и макеты танков А-20 и А-20Г были окончательно утверждены для изготовления опытных образцов.
Для обеспечения скорейшего выполнения правительственного задания по изготовлению опытных образцов танков А-20 и А-20Г, а также в связи с прекращением выпуска на заводе №183 тяжёлых танков Т-35, в начале мая 1939 года танковые КБ-24 и КБ-520 объединяются в единое конструкторское бюро КБ-520, после чего следуют кадровые перестановки. Народный комиссар среднего машиностроения И. А. Лихачёв утверждает М. И. Кошкина на введённую на заводе №183 новую должность – главного конструктора завода. Начальником КБ-520 назначается А. А. Морозов, а его заместителями – Н. А. Кучеренко и А. В. Колесников.
В результате напряжённой работы опытного отдела завода №183 в конце мая 1939 года танк А-20 был собран (без установки вооружения), обкатан на стенде и испытан на колёсном ходу на территории завода пробным пробегом. Ему был присвоен заводской номер 0367–5.
Танк А-20 представлял собой колёсно-гусеничный танк с 6-ю ведущими колесами и синхронизированным колёсным и гусеничным ходом, что позволяло танку двигаться даже при отсутствии одной из гусениц. Боевая масса танка составляла 18 тонн. Корпус в большинстве своём был выполнен из наклонных броневых листов, защищавших от бронебойных пуль калибра 12,7-мм на всех дистанциях. Как видно из таблицы, по сравнению с серийно выпускавшимся танком БТ-7, толщина основных броневых листов танка А-20 и углы их наклона были увеличены.
Вооружение танка состояло из 45-мм танковой пушки со стабилизатором выстрела («прибор 70») и 2 пулемётов ДТ. Боевое отделение, отделение управления, а также диаметр шариковой опоры башни А-20 относительно танков БТ-7 были существенно увеличены, что позволило улучшить условия работы экипажа и разместить в отделении управления четвёртого его члена – стрелка-радиста.
Заводские испытания танка А-20Г, которому к тому времени был присвоен заводской индекс А-32, были начаты немного позже, во второй декаде июня 1939 года. Танк А-32 (заводской номер 0365–3) отличался от танка А-20 в основном следующим:
- боевая масса танка равнялась 19 тоннам;
- на танке вместо 45-мм пушки 20К со стабилизатором выстрела была установлена 76,2-мм пушка Л-10;
- отсутствовал колёсный привод;
- установкой дополнительных (пятых) опорных катков на борт.
Броневая защита танка А-32 была идентичной защите танка А-20, за исключением вертикальных бортовых листов корпуса, толщина которых была увеличена с 25 до 30 мм.
Кроме этого, из-за отсутствия передних поворотных колёс корпус танка в передней части не имел сужения (как на А-20), что обеспечило большую свободу в размещении экипажа в отделении управления.
При создании опытных танков А-20 и А-32 конструкторами завода №183 были частично использованы предложения Н. Ф. Цыганова и А. Я. Дика по улучшению конструкции быстроходных танков БТ. К таким предложениям, прежде всего, относятся: схема привода на три пары ведущих колёс, увеличение количества опорных катков до пяти на борт, наклонное расположение пружин в узлах подвески, а также рациональная форма корпуса и башни с наклонным расположением броневых листов. Однако следует отметить, что ни Н. Ф. Цыганов, ни А. Я. Дик непосредственного отношения к проектированию танков А-20 и А-32 не имели.
Полигонные испытания танков А-20 и А-32 прошли в районе Харькова в период с 18 июля по 23 августа 1939 года. Испытывала новые боевые машины комиссия под председательством начальника 1-го отдела АБТУ РККА майора Е. А. Кульчицкого. В ходе испытаний комиссией был выявлен ряд мелких недостатков и недоработок в конструкции опытных танков, но в целом новые боевые машины получили высокую оценку.
По результатам полигонных испытаний комиссия дала следующее заключение:
«Танки, опытные образцы А-20 и А-32, отвечают т.т.требованиям к ним предъявленным.
Как А-20, так и А-32 пригодны для эксплоатации в условиях РККА.
Танк А-32, как имеющий запас по увеличению веса, целесообразно защитить более мощной бронёй, соответственно повысив прочность отдельных деталей и изменив передаточные отношения. При этом усиленные детали должны быть максимально использованы и на А-20.
Все отмеченные в отчёте недостатки необходимо устранить, для чего срочно представить в АБТУ на утверждение перечень работ с указанием сроков»
[РГВА. Ф. 31811. Оп. 3. Д. 1606. Л. 35].
После завершения полигонных испытаний танки А-20 и А-32 прошли техническое обслуживание и 5 сентября 1939 года были отправлены с завода №183 на полигон в подмосковную Кубинку для показа военно-политическому руководству страны.
А-32 «тяжелеет» и превращается в легенду
Сразу после успешно проведённого показа техники на полигоне в Кубинке, состоявшегося 22 сентября 1939 года, в Автобронетанковом управлении и в Наркомате среднего машиностроения, в ведении которого находился завод №183, закипела работа по подготовке документов для принятия на вооружение Красной армии танков А-20 и А-32 и организации их серийного производства. И уже 25 сентября 1939 года в АБТУ РККА был подготовлен проект постановления Комитета обороны «О новых образцах танков и бронеавтомобилей». Согласно этому документу, АБТУ РККА предложило принять на вооружение бронетанковых войск танк А-20 в первоначальном виде, но с устранением указанных в отчёте по полигонным испытаниям недостатков, и танк А-32 с увеличенной до 45 мм толщиной броневых листов.
На вопросе усиления броневой защиты танка А-32 остановимся отдельно. Как уже было сказано выше, в ходе полигонных испытаний танков А-20 и А-32 выяснилось, что танк А-32 имеет существенный резерв для увеличения массы. В связи с этим в середине августа 1939 года, не дожидаясь окончания испытаний, командованием АБТУ РККА было дано задание заводу №183 произвести предварительные расчёты о возможности установки на танк А-32 броневых листов толщиной 45 мм. Такое усиление брони, по мнению военных, гарантировало полную защиту экипажа и внутреннего оборудования танка от действия 37-мм противотанковой артиллерии. Желание военных «одеть» новый танк в противоснарядную броню было вызвано, прежде всего, тем, что в конце 30-х годов в зарубежных армиях наблюдался неуклонный рост противотанковой артиллерии, как в количественном, так и в качественном выражении. Броня же танков А-20 и А-32 могла обеспечить защиту только от крупнокалиберных 12,7-мм бронебойных пуль. Расчёты, произведённые конструкторами КБ-520, показали, что установка на танк А-32 броневых листов толщиной 45 мм вполне возможна, при этом боевая масса машины возрастала до 24 тонн. В результате 28 сентября 1939 года АБТУ РККА заключило с заводом №183 договор №8/678 на проектирование и изготовление двух танков с усиленной броневой защитой, получивших заводской индекс А-34.
Для проверки надёжности работы узлов, агрегатов и отдельных деталей при увеличенной массе танка, а также определения влияния увеличения массы танка на его динамику с 14 октября по 17 ноября 1939 года на заводе №183 были проведены испытания второго опытного образца танка А-32, догруженного до массы, равной 24 тоннам.
Второй образец танка А-32 (заводской номер 0367–7) был собран в начале октября 1939 года в опытно-производственном цехе «530» завода №183. Эта машина отличалась от первого образца танка А-32 (заводской номер 0365–3), проходившего полигонные испытания вместе с танком А-20 в июле–августе 1939 года, тем, что на ней вместо 76,2-мм пушки Л-10 была установлена 45-мм танковая пушка 20К. Кроме того, второй опытный образец танка А-32 не был полностью укомплектован, на нём отсутствовали оптические приборы, механизм подъёма пушки, привод управления жалюзи, средства связи, пулемёты, боеукладка, запасные части и возимый инструмент. Для увеличения массы до 24 тонн на испытуемом танке А-32 разместили дополнительный груз, который был уложен на специально приваренных кронштейнах по обоим бортам, на носовой части корпуса танка, а также на крыше башни.
На основании получаемых в ходе испытаний догруженного образца танка А-32 результатов и вырабатываемых комиссией рекомендаций в октябре – ноябре 1939 года в конструкцию узлов, систем, механизмов, агрегатов и деталей проектируемого танка А-34 были внесены многочисленные изменения. По итогам заводских испытаний догруженной машины комиссия подтвердила целесообразность изготовления двух опытных образцов танка А-34. Как показали испытания, имевшийся резерв машины А-32 позволял увеличить массу танка без существенного снижения его боевых качеств.
Таким образом, опытный танк А-32 послужил базой для создания нового среднего танка с противоснарядной защитой, принятого на вооружение Красной армии в декабре 1939 года под названием Т-34 и ставшего одним из символов нашей Победы в Великой Отечественной войне.
Оба построенных танка А-32 после всех испытаний прошли капитальный ремонт и в 1940–1941 годах использовались на заводе №183 для обучения вождению экипажей танков Т-34. В списке эвакуированной в Нижний Тагил техники эти машины не значатся. Принимали ли они участие в обороне Харькова от немецко-нацистских захватчиков — на данный момент неизвестно.
А-20: на страже Москвы
Судьба же танка А-20 сложилась не столь блистательно. После проведения полигонных испытаний конструкторы КБ-520 приступили к устранению недостатков в конструкции танка А-20, выявленных в ходе этих самых испытаний. Завод постепенно начинал готовиться к освоению серийного выпуска этой машины. Однако к середине ноября 1939 года, когда в ходе испытаний догруженного образца танка А-32 была подтверждена полная возможность усиления его броневой защиты, преимущества гусеничного танка А-34 перед колёсно-гусеничным А-20 стали очевидными, и от принятия танка А-20 на вооружение Красной армии было решено отказаться.
В апреле 1941 года танк А-20 по распоряжению ГАБТУ КА был передан с завода №183 в музей полигона в подмосковной Кубинке. Но на этом «жизнь» боевой машины не завершилась, в дальнейшем танк А-20 принял непосредственное участие в обороне Москвы. В первых числах октября 1941 года, когда обстановка на подступах к столице стала критической, танк А-20 был включён в состав танковой роты Семёнова, сформированной из музейных машин полигона, которая 7 октября убыла из Кубинки в распоряжение начальника Можайского укрепрайона. В конце ноября 1941 года танк А-20 из роты Семёнова был передан в 22-ю танковую бригаду, входившую в состав 5-й армии, и участвовал в боях в районе Павловской Слободы.
3 декабря 1941 года танк получил повреждения и был эвакуирован на 25-ю подвижную ремонтную базу, а через день, 5 декабря, отремонтированный А-20 вновь вернулся в строй в распоряжение заместителя командующего 5-й армии по танковым войскам. Дальнейшая судьба этой машины неизвестна.
Неоспорим тот факт, что работа коллектива конструкторов завода №183 им. Коминтерна под руководством Михаила Ильича Кошкина по созданию опытных танков А-20 и А-32 явилась большим шагом вперёд в деле развития отечественного танкостроения. Результатом этой работы стали создание и организация серийного производства легендарной «тридцатьчетвёрки», считающейся лучшим средним танком Второй мировой войны.
Комментарии к данной статье отключены.