Первая мировая война, начавшаяся в конце июля 1914 года, изначально планировалась её участниками как скоротечный конфликт. Солдаты и офицеры всерьёз рассчитывали «оказаться дома к Рождеству». Однако время шло, никто из противников не собирался сдаваться, и к концу года стало ясно, что Рождества в окопах не избежать. В этой ситуации поддержать боевой дух солдат на фронте должен был патриотично настроенный тыл, всё ещё веривший в неминуемую скорую победу.
В начале октября старшая дочь короля Великобритании Георга V 17-летняя принцесса Мария объявила о своём желании сделать каждому матросу в море и солдату в окопе подарок, напоминающий о доме. Оплатить кампанию она собиралась из собственных средств. Однако подсчёты показали, что подобные траты не по карману даже принцессе. Выход был найден в учреждении специального общественного «Рождественского фонда солдат и моряков», получившего имя Марии, который и должен был собрать необходимую сумму. Принцесса с самого начала приняла самое деятельное участие в сборе денег, обратившись к соотечественникам со следующими словами:
«Я хочу, чтобы вы помогли мне отправить рождественский подарок от всей нации каждому моряку в плавании и каждому солдату на фронте. Я уверена, что все мы были бы счастливы, если бы чувствовали, что помогли послать рождественским утром наш маленький знак любви и солидарности, который был бы полезным, и создание которого могло бы обеспечить занятость людям, благополучие которых в силу профессии подорвано войной. Может ли быть что-нибудь более подходящее, чтобы подбодрить их в их борьбе, чем подарок, полученный на Рождество прямо из дома? Пожалуйста, помогите мне».
Уже через две недели, 18 октября 1914 года, газета «Санди Таймс» опубликовала длинный список жертвователей. Было собрано более 160 тысяч фунтов стерлингов — внушительная по тем временам сумма, большую часть которой составили взносы самых простых людей изо всех уголков Соединённого Королевства. Удалось собрать гораздо больше денег, чем требовалось на подарки действующей армии во Франции и Фландрии. Программу решили распространить «на каждого, кто в Рождество носит британский мундир», пусть даже и в тылу, на сестёр милосердия, родственников погибших солдат, а также попавших в плен — последние должны были получить подарок после репатриации.
Упаковка подарка принцессы Марии представляла собой коробку с рельефным рисунком на крышке, отштампованной из листовой латуни с лаковым покрытием, размерами 5×3,25×1,25 дюйма (127×83×32 мм). В центре крышки был помещён медальон с профилем принцессы, сопровождаемый двумя её монограммами. В верхней части композиции на щите сложной формы было вытеснено латынью «IMPERIUM BRITANNICUM», в нижней — «CHRISTMAS 1914». По бокам и углам крышки коробки были перечислены латынью союзники Великобритании на тот момент: Франция, Россия, Бельгия, Япония, Сербия и Черногория. Дополняли всё это великолепие лавровые ветви, мечи, знамёна и режущие волну носы дредноутов. Есть сведения, что некоторая часть коробок с подарками для офицеров изготавливалась не из латуни, а из серебра.
С содержимым было сложнее. В то время курение было фактически повальным, и предполагалось, что каждый подарок будет состоять из пачки (20 штук) сигарет, унции (около 30 граммов) трубочного табака, курительной трубки и зажигалки, дополняемых поздравительной открыткой и портретом принцессы. Однако почти сразу комитет, ответственный за распределение подарков, услышал вполне обоснованные опасения, что такой вариант годится не для всех.
Другой проблемой стала невозможность быстрой и единообразной комплектации огромного количества подарков, а также их своевременной доставки. В итоге получатели в лучших традициях британской бюрократии были разделены на три класса и несколько категорий.
К классу «А», который должен был получить подарки в Рождество или накануне (около 426 000 человек), отнесли моряков военного флота и солдат экспедиционного корпуса на континенте, раненых в госпиталях, отпускников, военнопленных, фронтовых медсестёр, а также вдов и родителей погибших. При этом некурящие и несовершеннолетние должны были получить всё ту же латунную коробку, но с лимонным драже, наборами письменных принадлежностей (футляр, карандаш, писчая бумага, почтовые конверты) вместе с той же рождественской открыткой и фотографией принцессы. Медсёстры на фронте получали в своей коробке шоколад и открытку. Отклонения от стандартного «табачного» набора часто приводили к тому, что предметы не помещались в коробку и раздавались отдельно.
Особенно много проблем вызвали индийские солдаты. Было решено, что гуркхи получат тот же подарок, что и англичане, сикхи — конфеты, специи и рождественскую открытку, мусульмане-бхишти — специи и открытку, все остальные индийские войска — пачку сигарет, конфеты, специи и открытку.
К классу «B» были отнесены все британские, колониальные и индийские войска, несущие службу за пределами Британских островов, не входящие в класс «A», к классу «C» — все войска на Британских островах. Их подарки были скромнее, чем у фронтовиков, и включали в себя только поздравительную открытку, а также карандаш, стилизованный под патрон от винтовки «Ли-Энфилд» — его оправили в стреляную гильзу и снабдили наконечником, имитирующим пулю. Распространялись подарки для категорий «B» и «C» уже после рождества 1914 года, а фактически — до окончания войны и даже после неё. Всего было распределено более 2 600 000 подарков, окончательно фонд принцессы Марии закрылся в 1920 году.
Интересно, что проблемы, имевшиеся у воюющей Великобритании со стратегически важной катаной латунью, используемой для штамповки коробок, привели к закупке проката в США, ещё не вовлечённых в войну. Однако приобретённые для производства подарочных коробок 45 тонн латунной ленты ушли на дно вместе с лайнером «Лузитания», потопленным немецкой подлодкой 7 мая 1915 года у побережья Ирландии. В результате поздние коробки с подарком были гораздо худшего качества, чем первые. Зачастую они содержали кисеты для табака, наборы для бритья, расчёски, комплекты открыток, ножи, ножницы, портсигары и кошельки.
Несмотря на свою простоту и дешевизну, подарки принцессы Марии оказались очень популярными среди солдат. Употребив содержимое, они использовали прочные и плотно закрывающиеся коробки для хранения различного рода мелких предметов, а после окончания войны держали в них деньги, документы, награды и прочие реликвии. Многие солдаты, получив подарки, сразу же отправили их домой своим жёнам и детям. Во многих британских семьях потемневшие латунные коробки с профилем принцессы остались памятью о погибших в годы Первой мировой мужьях и отцах.
О популярности «жестянок принцессы Мэри» говорит тот факт, что спросом в качестве сувениров пользуются даже современные копии латунной коробки. Впрочем, новодел всегда можно опознать по более тонкому металлу и неплотно закрывающейся крышке.
Комментарии к данной статье отключены.