На партнёрском портале worldoftanks.ru вышел очередной материал из серии «В тени великих битв». В статьях этого цикла рассказывается о примечательных сражениях Второй мировой, слава которых оказалась погребена под величием более масштабных событий своего времени. Предлагаем читателям Warspot познакомиться с историей, которая произошла в августе 1944-го в районе польского Шидлува.
В конце июля 1944 года войска 1-го Украинского фронта стремительным рывком вышли к реке Висле в районе Сандомира и захватили несколько плацдармов на западном берегу. Немцы, прекрасно понимавшие опасность ситуации, пытались сбросить советские войска в Вислу, но успеха не имели. Зато Красной армии удалось не только нарастить численность своей группировки, но и существенно расширить плацдарм. К 10 августа войска 5-й гвардейской армии уже стояли на рубеже Шидлув — Стопница.
Командующий немецкой группой армий «Северная Украина» Йозеф Гарпе собрал резервы и приготовился нанести ещё более мощные контрудары, направленные на ликвидацию Сандомирского плацдарма. Ставка делалась на танковые дивизии, которые получили пополнение, в том числе и новейшие тяжёлые танки «Королевский тигр». Красная армия тоже не сидела сложа руки, а укрепляла оборону плацдарма и готовилась встретить противника.
Бронированный «зверинец» в огненном мешке
Хорошо известны бои 12 и 13 августа 1944 года, во время которых наши танкисты смогли подбить и уничтожить несколько «Королевских тигров». Но первыми вступили в бой с новейшими танками и научились их жечь наши артиллеристы-противотанкисты ещё 11 августа.
Немецкое наступление под Шидлувом началось в этот день в восемь утра. 3-й танковый корпус, усиленный 501-м батальоном «Королевских тигров», должен был выйти к городу Барануву и соединиться там с войсками, наступавшими во встречном направлении. Это позволяло отрезать советские войска на плацдарме от снабжения и уничтожить переправы через Вислу.
На острие вражеского удара наступала 16-я танковая дивизия вместе с «Королевскими тиграми». Немецкие танки шли двумя группами. Шесть «Пантер» и пятнадцать «Королевских тигров» двигались к Шидлуву с севера, ещё тринадцать танков и штурмовых орудий StuG с бронетранспортёрами — с юга.
На позициях западнее и северо-западнее города противника готовились встречать советские артиллеристы 1076-го истребительно-противотанкового полка. Двадцать четыре 76-мм пушки молчали до тех пор, пока «Пантеры» не приблизились менее чем на 500 метров. И уже с этой «пистолетной» дистанции открыли убийственный огонь. Несколько «Пантер» сразу же были подбиты и загорелись, остальные начали попытки укрыться на местности. «Королевские тигры» пытались прикрыть «Пантеры» собой, но получилось плохо. Через полчаса немецкие танки отступили, оставив догорать на поле боя три «Королевских тигра» и пять «Пантер».
Южная группа немцев также оказалась под огнём, но здесь танки отошли гораздо раньше — как только были подбиты два бронетранспортёра. Однако немецкая пехота всё-таки смогла высадиться и закрепилась южнее Шидлува.
Не везёт — так по-крупному
Переведя дух после такой горячей встречи, немцы решили сделать ещё одну попытку, более крупными силами. На этот раз с севера к Шидлуву выдвинулись 35 танков, в основном — «Королевские тигры». Состав южной группы остался прежним. В результате прошлого боя немцам удалось вскрыть расположение только некоторых наших орудий севернее города. Поэтому командир танковой группы решил обойти их с запада, не подозревая, что ведёт свои «панцеры» в ловушку — как раз там находились ещё две советские противотанковые батареи.
Не встречая сопротивления, немцы приблизились к Шидлуву с северо-запада и повернули на юг. Когда они оказались в 400 метрах от первой батареи, вторая, расположенная дальше, отвлекла на себя внимание, открыв огонь. «Королевские тигры» начали стрелять по ней в ответ, развернулись и двинулись на позиции советских артиллеристов. И когда они миновали расположение ближней батареи, четыре её орудия начали бить немецкие танки в борта, а ещё восемь пушек с двух батарей севернее — в корму. Пытаясь развернуться, «Королевские тигры» попали под перекрёстный огонь, и только мощная защита помогла им избежать полного разгрома.
На этот раз были сожжены шесть машин. При этом немцы «проутюжили» позиции ближайшей батареи, раздавив два орудия. Другие батареи потерь не понесли, атака тяжёлых танков была отбита.
Атака южной группы развернулась по тому же сценарию, что и двумя часами ранее. Снова угодив под обстрел и опять потеряв два бронетранспортёра, немецкие танкисты вернулись на исходные позиции. А вот пехота, высадившаяся раньше, стала прорываться на южную окраину Шидлува. Для борьбы с ней была направлена одна из артиллерийских батарей.
Засада — лучшая тактика
Больше немцы не собирались атаковать Шидлув танками, они решили его обойти. Чтобы отвлечь внимание советских артиллеристов, несколько машин остались у города, маневрируя и перестреливаясь с противотанкистами. При этом один «Королевский тигр» был подбит попаданием в борт. Остальные танки прошли севернее и южнее города, вне досягаемости орудий.
Из-за создавшейся угрозы окружения 1076-й полк вышел из Шидлува на восток и развернулся недалеко от деревни Оглендув. Здесь вместе с другими советскими частями противотанкисты вступили в бой с прорвавшимися танками и подбили ещё три из них. Немецкий прорыв 11 августа забуксовал на подступах к Оглендуву.
В последующие дни бои на этом участке продолжались. Эстафету борьбы именно с «Королевскими тиграми» приняли советские танкисты. 12 августа, находясь в засаде на Т-34–85, младший лейтенант А. Оськин сжёг три из них. 13 августа отличились танкисты 71-го отдельного гвардейского тяжёлого полка: ИС-2 под командованием старшего лейтенанта Удалова подбил и уничтожил ещё три «Королевских тигра», а экипаж лейтенанта Белякова поджёг один.
Немецкое командование было вынуждено снова перенести направление удара. 15 августа новое контрнаступление началось южнее Шидлува, у Стопницы, против левого фланга 5-й гвардейской армии. Здесь был сожжён ещё один «Королевский тигр». Через два дня советские артиллеристы снова заманили бронированных «зверей» противника под огонь почти в упор. В этом бою красноармеец Мальченко с дистанции 150 метров дважды выстрелил подкалиберными снарядами в борт «Королевского тигра». Танк вспыхнул и сгорел.
Вскоре немецкое контрнаступление выдохлось. Сандомирский плацдарм остался за Красной армией. Грамотные действия советских артиллеристов, танкистов и других войск стоили 501-му батальону 16 безвозвратно потерянных и 15 нуждающихся в ремонте «Королевских тигров» из 45 имевшихся перед началом боёв. Надежды на новое оружие не оправдались.
Источники:
- ЦАМО ф. 9 гв. иптабр. Оп. 1. Д. 1.
- ЦАМО ф. 9 гв. иптабр. Оп. 1. Д. 53.
- ЦАМО Ф. 6 гв. тк. Оп. 1. Д. 88.
- Cайт «Память народа».
- Документы NARA (США) немецкой 4-й танковой армии.
- Шиткин П. Konigstiger: неудачный дебют. «Королевские тигры» на Сандомирском плацдарме // Мир оружия. 2005. № 8. С. 14–25.
- Schneider, W. Tigers in combat I. Stackpole Books, 2004.
Комментарии к данной статье отключены.