В 1939 году Управление вооружений сухопутных сил Германии провело конкурс на создание двух машин, разных по своему функциональному назначению, но сходных по конструкции. Первая являлась радиоуправляемым минным тралом с индексом Sd.Kfz.300. Вторая машина с индексом Sd.Kfz.301 предназначалась для дистанционного подрыва ДОТов и бронетехники противника. Конкурс на проектирование этих машин, шасси которых должны были быть практически идентичными, выиграла компания «Боргвард»
Военный заказ для «Боргварда»
В начале XX века в Европе возникло множество автомобилестроительных компаний. В период, когда в гараже можно было собрать автомобиль и выгодно продать его, модели автомобилей и торговые марки появлялись, словно грибы после дождя. Одной из таких фирм стала немецкая автомобилестроительная компания «Боргвард», созданная в 1929 году конструктором и предпринимателем Карлом Боргвардом. Фирма занималась проектированием и продажей трехколесных грузовых фургонов и легковых автомобилей, но после прихода к власти нацистов ей пришлось осваивать и продукцию военного назначения.
В 1939 году Управление вооружений сухопутных сил Германии (нем. Heereswaffenamt, HWaA, далее – Управление) провело конкурс на создание двух машин, разных по своему функциональному назначению, но сходных по конструкции. Первая являлась радиоуправляемым минным тралом с индексом Sd.Kfz.300 (Sonderkraftfahrzeug – транспортное средство специального назначения). Вторая машина с индексом Sd.Kfz.301 предназначалась для дистанционного подрыва ДОТов и бронетехники противника. Конкурс на проектирование этих машин, шасси которых должны были быть практически идентичными, выиграла компания «Боргвард».
Радиоуправляемые минные тралы
Первоначально конструкторы приступили к созданию Sd.Kfz.300. На каждый борт у нее приходилось по три опорных катка. Ведущими были передние (что было типичным для немецкой гусеничной техники), направляющими – задние колеса. Машина имела два отделения – переднее (моторно-трансмиссионное) и заднее, в котором размещалась радиоаппаратура. Силовой установкой служил 29-сильный 4-цилиндровый бензиновый двигатель Боргвард 4М с 2500 об/мин, позволявший тралу достигать скорости в 5 км/ч при движении по ровной местности и дававший запас хода в 18 км.
Так как существовала большая вероятность быстрого выведения машины из строя, ее корпус сваривали из листов простой конструкционной стали. Из противопульной брони толщиной 12 мм делали лишь нижнюю и верхнюю лобовые детали. Вес трала достигал 1,55 тонны.
Управление машиной осуществлялось оператором из малого командирского танка Kleiner Panzer Befehlswagen I (Sd.Kfz.265), строившегося на базе легкого танка Pz.Kpfw.I Ausf.B. Это была легкобронированная гусеничная машина с пулеметным вооружением, оборудованная двумя радиостанциями: приемо-передающей Fu6 и приемной Fu2. Ее экипаж состоял из трех человек.
Перед собой минный трал должен был толкать три тележки с дополнительными тралящими катками, которые должны были вызывать детонацию мин без угрозы для жизни оператора. После окончания проектных работ был создан прототип трала под индексом В-І (по первой букве фирмы-создателя). К маю 1940 года было выпущено 50 единиц Sd.Kfz.300 B-I.
В апреле 1940 года фирме Боргварда был заказан минный трал В-ІІ, призванный заменить В-І. По плану уже с июня 1940 года должен был начаться выпуск первой серии этих машин в количестве 100 штук. Новая машина была значительно больше и тяжелее своей предшественницы – ей вес составлял 2,3 тонны. Длина В-ІІ увеличилась до 1,85 метра, поэтому машина получила уже не по три, а по четыре опорных катка на каждый борт. Двигатель также был заменен на более мощный – 49-сильный шестицилиндровый Боргвард 6М 2.3 RTBV объемом 2,25 л. Он также не позволял тралу развивать скорость более 5 км/ч, но запас хода машины увеличился до 30 км.
Компоновка и бронирование минного трала были такими же, как и у В-І. Первоначально Управление планировало заказать около сотни радиоуправляемых машин новой конструкции, но после проведения испытаний на полигоне в Куммерсдорфе армейские бюрократы по каким-то причинам отказались от этого заказа. Возможно, немецкие генералы решили, что дешевле и проще преодолевать минные поля, используя саперов и танковые минные тралы. Как бы там ни было, до 1943 года все работы по разработке радиоуправляемых минных тралов были остановлены.
Конструкторами фирмы «Боргвард» был создан и плавающий вариант трала-амфибии В-ІІ, получивший название Ente (нем. – «утка»). Известно, что один прототип был доставлен на танковый полигон в Куммерсдорфе, но подробности его испытаний автору не известны. Основными конструкционными изменениями, внесенными в строение амфибии, были гребной винт и герметичный водонепроницаемый корпус.
В результате и В-І, и В-ІІ использовались только в тренировочных целях саперными ротами Вермахта. Об их участии в боевых действиях ничего не известно.
Роботы-подрывники
Во время Французской кампании в мае-июне 1940 года военные инженеры 1-й танковой дивизии Вермахта, входившей в 19-й танковый корпус генерала Хайнца Гудериана, переделали 10 легких танков Panzer I Ausf.B в бронированные транспортеры взрывчатки. Такие машины доставляли заряды с установленным таймером к ДОТам и минным полям противника для их последующего подрыва. В результате преодоления т. н. «продленной линии Мажино» дивизия не потеряла ни одного такого транспортера. Этот боевой опыт был учтен Управлением, и фирме Боргварда было получено создать специализированный радиоуправляемый минный транспортер Sd.Kfz.301.
Для минимизации человеческих потерь новая машина должны была стать радиоуправляемой. Кроме того, ее грузоподъемность должна была позволять перевезти заряд, достаточно крупный для того, чтобы разрушить ДОТ или проделать проход в минном поле. В лобовой части машины должен был находиться отсек для помещения туда заряда, который по прибытии транспортера на место дистанционно открывался оператором. Мина скатывалась по наклонной направляющей на грунт, а транспортер задним ходом возвращался в место запуска.
Конструкторы пошли по пути изменения уже созданной ими машины Sd.Kfz.300 B-II. Танкетку удлинили с 1,85 до 3,35 метра. Теперь ее высота составила 1,18, а ширина – 1,8 метра. В связи с увеличением длины транспортного средства пришлось поставить по пять опорных катков с каждого его борта, при этом катки сделали сдвоенными и снабдили резиновыми бандажами. Боевая масса новой машины составляла 3,45 тонны против 2,3 тонны у В-ІІ. Несмотря на это, двигатель транспортеру оставили тот же – 49-сильный Borgward 6М 2.3 RTBV, но перенесли его в кормовое моторное отделение.
Подвеска машины была торсионной, а гусеничные траки первоначально сделали с резиновыми подушками. Ведущее колесо вместо зубьев имело цилиндрические ролики – это новшество позволило увеличить скорость машины на ровной поверхности до 38 км/ч. Баки машины (два бака емкостью 45 и 35 литров) вмещали 80 литров топлива, в качестве которого использовался бензин с октановым числом 70–74, что давало запас хода в 150 км. Транспортер был способен перевозить до 450 кг взрывчатки.
Машина бронировалась 10-мм броней спереди, 8-мм броней – с бортов и 6-мм броней – с кормы. Крыша и днище сваривались, соответственно, из 3- и 4-мм катанной гомогенной стали. В транспортере было предусмотрено место механика-водителя, который вел машину в маршевых условиях. В боевых же условиях она управлялась дистанционно с использованием радиоаппаратуры. Радиус действия сигнала достигал 1,5 км.
По сравнению с B-II компоновка машины изменилась. Спереди добавилось отделение для взрывчатки с направляющей, по которой она должна была скатываться на грунт. Далее шло отделение управления с местом механика-водителя и приспособлениями для ручного управления машиной. Там же размещалась и трансмиссия, состоявшая из гидротрансформатора и коробки передач на четыре скорости – две вперед и две назад. Кормовое отделение было моторным, там же с правой стороны (ближе к центру машины) размещалась и радиоаппаратура управления: радиоприемник, дешифратор и блок-реле системы взрыва. Радиоаппаратура питалась от аккумулятора и генератора, подававших рабочее напряжение в 12V. На транспортере была предусмотрена система предупреждения несанкционированного взрыва: перед запуском машины, снаряженной взрывчаткой, оператор выставлял расстояние, на удалении меньше которого подрыв взрывчатки был невозможен. В этом случае заряд мог сдетонировать только под воздействием взрывной волны другого заряда.
В случае ведения работ по разминированию заряд мог устанавливаться на режим самоуничтожения в случае взрыва мины. В таком случае взрывная волна заряда должна была вызвать детонацию мин на довольно большом участке. Однако такое использование транспортера было нежелательным, так как привело бы к его выходу из строя.
12 прототипов машины было создано и передано на полигон в Куммерсдорфе к маю 1942 года. После проведения испытаний Sd.Kfz.301 Ausf.А был принят на вооружение Вермахта под индексом В-IV. Всего с мая 1942 по июнь 1943 года было изготовлено 616 машин этой модификации, включая прототипы.
У модификации В-IV Sd.Kfz.301 Ausf.B, производство которой началось в июне 1943 года, изменения в конструкции были незначительными и касались, в основном, ходовой части. Вместо специальных гусениц с резиновым бандажом начали использоваться обычные (с «сухим» пальцем), из-за чего изменилась и конструкция ведущего колеса. Кроме того, было усилено бронирование машины – борта и корма транспортера получили 10-мм бронирование, а толщина лобовой брони достигла 16–20 мм. Изменилось и расположение антенны – она была перенесена вперед. С июня по ноябрь 1943 года фирма «Боргвард» изготовила 260 машин этой модификации.
Изменения в конструкции Sd.Kfz.301 Ausf.C были намного более кардинальными. Бронирование машины со всех сторон нарастили 8-мм бронеплитами, отчего броня транспортера практически со всех сторон достигала толщины в 20 мм, и только крыша и днище изготавливались из 6-мм брони. Был установлен значительно более мощный двигатель – 78-сильный Боргвард 6B. Несмотря на вес машины, возросший до 4,85 тонны, с новой силовой установкой она развивала скорость до 40 км/ч. Так как габариты у Боргвард 6B были больше, чем у предыдущего двигателя, место механика-водителя пришлось перенести ближе к левому борту. Выросли и длина (с 3,7 до 4,1 метра), и высота (с 1,17 до 1,25 метра) транспортера. Модель B-IV Ausf.C производилась фирмой «Боргвард» с декабря 1943 по сентябрь 1944 года. Всего было изготовлено 304 машины этой модели.
На фронтах Второй мировой
Первые транспортеры начали поступать в войска в мае 1942 года. 1-й батальон минного траления был реорганизован в 300-й танковый батальон радиоуправляемых машин, состоявший из трех рот, в каждой из которых было по 10 танков управления (в их роли использовались танки Pz.Kpfw.III, оборудованные соответствующей радиоаппаратурой) и по 24 единицы Sd.Kfz.301. Из десяти танков два был командирскими, а каждый из остальных восьми управлял тремя танкетками. В состав каждой роты входило три бронетранспортера Sd.Kfz.251/1 Hanomag, перевозивших механиков-водителей 24 телетанкеток B-IV. В конце мая батальон поступил в распоряжение командование Группы армий «Юг». Из подробностей участия батальона в боевых действиях известно лишь то, что если на 7 июня 1942 года в его составе числилось 27 боеспособных танков Pz.III, то через месяц, 11 июля – уже 20.
В начале сентября 1942 года номер батальона был изменен на 301-й, и он был отправлен в распоряжение Группы армий «Север». Значительная часть личного состава батальона была отправлена в Германию, в город Нойруппин, где у Вермахта находилась школа подготовки кадров для подразделений радиоуправляемых машин. Уже в начале сентября у батальона было 25 исправных танков Pz.Kpfw.III. В Группе армий «Север» он находился до декабря 1942 года, после чего его переподчинили Группе армий «Центр».
Здесь вновь сформированные 312-я, 313-я и 314-я отдельные роты батальона получили для использования в качестве танков управления САУ StuGIII/40 (взамен танков Pz.Kpfw.III). К июлю 1943 года батальон был переброшен на юг и принял участие в операции «Цитадель», проводившейся на Курской дуге. Его роты первоначально были включены в состав тяжелых танковых батальонов, вооруженных танками «Тигр» (505-го, 504-го и 508-го соответственно), но перед самым наступлением 313-ю и 314-ю роты переподчинили 654-му и 653-му тяжелым противотанковым батальонам 656-го тяжелого противотанкового полка. У каждого из этих батальонов на вооружении было по 45 тяжелых САУ «Фердинанд», которые в своих боевых донесениях немцы указывали как «Элефант» (нем. – «слон»).
Вот отрывок из боевого донесения, дающий представление о характере использования танкеток В-IV 312-й роты, воевавшей в составе 505-го батальона (31 «Тигр» и 15 Pz.Kpfw.III) с 5 по 8 июля 1943 года: «Один B IV был послан с расстояния 800 метров против узла противотанковой обороны из 2 или 3 ПТ пушек. Взорвавшись, машина уничтожила пушки и пехотное охранение пушек. Второй B IV был послан с расстояния в 400 метров против T-34, который столкнувшись с радио машиной, взорвался. Три B IV были посланы с расстояний от 400 до 600 метров против бетонных бункеров и разрушили их. Два B IV были посланы с расстояния 800 метров против противотанковой позиции и позиции пехотных орудий, разрушив обе. Один IV, достигнув русских позиций, был подожжен бутылкой с зажигательной смесью. В результате взрыва русская позиция была уничтожена».
Основной задачей танкеток было проделывание проходов в минных полях, которые плотно прикрывали опорные пункты советских подразделений. При решении этих задач танковые роты радиоуправления понесли тяжелые потери. В целом B-IV показали себя как результативное оружие, однако в процессе эксплуатации выяснилось, что эффективное радиоуправление минными транспортерами возможно на дистанции до 1 километра, а не 1,5–2, как предполагалось изначально.
В Красной армии не могли не заметить новое оружие Вермахта, и советским командованием были разработаны средства противодействия. Красноармейцам рекомендовалось уничтожать танкетки огнем крупнокалиберных пулеметов, противотанковых ружей и артиллерии, а случае возможности ведения флангового огня с дистанции 50–75 метров – стрелковым оружием с использованием бронебойных патронов. Правда, если учитывать, что уничтожать танкетки рекомендовалось на расстоянии двадцати метров от них, становится понятно, что для солдата, ведшего такой фланговый огонь, это занятие было весьма опасным. Указывалось, что уязвимыми зонами поражения являются задняя часть левого борта (там находился двигатель) и средняя часть правого борта (место крепления радиоаппаратуры).
В конце августа все три роты 301-го батальона были отправлены в Нойруппин, где они до конца года получали пополнение и отдыхали. В это же время тут формировались новые 311-я, 315-я и 316-я роты, которые в качестве командных танков получали по 10 САУ StuG40 Ausf.G.
В декабре 1943 – январе 1944 года 313-я и 314-я рота были приданы 504-му и 508-му тяжелым танковым батальонам, а 516-я рота – танковой учебной дивизии (Panzer-Lehr-Division), которая проходила переформирование во Франции и Голландии и вооружалась танками «Тигр». Роты радиоуправления также заменили свои командирские StuG40 более надежными тяжелыми танками. Состав рот был следующим: 2 «Тигра» (отделения управления) и три взвода, в каждом из которых было по 4 «Тигра» и по 9 танкеток B-IV.
313-я и 314-я рота отправились в Италию (где союзники совершили высадку в районе Анцио) и там участвовали в боях до октября 1944 года, после чего были отправлены обратно в Германию на переформирование.
316-я рота находилась в стадии замены материальной части, когда началась высадка союзников в Нормандии. На тот момент у нее было 9 StuG40 Ausf.G и 3 «Тигра». Несколько ранее рота получила на вооружение 6 «Королевских Тигров», но они оказались «сырыми» и не готовыми к боевым действиям. В начавшейся неразберихе эти танки так и не смогли вывезти в Германию, и они попали к союзникам. Уже в июле 1944 года потрепанная рота отправилась на переформирование.
301-й батальон в составе четырех рот также участвовал в боях во Франции. На момент высадки союзников он был придан 2-й танковой дивизии и имел в своем составе два танка Pz.Kpfw.III, 32 самоходки StuG40 и 146 транспортеров B-IV. После значительных потерь, понесенных батальоном в июне и июле 1944 года, его отправили на переформирование.
Летом 1944 года при переформировании был создан 302-й танковый батальон радиоуправляемых машин. Он получил новую матчасть и машины 301-го батальона. Его четыре роты: 315-я, 316-я, 317-я и 311-я в августе 1944 года отправились на Восточный фронт в распоряжение командования Группы армий «Центр». Подразделения этого батальона участвовали в подавлении Варшавского восстания – транспортеры подрывали баррикады, возведенные восставшими. Несколько позже наступавшие советские войска захватили часть машин B-IV на товарной станции Варшавы – они были готовы к погрузке и находились на железнодорожных платформах. Любопытно, что вместе с немецкими машинами на платформах была обнаружена как минимум одна трофейная французская транспортер-танкетка Рено UE. Сколько таких танкеток использовалось 302-м батальоном и для каких целей, автору неизвестно. 302-й батальон на переформирование не выводился, так как был разгромлен в Восточной Пруссии.
301-й батальон в процессе переформирования лета 1944 года сделали «тяжелым», передав ему 31 танк Pz.Kpfw.VI «Тигр» из числа отремонтированных машин. По штату на четыре роты было положено 56 танков, но взять их было неоткуда, и батальону пришлось довольствоваться этим количеством. Новый 301-й тяжелый батальон принимал участие в наступлении в Арденнах зимой 1944–45 годов в составе Группы Армий «Б». Там же воевала и отдельная 319-я рота, созданная в сентябре 1944 года. Но ситуация складывалась для немцев неудачно – они понесли серьезные потери, и подразделения в очередной раз вернули в Германию.
Зимой 1945 года из остатков 301-го, 302-го батальонов и 319-й отдельной роты был создан 303-й батальон, ставший скорее танковым подразделением, чем батальоном радиоуправления. Эту часть отправили на Восточный фронт, где она и погибла. Последним подразделением, оснащенным радиоуправляемыми транспортерами, стал танковый взвод №303. На 18 февраля 1945 года на его вооружении было 4 единицы StuG40 Ausf.G и 12 единиц B-IV. Взвод был направлен на Восточный фронт и там придан 35-й танково-гренадерской дивизии.
На 1 марта 1945 года на вооружении Вермахта имелось 397 телетанкеток B-IV. Круг функций, выполняемых ими, значительно расширился – они использовались и для транспортировки небольших грузов, для постановки дымовых завес, а часть машин переоборудовали в своеобразные противотанковые установки.
Одна такая САУ была захвачена в полной исправности частями Красной армии в центре Берлина, недалеко от Бранденбургских ворот. Эта машина была вооружена тремя гранатометами для постановки дымовой завесы, а для стрельбы по танкам на ней была закреплена импровизированная установка, представлявшая собой шесть «панцершреков», стрелявших 88-мм реактивными снарядами.
Также известны фотографии еще одной подобной САУ, вооруженной четырьмя «панцершреками». Эта машина имела собственное имя – «Ванце».
Комментарии к данной статье отключены.