• События
  • Люди
  • Танки
  • Флот
  • Авиация
  • Стрелковое оружие
  • Военный хайтек
  • Другое оружие
  • English version
  • Поиск
    • События
    • Люди
    • Танки
    • Флот
    • Авиация
    • Стрелковое оружие
    • Военный хайтек
    • Другое оружие
    • English version

    Поиск

    Войти

    Написать
    Популярное
    • 17 March '22
      Боевые повозки фараона
    • 24 February '22
      Японские линкоры вступают в бой
    • 24 February '22
      На мирно спящих аэродромах Тонкина
    • 24 February '22
      Славные дети Марианны: тест Warspot
    • 21 February '22
      Немецкий контрудар у Кюстрина
    • 17 February '22
      Византийские приключения Харальда Хардрады
    • 16 February '22
      Уцелевшее население Венгрии — эвакуировать на территорию СССР
    • 14 February '22
      «Маузер» с русско-чешским акцентом
    • 08 February '22
      Skyranger 30 HEL: зенитка на все случаи жизни
    • 07 February '22
      Мизенский флот и гнев Везувия
    • 07 February '22
      Опираясь на собственные силы
    • 06 February '22
      На что способен микродрон за $195 000
    0

    Французская авиадивизия на советском фронте. Часть II

    • ВМВ
    • авиация
    • СССР
    Сергей Дыбов
    17 May '14

    В январе 1944 г. для активизации вопросов, связанных с организацией французской авиадивизии и школы пилотов, было создано Командование Французских Военно-Воздушных сил в СССР, которое было поручено полковнику Корнильон-Молинье.

    Полковник воевал в Испании на стороне республиканцев, с де Голлем был с начала войны, командовал авиацией Сражающейся Франции на Ближнем Востоке и отправлял «Нормандию» в СССР в 1942 г. В то же время его авторитет был высок среди французских авиаторов в Алжире. В свой московский штаб он приглашал Антуана де Сент-Экзюпери.

    Отправка миссии Корнильона-Молинье не состоялась все из-за тех же организационных трений и проблем финансового характера – французское военное присутствие в СССР оплачивалось советским правительством.

    Вопрос организации французской авиадивизии так же существенно затормозился из-за того, что из СССР был отозван майор Альбер Мирлес, человек, энергией которого знаменитая «Нормандия» была создана, отправлена в Россию и сохранилась как боевая единица. Французский военный представитель генерал Эрнест Пети не был столь энергичным. Переговоры о дивизии шли весь 1944 год. Шли различные согласования и изучения вопросов. Советское командование соглашалось принять французов в качестве структуры, соответствующей структуре Красной армии. Например, советский авиаполк состоял из трех эскадрилий, а французская авиагруппа из двух. Серьезные разногласия были по включению в истребительную дивизию бомбардировочного полка. Создание двух дивизий – истребительной и бомбардировочной – требовало намного большее количество личного состава. Заметим, что вопрос о вооружении французской дивизии не стоял. Самолеты по настоянию французской стороны предусматривались советские, несмотря на то, что в это время в Северной Африке, США и Великобритании начали действовать школы для французских пилотов, и, быть может, проще было подготовить французских пилотов для использования союзной авиатехники, поступавшей в СССР по ленд-лизу.

    Открытие второго фронта и боевые действия в самой Франции вопрос о дивизии в СССР отодвинули на второй план и, несмотря на активные переговоры, к декабрю 1944 г. в СССР все еще воевал только один-единственный французский авиаполк «Нормандия-Неман».

    Вопрос о французской авиадивизии был вновь поднят лично Сталиным во время визита в Москву генерала де Голля. Советский глава предложил прекратить дискуссии и принять структуру дивизии в том виде, как она предлагалась французами – 2 истребительных и 1 бомбардировочный полк. И утвердить Пьера Пуяда, к тому времени произведенного в подполковники, в качестве командира дивизии.

    В это время Франция уже была освобождена, генерал де Голль существенно укрепил свою власть и стал главой Временного Правительства. Генерал Вален был назначен начальником Генерального Штаба французских ВВС и вернул себе вопрос о французских частях в СССР. Из Москвы французским военным представителем генералом Пети 16 декабря 1944 года ему была отправлена телеграмма в Париж: «Маршал Сталин лично утвердил структуру смешанной французской авиадивизии».

    После этого, наконец-то, создание французской авиадивизии в СССР пошло семимильными шагами. Было подписано соглашение о завершении формирования дивизии в течение второго квартала 1945 г. Подполковник Пуяд был направлен в Париж для решения организационных вопросов, но, к сожалению, попал в аварию и в организации дивизии не смог участвовать. После того, когда стало ясно, что состояние его здоровья не может помешать ему исполненять обязанности командира дивизии, он был утвержден в качестве командира. Подполковник Луи Дельфино был назначен командиром полка «Нормандия-Неман», он же 1-й истребительный полк авиадивизии. Командиром второго истребительного полка был назначен майор Пьер Матрас, он же исполнял обязанности командира дивизии во время отсутствия Пуяда, когда «Нормандия-Неман» еще участвовала в боях. Командиром полка бомбардировщиков был назначен майор Николя Леонетти. Формирование дивизии проводилось в Туле.

    Первоначально предполагалось передать авиадивизии наименование «Нормандия-Неман», а полки назвать соответственно «Руан», «Гавр» и «Кан». Затем, по предложению Луи Дельфино, дивизию было решено назвать «Франция», полк «Нормандия-Неман» сохранялся в своей структуре под командованием Луи Дельфино в составе трех эскадрилий: «Руан» под командованием Героя Советского Союза капитана Марселя Альбера, «Гавр» под командованием капитана Сан-Марсо, и «Шербур» под командованием капитана Роже Соважа.

    Второй истребительный полк получал название «Аквитания», командир майор Пьер Матрас. Командиры эскадрилий: Герой Советского Союза капитан Ролан де ля Пуап, лейтенант Марк Шаррас и лейтенант Жозеф Риссо. В составе второго истребительного полка было 10 пилотов из «Нормандии-Неман».

    Бомбардировочный полк «Лангедок». Командир майор Николя Леонетти. Командиры эскадрилий капитан Фортюн, капитан Тома и капитан Глейзе. Костяк авиаполка составляли пилоты бомбардировочной группы «Лотарингия», которая была сформирована в 1942 г. и некоторое время находилась под командованием первого командира «Нормандии» Жозефа Пуликена.

    Истребительные эскадрильи должны были иметь по 12 боевых самолетов, бомбардировочные по 10 плюс 6 самолетов с пилотами резерва. Бомбардировочный полк, несмотря на формальное включение в состав французской авиадивизии, реально вводился в состав и под командование советской бомбардировочной авиадивизии. Истребительные полки вооружались самолетом Як-3, бомбардировочный самолетом Пе-2. Весь технический состав дивизии был советским.

    Пилотов для формирования дивизии предлагалось набирать среди добровольцев, а в случае, если добровольцев окажется недостаточно, использовать персонал авиачастей, расквартированных во Франции, и выпускников французских летных школ в США и Северной Африке. Набор был начат еще до утверждения всех формальностей с 1 января 1945 года. Количество добровольцев оказалось столь большим, что это вызвало озабоченность американского командования, которое занималось формированием французской авиации в Африке.

    Первая группа для формирования дивизии в составе 13 пилотов отправилась в Тулу 26 февраля 1945 г. Последняя, пятая группа прибыла в конце мая 1945 г. В апреле в дивизию прибыл ее командир подполковник Пуяд. В это время большая часть пилотов дивизии уже была допущена к полетам на боевых машинах. К началу июня дивизия была полностью сформирована и уже получила основную часть техники. В составе дивизии было также девять переводчиков, по три в полку (в том числе советские). Два врача и один священник – Робер Лепутр, участник Сопротивления на севере Франции.

    После войны высказывались предложения сохранить дивизию для участия в войне против Японии. Но французская сторона настояла на выводе всех французских частей во Францию. Авиадивизия была расформирована. Полк «Нормандия-Неман» как покрывший себя боевой славой и единственный полк, сражавшийся вместе с Красной армией, было решено сохранить, персонал перевести в Тулузу, где вооружить французскими самолетами или самолетами союзников. Но по решению советского правительства авиаполк «Нормандия-Неман» вернулся во Францию на своих боевых самолетах Як-3. Местом его дислокации стал аэродром Лее Бурже. Летчики полков «Аквитания» и «Лангедок» вернулись во Францию пассажирским транспортом через Бухарест и Вену.

    Нарукавная нашивка пилотов истребительного авиаполка №1 «Нормандия-Неман» авиадивизии «Франция».

    Первая часть статьи

    Сергей Дыбов

    Английская леди во Франции на Warspot.ru
    Английская леди во Франции
    Как казаки лучшей доли искали… на Warspot.ru
    Как казаки лучшей доли искали…
    
Александр Дюма-дед на Warspot.ru
    Александр Дюма-дед
    Поделиться
    • 3
    • 19
    • 0
    • Статьи по теме
    • Комментарии (0)
    «Пешки» против «Юнкерсов» на Warspot.ru
    «Пешки» против «Юнкерсов»
    Первые советские «охотники» на Warspot.ru
    Первые советские «охотники»
    История о большом везении на Warspot.ru
    История о большом везении
    Кровавая «Искра» генерала Кравченко на Warspot.ru
    Кровавая «Искра» генерала Кравченко
    • Статьи по теме
    • Комментарии (0)
    Неизвестный
    © 2014 — 2022 Warspot English
    • О нас
    • Связаться с нами
    • Как стать автором
    • Все авторы
    • Все теги
    • Карта сайта
    • Правила
    • Соглашение
    • Политика конфиденциальности
    Warspot Вконтакте
    Присоединяйтесь к нам на Facebook
    Мы в Одноклассниках
    Канал в Telegram
    Лучшие материалы в Яндекс Дзен
     
    ПРИВЕТ!

    ВОЙДИТЕ, ИСПОЛЬЗУЯ ВАШ АККАУНТ

    Ваш комментарий будет сохранен после регистрации

    Я подтверждаю, что условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности мне понятны, и принимаю их.

    • wargaming
    • facebook
    • vkontakte
    • google