Речь пойдет о лётчиках-испанцах, во время Великой Отечественной войны воевавших в истребительных авиачастях советских Военно-воздушных сил и противовоздушной обороны территории страны.
Точнее – о тех из испанских пилотов, кто имел на счету воздушные победы. Поводом для «разборки» с ними послужили вопросы отечественных и зарубежных коллег, интересующихся и занимающихся данной темой, часто повторяющиеся по времени и идентичные по содержанию: «А правда ли, что лётчик Санчес (Бельтран, Мероньо и т.п.) во время ВОВ сбил в составе советских ВВС 28 (25, 20 и т.п.) самолётов противника?» В принципе, на все подобные вопросы можно дать однозначный и ёмкий ответ всего лишь одним словом: неправда. Но это будет хоть и правильно по сути, но неинформативно и даже грубо, поэтому попробуем разобраться с «благородными идальго», как говорится, с цифрами в руках.
Сначала остановлюсь, как сейчас стало модно выражаться, на «топовой фигуре» – самом результативном испанском лётчике, воевавшем за «красных» (испанские добровольцы участвовали в боевых действиях на фронтах ВОВ, как известно, по обе стороны фронта, и в составе люфтваффе тоже, но о тех речи сейчас не будет). Наибольших успехов в составе советской авиации в Великой Отечественной войне достиг лётчик 788-го истребительного авиаполка 102-й ИАД ПВО лейтенант Хозе Санта-Мария Паскуаль. В ожесточённых воздушных боях с люфтваффе в небе над Сталинградом летом 1942 года, летая на Як-1, этот пилот всего в течение 12 дней августа сумел одержать 8 подтверждённых воздушных побед, из них 3 лично (один Ю-87 и два Ме-109) и 5 в группе с другими лётчиками (три Ю-88 и два Ме-109). 27 августа 1942 года лейтенант Хозе Паскуаль не вернулся с боевого задания (пропал без вести после воздушного боя). Награждён орденом Ленина.
Боевые достижения остальных испанских лётчиков-истребителей, воевавших на стороне СССР, значительно скромнее. Максимальное количество воздушных побед составляет три. Такого результата добились три лётчика.
Младший лейтенант Антонио-Гальдиано Урибе, летая на Ла-5 в составе 181-го ИАП, сбил три самолёта противника лично (Ю-87, Хш-129 и ФВ-190), погиб в воздушном бою 15 декабря 1943 года. Лейтенант Антонио-Гарсиа Кано сбил два самолёта лично (Хе-111 и Ме-109) и один в группе с товарищами (Хе-111) на Як-7б в составе 573-го ИАП ПВО. Сержант Хосе-Луис Ларраньяга имел аналогичный боевой счёт, летая на Ла-5 в составе 193-го ИАП: он сбил Ме-109 и Ме-110 лично и ФВ-189 в паре, и погиб в воздушном бою 2 мая 1943 г.
Также три воздушные победы, но все в группе с другими пилотами одержал младший лейтенант Бенито-Игнасио Агирре, тоже воевавший на Ла-5 в составе 159-го ИАП. Пропал без вести при выполнении боевого задания 9 марта 1944 года. Два лично сбитых самолёта (один из них тараном) имел на счету капитан Мария-Андрес Фиэрро, воевавший на Як-9 в составе 439-го ИАП ПВО. К концу войны испанец командовал эскадрильей этого полка.
Знаменитые и изрядно «раскрученные» благодаря публицистике советского периода и мемуарной литературе Франсиско Мероньо Пеллисер и Винсенте Бельтран имели на своём боевом счету по одной личной воздушной победе каждый, одержанной под Ростовом-на-Дону на Як-1 в составе сводного 827-го ИАП ПВО летом 1943 года. Штурман 144-го ИАП ПВО капитан Ладислао-Эспес Дуарте одержал одну групповую победу на американской «аэрокобре».
Вот, собственно, и всё. Самолёты, сбитые какими-либо другими испанскими лётчиками, в боевых документах штабов авиационных частей и соединений ВВС КА и ПВО, хранящихся в фондах ЦАМО РФ в Подольске, не отмечены.
Имена и фамилии испанских пилотов даются в транскрипции, принятой в советских документах периода Великой Отечественной войны
Комментарии к данной статье отключены.