С первых месяцев войны Советский Союз стремился модернизировать свои бронетанковые производства. Значимым шагом в этом направлении стало создание 11 сентября 1941 года Наркомата танковой промышленности, в состав которого вошли имевшиеся на тот момент танковые, дизельные и броневые заводы страны. В функции Наркомтанкпрома входило руководство производственно-технической, финансовой, хозяйственно-оперативной деятельностью подчинённых ему организаций и предприятий.
Предпосылки
«Многие раньше представляли себе войну, как картину общей безработицы тыла, ожидающего конца войны, остановку всей торговой и промышленной жизни страны. На самом деле картина получается совершенно обратная; чтобы иметь возможность поддержать фронт, тыл должен развить лихорадочную промышленную деятельность».
Свечин А. А. «Стратегия».
Потребность в наращивании мощностей танковой промышленности в советском государстве существовала с 1920-х годов и решалась разными путями. Первым шагом в этом направлении была принятая в 1926 году трёхлетняя программа танкостроения. Столь сжатый срок программы обусловлен тем, что Совет Обороны СССР видел в международной обстановке угрозу новой войны. Войны не последовало, программа к 1929 г. была выполнена лишь частично, однако она привела к рождению первых серийных советских танков. 1930-е годы были ознаменованы обращением к иностранному опыту танкостроения, а затем и созданием собственных производственных центров в Харькове, Ленинграде и Москве.
В этот период обозначились две серьёзные проблемы: невозможность реализации полного цикла производства в стенах одного завода и большое количество брака при общем невысоком качестве продукции. Первую проблему решала кооперация с заводами смежных отраслей. С качеством дело обстояло сложнее. Причиной была не только низкая квалификация рабочих и новизна поставленных задач, но и постоянные изменения в конструкции машин. Несмотря на объективный характер трудностей, на заводах и в министерствах искали «вредителей», в 1937–38 гг. многие сотрудники и руководители были отстранены от работ и арестованы. Это дало возможность прийти в отрасль новым людям, квалифицированным представителям поколения «культурной революции» начала 1930-х гг., одним из которых оказался будущий нарком танковой промышленности Вячеслав Александрович Малышев.
Малышев был выпускником Великолукского железнодорожного техникума, в 1920-е годы работал помощником машиниста, затем машинистом. В 1930 году он после трёхмесячной подготовки начал учёбу в МВТУ им. Баумана. Партия целенаправленно формировала в эти годы новую техническую интеллигенцию. Вячеслав Александрович поступил в институт в составе третьей партийной тысячи. Закончив обучение в 1934 году, он пошёл работать конструктором на Коломенский заводе им. Куйбышева. За четыре года работы он сменил ряд должностей и сделал блестящую карьеру, став в 1938 г. директором завода. В феврале 1939 г. Малышева вызвали в Кремль, где сообщили неожиданную весть: Сталин назначает его наркомом тяжёлого машиностроения. В этой должности Малышев принял участие в 18-м Съезде ВКП(б), на котором выступил с докладом о подготовке советской тяжёлой промышленности к возможной войне с Германией. В следующем году его назначают наркомом среднего машиностроения и председателем Совета по машиностроению при СНК СССР. С этого времени Малышев сосредотачивается на производстве танков.
Рождение
24 июня 1941 г., спустя два дня после начала Великой Отечественной войны, Малышев выступил на заседании Политбюро ЦК ВКП(б) с докладом о нуждах советской танковой промышленности в военное время. В те дни его поражали вести с фронтов, описывающие сражения с участием тысяч танков. Было ясно, что советская танковая промышленность в своём нынешнем состоянии не сможет восполнять потери фронта в технике. На следующий день Политбюро приняло решение об увеличении выпуска тяжёлых и средних танков, отражённое в двух совместных постановлениях ЦК ВКП(б) и СНК СССР: «О производстве брони и танков КВ» и «Об увеличении выпуска танков КВ, Т-34 и Т-60, артиллерийских тягачей и танковых дизелей на III и IV кварталы 1941 года».
Для наращивания объёмов выпускаемой продукции предприятия были переведены на круглосуточный режим работы в три смены. Пришлось на время отказаться от новых разработок и полностью сосредоточиться на самых актуальных машинах. 1 июля к танковому производству подключились горьковский завод «Красное Сормово», который планировалось переориентировать на выпуск Т-34, и Челябинский тракторный завод, на котором предстояло организовать производство танков КВ. Однако принятых мер оказалось недостаточно для ощутимого изменения ситуации. К тому же, стремительное наступление немецких войск поставило работу многих предприятий под угрозу: их нужно было эвакуировать в тыл.
11 сентября 1941 г. был образован Наркомат танковой промышленности, призванный исправить сложившуюся ситуацию. Малышев встал во главе нового ведомства, сохранив свой пост в СНК. Наряду с партийным прошлым и широким кругом знакомств в руководстве страны и на производстве, это дало ему дополнительные возможности для решения задач своего наркомата. НКТП стал одним из крупнейших промышленных министерств Советского Союза. За время войны на предприятиях танковой промышленности было занято более 200 тысяч человек. С первых дней работы перед наркоматом стояло две основных задачи: наращивание объёмов производства танков и эвакуация промышленности в тыл. На первый взгляд, меры по их решению кажутся взаимоисключающими, однако Малышеву удалось использовать эвакуацию для создания качественно новой производственной базы на Урале. Челябинские заводы, которым только предстояло переориентироваться на производство танков, приняли в свои стены оборудование и опытных рабочих из Ленинграда и Харькова.
В состав НКТП вошли многие предприятия по всей стране. Основу наркомата составили заводы, на которых производство танков велось с 1930-х годов. К их числу относятся:
- — Харьковский машиностроительный (бывший паровозостроительный) завод №183, специализировавшийся на средних танках Т-34;
- — Харьковский завод №75, производивший дизельные моторы В-2 для «тридцатьчетвёрок»;
- — Ленинградский Кировский завод, выпускавший тяжёлые танки КВ;
- — Ленинградский завод №174, занимавшийся производством лёгких танков Т-26;
- — Московский завод №37, делавший лёгкие танки Т-40;
- — Мариупольский завод им. Ильича, производивший танковую броневую сталь;
- — Подольский завод им. Орджоникидзе, выпускавший до войны бронеавтомобили и танкетки.
Кроме того, под управление НКТП перешли предприятия Наркомата среднего машиностроения, не специализировавшиеся ранее на производстве танков: тракторные заводы Сталинграда, Харькова и Челябинска, автомобильный завод им. Коминтерна в Москве, уральские турбинный и вагоностроительный заводы. На протяжении осени 1941 г. происходило расширение Наркомата танковой промышленности. За это время в его состав вошло более 60 предприятий, ранее относившихся к другим министерствам.
Роль нового наркомата в наращивании танкового производства
Формальная смена подчинения заводов не смогла бы изменить ситуацию сама по себе. Огромную производственную базу нового наркомата нужно было структурировать, опираясь как на общие задачи военной промышленности, так и на специфику конкретных предприятий. Первую группу из 15 непрофильных заводов прикрепили в танковому производству для исполнения заказов на отдельные детали. Потребность в этом существовала, например, у завода «Красное Сормово»: предприятие не могло самостоятельно производить дизели и бронелисты для порученных ему Т-34. Помимо этого, в структуре НКТП были организованы ещё две профильные группы: 24 станкостроительных завода объединили во II Главное управление, 10 предприятий абразивной промышленности составили IV главк.
Однако уже зимой 1941–42 гг. эти предприятия перешли в состав других министерств. Абразивная обработка бронелистов могла пригодиться для лёгких танков, но не играла большой роли в случае КВ и Т-34, на производство которых переходило большинство предприятий. Механическая шлифовка поверхности снижала темп выпуска машин, поэтому соответствующие заводы передали Наркомату среднего машиностроения. После того как был восстановлен Наркомат станкостроения, туда передали предприятия II главка, хотя в перспективе они могли бы пригодиться и Наркомтанкпрому. Фактически, к концу зимы 1942 г. в составе НКТП остались только заводы из первой группы, переориентированные на производство танков.
Эвакуация танковых заводов имела ряд негативных последствий: нехватка рабочих, станков, распад довоенных хозяйственных связей (поставки оборудования и сырья), проблема размещения людей в новом месте. К концу зимы 1942 г. эти вопросы были в общих чертах решены, и Наркомат перешёл к решению своей второй задачи: наращивания объёмов выпускаемой продукции. Заводы переводились на конвейерное производство танков, задействовались ранее не использовавшиеся технологии.
При мелкосерийном производстве танков стендовая сборка машин была эффективнее конвейерной, литьё деталей в многоразовых формах не оправдывало себя по сравнению с ковкой. В условиях военного времени количество выпускаемых машин стало важнее их качества: заводы повсеместно переходили к литью деталей, поверхности больше не полировались абразивами, внедрялась автоматическая сварка корпусов по методу академика Е. О. Патона, конструкции танков по возможности упрощались. Эти меры привели к существенному увеличению выпуска танков по сравнению с довоенным временем, но были и негативные последствия: надёжность машин ощутимо упала. Поэтому с лета 1942 г. перед наркоматом встали новые задачи: ужесточение контроля качества и разработка новых моделей танков.
В сжатые сроки Советскому Союзу удалось обогнать Германию по количеству произведённых танков и САУ. В 1942 г. было выпущено 24 тысячи танков и самоходных орудий — почти в четыре раза больше, чем в 1941 г. В том же году Германия выпустила всего около 6,2 тысяч танков. Таким образом, уже с 1942 г. немецкая промышленность на год отставала от советской по количеству машин. Сравнение этих цифр хорошо демонстрирует, какое значение для роста танковой промышленности СССР имели мобилизационные реформы НКТП 1941–42 гг.
Источники:
- Ермолов А. Ю. Танковая промышленность СССР в годы Великой Отечественной войны. М., 2009.
- Свирин М. Н. Бронетехника Сталина. Танки и самоходки СССР. М., 2014.
- Симонов Н.С. Военно-промышленный комплекс СССР в 1920–1950-е годы: темпы экономического роста, структура, организация производства и управление. М., 1996.
- Чалмаев В. А. Малышев. М., 1981.
Комментарии к данной статье отключены.