В первый год Великой Отечественной войны советская танковая промышленность столкнулась с глобальными сложностями. Архивные документы 1941–1942 гг. дают возможность взглянуть на проблемы оборонных заводов глазами наркома танковой промышленности.
В условиях наступления немецкой армии многие заводы эвакуировались в тыл, возникала необходимость заново выстроить инфраструктуру, восполнять нехватку кадров, создавать приемлемые условия жизни и производства на новых местах. Для этих целей в сентябре 1941 года был создан Народный комиссариат танковой промышленности (НКТП) – управляющий орган, призванный организовать танковые заводы в эффективную производственную систему.
Положение в стране было объективно тяжёлым, и военная промышленность не могла избежать общих бед. Танки делали живые люди – устававшие, страдавшие от бытовой неустроенности или, наоборот, пытавшиеся урвать свой кусок в атмосфере общей беды. Наркомат, в свою очередь, стремился не только наказать виновных в срывах производственной программы, но и «залатать дыры», неизбежно возникавшие в хаосе эвакуации, дать рабочим позитивную мотивацию.
Во многом это была заслуга наркома Вячеслава Александровича Малышева, предпочитавшего осуществлять руководство непосредственно на местах: всё время с момента своего назначения до середины лета 1942 года он провёл в разъездах по заводам, лично знакомясь с проблемами производства. Знакомство с приказами НКТП даёт возможность взглянуть на ситуацию глазами наркома и представить, в каких условиях ковалось оружие Победы.
Главной проблемой на момент создания Наркомата танковой промышленности было частичное либо полное невыполнение плана по количеству производимых машин и их узлов. Вот приказ НКТП № 1 от 12 сентября 1941 года (РГАЭ, Ф.8752, Оп.1, Д.1, Л.2–3):
«На протяжении ряда месяцев завод им. КИМ не выполняет производственной программы. В результате безответственного руководства заводом со стороны директора т. Ефремова и главного инженера т. Хламова сорвано выполнение всех оборонных заказов. Трудовая дисциплина на заводе расшатана, в цехах захламлено. Крайне дефицитные станки простаивают, в то время как программа не выполняется.
тт. Ефремову и Хламову неоднократно указывалось Наркоматом и другими организациями на их плохую работу, но они не сделали должных выводов из этих предупреждений и продолжали работать негодными, порочными методами.
Совнарком Союза ССР своим постановлением от 11/IX с.г. отметил, что в результате безответственного отношения к делу главного инженера завода т. Хламова значительная часть изготовленной для выполнения оборонного заказа оснастки оказалась негодной».
В итоге оба упомянутых производственника были сняты с высоких должностей и переведены на низовую работу с соответствующим понижением оклада.
С первых дней работы наркому было ясно: проблема выполнения плана оказывалась напрямую связана не только с технологиями производства, но и с использовавшими эти технологии людьми. Значительное количество приказов, посвящённых данному вопросу, содержали не только замечания к руководству и требования наказать виновных в простоях оборудования и срывах сроков, но и предложения по созданию у рабочих положительной мотивации. Приказ № 11 от 23 сентября 1941 года гласил (РГАЭ, Ф.8752, Оп.1, Д.1, Л.42–43):
«Проверка работы сборочно-сдаточного цеха ЧТЗ показала, что в этом цехе нет должного порядка и технологической дисциплины, в результате чего установленные сроки сборки машин срываются. После сборки обнаруживается большое количество дефектов, устранение этих дефектов затягивается, в результате чего сдача машин срывается, а 22/IX с.г. из-за отсутствия должного порядка на сборке не было сдано ни одной машины.
Считая, что такое положение на сборке грозит срывом выполнения программы завода, ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Обязать главного инженера ЧТЗ тов. Махонина лично навести должный порядок на сборке и обеспечить бесперебойную качественную сборку машин.
2. Установить, что каждая машина по сборке закрепляется за определённым старшим мастером конвейера, который полностью отвечает за сдачу машины с конвейера в сдаточный цех в срок, установленный правительственным графиком.
3. Обязать Директора ЧТЗ тов. Шор в однодневный срок расследовать причины срыва выпуска машин 22/IX с.г. и виновных строго наказать, вплоть до предания суду.
4. Установить для ИТР сборочно-сдаточного цеха ЧТЗ премиальную систему за выполнение сроков сборки и сдачу машин с конвейера надлежащего качества. За повторные обкатки и дефекты с виновных удерживать расходы, связанные с повторением обкатки, а при систематическом повторении дефектов виновных привлекать к ответственности, вплоть до предания суду. Директору ЧТЗ тов. Шор в однодневный срок представить мне на утверждение премиальную систему для командного состава сборочно-сдаточного цеха.
5. Разрешить Директору ЧТЗ тов. Шор ввести для рабочих сборочно-сдаточного цеха прогрессивную оплату труда за перевыполнение норм сборки и сдачу машин, при своевременном обеспечении надлежащего качества сборки.
6. Разрешить Директору ЧТЗ тов. Шор увеличивать прогрессивную оплату туда рабочих до 50% за хорошее качество работы, за отсутствие дефектов и повторных обкаток после сдачи машин».
К концу зимы 1942 года ситуация начинает понемногу выправляться. Приказ № 41-м от 4 февраля 1942 года содержит замечания общего характера. Проблемы с дисциплиной отмечены, главным образом, на эвакуированных заводах (РГАЭ Ф.8752, Оп.1, Д.4, Л.144–147):
«Задача увеличения производства танков требует от всех рабочих и служащих полного использования установленного рабочего времени, строжайшей трудовой дисциплины и повышения производительности труда.
Однако, на ряде заводов, и, в особенности, на эвакуированных (заводы №№ 183, 37, 76 и др.) состояние трудовой дисциплины рабочих и служащих находится не на должной высоте, а со стороны директоров заводов и начальников цехов ослабло внимание к этому важнейшему вопросу. Еще не изжиты совершенно нетерпимые в военное время опоздания на работу, отлучки с работы, несвоевременное начало и окончание работы, бесцельное хождение в рабочее время и невыходы на работу по неуважительным причинам.
Многие начальники цехов и мастера проявляют либеральное отношение к лодырям, разгильдяям и нарушителям трудовой дисциплины, а причины и обстоятельства нарушения трудовой дисциплины выявляются несвоевременно и не тщательно.
<…>
Несмотря на то, что рабочие и служащие, согласно Указу от 26 декабря 1941 г., мобилизованы и прикреплены на период военного времени за предприятиями танковой промышленности, паспорта до сего времени продолжают оставаться у рабочих и служащих, что в ряде случаев используется для самовольных уходов с предприятий».
Стоит отметить, что прикрепление рабочих к заводам во время войны было вынужденной мерой. Предприятия постоянно сталкивались с проблемой нехватки персонала. Её корни уходят в историю эвакуации промышленности: при переезде терялись не только станки, но и ценные кадры. Например, многие рабочие харьковских заводов ушли в ряды ополчения вместо того, чтобы эвакуироваться на Урал. Однако имели место и постыдные случаи дезертирства, отражённые, например, в приказе № 30/ААГ от 26 сентября 1941 года (РГАЭ Ф.8752, Оп.1, Д.1, Л.87–88):
«Проверкой на месте на заводе № 183 мной установлено, что в ряде цехов – «700», «100», «500» – имеют место факты, когда отдельные рабочие самовольно прекращают работу раньше окончания смены и оставляют завод; ряд рабочих специальных цехов без уважительных причин не является на работу в течение 3–5 и более дней; некоторые рабочие, обязанные приказом по заводу выехать на другое место работы, получив подъемные и друг. выплаты, присвоив государственные средства, не выехали по месту назначения, прекратили явку на завод – дезертировали с трудового фронта».
Дезертировавших рабочих предписывалось отдать под суд, начальству был объявлен строгий выговор за допущение подобной ситуации.
Директора заводов периодически обращались в Наркомат с просьбами помочь в решении кадровой проблемы. Но взять дополнительных рабочих было неоткуда: человеческие ресурсы были ограничены и истощены идущей войной. В этих условиях Малышев мог только указать директорам на внутризаводские возможности для хотя бы частичного исправления ситуации. Приказ № 165-м от мая 1942 года предписывает в двухнедельный срок перевести часть рабочих из аппарата отделов заводоуправления и цехов непосредственно на производство (Оп.1, Д.9, Л.127):
«В последнее время некоторые директора заводов обратились в Наркомат с ходатайством о сохранении на заводе временно направленной к ним рабочей силы, а также о дополнительном направлении на завод рабочих из числа трудоспособного населения.
Возросшие потребности на рабочую силу эти заводы считают возможным покрывать, главным образом, за счет притока рабочих извне.
Внутризаводские возможности (ужесточение норм выработки, улучшение технологических процессов, перевод вспомогательных рабочих, ИТР, служащих непосредственно на производственную работу и др.), обеспечивающие сокращение потребности в рабочей силе и увеличивающие численность производственных рабочих, директора заводов, начальники цехов использовали крайне недостаточно, в особенности на заводах №№ 37, 76, 174, Кировском, заводе № 200, № 38.
Управленческие аппараты заводов и цехов еще не приведены в соответствие с условиями войны».
Приведённые выше документы свидетельствуют о том, в каких тяжёлых условиях танковой промышленности приходилось выходить на нужную фронту мощность. Резервы СССР были не безграничны, война стала для страны серьёзной проверкой на прочность – в том числе и в тылу, в заводских цехах. Пристальное внимание наркома танковой промышленности к дисциплине и порядку на предприятиях было обусловлено необходимостью поиска внутризаводских ресурсов для выполнения планов по количеству машин.
Уже весной 1942 года отставание от плана на многих заводах сокращается, некоторые предприятия начинают перевыполнять план, организовываются социалистические соревнования. Наряду с установлением новых логистических связей между заводами и внедрением инновационных методов производства, предпринятые Малышевым административные меры помогали реорганизовать советское танковое производство сообразно условиям военного времени.
Использованная литература:
- Ермолов А. Ю. Танковая промышленность СССР в годы Великой Отечественной войны – М., 2009.
- Уланов А. А., Шеин Д. В. Порядок в танковых войсках? – М., 2011
- Симонов Н. С. Военно-промышленный комплекс СССР в 1920–1950-е годы: темпы экономического роста, структура, организация производства и управление – М., 1996.
Комментарии к данной статье отключены.