В первый год Великой Отечественной войны советская танковая промышленность столкнулась с глобальными сложностями. Их преодолением занимался созданный в сентябре 41-го Наркомат танковой промышленности, который возглавил Вячеслав Малышев. К лету 1942 года удалось решить лишь часть острых вопросов, зато появились новые: проблема наращивания объёмов производства танка Т-34, снижение качества танков и потребность в создании самоходных установок. Решать их предстояло уже новому наркому Исааку Зальцману. Почему Сталин снял Малышева и что заставило генсека вернуть его на эту должность год спустя?
Лето 1942 года для советской танковой промышленности ознаменовалось отставкой наркома В. А. Малышева, руководившего отраслью почти год. По мнению Сталина, нарком недостаточно усердно работал над реализацией правительственной программы, согласно которой мобилизованные заводы военной промышленности должны были выпускать порядка 50 000 танков в год. Сейчас подобные претензии кажутся не вполне обоснованными по двум причинам.
Во-первых, требования были очевидно завышенными: даже в 1944 году, когда советское танкостроение было уже на подъёме, с конвейера сошло только около 29 000 машин. Во-вторых, начало войны на территории СССР было серьёзным потрясением для всей советской промышленности, в том числе и для танковых заводов. Предприятия эвакуировались в тыл, где необходимо было налаживать новые инфраструктурные связи, бороться с тяжёлыми условиями жизни и труда, разрабатывать и внедрять новые производственные технологии. Комплекс проблем, с которым столкнулся Наркомат танковой промышленности (НКТП) в первый год войны, не только не способствовал наращиванию объёмов производства, но и во многом препятствовал ему. В общем, лето 1942 года никак не подходило для подведения итогов деятельности Малышева на посту главы НКТП.
Тем не менее, 24 июля 1942 года Сталин назначил новым наркомом танковой промышленности СССР 36-летнего уроженца Подольской губернии Исаака Моисеевича Зальцмана. Прежде он был директором ленинградского Кировского завода, где смог за весьма короткий срок — с 1933 по 1938 гг. — вырасти до этой должности из простого мастера. Как и Малышев, Зальцман за годы работы накопил немало полезных связей среди партийного руководства, которые в дальнейшем помогли ему эффективно приводить в жизнь реформы в области танкостроения.
Первым делом Зальцман принял меры по налаживанию выпуска Т-34, вошедшего в историю как самый массовый танк Великой Отечественной. К моменту начала войны он превосходил по своим характеристикам все существовавшие немецкие машины, но в конце 1942 года его превосходство стало сходить на нет из-за перевооружения Pz.IV длинноствольными 75-мм пушками, легко пробивавшими лобовую броню «тридцатьчетвёрки». Тем не менее, летом 1942 года Зальцман не без оснований начал позиционировать Т-34 как основной танк советской армии, для наращивания объёмов производства которого имело смысл уменьшить выпуск тяжёлых и лёгких танков. Первые шаги в этом направлении были сделаны ещё при Малышеве: весной 1942 года заводы № 173 и № 174 были объединены в одно предприятие, на котором к лету был развернут выпуск Т-34 вместо лёгких танков Т-50.
В распоряжении Зальцмана не было резервов, способных помочь восполнить недостаток средних танков: к середине 1942 года все заводы были заняты, каждый был загружен производством собственной продукции. Оставался единственный возможный вариант – переориентировать часть предприятий на выпуск наиболее эффективных машин. В июле нарком подключает к производству Т-34 Уральский завод тяжёлого машиностроения и созданный в ходе эвакуации челябинский «Танкоград». Для того чтобы УЗТМ, прежде производивший в основном башни и корпуса для КВ, смог наладить выпуск Т-34, с ним был слит свердловский завод № 37, занимавшийся производством лёгких танков. Вместе два предприятия смогли в течение лета организовать в своих стенах полный цикл производства средних танков. Первые машины сошли с конвейера в сентябре, а к концу осени предприятие выпускало уже 101 танк в месяц.
«Танкоград» включал в себя Челябинский тракторный завод и два вывезенных на Урал предприятия: ленинградский Кировский и Харьковский моторостроительный заводы. До эвакуации Кировский завод специализировался на производстве тяжёлых танков КВ, поэтому часть мощностей ЧТЗ после объединения простаивала без дела. В частности, для производства Т-34 пригодился конвейер, использовавшийся до войны для производства тракторов. Рабочие «Танкограда» под руководством конструкторов завода № 183, в стенах которого был собран первый Т-34, освоили полный цикл производства новой машины за впечатляюще короткий срок – 33 дня. Первые танки сошли с конвейера уже в августе, в октябре предприятие выпустило 300 «тридцатьчетвёрок». Кроме того, значительно улучшили свои показатели вывезенный на Урал из Харькова завод № 183 и избежавший эвакуации горьковский завод № 112 «Красное Сормово». Общими усилиями предприятий НКТП в декабре 1942 года было выпущено более полутора тысяч Т-34. В этом деле Зальцман достиг успеха.
По-прежнему остро стоял вопрос надёжности боевых машин, обозначившийся ещё в первые месяцы войны. В той или иной мере проблема преждевременного выхода из строя была характерна для всех моделей советских танков, однако Зальцман решает сосредоточить основное внимание на Т-34. Учитывая описанные выше реформы на производстве, это логично: «тридцатьчетвёрка» становилась самым массовым танком, поэтому проблема её надёжности вышла на первый план. В сентябре 1942 года в стенах завода № 183 в Нижнем Тагиле прошла конференция по качеству танков Т-34, на которой были обозначены основные проблемы машины и намечены способы их решения. Этот вопрос и прежде заботил руководство НКТП, но издание приказов само по себе не могло исправить сложившуюся ситуацию. Для этого требовались совместные усилия конструкторов, технологов, работников наркомата и представителей танковых войск, непосредственно сталкивавшихся с дефектами машины. Благодаря тому, что все эти люди приняли участие в конференции по качеству Т-34, на ней удалось вскрыть наболевшие проблемы и наметить пути для их решения.
Проблема снижения качества танков уходила своими корнями в период эвакуации промышленности на Урал. Главный конструктор завода № 183 А. А. Морозов отмечал нехватку на новом месте квалифицированных рабочих: 80% сотрудников были новыми людьми, не обладающими достаточным опытом. В той или иной степени ситуация была схожей и на других эвакуированных заводах, директора которых неоднократно писали в наркомат о нехватке кадров. Проблема затронула и отдел технического контроля: 800 из 900 работников ОТК завода № 183 были новичками в своём деле. Ситуация осложнялась тем, что технологию производства приходилось упрощать из-за нехватки оборудования на новой площадке. В результате упало качество подшипников и резины, внутренняя амортизация колёс оказалась ненадёжной. Из-за ухудшения качества бронелиста и небрежности в его обработке более половины дефектных танков имели трещины в броне. Кроме того, не у всех ответственных за техпроцесс рабочих были на руках необходимые документы и измерительные приборы.
После выяснения основных проблем участники конференции перешли к обсуждению способов борьбы с ними. Был составлен список деталей, нуждающихся в доработке в первую очередь. В их число входили бортовая передача, ленивец, быстро засоряющийся воздухоочиститель. Также на конференции было решено оснастить Т-34 командирской башенкой, позволявшей сделать башню танка более вместительной и предоставить командиру лучший обзор на поле боя. Решения конференции коснулись и организации производства: на рабочие места предписывалось спустить необходимые техпроцессы и измерительные приборы.
Чтобы ликвидировать ситуацию, когда личную ответственность за качество детали не несёт ни один сотрудник, и мотивировать мастеров следить за качеством самостоятельно, была введена практика простановки личных клейм на деталях. Большую свободу получили сотрудники ОТК: теперь они могли обратиться в наркомат в обход директоров заводов, если видели в этом острую необходимость. Однако приёмка дефектных машин по-прежнему осуществлялась, так как танки были нужны фронту в больших количествах и слишком требовательный технический контроль мог обернуться в этих условиях серьёзными неприятностями. Тем не менее, к лету 1943 года ключевые недостатки Т-34 были устранены, на испытаниях танк преодолевал дистанцию 2000 километров и был признан вполне надёжным.
Другим направлением работы Зальцмана было создание новых моделей танков, однако на этом поприще его успехи не были столь значительны. Самым важным достижением наркома за год работы стало появление самоходных артиллерийских установок. Работа над ними была начата ещё в начале 1942 года в связи с тем, что обычная артиллерия не могла оказывать войскам непрерывную огневую поддержку во время наступления. Первая лёгкая самоходка СУ-12, принятая на вооружение как СУ-76, приводилась в движение двумя автомобильными двигателями. В результате рассинхронизации между ними у неё быстро ломалась коробка передач. Ответственность за провал Зальцман возложил на С. А. Гинзбурга, положившего начало разработке советских САУ и принимавшего в ней самое непосредственное участие. Конструктор был отстранён от работы и отправлен на фронт, где вскоре погиб. Работы по созданию новых самоходок были продолжены. В январе 1943 года началось производство СУ-122 на базе танка Т-34, а в феврале из ворот Кировского завода выехала первая серийная СУ-152 – знаменитый «зверобой».
С другими машинами дела шли не так гладко. Тяжёлый танк КВ-13 (будущий ИС) страдал от постоянных поломок в ходе испытаний, и ситуация начала улучшаться только в 1943 году. Средний танк Т-43, спроектированный на основе «тридцатьчетвёрки», так и не пошёл в массовое производство; было выпущено только три опытных образца. Таким образом, в очередной раз дали о себе знать ограничения советской промышленности в ресурсах: основные силы заводов уже были брошены на наращивание выпуска Т-34 и разработку более технологичных узлов для него. В этих условиях не могло быть речи о полномасштабном переоснащении танковых войск.
В 1943 году потребность в нём стала очевидной. После появления новых немецких «Тигров», «Пантер» и модернизированных Pz.IVF советский Т-34 потерял своё былое превосходство на полях сражений. Волна критики в адрес Зальцмана росла: его обвиняли в затормаживании программы модернизации и безответственном отношении к распоряжениям о создании новых машин. Весной 1943 года тревогу забил В. А. Малышев, бывший на тот момент помощником В. М. Молотова в сфере танкостороения. 10 апреля он направил Сталину письмо, содержавшее конкретные меры для эффективного противостояния немецким Pz.VI «Тигр». У Зальцмана такой программы не было, поэтому летом 1943 года он был снят с должности наркома танковой промышленности. Вместо него на этот пост вернулся Малышев, получивший возможность реализовать свой план по перевооружению танковых войск.
Список использованной литературы:
- Ермолов А. Ю. Танковая промышленность СССР в годы Великой Отечественной войны – М., 2009
- Свирин М. Н. Бронетехника Сталина. Танки и самоходки СССР – М., 2014
- Симонов Н. С. Военно-промышленный комплекс СССР в 1920–1950-е годы: темпы экономического роста, структура, организация производства и управление – М., 1996
Комментарии к данной статье отключены.