На рубеже XIX и XX веков концерн Круппа приступил к разработке крупнокалиберных осадных орудий, закрепляя занятое им лидирующее положение в производстве артиллерийских систем для германской армии. Немецкие политики и промышленники понимали, что близится война за колонии и рынки сбыта, и наиболее вероятными противниками Германии на суше должны были стать Франция, Бельгия, Голландия и Россия. Все эти государства обладали мощными, частью современными, частью — устаревшими крепостными укреплениями. Поэтому у германской армии возникла потребность в дальнобойной осадной артиллерии особо крупного калибра — от 28 см (в Германии того времени калибр пушек указывался в сантиметрах) и выше.
30,5-см морская гаубица «модель «Бета» («Beta-Gerät») была сконструирована в 1897 году. В 1908 году она была модернизирована, но, тем не менее, результаты стрельб этой артсистемы по бетонным стенам различной толщины не устраивали Комиссию по испытаниям артиллерийских систем (Artillerieprüfungskommission — далее АПК), и конструкторы Круппа получили задание разработать более мощное осадное орудие.
Сначала конструкторы хотели увеличить калибр нового орудия до 35 см, но потом остановились на калибре в 42 см, так как только снаряд такого калибра мог нести заряд взрывчатки, обладающий разрушительной силой, достаточной для успешного прохождения испытаний АПК.
В 1909 году был получен первый прототип гаубицы «проекта «Гамма». Орудие получило такое название, поскольку это был третий проект особо крупнокалиберного осадного орудия, разработанного конструкторами Круппа, а буква «гамма» — это третья буква греческого алфавита. Орудие также обозначали, как «проект L/16», что говорило о длине его ствола, равнявшейся 16-ти калибрам, то есть 6,72 метрам. В немецкой терминологии «проект «Гамма» классифицировался как мортира (42-cm Gamma Mörser), что не совсем правильно. Дело в том, что в артиллерии мортирами принято считать орудия с длиной ствола до 15-ти калибров, а орудия со стволом в 15 калибров и выше уже считаются гаубицами. Однако стоит отметить, что в различных странах на терминологию в артиллерии смотрели по-разному. Например, в Российской империи понятие «гаубица» вообще отсутствовало до начала ХХ века.
«Гамма» в общих чертах повторяла конструкцию 30,5-см орудия «модель «Бета» и визуально была на него похожа. Она имела такой же винтовой казённик системы «Welin», несвойственный крупповским пушкам (на немецких орудиях, как правило, использовался затвор типа «скользящий клин»), но обычный для французских и английских артсистем.
42-см мортира «Гамма» получилась невероятно громоздкой и тяжёлой — её вес достигал ста пятидесяти тонн. «Гамма» относилась к орудиям типа Bettungsgeschütz («фундаментное орудие»), то есть было неподвижным. Для его установки требовался монтаж бетонного фундамента под лафет, что занимало минимум неделю времени, необходимого для застывания бетона и набора им достаточной крепости. Для перевозки этого «монстра» требовалось десять железнодорожных платформ: шесть — для перевозки самого орудия, и четыре — для транспортировки боезапаса, подъёмников, тягачей и т. д. Для установки «Гаммы» требовался рельсовый кран. Расчёт орудия составлял 250 человек.
Угол возвышения ствола мортиры составлял от +43° до +75°, углы горизонтального наведения — от -23° до +23°. Механизм отката состоял из двух гидравлических тормозов (располагались над стволом) и гидропневматического накатника (располагался под стволом). Прицельная дальность стрельбы составляла 14200 метров.
Скорострельность «Гаммы» составляла один выстрел за 8 минут. Заряжание было раздельным, то есть пороховые картузы и снаряды подавались в ствол отдельно друг от друга. Вес картуза достигал 77,8 кг, и при заряжании могло использоваться от одного до четырёх таких картузов. По меркам того времени орудие обладало чудовищной разрушительной силой. Вес его бетонобойного снаряда достигал 886 кг (начальная скорость — 370 м/с), а фугасного – 760 кг (начальная скорость — 420 м/с). Во время Второй мировой войны «Гамма» стреляла бетонобойными снарядами весом уже в 1003 кг. Тем не менее, громоздкость орудия, его неподвижность и проблемы, связанные с его транспортировкой и установкой, перевешивали все его достоинства.
После проведения очередных стрельб 15 июля 1912 года АПК заказал мобильную версию 420-мм мортиры, снабжённую колёсами — более транспортабельную, более простую в монтаже и не столь тяжёлую. Конструкторы концерна Круппа приступили к созданию орудия «проекта «М» L/12», более известного как «Большая Берта».
Иногда встречаются утверждения, что «Большая Берта» — это укороченная и поставленная на колёса «мортира «Гамма». Это не соответствует действительности, прежде всего потому, что у этих орудий были совершенно разные принципы запирания ствола. Если в «проекте «Гамма» использовался винтовой затвор, то при проектировании казённика «Большой Берты» немецкие конструкторы вернулись к привычному для них принципу «подвижного клина».
Несмотря на разработку «Большой Берты», мортира «Гамма» также была принята на вооружение, и до начала Первой мировой войны было изготовлено пять экземпляров этого оружия. Позже, во время войны, заводы Круппа выпустили ещё пять таких орудий.
По расчётам немецкого генштаба, для преодоления бельгийских крепостей Намюр и Льеж германской армии требовалось 8 мортир «Гамма». Однако с поставленной задачей блестяще справились 5 мортир «Гамма» и 2 «Большие Берты». После сражений в Бельгии «гаммы» использовались во Франции, а также в России при штурме Ковенской крепости.
После поражения в Первой мировой войне согласно условий Версальского договора Германия больше не могла обладать осадной артиллерией, и все имевшиеся у неё крупнокалиберные мортиры и гаубицы подлежали уничтожению. Тем не менее, одна из мортир «проекта «Гамма» была спрятана на полигоне Круппа в Меппене, и в 1933 году, с приходом к власти в Германии национал-социалистов, снова оказалось востребованной.
В 30-х годах эта мортира использовалась на полигоне для тестирования свойств фортификационных бетонов, перед началом Второй мировой войны оказалась в резерве главного командования Вермахта, и вскоре поступила на вооружение в дивизион сверхтяжёлых орудий. В 1940 году это орудие участвовало в штурме линии Мажино, а летом 1942 года, будучи в составе 459-й отдельной батареи 781-го артиллерийского полка, участвовало в Третьем штурме Севастополя, где за период с 2 по 13 июня выпустило 276 снарядов. В частности, «Гамма» вела огонь по 30-й бронебашенной береговой батарее, однако данных о нанесенных ею повреждениях нет. Также известно, что в 1944 году эта мортира участвовала в подавлении Варшаского восстания — данные о результатах ее стрельбы в Варшаве также отсутствуют. После этого следы «Гаммы» теряются, и её дальнейшая судьба авторам статьи не известна.
Комментарии к данной статье отключены.