В середине 40-х годов американская армия получила целый ряд боевых машин, использовавших шасси лёгкого танка М24 «Чаффи», среди них была и зенитная самоходная установка М19 . Однако война в Корее продемонстрировала низкую надёжность их ходовой части, что привело к разработке нового семейства техники на шасси танка М41 «Уокер Бульдог», принятого на вооружение в 1951 году. Одним из ярких представителей этого семейства стала зенитная самоходная установка М42.
В конце августа 1951 года Минобороны США выделило средства для постройки трёх прототипов: зенитной самоходной установки (ЗСУ) Т141 с оптическим прицелом; модификации Т141Е1, способной взаимодействовать с машиной целеуказания; Т53 — машины целеуказания с РЛС. Поначалу более перспективной считалась связка Т141Е1 и Т53, но, как показал последующий опыт, элементная база начала 50-х годов не позволяла создать малогабаритный радар, сохраняющий работоспособность при движении на гусеничном шасси по пересечённой местности. В итоге считавшаяся резервной ЗСУ Т141 превратилась в основной вариант.
В компоновочном отношении Т141 представляла собой гибрид шасси танка М41 и башни ЗСУ М19 со спаркой 40-мм автоматов «Бофорс». Правда, корпус танка пришлось немного «доработать напильником» — диаметр погона башни М19 был больше, чем у М41. Если у М19 боевое отделение находилось в корме, то у новой зенитки — в центре корпуса. Расширенные размеры боевого отделения позволили на треть увеличить боекомплект (с 352 до 480 снарядов).
Создание ЗСУ заняло не много времени — испытания первой партии Т141 завершились в начале сентября 1952 года, а 22 октября самоходку официально приняли на вооружение под обозначением «Gun, Twin 40 mm, Self-Propelled, М42» («Самоходное спаренное 40-мм орудие М42»). Основным её производителем стал завод «Кадиллак» в Кливленде, строивший М42 до конца 1959 года, а в апреле-декабре 1953 года ЗСУ выпускалась и предприятием «ACF Индастриз» в Бервике (штат Пенсильвания). Общий объём производства М42 составил около 3700 единиц.
Особенности конструкции
М42 имеет сварной корпус классической компоновки: в передней части находится отделение управления, в центре — боевое, в корме — моторно-трансмиссионное. Применительно к одному борту ходовая часть состоит из пяти опорных катков с торсионной подвеской (на 1-м, 2-м и 5-м катках дополнительно установлены гидравлические амортизаторы), трёх поддерживающих роликов, а также ведущего колеса заднего расположения и натяжного переднего. Гусеница состоит из 74 стальных траков с резиновыми накладками.
Первоначально машина комплектовалась 6-цилиндровым рядным бензиновым мотором воздушного охлаждения «Континентал» AOS-895-3 мощностью 500 л.с. С февраля 1956 года устанавливался двигатель AOSI-895-5 с непосредственным впрыском топлива — той же мощности, но более экономичный. В ходе ремонтов новым двигателем оснастили большинство М42 ранних выпусков (такой вариант машины обозначался М42А1).
Экипаж состоял из шести человек: механик-водитель и командир машины (он же радист) располагались в отделении управления, а командир расчёта, наводчик и два заряжающих — в башне. В частях экипаж ЗСУ нередко сокращали до пяти человек, совмещая должности командира машины и командира расчёта (полные экипажи оставались только в машинах командиров секций и взводов).
Отделение управления М42 существенно переделали по сравнению с базовым танком М41. Лобовой бронелист установили под меньшим углом наклона к вертикали, проделав в нём большой прямоугольный люк для загрузки боекомплекта. В крыше отделения управления имеются два овальных люка для механика-водителя и командира.
Помимо обычной коротковолновой радиостанции AN/VRC-7, −8, −9 или −10 и танкового переговорного устройства AN/VIC-1, машина оборудовалась приёмником AN/GRR-5, предназначенным для прослушивания радиообмена в воздухе.
Главным вооружением ЗСУ являлись две 40-мм автоматические пушки М2А1 (длина ствола — 60 калибров), установленные в люльках М4Е1 в бронированной, открытой сверху вращающейся башне. Электрогидравлический привод вращения башни обеспечивал поворот на 360° за 9 сек, а резервный ручной привод — за 10,5 сек. Угол вертикальной наводки — от −5° до +85°.
Поначалу пушки М2А1 комплектовались классическими конусообразными пламегасителями, позже начали применять «трёхпалые». Скорострельность орудия составляла 120 выстрелов в минуту, но ввиду воздушного охлаждения стволов предписывалось после 100 выстрелов делать перерыв в ведении огня. На надгусеничных полках машина перевозила запасные стволы (замена занимала около трёх минут). Горизонтальная дальность стрельбы составляла 9500 м, досягаемость по высоте — 5000 м.
Прицельное оборудование установки М42 включало в себя коллиматорный прицел М24С и прибор управления огнём М38, в который командир расчёта посредством верньеров вводил примерную скорость цели, а также её угол пикирования либо кабрирования (после чего М38 автоматически вычислял поправку). Огонь вёл наводчик посредством электроспуска с педалью.
Боекомплект пушек состоял из следующих типов снарядов:
- М81 и М81А1 АР-Т — бронебойные трассирующие, применяемые для поражения легкобронированных объектов, полевых укрытий, а также воздушных целей (масса снаряда — 2,08 кг, начальная скорость — 872 м/с);
- М91 ТР-Т — учебный трассирующий, с баллистикой, приближённой к М81;
- М25 — холостой;
- Mk 2 HET-SD и Mk 2 HEIT-SD — осколочно-фугасный и осколочно-фугасно-зажигательный снаряды с трассером и устройством самоликвидации, срабатывающим после выгорания трассирующего заряда (через 7-12 с). Применялись для стрельбы по воздушным целям, а также живой силе и не бронированным машинам. Масса снарядов обоих типов составляла 2,15 кг, начальная скорость — 880 м/с.
Боепитание осуществлялось из четырёхснарядных обойм.
Вспомогательное вооружение было представлено 7,62-мм пулемётом М1919А4 (позже иногда заменялся на М60), устанавливавшимся на вертлюге на боковой либо задней стенке башни. Боекомплект пулемёта — 1750 патронов.
Служба
Новые зенитки начали поступать в войска в 1953 году и на Корейскую войну не успели. В дивизионном звене М42 быстро заменили не только ЗСУ М16 и М19, но и буксируемые «Бофорсы». В состав каждой танковой или механизированной дивизии включался зенитный дивизион, состоявший из управления, штабной батареи и четырёх огневых батарей. Огневая батарея состояла из двух огневых взводов по четыре секции (в каждой — две ЗСУ). Таким образом, взвод насчитывал 8 ЗСУ, батарея — 16, дивизион — 64. Хотя М42 не предназначалась для десантирования парашютным способом, дивизион таких зениток вошёл и в штат воздушно-десантной дивизии. Предполагалась доставка ЗСУ тяжёлыми транспортными самолётами на аэродром, захваченный первым броском десанта.
Приоритетной задачей для частей, вооружённых М42, являлась противовоздушная оборона, но в случае отсутствия угрозы с воздуха уставы допускали их применение для поражения наземных целей. Ввиду слабого бронирования и большой высоты М42 должны были действовать, укрываясь за складками местности. В амфибийных операциях, а также при форсировании водных преград батареи М42 должны были находиться в первом эшелоне, обеспечивая ПВО плацдарма после высадки или переправы.
Уже в конце 50-х годов стало очевидным, что М42 не может эффективно бороться с современными реактивными самолётами, ведь её вооружение и система управления огнём оставались на уровне Второй мировой войны. Но ни ЗСУ «Виджилент» с 37-мм шестиствольной револьверной пушкой, ни ЗРК «Маулер», создававшиеся для замены М42, на вооружение так и не приняли. В итоге на смену М42 пришёл «дуэт» из довольно простых средств — 20-мм шестиствольной ЗСУ М163 «Вулкан» и ЗРК «Чапарэл». Поставки этих средств в войска начались в 1968 году, но последние М42 были сняты с вооружения регулярной армии уже в 1963 году. Задачи войсковой ПВО временно возложили на ЗРК средней дальности «Хок». Единственное исключение составили две батареи, дислоцировавшиеся в зоне Панамского канала — в них М42 служили до 1970 года, поскольку правительство Панамы не дало согласия на развёртывание в этом районе ЗРК «Хок».
Вьетнам
Ввиду начала войны во Вьетнаме уже в 1966 году ЗСУ М42А1 вновь вернули в регулярную армию. Американское командование сочло, что самоходные зенитки лучше подойдут для этого театра военных действий: противник не располагал мощной авиацией, а 40-мм скорострельные автоматы ЗСУ вполне годились для обстрела наземных целей. Во Вьетнаме М42А1 окрестили «Дастером». Это слово, в буквальном переводе означающее «пыльник, тряпка для уборки пыли», применительно к зенитке скорее следует переводить как «поднимающий пыль». В самом деле, при стрельбе по наземным целям, когда стволы пушек были почти параллельны земле, машину окутывало облако пыли.
Во Вьетнам направили три дивизиона «Дастеров» — 192 машины (если предположить, что дивизионы отправлялись на войну полностью укомплектованными — точных сведений на этот счёт нет). Каждому дивизиону придавалась батарея 12,7-мм буксируемых счетверённых пулемётных установок М55 и прожекторная батарея.
1-й дивизион 44-го артполка прибыл во Вьетнам 7 ноября 1966 года. Первоначально он усилил 3-ю дивизию морской пехоты, действовавшую в 1-м (северном) корпусном районе. В 1968 году дивизион вошёл в состав артиллерии 1-х полевых сил (I Field Force Vietnam Artillery) и постоянно дислоцировался в Донг Ха. В 1970 году дивизион передислоцировали в Дананг, включив в состав 24-го армейского корпуса. Вывели его из Вьетнама 30 декабря 1971 года.
Практически одновременно с 1-м дивизионом 44-го полка во Вьетнам прибыл 5-й дивизион 2-го артполка. Он вошёл в состав артиллерии 2-х полевых сил, действуя главным образом в районах баз Куи Нон и Лонг Бинь (севернее Сайгона). Вьетнамская командировка этой части завершилась 22 июня 1971 года.
11 марта 1967 года во Вьетнам прибыл 4-й дивизион 60-го артполка, который вошёл в состав 41-й артиллерийской группы 3-го корпуса. Первоначально часть находилась в Куи Нон, в июне 1968 года была передислоцирована в Ан Кхе, а в конце 1970 года — в Туй Хоа. Дивизион вывели из Вьетнама 21 декабря 1971 года.
Пострелять по воздушным целям во Вьетнаме «Дастерам» довелось лишь несколько раз в самом начале своей службы, да и то целями были американские или южновьетнамские машины, ошибочно принятые за вражеские (северовьетнамская авиация южнее демаркационной линии не летала). ЗСУ пытались привлекать и к сопровождению конвоев, однако на маршах в джунглях ходовая часть и подвеска М42А1 часто повреждались, а бензиновый двигатель перегревался. Поэтому основной сферой применения «Дастеров» стало охранение баз и районов дислокации (чаще всего на стационарных позициях, в окопах). Нередко самоходки месяцами оставались на одних и тех же позициях, а их экипажи после полугодичной боевой командировки возвращались на родину, сменяясь новыми. На стационарной позиции механик-водитель был не особо занят, поэтому на него возложили функции одного из заряжающих, сократив экипаж «Дастера» до четырёх человек.
М42А1 показала высокую эффективность огня по вражеской живой силе и небронированной технике. Очередь пары 40-мм автоматов превращала пехотное подразделение в кровавое месиво. Время от времени «Дастерам» противостояли и более серьёзные цели — бронебойные снаряды «Бофорсов» без труда пробивали броню советских лёгких танков ПТ-76 и их китайских клонов «Тип 63».
Вьетконговцы предпочитали действовать ночью. Поскольку прожекторов на «Дастерах» не было, дивизионам ЗСУ придавались прожекторные батареи. Они использовали прожектора двух типов: 23-дюймовые (58-сантиметровые) AN/MSS-3 и более современные 30-дюймовые (76-сантиметровые) AN/TVS-3. Оба типа прожекторов могли работать как в видимом, так и в инфракрасном диапазонах. В дежурном режиме ночью прожекторы работали на инфракрасное излучение, благодаря чему наблюдатели с приборами ночного видения могли обнаруживать приближающихся партизан. Затем противник освещался обычным светом, и «Дастеры» открывали огонь. Многие расчёты прожекторов столь мастерски владели своим оборудованием, что могли применять освещение поля боя светом, отражённым от низких туч.
Скорострельный «Дастер» мог создать на пути врага настоящую стену огня. В большинстве случаев экипажи ЗСУ демонтировали пламегасители: с одной стороны, это снижало пылеобразование при стрельбе на малых углах возвышения, с другой — существенно увеличивало психологический эффект. Недаром вьетнамцы прозвали М42А1 «Огненным драконом». Дивизионы применялись децентрализовано — взводы и даже отдельные секции ЗСУ придавались пехотным подразделениям, прикрывая их опорные пункты.
«Дастерам» пришлось повоевать не только на суше, но и на воде. Несколько М42А1, приданных Мобильным речным силам (Mobile Riverine Force) 9-й пехотной дивизии, были установлены на десантные плашкоуты и применялись в качестве своеобразных «бронекатеров» в дельте реки Меконг.
Успешное применение ЗСУ М42А1 при поддержке частей морской пехоты вызвало вполне понятное стремление морпехов и самим обзавестись чем-то подобным. Результатом стал прототип ЗСУ LVTAA-X1 SPAAG, представлявший собой башню «Дастера», установленную на плавающем бронетранспортёре LVTP-5. В серию эта громоздкая машина не пошла.
В 1971 году в соответствии с политикой «вьетнамизации» войны все дивизионы «Дастеров» были выведены в США. Их технику передали армии Южного Вьетнама, впоследствии несколько М42А1 стали трофеями вьетнамцев-северян.
Выведенные из Вьетнама дивизионы к середине 1972 года расформировали, но в Национальной гвардии последние М42А1 сняли с вооружения только в 1988 году. Один из «Дастеров» Нацгвардии штата Техас оставил свой след в массовой культуре, снявшись в фильме «Конвой» Сэма Пэкипеха — зенитка пыталась задержать грузовик, за рулём которой сидел главный герой.
Служба в других странах
В 1956 году первые из 496 установок М42А1 получил бундесвер. В ФРГ самоходку приняли на вооружение под обозначением Flak 40 mm L60 ZwSF (Zwilling Selbstfahrlafette), но оно оказалось слишком громоздким, и даже в официальных документах М42А1 могла фигурировать под разными «псевдонимами» — Flakpanzer M42, Panzerflak M42, M42 Panzerflakzwilling. ЗСУ поставлялись со штатными американскими пулемётами «Браунинг» М1919А4, но позже их заменили немецкими MG1/MG3.
В бундесвере каждая дивизия располагала дивизионом М42А1, включавшим в себя две огневые батареи по девять ЗСУ (три взвода по три машины). В 1976-1979 годах на смену им пришли новые «флакпанцеры» «Гепард», а часть списанных М42А1 ФРГ передала Греции. Соседняя Турция получила 262 машины этого типа непосредственно из США. В вооружённых силах нейтральной Австрии 38 машин М42А1 прослужили до 1992 года.
216 установок М42А1 получила Иордания, списавшая последние такие машины только в начале XXI века. 15 единиц М42А1 в 1958 году поставили Ливану, здесь «Дастеры» дослужили до 1984 года, поучаствовав в гражданской войне. 12 машин М42А1 ещё в 2007 году находились на вооружении армии Туниса, 30 служили в Таиланде. В общей сложности 123 «Дастера» получил Пакистан, большинство из них остаются в строю до сих пор.
22 установки М42А1 поставили в Японию, ими вооружили 5-й дивизион 7-го зенитного полка, входившего в состав 7-й механизированной (с 1981 года бронетанковой) дивизии. В этой части, дислоцированной на острове Хоккайдо, М42А1 служили вплоть до 1994 года.
Весьма интересной оказалась судьба «Дастеров», попавших в Венесуэлу. В этой стране ЗСУ М42А1 использовали не только сухопутные войска, но и морская пехота. Последняя приобрела в 1962 году 12 установок М42, которые впоследствии были модернизированы до уровня М42А1. На вооружении сухопутных войск Венесуэлы такие ЗСУ появились в 1972 году, а в конце 80-х годов им передали и «морпеховские» машины. Поскольку зенитки были уже порядком изношены, венесуэльские военные попытались продлить им жизнь, переставив башни М42А1 на грузовики М35 — такие «ган-траки» получили обозначение «Феникс» (было изготовлено 6 единиц). В 1998 году башни адаптировали для шасси лёгкого танка АМХ-13М51 французского производства (гибрид получил название «Рафага» (исп. «вспышка») и был изготовлен в количестве семи штук).
Ещё одной интересной переделке «Дастеры» подверглись на Тайване — здесь зенитку превратили в лёгкий танк, вместо штатной башни установив башню от самоходки М18 «Хеллкэт» с 76-мм пушкой. Новая машина получила обозначение «Тип 64», переделке подверглись около полусотни зениток.
Установка М42 морально устарела уже к моменту своего появления — оставаясь на уровне техники Второй мировой войны, она не могла противостоять реактивным самолётам. Как следствие, её карьера в американской армии оказалась сравнительно короткой. В некоторых других странах «Дастеры» служат до сих пор, но лишь за неимением подходящей замены. По сравнению с современником — советской ЗСУ-57-2, появившейся в 1955 году — М42 существенно уступает в огневой мощи, но советская самоходка больше и тяжелее «Дастера». Что же касается прицельного оборудования, то у обеих ЗСУ оно было одинаково примитивным и не отвечало требованиям времени.
Масса в походном положении, т |
22,6 |
---|---|
Экипаж, чел |
6 |
Длина ЗСУ полная (по корпусу), мм |
6360 (5810) |
Ширина, мм |
3230 |
Высота в походном положении, мм |
2888 |
Клиренс, мм |
430 |
Угол горизонтальной наводки, град. |
360 |
Угол вертикальной наводки, град. |
от −5 до +85 |
Максимальная дальность стрельбы, м |
9500 |
Досягаемость по высоте, м |
5000 |
Мощность двигателя, л. с. |
500 |
Скорость по шоссе (грунту), км/ч |
72 (40) |
Запас хода, км |
190 |
Преодолеваемые препятствия:
|
|
ширина рва, см высота стенки, см глубина брода, см |
183 71 122 |
Литература:
- Омелянюк П. Зенитный «Пыльник». ЗСУ М42 «Дастер» // Арсенал-коллекция. – 2014. – №6
- Fenix y Rafaga http://www.fav-club.com/2014/01/21/fenix-y-rafaga/
- Crismon F. W. U.S. Military Tracked Vehicles. – Osceola, 1992
- Hunnicutt R.P. Sheridan. A history of the American Light Tank Volume 2. – Presidio, 1995
Комментарии к данной статье отключены.