К началу ХХ века жители Балканского полуострова успели забыть, что такое мирная жизнь, а регион имел репутацию «порохового погреба Европы». Территория полуострова делилась горными хребтами на много неравных частей, собрать которые воедино не удавалось никому, даже Османской империи. Хотя как раз турки прибрали к рукам немало. Славянские народы и греки воевали и с османами, и друг с другом. Восстания и войны в регионе шли сплошной чередой. Закончилось тем, что независимости добились Черногория, Греция, Сербия, Болгария и Румыния.
Но около 8 миллионов людей, исповедующих христианство, ещё оставались под властью турок. Политики Болгарии, Сербии и Греции громко заявляли, что единоверцев нужно спасти от гнёта, при этом каждая из стран мечтала занять доминирующее положение в регионе. От Турции требовали реформ, направленных на облегчение положения христианского населения, и немедленной демобилизации армии. Турция ожидаемо отвергла эти притязания. В результате тлеющий «пороховой погреб» снова вспыхнул открытым огнём. Первой досталось Османской империи.
Четыре против одной
В 1911 году разразилась война Италии и Турции. Турецкие войска терпели поражения, флот был вынужден укрыться в Мраморном море. Балканские страны, видя слабость своего извечного противника, решили, что настало время осуществить давнюю мечту. Но даже сильно битая Османская империя была сильнее, чем каждая отдельно взятая страна региона. Нужно было объединять усилия. Первыми договор о дружбе и союзе заключили Сербия и Болгария, потом — Болгария и Греция.
Последней к коалиции присоединилась Черногория, которая и нанесла первый удар по туркам 9 октября 1912 года, развязав Первую балканскую войну. Несмотря на малую численность, черногорская армия вошла в северную Албанию и осадила почти неприступный город Скутари. Попытавшись взять его штурмом, черногорцы понесли огромные потери и были вынуждены в обозримой перспективе ограничиться осадой.
Остальные три участника коалиции присоединились к боевым действиям 18 октября. Сербы заняли большую часть Македонии и вошли в Албанию. В ожесточённом сражении под Кумановом сербская артиллерия шокировала турок своей мощью и точностью огня. А вот турецкая артиллерия, напротив, стреляла плохо и часто даже не наносила потерь грамотно наступавшей сербской пехоте.
Болгарские войска быстро мобилизовались и обрушились сквозь бездорожье на неподготовленные турецкие позиции. Пехота смело била в штыки. Артиллерия обрушивала на османов шквал снарядов, обращая их в бегство. Наступающие болгары собрали огромные трофеи. Быстрые и лёгкие победы настолько вскружили голову болгарской правящей верхушке, что та уже мечтала о собственной империи.
Заносчивость и презрение к противнику в результате сыграли с Болгарией злую шутку. На пути её армии оказалась укреплённая линия у Чаталджи. Болгары собирались взять её даже без артиллерийской подготовки, не обращая внимания на мощные бетонные укрепления, проволочные заграждения, фугасы и прожектора. Фланги Чаталджинской линии упирались в Мраморное и Чёрное моря, её невозможно было обойти по суше. Турки сняли и перебросили сюда береговые орудия с Босфора и Дарданелл. Немаловажным было то, что к позициям линии прямо от Константинополя вели два шоссе и железная дорога — то есть снабжать защитников линии можно было без проблем. Вдобавок турецкие броненосцы, хоть и оставались запертыми в Мраморном море, могли успешно поддерживать Чаталджинскую линию огнём своих орудий. Лобовые атаки болгар закономерно провалились. В дополнение ко всему их армию терзали холера и тиф. Турки же не решались перейти в контрнаступление.
Враждующие стороны попытались заключить перемирие. Переговоры шли трудно, а 22 января 1913 года в Турции произошёл государственный переворот. Сторонники мира в правительстве были убиты, война возобновилась. Болгары взяли штурмом давно осаждённый город Эдирне (Адрианополь), а в апреле пал и Скутари. 17 мая 1913 года полностью разгромленная Турция подписала мирный договор.
Как Европа подошла к краю пропасти
Турция фактически удержала за собой только Стамбул и полоску земли у проливов. Но ни один из победителей так и не осуществил мечты о доминировании в регионе. Более того, противоречия между союзниками, вспыхнувшие в самом начале Первой балканской войны, оказались неразрешимыми. А соседние страны от души подлили масла в огонь.
Ситуация сложилась такая. Румыния, которая не участвовала в войне, занимая позицию «благожелательного нейтралитета», потребовала от Болгарии благодарности за это в виде области Добруджа у Дуная. Греция и Болгария не желали уступать друг другу крупный порт Салоники. Сербия хотела усилиться за счёт присоединения Албании, но это было настолько неприемлемо для Австро-Венгерской империи, что та даже пригрозила Сербии войной. Вынужденная уйти из Албании, Сербия положила глаз на Македонию, которая раньше была турецкой, а теперь принадлежала Болгарии. В результате мир продлился чуть больше месяца, а потом союзники набросились уже друг на друга. Началась Вторая балканская война.
29 июня 1913 года Болгария без объявления войны (это станет в ХХ веке нехорошей традицией) напала на Сербию и Грецию. Снова начались ожесточённые и кровопролитные бои — по меркам общества, ещё не прошедшего через две мировые войны. Болгарские солдаты, измотанные прошлым конфликтом, скудно снабжаемые и плохо управляемые, воевали через силу. Им поначалу даже сопутствовал успех, но потом болгарам пришлось отступать.
Внезапно на арену вышли новые противники. Румыния двинула на болгарскую столицу 350-тысячную армию, не встречавшую сопротивления на пути. Турки воспользовались тем, что почти все болгарские войска были заняты на других фронтах, и тоже решили перейти в наступление. Они вернули себе Эдирне и захватили Восточную Фракию. В июле, осознав безнадёжность положения, Болгария подписала перемирие.
Две войны на Балканах в сумме продлились 11 месяцев. За это короткое время они продемонстрировали силу подготовленной обороны, важность артиллерии при защите рубежей и подготовке атаки; также в их ходе появились зачатки новой тактики пехоты. Бои на Балканах заслужили славу самых жестоких в начале ХХ века. А что в результате?
По легенде, после подписания мирного договора в Бухаресте болгарский царь сказал: «Моя месть будет ужасна!» — и взял курс на сближение с австро-венграми и немцами. Усилилась Сербия, что подтолкнуло Австро-Венгрию искать повод к войне с ней. Среди сербов, в свою очередь, росли и множились тайные военные группировки — офицерские общества, в стране усиливался радикализм.
28 июня 1914 года в городе Сараево негромко треснули пистолетные выстрелы, сразившие австрийского эрцгерцога Франца Фердинанда. Это была спичка для порохового погреба. Через месяц Европа взлетела на воздух в новой войне.
Материал перепубликован с портала worldoftanks.ru в рамках партнёрства.
Источники:
- Nykiel, P. Some reflections on the effectiveness of the Ottoman Navy in the Balkan Wars 1912–1913.http://www.navyingallipoli.com/.
- Балканская война. 1912–1913 гг. М.: Изд. Н. И. Пастухова, 1914.
- Задохин А. Г., Низовский А. Ю. Пороховой погреб Европы. М.: Вече, 2000.
- Изместьев П. И. Краткое руководство по элементарной и общей тактике. Петроград, 1919.
- Корсун Н. Балканский фронт мировой войны 1914–1918 гг. М.: Воениздат НКО СССР, 1939.
- Малые войны первой половины XX века. Балканы. М: ACT; СПб.: Terra Fantastica, 2003.
Комментарии к данной статье отключены.