Энвер Ходжа, лидер Албанской парии труда, ярый сталинист, главнокомандующий партизанской Национально-освободительной армии Албании в годы Второй мировой войны, за 40 лет нахождения у власти пытался построить социалистическое государство, способное самостоятельно обеспечить все свои потребности. На деле же его внешняя политика привела к практически полной международной изоляции страны, а внутренняя обернулась установлением культа личности, политическими репрессиями и милитаризацией общества, которому предстояло строить коммунизм «в окружении ревизионистов и империалистов». К началу 1970-х годов подозрительность албанского лидера достигла апогея: он предполагал, что в любой момент на страну может напасть кто-либо из соседей — или даже все они сразу.
Ходжа объявил курс на так называемую бункеризацию Албании — массовое строительство по всей стране бункеров, в которых каждый житель мог укрыться от вражеского обстрела и дать отпор потенциальным агрессорам. Вскоре Албания покрылась настоящей сетью бункеров различных форм и размеров. Самым распространённым был бункер QZ (Qender Zjarri — «огневая позиция»). Это был небольшой бетонный «грибок», рассчитанный на одного-двух человек. Он состоял из трёх элементов: кольца-основания, установленного на него полого цилиндра и накрывавшего всю эту конструкцию купола диаметром 3 м. Они стояли либо по одиночке, либо небольшими группами, и в таком случае соединялись подземным тоннелем. Гораздо реже встречались бункеры PZ (Pike Zjarri — «огневая точка»). Они напоминали привычные доты, состояли из большего количества сегментов, достигали диаметра 8 м и давали приют целым отрядам защитников Албании.
К 1985 году, когда скончался Энвер Ходжа, в стране насчитывалось 173 371 бункер. До сих пор их можно встретить в Албании повсеместно: в городских дворах, на деревенских улицах, на обочинах дорог, на горных перевалах, на берегах моря и озёр. Предприимчивые албанцы используют их в качестве сараев, погребов, оборудуют там мини-отели или открывают пляжные бары. В среднем на квадратный километр албанской территории приходится около шести бункеров. Самый большой из этих фортификационных объектов последние пять лет функционирует в столице страны в качестве музея и арт-пространства.
Речь идёт об Объекте 0774 — пятиэтажном бункере на окраине Тираны. Это внушительное подземное сооружение предназначалось для генштаба албанской армии, самого Энвера Ходжи, его супруги и премьер-министра Мехмета Шеху. Насчитывающее более 300 комнат укрытие в течение года могло давать приют и обеспечивать автономное существование 300 человек. После падения коммунистического режима бункер долгое время был заброшен, пока в 2014 году здесь не открылся музей современного искусства Bunk’Art.
Комментарии к данной статье отключены.