Продолжение. Начало истории первого короля готов здесь.
Какие события предшествовали падению Рима? И, если уж на то пошло, действительно ли захват Аларихом Рима стал такой уж глобальной катастрофой? Ведь император находился в те дни совсем не в Риме, и фактически Вечный Город столицей в те дни вообще не являлся.
Паника в Медиолане
Очередному разрыву союза между Аларихом и Римом предшествовал мятеж Гайны, вестгота по происхождению и римского военачальника по должности. Скандал, произведённый этим выступлением, был колоссальный. 22 декабря 400 года Гайна был разбит и погиб. Что характерно – победителем его стали его единоплеменник Фравита и предводитель европейских гуннов, которого называют Ульдин (Улдин, Ульдис). Ульдин и отправил голову Гайны в Константинополь.
Римляне считали, что Гайна рвётся в императоры (что маловероятно), а гунны воспринимали его как угрозу, поскольку он, возможно, желал создать готское государство на землях, на которые претендовали сами гунны. Римляне определённо изменили отношение к готам (которые до сих пор преобладали в Империи среди всех варваров) и решились на союз с гуннами, по крайней мере – с некоторыми. Это обстоятельство, вероятно, произвело на Алариха сильное впечатление. Так или иначе, его непрочная «дружба» с Римом дала основательную трещину.
Осенью 401 года н.э., дождавшись, когда урожай будет собран, Аларих прошёл вверх по паннонской реке Саве (современная Сербия, Босния, Хорватия и Словения) и 18 ноября вступил в пределы Италии. Римские укрепления на перевалах отсутствовали либо находились в плачевном состоянии – во всяком случае, на сей раз Аларих не встретил в Юлийских Альпах никакого сопротивления.
Аларих побывал под Аквилеей – неясно, взял ли он этот город. Зимой 401–402 годов н.э. готский король занял всю провинцию Венетия и подошёл к Медиолану (современный Милан). Именно там находился император Гонорий. Поднялась паника, суеверные римляне высматривали и находили верные приметы скорого конца света.
Гонорий собрался бежать в Галлию – подальше от мятежных готов. Слабого и трусливого императора спас Стилихон: он привёл подкрепление, состоящее из аланской конницы и недавно принятых на службу федератов-вандалов. В начале марта 402 года н.э. Аларих снял осаду Медиолана и отошёл, а перепуганный Гонорий перенёс столицу в неприступную Равенну.
Битва на Пасху
Что задумал Аларих, не вполне понятно. Ситуация для него ухудшалась: в это время из Галлии вернулись рейнские отряды. Учитывая, что возле Медиолана находился Стилихон, Аларих мог оказаться между двух огней. В итоге он перешёл реку По и двинулся в южном направлении. У города Гаста (современный Асти) на реке Танаро Аларих потерпел неудачу и отступил. Он отошёл к Поллентии (современная Полленца) и встал там лагерем.
Иордан сообщает, что Стилихон подошёл к готам «незаметно» (поскольку напал на них «внезапно»). Он красочно изображает в своём фундаментальном труде, называемом Getica, как вероломный Стилихон разъярил Алариха предательским нападением и затем был разбит:
«Стилихон тайно подошёл к Поллентии… и, на погибель всей Италии и бесчестье себе, бросился в бой. Внезапно завидев его, готы сначала ужаснулись, но вскоре собрались с духом и, по своему обычаю возбудив себя ободряющими кликами, обратили чуть ли не всё войско Стилихона в бегство и, отбросив его, уничтожили полностью…»
Вряд ли целое войско могло подобраться к готам так, чтобы его никто не заметил. Нет, фактор неожиданности заключался совсем в другом: битва состоялась 6 апреля, а в 402 году н.э. на это число приходилась Пасха. Оба противника, Аларих и Стилихон, исповедовали христианство, поэтому Аларих действительно не ожидал нападения именно в день самого большого христианского праздника. Стилихон, однако, поступил до гениального просто: передал командование начальнику аланской конницы по прозванию Саул (или Савл – имя библейское, и вряд ли оно было настоящим у язычника-алана), который без колебаний атаковал Алариха.
Иордан изобразил эту битву как победоносную для готов, хотя по свидетельству современников – поэтов Клавдия Клавдиана и Пруденция – исход её неясен: ни одна из сторон не получила решительного перевеса, и все действия были прерваны наступлением ночи. Впрочем, лагерь Алариха, с жёнами и детьми и всей добычей, достался римлянам, сообщает Клавдиан, посвятивший своё творчество воспеванию подвигов Стилихона.
Аларих продолжил отход из Италии, но «не удержался» и по пути напал на Верону. Это, скорее всего, произошло в августе 402 года н.э. Стилихон настиг Алариха. Как и в прошлый раз, битву начали аланы, но готы отступили в укреплённый лагерь в горах, где Стилихон и запер их, окружив.
Готы страдали от голода, начались болезни. К римлянам стали переходить дезертиры, и в их числе видный готский военачальник по имени Сар. Очевидно, у Сара с Аларихом была какая-то старая личная вражда, и неудача под Вероной оказалась лишь предлогом для окончательного и открытого разрыва отношений. Тем не менее, Алариху удалось сохранить основу своего племени.
Стилихон же, как и в других случаях, не стал добивать своего вечного противника, и всё по той же причине – он намеревался использовать вестготов как значительную военную силу в интересах Западной империи. Интерес тоже оставался прежний: отобрать у Восточной империи Иллирию и подчинить её Западу.
Пока же вестготы ушли из Италии и поселились «в стране варваров» рядом с Далмацией и Паннонией, откуда совершали набеги на всё ту же Иллирию. Стилихон уговаривал Гонория назначить готского короля иллирийским командующим – что, естественно, означало прямой вызов Константинополю.
«Демон» Алариха
Следующий поход Алариха в Италию начался сразу после смерти Стилихона, казнённого 23 августа 408 года н.э. Формально Стилихона обвинили в том, что он намерен посадить на имперский трон своего сына Евхерия (как помним, Стилихон был женат на племяннице покойного императора Феодосия Серене, так что какие-то, пусть ничтожные, шансы занять трон у Евхерия имелись). Гораздо важнее то, что в Империи одержала верх «националистическая» партия – насколько вообще можно говорить о «национальности» тогдашних римлян. Во всяком случае, это была партия антигерманская.
Римляне-«националисты» не приветствовали никаких переговоров с варварами, тем более – союзов с ними. В таком контексте Аларих предстаёт спасителем преследуемых варваров, прежде всего – германцев, которых повсеместно смещали с постов, арестовывали, казнили. К Алариху, как говорят, в те дни пришли 30 000 человек, и только непримиримый Сар упорно оставался на стороне римлян.
Аларих снова перешёл Юлийские Альпы, беспрепятственно двинулся по старой Постумиевой дороге по Ломбардской низменности, перешёл реку По у Кремоны и направился к Риму. Весь марш по Италии занял у него месяц – октябрь 408 года н.э.
Далее Аларих окружил Рим, перерезал дороги и нарушил подвоз зерна к городу по Тибру. В городе начались болезни. Говорили о мести старых римских богов, о том, что следует отвергнуть христианство и вернуться к религии отцов, а ещё лучше – к религии этрусков, и тогда бедствие отступит. Как утверждали «наиболее осведомлённые» жители Рима, в готского короля вселился демон, который требует гибели Вечного Города.
Однако с носителем «демона» римляне попытались договориться. При переговорах готский король потребовал передать ему все находившиеся в Риме сокровища и всех рабов варварского происхождения. Контрибуция была выдана, а рабы сами толпами присоединялись к варварскому войску. Они внесли немало хаоса, но всё же представляли собой и существенную силу.
Пишут также о 5000 фунтов золота, о 30 000 фунтов серебра, о 4000 шелковых одежд – и так далее. Что-то выдали из государственных средств, что-то – из частных, кое-что некогда украшало статуи богов. Наконец, вестготы сняли осаду Рима и в декабре 408 года н.э. отошли в Тусцию (Тоскана).
Равенна, однако, не спешила с заключением мира – там рассчитывали на силу нового войска, набранного из гуннов. Тем временем к Алариху подошёл из Паннонии с войском его шурин Атаульф.
Падение Вечного Города
Победа опять оборачивалась для готского короля поражением: золота и шёлковых одежд у его людей было в изобилии, а вот с продовольствием дела обстояли плохо. Аларих послал императору Гонорию предложение о мире, но Гонорий отвергал всякую мысль о мире с готами. Националисты торжествовали.
Получив из Равенны очередной отказ, в конце 409 года н.э. Аларих вновь двинулся на Рим. Теперь он собирался посадить на престол императора по собственному выбору. В Остии готы захватили огромные запасы зерна, прибывшего из Африки и предназначенного для Рима. Сидя на мешках с хлебом, готский король потребовал у Сената провозгласить императором городского (Римского) префекта Приска Аттала из знатного рода Анциев.
Аттал был известен Алариху ещё с прошлого года: тот стремился к согласию между Империей и готами. Готский король надеялся, что «карманный» император будет ему послушен, но разочаровался в своих ожиданиях почти тотчас же. Да, Аттал «даровал» своему покровителю звание магистра армии, а Атаульф был назначен командующим конницей. Однако эти желанные посты готам пришлось делить с римлянами, причём из антигерманской партии: так, на высшую гражданскую должность Италии – префекта претория – Аттал назначил врага германцев Лампадия.
Вскоре из Африки был прекращён подвоз зерна и масла. В Риме снова начался голод. Аларих предлагал отправить готов в Африку, чтобы те взяли зерно. Аттал категорически противился этому: он подозревал, что, придя в Африку, готы оттуда уже не уйдут. Поэтому он направил за зерном своего человека, которого в Африке, в свою очередь, ожидал тамошний правитель – враждебно настроенный ко всему варварскому Гераклиан (кстати, именно он вошёл в историю как убийца Стилихона).
Ситуация сложилась неопределённая. Гонорий то соглашался на переговоры, то посылал войска. В конце концов, Алариху надоела история с Атталом. Он принудил своего ставленника отречься, перед выстроенными войсками снял с него диадему и порфиру и задержал у себя, впрочем, гарантировав ему жизнь. Пурпурную мантию Аларих отослал в Равенну и снова предложил Гонорию переговоры.
На сей раз вмешался Сар, который с тремя сотнями человек внезапно атаковал ненавистного Алариха – и ухитрился причинить вестготам некоторый ущерб. Храбрец Сар был осыпан императорскими милостями, а Гонорий вновь отверг инициативы Алариха. Тогда летом 410 года н.э. Аларих в третий раз двинулся к Риму. Сил на овладение городом у него, как и в предыдущие два похода, определённо не хватало, и тем не менее, 24 августа 410 года Аларих вошёл в Рим.
Локальный конец света
Произошло это, как утверждают, только благодаря тому, что в Риме свирепствовал голод. Якобы одна благочестивая римлянка, Проба, приказала своим рабам открыть ворота и впустить вестготов, чтобы бедствие голода наконец прекратилось. Некоторые историки предполагают, что этот рассказ сохранил отголосок классовой борьбы – недаром, согласно легенде, германцев впускают в Рим именно рабы.
Падение Рима произвело на современников оглушительное впечатление. Это было подобно концу мира: «Ужасная весть приходит с запада: Рим в осаде, жизнь граждан выкупается за золото… Рыдания прерывают слова… Взят город, который взял целый мир. Муки голода довели людей до ужасной пищи, пожирали взаимно друг друга…», – писал Блаженный Иероним.
Другой современник, Блаженный Августин, создавший в какой-то мере под влиянием этого события свой фундаментальный труд «О Граде Божием», высказал мысль о том, что Рим погиб потому же, почему пали Содом и Гоморра. Падение Рима было возведено Августином в ранг события Священной истории.
Иначе говоря, 24 августа 410 года стало для жителей Империи своего рода днём локального конца света.
Однако, разграбив Рим и забрав оттуда поистине несметные богатства, вестготы ушли буквально через неделю. Сразу возникли разговоры о «демоне» Алариха и о том, что он испытал в Вечном Городе некий «мифический ужас». На самом деле Аларих так и не разрешил проблему снабжения продовольствием. Приближалась осень, вместе с осенью – и непогода, а идея добраться до Африки и запустить руку в житницу Империи оставалась для вестготов по-прежнему заманчивой.
Завоеватель направился в Южную Италию с намерением переправиться в Сицилию, а оттуда в Африку. На юг германцы сначала шли успешно: пали Капуя и Нола, но уже на Сицилию перебраться им не удалось – подготовленный для переправы флот разметало бурей. Говорили также, что готскому нашествию помешала некая «чудотворная статуя». Готы повернули назад, на север, в направлении Кампании.
В самом конце 410 года н.э. близ города Козенцы в Бруттиях (Калабрия) Алариха постигла внезапная смерть.
О погребении Алариха в русле реки Бузент (ныне Бусенто) повествует только один историк – Иордан:
«Готы оплакивали его (Алариха) по своей огромной любви к нему; они отвели из русла реку Бузент около города Консенции… посередине русла этого потока они, собрав толпу пленных, вырыли место для погребения и туда, в лоно этой могилы, опустили Алариха со множеством сокровищ, а затем вернули воды обратно в их русло. Но чтобы никто никогда не узнал того места, землекопы были все умерщвлены. Королевскую же власть над везеготами они передали Атаульфу, кровному родичу Алариха, выдающемуся и внешностью и умом, потому что он был похож на Алариха».
Атаульф не был кровным родичем Алариха – он был его шурином (братом жены), но почти несомненно, что сходство между ними, и внешнее, и нравственное, имело место.
Аларих I не просто так называется «первым»: он принципиально отличается от своих предшественников. Он – христианин арианского толка, он – благородного происхождения, о чём знают не только его соплеменники, но и римляне; он сумел сохранить общность своего народа, несмотря на череду поражений, и обладал хорошими организаторскими способностями. Аларих пытался «согласить» власть варварского племенного короля и римскую императорскую власть; говоря шире – включить Готию в структуру Империи. Это у него не получалось, но тенденция была намечена верно, и Атаульф её продолжил.
В числе добычи, захваченной готами в Риме, оказалась сестра императора Гонория – Галла Плацидия. «Принимая во внимание благородство её происхождения, внешнюю красоту и девственную чистоту», Атаульф взял её в жёны и таким образом как бы «соединил» Империю с готами. По одним данным, он женился на Плацидии перед своим уходом из Италии в Южную Галлию. Другой источник сообщает, что брачная церемония состоялась уже в Галлии, в Нарбонне, в доме знатного римлянина Ингения, 1 января 414 года н.э., причём Атаульф был облачён в римские одежды.
Именно женитьба Атаульфа стала причиной его гибели: он был убит осенью 415 года н.э. в Барселоне за стремление к мирным отношениям с Гонорием: «Так как (Атаульф) усерднейшим образом следовал её (Плацидии) просьбам и предложениям о мире, то и был убит…», – говорит Орозий.
Преемника Атаульфа Сегериха постигла та же судьба и по той же причине; вместо миролюбивых королей был избран воинственный Валия (тот же 415 год н.э.) – специально «для того, чтобы нарушить мир с Империей». Теперь среди вестготов торжествовала «националистическая партия». Но это уже другая история.
Продолжение следует
Комментарии к данной статье отключены.