История мощнейшей английской противотанковой САУ началась в конце января 1951 года, когда в дополнение к САУ FV4004 Conway, вооружённой 120-мм пушкой L1A1, было решено запустить в разработку ещё более мощный истребитель танков. Ему суждено было стать самой мощной противотанковой САУ в мире из числа созданных в металле. Согласно требованиям заказчика, вооружение новой конструкции должно было уверенно поражать на расстоянии почти в 2 километра цель, имеющую броню 150 мм под углом наклона в 60 градусов. В качестве этой самой цели англичане в первую очередь рассматривали советский тяжёлый танк ИС-3. После появления на Параде победы в Берлине осенью 1945 года в течении почти десятилетия он считался на Западе самым страшным противником из числа танков.
«Противоисовая» пушка QF L4 и варианты САУ с ней
Чтобы их детище соответствовало предъявленным требованиям, конструкторам было необходимо гораздо более мощное орудие, чем L1A1. Англичане не стали мелочиться и остановились на калибре 7,2 дюйма (183 мм). Использование столь внушительного калибра было неслучайным: новое орудие базировалось на наработках по 183-мм гаубице BL 7,2-inch Howitzer, история создания которой восходит ещё к Первой мировой войне. Исходно гаубицы имели длину ствола 22,4 калибра, но уже с версии Mk.VI ствол удлинили до 33,1 калибра. Впрочем, и этой длины для борьбы с советскими тяжёлыми танками было недостаточно.
В 1950 году началась работа над QF L4 — самой мощной в мире танковой пушкой. Вес пушки составил чуть менее четырех тонн, а сила отдачи достигала почти 87 тонн. Для того, чтобы избавить расчёт от облака пороховых газов в боевом отделении, на стволе установили эжектор. Предполагался всего один тип боеприпаса – фугасно-бронебойный со сплющивающейся головкой (High Explosive Squash Head, сокращённо HESH). Поражает не только калибр L4, но и масса использовавшихся для пушки боеприпасов. Заряжание сделали раздельным, но и это не особо облегчило работу расчёта: масса снаряда составляла 72 килограмма, а заряда — 32,8 кг.
9 ноября 1950 года в Военном Министерстве состоялось совещание, посвящённое вопросу создания боевой машины, которую предполагалось оснастить сверхмощным орудием. По итогам совещания были определены 4 варианта перспективной САУ:
- полностью забронированная боевая машина (фактически танк) с вращающейся на 360 градусов башней;
- самоходная установка с мощным бронированием лобовой части, но с ограниченными по горизонтали углами наводки;
- самоходная установка с круговым обстрелом, но с минимальным бронированием;
- самоходная установка без бронирования.
Вариант 1/2: FV215
Контракт по разработке первого варианта изначально достался компании Morris, позже он перешёл к Vickers-Armstrongs. В качестве базы использовалось шасси тяжёлого танка FV200 с усиленной ходовой частью от тяжёлого танка FV214 Conqueror. Проект имел несколько наименований – Heavy Gun Tank No.2, Heavy Anti-Tank SP No.2, FV215 Heavy Anti-Tank SP No.2, или просто FV215. Индекс Heavy Gun Tank No.2 был неверно интерпретирован историками, и в результате в информационном поле появился мифический проект, известный как FV215B. На самом деле под всеми этими индексами скрывалась одна и та же машина, вооружённая 183-мм пушкой L4.
В этом проекте соединились первый и второй варианты новой машины. Теоретически её башня имела возможность кругового вращения, но для стрельбы угол горизонтальной наводки ограничили 90 градусами. Чтобы огромный ствол не выступал далеко вперёд, башню разместили в кормовой части корпуса. Боезапас составлял всего лишь 20 выстрелов. По проекту скорострельность должна была составить 6 выстрелов в минуту, но те, кто указал подобные требования, оказались очень большими оптимистами. Внутренние размеры башни не позволяли разместить внутри механизм заряжания, а вручную достичь такой скорострельности орудия было нереально. Помимо пушки, вооружение составляли два пулемёта: первый из них был спарен с орудием, а второй выполнял функцию зенитного вооружения.
65-тонную машину предполагалось разгонять до 31,7 км/ч, для чего в FV215 Heavy Anti-Tank SP No.2 планировалось установить 810-сильный двигатель Meteor Mk.12. Что касается бронирования, то оно в ходе проектирования постоянно менялось. Толщина верхнего лобового листа корпуса варьировалась от 125 то 152 мм, борта имели толщину 50 мм (плюс бортовые экраны). Что касается башни, то конкретика в её бронировании была лишь в отношении лобовой детали, толщина которой составила 254 мм, то есть 10 дюймов.
Судьба FV215 Heavy Anti-Tank SP No.2 оказалась несчастливой. Morris должна была изготовить сначала полноразмерный макет, а затем два прототипа – один для ходовых испытаний, а второй для обстрела. В июне 1954 года Vickers-Armstrongs, к которой перешёл контракт, получила аналогичное задание. Разработка самоходной установки продолжалась до января 1957 года. К тому моменту был изготовлен полноразмерный деревянный макет и 80% чертёжной документации. Но в Военном Министерстве Великобритании завёлся свой Хрущёв: разработка FV215 Heavy Anti-Tank SP No.2 оказалась остановлена в угоду разработке управляемых противотанковых ракет.
Вариант 4: FV4005 Stage I
Что касается главного героя этого материала, САУ FV4005, то работы по ней были запущены чуть позже. Интересно, что от третьего проекта изначально отказались, перейдя сразу к небронированному варианту. Связано это с тем, что для достижения скорострельности 6 выстрелов в минуту без автомата заряжания было не обойтись. Vickers-Armstrongs не стала изобретать велосипед и разработала систему механизированной подачи боеприпасов, аналогичную той, что применили на 104-мм зенитной пушке QF 127/58 SBT X1, более известной как Green Mace. Установка 183-мм орудия с механизмом подачи боеприпасов известна как FV4005 Stage I. В качестве базы было использовано шасси танка Centurion Mk.3, которое соответствующим образом переделали. В кормовой части оборудовали массивный сошник, опускаемый при стрельбе, а на лобовом листе появились крепления для установки орудия по-походному.
После проведения испытаний, связанных, прежде всего, с исследованием стабильности машины при стрельбе, от такого воплощения идеи противотанковой САУ отказались. Было решено, что САУ подобных размеров, полностью лишённая брони – это чересчур, и даже механизм заряжания не стоит такого высокого риска для членов расчёта. Кроме того, на деле круговой обстрел оказался условным, так как мощная отдача ограничивала углы горизонтальной наводки орудия.
Вариант 3: FV4005 Stage II
В июле 1955 года появилась спецификация на более простой вариант 183-мм САУ, известный как FV4005 Stage II. От громоздкой системы подачи снарядов отказались, посчитав, что двух заряжающих вполне хватит. С учётом того, что даже в этом варианте больше 12 выстрелов на борту не помещалось, это решение выглядело вполне разумным. Взамен машина получила массивную башню. Общая высота 50-тонной САУ достигла 3,6 метра, что сделало её самой высокой боевой машиной, построенной в Англии.
Толщина башенной брони составляла всего 14 мм, так что даже против крупнокалиберного пулемёта она защищала не наверняка. С другой стороны, это было гораздо лучше, чем вообще ничего. Кроме того, Stage II получила спаренный с пушкой пулемёт, что было серьёзным подспорьем для борьбы с пехотой. Для загрузки боекомплекта в корме башни была предусмотрена большая дверь. Создатели FV4005 Stage II предусмотрели систему быстрой подачи запасных снарядов с грузовиков, что в определённой степени компенсировало небольшой боекомплект. Новая орудийная башня также базировалась на шасси Centurion Mk.3, на который установили опускаемый сошник и крепление орудия по-походному.
В марте 1956 года САУ FV4005 Stage II прошла огневые испытания, связанные с определением стабильности машины при стрельбе. В ходе первого этапа испытаний было произведено 32 выстрела на разных углах возвышения орудия. При стрельбе на угле возвышения 0 градусов раскачка носовой части машины достигала 22 см, а кормовой 12 см. Максимальные колебания достигались при возвышении 3 градуса и составили 27 см носовой части и 19 см кормы. Всего же в ходе испытаний было произведено 133 выстрела. Стрельба проводилась без экипажа, его роль исполняли манекены. Испытания показали, что стрельба не наносит манекенам увечий.
По итогам испытаний был составлен список переделок, но до них в итоге дело не дошло. В августе 1957 года программу FV4005 закрыли. В различных изданиях фигурируют разные теории, почему британцы отказались от сверхмощного истребителя танков. На самом деле причина была той же, что и в случае с FV215 Heavy Anti-Tank SP No.2. Уже в 1958 году на вооружение английской армии поступили противотанковые ракеты Malkara, установленные на лёгких бронемашинах Humber Hornet. Система получилась на порядок компактнее и мобильнее, и на её фоне 183-мм самоходная пушка выглядела анахронизмом из прошлого.
После завершения испытаний оба варианта FV4005 оказались разукомплектованы. Корпуса Centurion Mk.3 отправили на другие программы, а орудийные системы оказались в учебных центрах. Башня FV4005 Stage II долгое время находилась возле стоянки Tank Museum Bovington, и лишь недавно её установили на шасси Centurion Mk.8. Даже в таком виде САУ представляет огромный интерес, являясь своеобразной эпитафией английским истребителям танков. Сейчас FV4005 Stage II находится у восточного въезда в музей. Возможно, что спустя какое-то время найдутся средства на её косметическую реставрацию и установку внутри помещения.
Источники:
- Bill Munro, The Centurion Tank, The Crowood Press Ltd, 2005
- David Flether, The Big Gun Centurions, Classic Military Vehicles, 10–2012, Key Publishing Ltd.
- Документы The Tank Museum, Bovington (TTM).
Комментарии к данной статье отключены.