Цепь событий 1965 года, которая началась с пограничного конфликта в Качском Ранне и продолжилась неудачной попыткой пакистанцев поднять восстание в Кашмире в ходе операции «Гибралтар», неизбежно вела к полномасштабной войне. Настало время для практической реализации заблаговременно подготовленных индийских и пакистанских наступательных планов. Но как раз здесь чёткие стрелки на военных картах размазались о суровую индостанскую действительность.
Принуждение к миру: южно-азиатская версия
3 сентября 1965 года индийское правительство приняло окончательное решение о начале 6 сентября крупномасштабного наступления в Пенджабе с целью принудить Пакистан к прекращению вооружённых провокаций в Кашмире. При этом план операции в Пенджабе был утверждён на совещании в штабе сухопутных сил Индии ещё 9 августа 1965 года, а 12 августа доведён до армии в форме оперативной инструкции № 36.
Согласно этому плану, в день Д индийский 11-й корпус в составе 4-й горной, 7-й и 15-й пехотных дивизий и 2-й отдельной бронетанковой бригады осуществлял операцию на юге Пенджаба, на участке между реками Рави и Сатледж, создавая угрозу захвата столицы пакистанского Пенджаба Лахора.
Это должно было заставить пакистанцев перебрасывать подкрепления на Лахорский фронт, после чего в день Д+2 в северной части Пенджаба, в коридоре между реками Рави и Ченаб, переходил в наступление 1-й корпус (6-я горная, 14-я и 26-я пехотные и 1-я бронетанковая дивизии) с целью перерезания основной транспортной артерии Западного Пакистана южнее Сиалкота.
Разумеется, столь масштабное развёртывание войск у границы невозможно было скрыть от противника. 4 сентября пакистанским генштабом была разослана директива в воинские части о необходимости повышения бдительности, которая предписывала отозвать личный состав из отпусков и увольнительных и начать скрытую подготовку оборонительных позиций на случай «возможной индийской атаки».
Но предложения нижестоящих командиров об установке минных полей, подтягивании к границе артиллерии и прочих мероприятиях пакистанский генштаб решительно отвергал, требуя не «поддаваться на провокации».
В 4:00 по индийскому времени (или 3:30 по пакистанскому) 6 сентября 1965 года на всём протяжении границы в Пенджабе индийская артиллерия открыла огонь. Одновременно части 11-го корпуса пересекли границу.
Утром 6 сентября Пакистан был разбужен эмоциональной речью своего президента, в которой Айюб Хан известил страну о «неспровоцированной индийской агрессии».
«Мы – в состоянии войны с Индией… Индия осмелилась напасть на людей, чьи сердца заполнены посланием Священного Корана, что принёс нам Пророк Мохаммед. Мы отплатим сполна за вероломное нападение. Наша армия уже послана на границу, и вы все должны быть готовы создать вторую линию обороны».
В стране случилась патриотическая истерика. Повсюду происходили стихийные митинги, поэты писали патриотичные песни, радио поднимало массы, граждане забрасывали цветами отправлявшихся на фронт солдат. Британские дипломаты сравнивали происходящее с обстановкой в европейских столицах в самом начале Первой мировой войны.
Индийский обыватель встретил известие о начале войны со спокойным удовлетворением: мол, наконец-то, сколько ещё можно терпеть, пора уже поставить зарвавшегося соседа на место и чётко объяснить, кто в этих джунглях тигр, а кто шакал.
По славной традиции ХХ века официально войну ни одна из сторон так и не объявила.
Танковое наступление с пакистанским колоритом
Утром 6 сентября индийские войска на Лахорском фронте больших успехов не добились, за парой исключений, вроде взятой 3-м батальоном Джатского полка под командованием подполковника Десмонда Хайда деревни Дограи. Через несколько часов после индийской атаки 1-я пакистанская бронетанковая дивизия получила приказ о выдвижении к границе.
Пакистанский план, подготовленный ещё в 50-е годы, предусматривал наступление в секторе Хем-Каран с выходом на автотрассу Дели-Амритсар восточнее главного города Пенджаба с последующим продвижением на восток для захвата стратегических мостов через реку Беас. Мосты через Беас планировалось захватить, преодолев около 70 километров, к вечеру второго дня наступления. Бытует легенда, что военный атташе посольства ФРГ в Индии, изучив историю пакистанского наступления, изрёк:
«План хороший. Только вот чтобы его осуществить, надо быть немцем».
Местность, в которой предстояло наступать пакистанцам, представляет собой культивируемую равнину, пересечённую множеством ирригационных каналов, достигавших ширины 2–3 метра и метра в глубину. На полях, разделённых небольшими рощицами, выращивали хлопок и сахарный тростник – последний к сентябрю вымахал уже до 4–5 метров высотой. Данную область пересекали соединяющие приграничный городок Хем-Каран с Амритсаром неширокая автодорога со щебёночным покрытием и железнодорожная ветка.
1-я бронетанковая дивизия была элитной частью пакистанской армии. Уже три года ею командовал генерал-майор Назир Ахмад Хан, заслуживший нелюбовь подчинённых созданием сети доносчиков, «стучавших» на командиров подразделений. Каждая из трёх бронетанковых бригад дивизии (3-я, 4-я и 5-я) включала два танковых полка и батальон мотопехоты. 4-й и 24-й кавалерийские, 5-й конный, 6-й и 19-й уланские полки были оснащены «Паттонами», а 12-й кавалерийский полк – «Чаффи». Каждый мотопехотный батальон (1-й, 7-й и 10-й полка Фронтир Форс) имел по 11 новейших американских БТР М-113.
Кроме того, дивизии была придана 21-я пехотная бригада, в составе которой имелись мощная артиллерия (3-й, 15-й и 16-й полки САУ, 21-й полк средней артиллерии и 19-й полк ПВО) и 1-й инженерный батальон.
С индийской стороны им противостояла 4-я горная дивизия в составе двух бригад, «оптимизированная» под ведение контрпартизанских операций в горах Северо-востока Индии. Дивизии был придан один танковый полк – 9-й конный (Декканская конница) под командованием знаменитого в будущем индийского военного – подполковника Аруна Шридхара Вайдьи. Полк был оснащён модернизированными «Шерманами». Артиллерия дивизии включала полк полевой артиллерии (25-фунтовые QF25), полк средней артиллерии (5,5-дюймовые орудия БЛ) и полк лёгкой артиллерии (120-мм миномёты).
Пакистанская операция началась с наступлением темноты 6 сентября 1965 года. Две роты 2-го батальона полка Фронтир Форс переправились через речку Рохи Нала, пересекли границу и захватили индийские пограничные посты. Через несколько часов к ним присоединился и 1-й батальон полка Фронтир Форс, а под утро к речке прибыл 1-й инженерный батальон и приступил к наведению моста.
Той же ночью 5-я бронетанковая бригада выдвинулась к плацдарму. Неприятности начались уже при форсировании прикрывавшего подступы к Лахору канала Бамбавали-Рави-Бедиан (БРБ). Мост через канал был на несколько сантиметров уже, чем ширина шасси «Паттонов» – выяснилось это после того, как шедший первым М-48 6-го уланского полка удачно свалился в канал и утонул вместе с экипажем. Пришлось дожидаться рассвета, после чего тщательно мерить мост и с максимальной осторожностью проводить по нему танки.
К середине дня 5-я бригада добралась до Рохи Налы, но сапёры ещё не успели построить мост. Через пару часов мост был готов, но при попытке им воспользоваться был утоплен ещё один «Паттон». Подъём с моста на берег оказался слишком крут, и танкистам пришлось взяться за лопаты и совместно с сапёрами сглаживать берег, чтобы можно было переправиться.
Уже темнело, когда 6-й уланский полк наконец начал переправу через Рохи Налу. Первый переправившийся эскадрон полка вместе с двумя ротами 1-го батальона полка Фронтир Форс около 11 вечера 7 сентября провёл разведку по направлению к Хем-Карану и столкнулся на окраине городка со взводом Джамму-и-Кашмирских стрелков, которые после короткого боя отступили. В течение ночи на плацдарм переправились вся 5-я бронетанковая и 21-я пехотная бригады.
Первый день битвы
Около 7:30 8 сентября после массированной артподготовки пакистанцы пошли на штурм Хем-Карана, и к 9 утра город был взят, вот только индийских войск в Хем-Каране не оказалось. После вчерашней вечерней стычки они поспешно покинули городок, отступив на 5 километров вдоль дороги к деревушке Асал-Утар. Хем-Каран стал первым заметным индийским населённым пунктом, захваченным пакистанцами. Главком сухопутных сил Муса незамедлительно прибыл туда, и его фотографии обошли газеты всего мира.
Положение индийцев было тяжёлым. Из 6 батальонов 4-й горной дивизии осталось только 4 – остальные два успешно разбежались в неизвестном направлении при ночном отступлении. При этом моральное состояние оставшихся батальонов было не значительно лучше. Командир 11-го корпуса генерал-лейтенант Дхиллон даже предложил главе Западного командования Харбакш Сингху срочно заменить 4-ю горную дивизию другим соединением.
Харбакш ответил, что других дивизий у него нет, велел командиру корпуса прекратить истерику и отправить на помощь горной дивизии 2-ю отдельную бронетанковую бригаду из резерва корпуса. Эта часть под командованием бригадира Томаса Кришана Чаграджа включала 3-й кавалерийский и 8-й легкокавалерийский полки, вооружённые, соответственно, «Центурионами» и АМХ-13, и полк САУ, оснащённый 88-мм самоходными гаубицами «Секстон» канадского производства.
Во второй половине дня 8 сентября пакистанцы продолжили наступление. 6-й уланский полк при поддержке роты 1-го батальона Фронтир Форс двигался справа, вдоль железной дороги, с целью захватить станцию Валтоха в 20 километрах от Хем-Карана. Прямо по дороге к Асал-Утару продвигалась две другие роты 1-го батальона полка Фронтир Форс при поддержке эскадрона 24-го кавалерийского полка. Оставшиеся два эскадрона 24-го полка, поддержанные последней ротой 1-го батальона, обходили позиции индийцев слева.
При продвижении вперёд выяснилось, что индийцы при отступлении разрушили часть оросительных каналов, и вода затопила обширные пространства, заметно сократив возможности маневрирования для тяжёлых «Паттонов».
Правая колонна пакистанцев прошла вдоль насыпи железной дороги и достигла станции Валтоха, где укрепились бойцы индийского 18-го батальона Раджпутанских стрелков, которых поддерживал эскадрон Декканской конницы. После короткой перестрелки, в которой был подбит один «Паттон», командир 6-го уланского полка подполковник Шахибзад Гуль запросил у бригадира Башира дополнительной пехотной поддержки. У командира 5-й бригады лишней пехоты не оказалось, и он приказал командиру полка обойти станцию и двигаться дальше вдоль железной дороги. Гуль отказался, считая, что нельзя оставлять в тылу такие заметные силы врага, и Башир порывался лично прибыть на место и возглавить полк.
Пока командиры ругались, стемнело, и бригадир велел уланам возвращаться в Хем-Каран. На обратном пути в темноте семь танков увязли в грязи разлившихся каналов, и только три из них удалось вытащить.
Центральная колонна прошла чуть более километра, наткнулась на позиции перерезавших дорогу бойцов 1-го батальона 9-го полка гуркхских стрелков, и после короткой перестрелки отступила в Хем-Каран. Левая колонна успешно обошла индийские позиции и вышла на главную дорогу в районе Чимы, но столкнулась с эскадроном 3-го кавалерийского полка, выдвигавшимся по дороге от Бикивинда на помощь 4-й горной дивизии. В короткой перестрелке с обеих сторон было подбито несколько танков, после чего и эти пакистанцы отступили в Хем-Каран.
Второй день битвы
К 4:30 9 сентября индийская 2-я бронетанковая бригада прибыла к Асал-Утару, и индийцы подготовили оборону.
Три пехотных батальона были размещены в нескольких рядах траншей, перекрывших дорогу перед Асал-Утаром. Перед их позициями индийцы установили минные поля. Пехоту прикрывали два эскадрона Декканской конницы. Третий эскадрон находился в тылу, где была сосредоточена и вся артиллерия. Справа индийские позиции прикрывал 3-й кавалерийский полк, а слева – 8-й уланский.
В первой половине дня наблюдалось некоторое затишье, которое периодически нарушали самолёты и артиллерия. Индийским «Канберрам» удалось разгромить колонну снабжения 1-й бронетанковой дивизии, что привело к проблемам у пакистанцев не только с боеприпасами и топливом, но и едой.
Пакистанское наступление возобновилось после полудня 9 сентября.
6-й уланский полк, получивший наконец в помощь две пехотные роты 1-го батальона Фронтир Форс, снова двигался вдоль железной дороги к станции Валтоха. 24-й кавалерийский полк с двумя ротами 5-го батальона Фронтир Форс наступал прямо по дороге на Асал-Утар. Ещё две роты 1-го батальона Фронтир Форс занимались оборудованием передовых позиции перед Асал-Утаром.
Были введены в действие и части переправившейся ночью на плацдарм 4-й бригады. 5-й конный полк при поддержке двух рот 10-го батальона Фронтир Форс продвигался вдоль Рохи Налы, пытаясь совершить глубокий обход индийских позиций с запада.
Результат нового пакистанского наступления оказался ещё хуже вчерашнего. Достигнув Валтохи, 6-й уланский полк угодил под мощный артобстрел. Командир полка подполковник Шахибзад Гуль, высунувшийся из люка командирского «Паттона» для осмотра индийских позиций, был убит осколком снаряда. Его заместитель майор И. Б. Хан отказался принять командование, и 6-й уланский поспешно вернулся в Хем-Каран, потеряв ещё несколько танков в грязи.
Фронтальная атака 24-го кавполка была отражена 4-м батальоном гренадёров при поддержке танков Декканской конницы и артиллерии.
5-й конный полк за 4 часа смог преодолеть по превращённой разливом каналов в болото равнине три с половиной километра и достиг селения Мастгарх, где и остановился на ночь.
Разгром
К утру 10 сентября в 6-м уланском полку в строю осталось 19, а в 24-м кавполку – 22 танка. 6-й уланский после событий с потерей командира был признан небоеспособным.
10 сентября оставшиеся танки 24-го кавполка, у которых оставалось по 30 выстрелов на танк, при поддержке 1-го батальона Фронтир Форс снова наступали по дороге прямо на Асал-Утар. Атака была встречена индийцами плотным огнём. В этом бою хавильдар (сержант) Абдул Хамид из 4-го батальона гренадёрского полка, управлявший расчётом безоткатного орудия на джипе, смог, умело маневрируя, подбить три «Паттона». За этот подвиг смертельно раненный в бою Хамид получил Парамвир Чакру – высшую военную награду Индии.
Пехота, шедшая за танками, обратилась в бегство после того, как был убит командир авангардной роты майор Шейх Захар-ад-Дин. После этого и танкисты повернули назад. На ходу в 24-м кавполку осталось 15 танков.
А 4-я бригада продолжала обходной манёвр вдоль берега Рохи Налы. Действия пакистанцев в предыдущие дни убедили индийское командование в том, что и 10 сентября они будут пытаться обойти позиции слева. По инициативе бригадира Чаграджа, оставив АМХ-13 8-го уланского поддерживать пехоту, индийцы сосредоточили «Шерманы» и «Центурионы» Декканской конницы и 3-го кавполка на участке дороги у Рохи Налы, укрыв их среди высоких зарослей сахарного тростника.
В 3 часа дня индийские танки и артиллерия открыли огонь по наступавшим «Паттонам». Управление пакистанской бригадой было потеряно, отдельные группы танков пытались отступить либо упрямо двигались вперёд, к дороге Хем-Каран – Биккивинд.
Около 5 часов вечера командиру 4-го кавполка подполковнику Мохаммаду Назиру удалось собрать 11 прорвавшихся через индийские порядки танков у отметки «32 миля» дороги Хем-Каран – Бикивинд. Связи у них не было – командирский танк с рацией был подбит и брошен по дороге, а в танке заместителя комполка майора Халида Каяни рация не работала. Боеприпасы и топливо были на исходе.
В течение ночи вокруг 32-й мили собралось ещё некоторое количество «обезлошадившихся» танкистов. Командир полка, посоветовавшись с офицерами, решил, что если к утру с ними не свяжется командование бригады, они сдадутся. Этот план и был реализован около 11 утра 11 сентября.
Командир дивизии Назир Ахмад Хан всю вторую половину дня носился на вертолёте по зоне боёв, лично выталкивал танки из канав и ругался с командирами бригад и полков, требуя от них продолжать наступление «во имя ислама, Пакистана и Хилаль-и-Джурат».
Кончилось это мельтешение по полю боя закономерно – около 6 часов вечера командование дивизии было накрыто несколькими залпами индийской артиллерии, в результате чего командир дивизионной артиллерии бригадир Шамми был убит, а сам генерал Назир ранен.
Около 10 часов вечера 10 сентября 1965 года пакистанские части отступили к Хем-Карану и заняли оборону на окраинах города. Так и не вступившая в бой 3-я бронетанковая бригада и 24-й кавполк, куда влились все оставшиеся на ходу танки двух других бригад, получили приказ отправляться в сектор Сиалкот, где началось главное индийское наступление.
В ходе трёхдневной битвы при Асал-Утаре пакистанцы потеряли 97 танков (из которых 32 просто увязли в грязи и достались индийцам в неповреждённом состоянии), индийцы – 12 танков.
Поле битвы с массой подбитых «Паттонов», прозванное «Паттон-Нагар» («Город Паттонов»), стало местом паломничества индийских политиков и журналистов со всего света.
Репутация «Паттона» как «чудо-оружия», о которой так много писала перед войной пакистанская пресса, была разрушена.
Источники:
- A. N. Prasad. India-Pakistan War of 1965: A History – Natraj Publishers, 2011
- Agha Humayun Amin. Handling of Tanks in Indo Pak Wars – Strategicus and Tacticus, 2010
- Dilip Hiro. The Longest August: The Unflinching Rivalry Between India and Pakistan – Nation Books, 2015
- Farooq Bajwa. From Kutch to Tashkent: The Indo-Pakistan War of 1965 – Hurst, 2013
- Jogindar Singh. Behind the Scene: An Analysis of India's Military Operations, 1947–1971 – Lancer International, 1993
- R. D. Pradhan. 1965 War, the Inside Story: Defence Minister Y.B. Chavan's Diary of India-Pakistan War – Atlantic Publishers & Distributors, 2007
- Simon Dunstan. Centurion Universal Tank – Osprey Publishing, 2003
- Steven J. Zaloga. M47 and M48 Patton Tanks – Osprey Publishing, 1999
- В. C. Chakravorty, D. Phill. History of the Indo-Pak war, 1965 – History division Ministry of defence, 1992.
Комментарии к данной статье отключены.