Высадка в Северной Африке в ноябре 1942 года стала первой масштабной амфибийной операцией стратегического уровня, предпринятой западными союзниками во Второй мировой войне. Одновременно она стала первой боевой операцией, в которой массово приняли участие американские танки. Перед тем как отправить бронетехнику в бой, её требовалось доставить в Африку по морю, а затем выгрузить на берег, возможно — под вражеским огнём.
Бросок через океан
Союзное командование не предполагало встретить в Марокко и Алжире серьёзного сопротивления. Силы режима Виши в регионе оценивались в 8 дивизий (на самом деле здесь находилось около 60 000 человек), по имевшейся информации, они не были готовы сражаться против американцев. Более того, часть французских командиров (например, начальник гарнизона Алжира бригадный генерал Шарль Маст) заранее вступила в тайные переговоры с американцами, намереваясь сдать свои позиции без боя. Поэтому предполагалось, что чем больше сил будет высажено с первого раза, тем менее упорное сопротивление окажут французы.
Куда большее беспокойство у союзного командования вызывали находившиеся в Ливии немецко-итальянские войска — танковая армия «Африка» генерал-фельдмаршала Эрвина Роммеля. Созданный американцами комитет по планированию операции понимал, что сразу после высадки немцы предпримут максимум усилий для переброски своих сил из Италии в Тунис через самое узкое место Средиземного моря. Правда, в первую очередь это приходилось бы делать по воздуху, поэтому американцы считали, что в течение недели после высадки немцы смогут собрать и перебросить в Тунис лишь 8000–10 000 солдат, причём без автотранспорта и тяжёлой артиллерии.
Чтобы воспрепятствовать дальнейшей переброске немецких войск по морю, требовалось как можно быстрее овладеть портами Туниса, а для этого высаживаться как можно ближе к ним. По расчётам американцев, для занятия Туниса требовался армейский корпус, усиленный одной танковой дивизией, а всего для операции «Факел» — десять пехотных и две танковые дивизии.
Танкодесантные средства
Главной проблемой операции стали высадочные средства для танков. И британский, и американский флоты имели достаточное количество пехотно-десантных катеров LCA (Landing Craft Personnel или Landing Craft Assault), которые перевозились на шлюпбалках транспортов и спускались на воду уже загруженными. Однако средств, пригодных для высадки танков, было гораздо меньше. В британском флоте с 1938 года производился катер LCM Mark 1 (Landing Craft, Mechanised) или LCM-1 — при водоизмещении 21 т и скорости в 10 узлов он мог брать на короткое расстояние до 16 т груза (например, лёгкий танк).
В США с 1941 года строились танкодесантные катера своей конструкции, хотя и унифицированного обозначения — 45-футовые LCM-2 водоизмещением 29 т и грузоподъёмностью 14 т. Впервые они были использованы в августе 1942 года при высадке на Гуадалканал. В 1942 году началось производство более крупного 50-футового LCM-3 полным водоизмещением 52 т, который мог принимать на борт один танк весом до 30 т – например, средний M3 «Ли»/«Грант» весом 28 т; новый танк M4 «Шерман», весивший чуть более 30 т, грузить на него уже опасались.
Танкодесантные катера загружались уже после спуска на воду. Размеры подобных средств (45–50 футов длины и 14–15 футов ширины) всё равно жёстко ограничивались габаритами судовых шлюпбалок, поэтому тяжёлые танки они принимать не могли.
В составе британского флота имелись три больших танкодесантных транспорта («Мисоа», «Тасаджеро» и «Бачакуэро»), переоборудованных из 4800-тонных мелкосидящих карибских танкеров, предназначенных для прохода в озеро Маракайбо. Все они приняли участие в операции «Факел». Каждый такой транспорт мог принять на борт порядка 20 средних танков и свыше 200 пехотинцев с оружием. Позднее на их основе были созданы танкодесантные транспорта LST (Landing Ship Tank) модели Mk.1, в свою очередь, послужившие образцом для американских LST-2.
Кроме того, в американском флоте имелись плавающие бронированные транспортёры LVT-1, уже прекрасно показавшие себя на Гуадалканале. В ходе операции «Факел» по четыре таких транспортёра придавали каждой инженерной береговой роте, такие роты занимались снабжением десанта и обеспечением его действий, то есть транспортёры использовались только как транспортные средства.
Планирование операции
В командовании союзников почти сразу же начались разногласия. Назначенный верховным командующим всей операцией американский генерал Дуайт Эйзенхауэр считал, что основную высадку надо проводить во Французском Марокко и Алжире, а комитет по планированию операции ставил основной целью быстрейшее занятие Туниса с целью недопущения сюда немцев. В итоге первый план операции, представленный 10 августа 1942 года, предусматривал одновременную высадку в четырёх пунктах: в Касабланке на Атлантическом побережье, у портов Оран и Алжир, а также в Боне (ныне — Аннаба) у границы с Тунисом. Задачей операции ставилось «в минимально возможные сроки овладеть Тунисом и создать во Французском Марокко ударную группу, способную обеспечить контроль над Гибралтарским проливом». При этом в Боне и Алжире высаживались шесть английских дивизий, а в Оране и Касабланке — семь американских. Из-за невозможности быстрого сосредоточения столь крупных сил операцию пришлось отложить до начала ноября.
Для ускорения подготовки высадки и лучшей концентрации сил Эйзенхауэр предложил несколько сократить её масштабы: 22 августа он представил в Комитет начальников штабов США новый план, в котором исключалась высадка у Касабланки, — операция проводилась только на Средиземном море. Согласно этому плану, две танковые и пять пехотных дивизий высаживались у Орана с задачей установить контроль над западной частью Алжира и Французским Марокко, а четыре пехотных и две танковых дивизии — у Алжира и в районе Бона, чтобы занять Тунис и восточную часть Алжира. Начать операцию планировалось 15 октября, однако сам Эйзенхауэр говорил, что, скорее всего, придётся назначить более позднюю дату.
В любом случае самой сложной задачей считался захват Туниса. По расчётам штаба Эйзенхауэра, даже от Бона до него войскам требовалось преодолеть 200 миль (320 км), а от Алжира — 400 миль (640 км) по местности со слаборазвитой сетью дорог. Мощности алжирского порта позволяли выгружать здесь две бригады в неделю, а в Боне — всего одну. Таким образом, даже при отсутствии сопротивления французов две группы бригадного состава могли бы выйти в район Бизерты и Туниса только на двенадцатый день операции, а танки — лишь на четырнадцатый день. Подхода ещё одной дивизии можно было ожидать в течение следующей недели.
Комитет начальников штабов США даже эти планы счёл излишне оптимистичными, а в случае возможного сопротивления французов — и вовсе нереальными. Уже 25 августа комитет выдвинул собственный план, по которому высадка войск восточнее Орана, в Боне и даже в Алжире отменялась вовсе. Конечная цель операции не менялась, но ближайшей целью ставилось лишь занятие Французского Марокко и Западного Алжира с целью создания прочной базы для дальнейших операций.
Этот план был активно поддержан британским Комитетом начальников штабов, хотя главный маршал авиации Чарльз Портал требовал быстрейшего занятия Туниса, а начальник Имперского Генерального штаба Алан Брук, поддержанный Черчиллем, в итоге настоял на осуществлении высадки в Алжир. Таким образом, Тунис стал лишь дальнейшей целью сухопутного наступления, а для его захвата требовалась высадка танковых и моторизованных соединений.
Высадка должна была осуществляться тремя оперативными группами, одна из которых действовала со стороны Атлантики, и две — из Средиземного моря:
- Западная оперативная группа (Касабланка) под командованием генерал-майора Джорджа Паттона состояла из трёх американских дивизий: 2-й танковой, а также 3-й и 9-й пехотных. Общая численность группы составляла 35 000 человек и около 250 танков. Руководство морской частью операции осуществлял контр-адмирал Генри Хьюитт (34-е Оперативное соединение);
- Центральная оперативная группа (Оран) под командованием генерал-майора Ллойда Фридендолла состояла из четырёх американских дивизий общей численностью 39 000 человек. В первом эшелоне высаживались 1-я танковая и 1-я пехотная дивизии, а также 509-й парашютный батальон (всего 18 500 человек). Морской частью операции руководил коммодор Томас Троубридж;
- Восточная оперативная группа (Алжир) имела смешанный состав (60 000 американских и 26 000 английских солдат) и находилась под командованием британского генерал-лейтенанта Кеннета Андерсона. Её основой являлась 1-я английская армия из четырёх дивизий, но первым высаживался авангард в составе 78-й британской и 34-й американской пехотных дивизий, 1-го и 6-го батальонов британских «командос» (фактически — два усиленных американских полка, две английские бригадные группы и два отдельных батальона общей численностью в 20 000 человек). Морской частью операции руководил вице-адмирал Гарольд Бэрроу.
Вся операция проводилась под флагом США, а не Великобритании, поскольку англичане серьёзно испортили отношения с французами в 1940 году сначала нападением на флот бывшего союзника в Оране и Мерс-эль-Кебире (операция «Катапульта»), а затем отправкой в концлагеря французских моряков, не пожелавших присоединиться к де Голлю.
Танковые соединения для десантной операции
В операции должны были принять участие две бронетанковые дивизии американской армии: 1-я (генерал-майор Орландо Уард) и 2-я (генерал-майор Эрнст Харман), а также один батальон из состава 67-й танковой дивизии, приданный в качестве усиления 3-й пехотной дивизии Западной группы.
1-я бронетанковая дивизия «Олд Айронсайдс» была создана 15 июля 1940 года в Форт-Ноксе. Основа дивизии, 1-я бронетанковая бригада, была преобразована из 7-й кавалерийской бригады с сохранением прежней нумерации её частей. Впрочем, сама бригада была кавалерийской только по названию: она была создана в 1932 году именно как экспериментальное механизированное соединение, хотя в неё вошли два старых кавалерийских полка американской армии (один был создан в 1833 году, другой — в 1901-м). Первоначально в бригаду также включили вновь сформированный 69-й танковый полк, но уже в феврале 1942 года он был передан в 6-ю танковую дивизию и действовал на Тихом океане.
Кроме того, в дивизию вошёл 6-й пехотный полк — один из старейших американских полков, созданный ещё в 1812 году. Ранее он входил в состав 6-й пехотной дивизии, в 1936 году был преобразован в моторизованный, а с 1939 года стал отдельным. Уже в апреле 1941 года часть полка была передана для формирования 51-го пехотного полка 4-й бронетанковой дивизии. В полку имелось два батальона четырёхротного состава, полковая группа и противотанковая рота.
Наконец, перед самой высадкой в Северной Африке дивизии был придан 701-й дивизион истребителей танков, вооружённый 75-мм самоходными орудиями Т12/M3 на шасси полугусеничного грузовика «Аутокар» и 37-мм противотанковыми орудиями M6 «Фарго» на шасси лёгкого грузовика «Додж».
К середине 1942 года дивизия имела более 600 средних и лёгких бронированных машин. Её структура была следующей:
- 1-я бронетанковая бригада: 1-й бронетанковый полк (лёгкие машины), 13-й бронетанковый полк (лёгкие машины);
- 701-й дивизион истребителей танков;
- 6-й пехотный полк;
- 68-й артиллерийский полк;
- 27-й дивизион полевой артиллерии;
- 81-й бронетанковый разведывательный эскадрон;
- 16-й инженерный батальон;
- 13-й дивизион снабжения;
- 19-й дивизион боеприпасов;
- 47-й медицинский батальон;
- 141-я рота связи.
2-я бронетанковая дивизия «Hell on Wheels» была сформирована в Форт-Беннинге в тот же день, что и 1-я — 15 июля 1940 года. Изначально она формировалась как «тяжёлая»: из шести танковых батальонов четыре были вооружены новыми средними танками «Шерман», и лишь два — лёгкими «Стюартами»; большинство остальных американских танковых дивизий были «лёгкими», имея лишь по три танковых батальона четырёхротного состава.
Танковой бригадой дивизии командовал полковник Джордж Паттон; с ноября 1940 по апрель 1941 года он в чине бригадного генерала был командиром дивизии. К лету 1942 года основной состав дивизии был следующим:
- 2-я бронетанковая бригада: 66-й бронетанковый полк, 67-й бронетанковый полк, 17-й бронетанковый батальон;
- 41-й пехотный полк;
- 14-й артиллерийский дивизион;
- 78-й артиллерийский дивизион;
- 92-й самоходно-артиллерийский дивизион;
- 82-й бронетанковый разведывательный батальон;
- 2-й дивизион боеприпасов;
- 2-й дивизион снабжения;
- 48-й медицинский батальон;
- 142-я рота связи.
Высадка Западной оперативной группы
Западная оперативная группа высаживалась на рассвете 8 ноября 1942 года в трёх точках Французского Марокко:
- Ударная группа TG 34.9 — в центре, около Федала, несколько севернее Касабланки. Это была наиболее сильная часть десанта: 18 783 человека и 1700 автомобилей. Здесь с 15 транспортов высаживались 3-я пехотная дивизия, 1-й батальон 67-го танкового полка и батарея «А» 78-го артиллерийского дивизиона 2-й бронетанковой дивизии — всего 79 лёгких танков и некоторое количество самоходок. В самой Касабланке высадка была признана слишком опасной из-за сильной береговой обороны;
- Ударная группа TG 34.8 — на севере, в устье реки Себу возле Пор-Лиотэ. Здесь с 8 транспортов высаживались 9099 человек: усиленный 60-й полк 9-й пехотной дивизии, 1-й батальон 540-го сапёрного полка и 1-й батальон 66-го танкового полка 2-й бронетанковой дивизии — всего 65 лёгких танков;
- Ударная группа TG 34.10 — на юге, возле Сафи. Здесь с шести транспортов высаживались 6423 человека: 47-й полк 9-й пехотной дивизии, а также 2-й батальон 67-го танкового полка и две батареи («С» и «В») 78-го артиллерийского дивизиона 2-й бронетанковой дивизии — всего 54 средних и 54 лёгких танка, а также несколько десятков самоходных орудий.
Каждый десантный транспорт нёс до 50 катеров разных типов. Общая схема высадки во всех трёх пунктах была следующей: первыми к берегу выходили разведывательные катера, команды которых должны были установить место высадки, встать на якорь вне линии прибоя и зажечь инфракрасные прожектора, а также сигнальные огни установленных цветов. Затем на воду спускались десантные катера с войсками — они образовывали первую волну десанта. Под прикрытием специально выделенной группы эсминцев эти катера подходили на дистанцию 4000 футов к берегу, где развёртывались в линию и в 4 часа утра начинали движение к берегу, ориентируясь по световым сигналам с разведывательных катеров. Высадка должна была произойти в 4:15, после чего десантные катера возвращались за следующими партиями людей и снаряжения.
Высадка в Федала
Из-за отсутствия опыта и непредвиденных обстоятельств расписание высадки сразу же было нарушено, а потери катеров оказались неожиданно велики. Так, в районе Федала из 25 десантных катеров, первыми двинувшихся к берегу, 18 вышли из строя (в основном от пробоин, полученных на камнях у берега); из 33 катеров транспорта «Джефферсон» после высадки первого броска в строю осталось 17. В общей сложности из 347 десантных катеров Центральной группы из строя вышло 40–45%, причём основная убыль пришлась на первый день высадки. Особенно трудной оказалась выгрузка танков, для которой требовался ровный берег. Танкодесантным катерам и плавающим гусеничным транспортёрам зачастую приходилось маневрировать вдоль берега в поисках более удобного места для высадки.
Из-за внеплановой убыли десантных средств высадка сильно затянулась: в районе Федала за первый час выгрузки на берег высадились 3500 человек, но к 17 часам их число выросло только до 7750. Тем не менее к ночи на 9 ноября гавань Федала, береговые батареи и все пункты, намеченные планом высадки, были захвачены, после чего началась выгрузка солдат и техники (в том числе танков) с транспортов уже в порту. 10 ноября американские войска вышли к Касабланке.
Высадка в устье Себу
В устье реки Себу берег был в основном низменный и более удобный для высадки, а береговая оборона — значительно более слабой, хотя велась крайне умело и упорно. Более того, в первый день высадки французы пытались атаковать американский плацдарм, использовав для этого 32 лёгких танка «Рено» R-35 и «Рено» R-39. Поскольку в первый день американцам удалось высадить лишь семь танков, и то в противоположном от атаки месте, танковое сражение не состоялось.
В целом высадка в этом месте сильно затянулась, а вторая волна так и не была выгружена до окончания боёв 11 ноября. Потери в десантных катерах оказались столь же велики, как и в Федала: из 161 катера было потеряно 70 (43%), причём лишь 16 из них удалось снова ввести в строй.
Высадка в Сафи
Порт Сафи был выбран для высадки потому, что здесь имелась возможность выгрузить средние танки «Шерман» с транспорта «Лейкхерст» прямо на набережную, не используя танкодесантные катера. Гавань Сафи была подготовлена французами к обороне (здесь находилось около 450 человек с полевой артиллерией), поэтому для быстрого её захвата использовались старые эсминцы «Бернаду» и «Коул», переоборудованные в быстроходные десантные транспорты. Забегая вперёд, отметим, что благодаря выгрузке в порту из 121 десантного катера, задействованного на южном участке, было повреждено только девять, причём восемь из них позднее удалось отремонтировать.
В результате атаки «Бернаду» и «Коула» порт был захвачен уже к полудню, после чего «Лейкхерст» начал разгрузку танков на причальную стенку с помощью корабельных кранов. Кроме того, здесь началась выгрузка двух батарей («С» и «В») 78-го артиллерийского дивизиона 2-й бронетанковой дивизии, оснащённого 105-мм самоходными орудиями Т19 на шасси полугусеничного бронетранспортёра. К ночи 8 ноября разгрузка завершилась, и 78-й артдивизион начал продвижение вглубь территории Марокко. 9 ноября самоходчики заняли оборону, готовясь отразить французскую контратаку: по данным воздушной разведки, большая колонна противника двигалась на Сафи со стороны Марракеша. Однако контрудар не состоялся, а к вечеру 9 ноября на передовую вышли первые «Шерманы» 67-го танкового полка.
Увы, разгрузка танков затянулась: все машины удалось выгрузить на берег лишь 10 ноября. После этого танкисты получили приказ наступать на Касабланку при поддержке части 78-го артдивизиона. Однако грузовики к этому времени выгрузить не удалось, а одной заправки на весь марш танкам было мало. Морское командование нашло оригинальный выход: оно отправило эсминец «Коул» с горючим в порт Масаган, лежащий к югу от Касабланки. Танкисты должны были захватить Масаган, после чего заправиться с эсминца в гавани. Масаган был занят танками и самоходками утром 11 ноября, к этому времени пришло сообщение о капитуляции французов в Касабланке.
Итоги высадки Западной группы
Во всех трёх местах высадка проходила без предварительной бомбардировки берега: американцы рассчитывали, что французы сдадутся без боя. Действительно, накануне генерал Анри Бетуар совершил попытку переворота, пытаясь предотвратить сопротивление американцам, но его выступление было подавлено и лишь насторожило французское командование, подчинявшееся режиму Виши.
В результате французская береговая артиллерия и флот в первые часы высадки оказали сильное сопротивление союзникам. Однако град снарядов с американских линкоров и крейсеров оказал на французов не только физическое, но и психологическое воздействие: стало ясно, что американцы имеют значительно превосходящие силы. В этих условиях французские солдаты и офицеры посчитали, что их воинский долг выполнен и начали сдаваться в плен: в районе Сафи это началось уже к вечеру 8 ноября. В Пор-Лиотэ сопротивление продолжалось до 10 ноября, а Касабланка капитулировала утром 11 ноября. Всего французский флот и сухопутные силы потеряли 490 человек убитыми и 969 ранеными.
Разгрузка личного состава десантных войск завершилась к вечеру 11 ноября. Однако к этому времени было выгружено только две трети транспорта и четверть имевшегося снабжения. Окончательно выгрузка завершилась лишь несколько дней спустя.
Высадка Центральной группы
Силы Центральной группы должны были высаживаться по обе стороны от Орана: в 30 км западнее него на пляже Лес-Андалузес и в 45 км восточнее в маленькой гавани Арзё. Главной целью высадки был захват порта Оран и лежащей рядом с ним военной гавани Мерс-эль-Кебир, а также расположенных южнее аэродромов Ла-Сенья и Тафарауи. Последние предполагалось захватить с помощью танковых частей, а также группы из пятисот парашютистов 509-го воздушно-десантного полка.
Занятие плацдармов
1-й полк 1-й бронетанковой дивизии высаживался возле Арзё, где использовались два британских танкодесантных транспорта типа «Маракайбо». 13-й полк дивизии должен был высаживаться западнее Орана в двух местах: на пляже Лес-Андалузес («берег Y») и в Мерса-бу-Зеджаре в 30 км западнее («берег X»); в последнем пункте использовался третий транспорт типа «Маракайбо». Высадка в Арзё прошла исключительно удачно: уже ночью на 8 ноября порт был захвачен двумя ротами 1-го батальона американских рейнджеров с транспорта «Ройял Скотсмэн», после чего здесь начали разгружаться другие суда.
Одновременно основная часть десанта начала высадку у Сен-Лё к юго-востоку от Арзё, встретив слабое сопротивление противника. На рассвете, уже после занятия плацдарма, сюда подошли танкодесантные транспорты «Мисоа» и «Тасаджеро», которые к 8 часам утра смогли полностью разгрузиться. Здесь же были высажены подразделения рот «В» и «С» из состава 701-го дивизиона истребителей танков, вооружённые самоходными орудиями Т12/M3.
Быстрая выгрузка танков прямо на необорудованное побережье убедила командование союзников в ценности больших танкодесантных транспортов. Именно после этого в Англии и США их начали активно строить.
Ко второй половине дня 8 ноября сопротивление французов в районе Арзё было полностью сломлено, десантные силы захватили Сен-Клод и Ферюс юго-западнее Арзё. Это позволило перенести разгрузку транспортов второй волны прямо в гавани Арзё.
Высадка западнее Орана проходила без противодействия противника, первое сопротивление французы оказали лишь около 8 часов утра у Бу-Сфер, когда бойцы 3-го десантного батальона начали продвижение к Мерс-эль-Кебиру. Танкодесантный транспорт «Бачакуэро» подошёл к берегу в районе Мерса-бу-Зеджера уже в 4:15, однако из-за малой глубины для выгрузки танков здесь пришлось строить понтонный мост. Лишь к 9 часам утра все танки с него были выгружены на берег.
Танковый бой за аэродром Тафарауи
Уже к полудню 8 ноября по обе стороны от Орана были созданы два плацдарма, на каждом из которых сосредотачивалась ударная механизированная группировка: восточная обозначалась как «Красная», западная — как «Зелёная». В дальнейшем из-за ухудшения погоды выгрузка войск и техники на открытых пляжах замедлилась, а восточнее Арзё прекратилась вовсе. Кроме того, из-за недостаточного количества танкодесантных катеров типа LCM выгрузка танков и другой техники шла очень медленно. Часть намеченных участков в «Зелёном» секторе оказалась непригодной для высадки из-за слишком малых глубин; вдобавок возникла путаница с выгрузкой оборудования не в тех местах, где оно требовалось.
Тем не менее уже к 11 часам 8 ноября американские моторизованные части «Красной» группы, усиленные ротой 1-го танкового полка и самоходными орудиями 701-го дивизиона, преодолели 50 км и вышли к аэродрому Тафарауи. По первоначальному плану аэродром должны были занять парашютисты 509-го воздушно-десантного полка, но при ночной высадке их разбросало по окрестным холмам. В итоге аэродром пришлось брать танкистам, причём французы успели поднять в воздух несколько самолётов: в ходе воздушных атак был уничтожен один танк «Стюарт» и ранено три танкиста.
Однако к 13 часам аэродром Тафарауи был занят, при этом американцы захватили около 300 пленных и артиллерийскую батарею из семи орудий. Уже вечером сюда начали перебазироваться истребители союзников из Гибралтара. В тот же день подошедшие с запада части «Зелёной» группы заняли аэродром Ла-Сенья (захвачено 500 пленных и 9 самолётов).
К исходу 9 ноября Оран был окончательно окружён. Впрочем, французы не собирались сдаваться: утром они даже попытались контратаковать аэродром Тафарауи при поддержке танков, артиллерии и авиации.
Французские танки появились к востоку от аэродрома, после чего навстречу им двинулась рота «B» 1-го танкового полка под командованием капитана Уильяма Така, сопровождаемая взводом истребителей танков лейтенанта Уитсита. 75-мм самоходные орудия Уитсита открыли огонь с холма примерно в 700 м от деревни Сен-Люсьен, в то время как танки капитана Така двинулись по открытой местности навстречу противнику: два взвода шли впереди, а один в полукилометре позади. Французские танки редкой модели «Рено» AMC-35 открыли огонь, но с большой дистанции снаряды их 47-мм пушек (длиной всего 28 калибров) не пробивали броню американских машин. В то же время 75-мм пушки «Шерманов» и 37-мм длинноствольные (53 калибра) пушки «Стюартов» поражали французские танки один за другим.
Согласно докладу 1-го танкового полка, в бою за аэродром было уничтожено 14 французских танков, из них два записал на свой счёт 701-й истребительно-противотанковый дивизион. Сами американцы безвозвратно потеряли один лёгкий танк и одного бойца. Это был первый бой американских танкистов с танками противника во Второй мировой войне.
В ночь на 10 ноября к аэродрому Тафарауи подошло подкрепление из состава «Красной» группы: два «Шермана», пять «Стюартов» и одно самоходное орудие. Этим же утром американские танки заняли посёлок Ла-Сейна к югу от Орана, при этом от артиллерийского огня был потерян ещё один «Стюарт». В полдень 10 ноября гарнизоны Орана и Мерс-эль-Кебира капитулировали после переговоров.
Впереди — Тунис
Первая фаза операции «Факел» успешно завершилась. Далее 1-й бронетанковой дивизии предстояло наступление на Тунис; 2-я бронетанковая дивизия до конца декабря оставалась в резерве в районе Рабата.
Остальные части 1-й бронетанковой дивизии (в том числе 6-й моторизованный полк и 16-й инженерный батальон) были выгружены только 21 ноября, когда основные силы дивизии уже наступали на Тунис. Оставшаяся часть 701-го дивизиона истребителей танков прибыла только 10 декабря. Части и подразделения 2-й бронетанковой дивизии прибывали ещё позже: так, 92-й артиллерийский дивизион, вооружённый 105-мм гусеничными САУ «Прист», был выгружен в Касабланке с транспорта «Томаса Х. Барри» лишь 24 декабря.
Литература:
- С. Э. Морисон. Американский ВМФ во Второй мировой войне: Операции в водах Северной Африки, октябрь 1942-июль 1943. М.: АСТ; СПб: Terra Fantastica, 2003
- М. Говард. Большая стратегия. Август 1942-сентябрь 1943.М.: Воениздат, 1980
- Harry Yeide. Tank Killers: A History of America's World War II Tank Destroyer force. Philadelphia & Newbury: Casemate Publishers, 2010
- http://macspics.homestead.com /History.html (Read About our History 1/1 Cav)
- http://www.3ad.org/unit-web-sites/armor-site/13th-cavalry-regiment
- http://www.69tharmor.com/regiment.html
Комментарии к данной статье отключены.