20-е годы прошлого века стали для мирового танкостроения тёмными временами. Резко менявшееся представление военных о роли танков, а также сильно урезанное финансирование стали причиной того, что за это десятилетие во всём мире было выпущено меньше тысячи танков. Львиная доля произведённых в эти годы машин пришлась на МС-1, и это при том, что СССР к концу 20-х ещё не до конца оправился от последствий Первой мировой и Гражданской войн. В Англии создали относительно удачные Medium Tank Mk.I и Mk.II, развивались танкетки, но резкое снижение финансирования давало о себе знать. Французы ограничилось модернизацией Renault FT, причём эти машины, известные как Renault NC, шли на экспорт, а не во французскую армию. Германия втихую работала над своими танками. Больше всего же не повезло США. Несмотря на весьма обширную программу по созданию новых танков, ни одна машина в 20-е годы в США так и не пошла в серию.
Своими силами
По итогам Первой мировой войны американская армия обзавелась почти тысячей лёгких 6-тонных танков M1917 и сотней тяжёлых танков Mk.VIII International. Наиболее важным приобретением стали лёгкие машины. Проблема заключалась в том, что создавался M1917, как и его прародитель французский Renault FT, для сражений на европейском ТВД. Если Renault FT развивал максимальную скорость на уровне 8 км/ч, то его американский аналог за счёт более мощного двигателя оказался лишь чуть быстрее. Для американского ТВД это не годилось совершенно.
Кроме того, без капитального ремонта первые танки проходили немногим более сотни километров. Для их перевозки до поля боя требовались грузовики. Проблему повышения максимальной скорости в США пытались решить в начале 20-х годов. После установки 100-сильного двигателя Franklin series 145 скорость выросла, но всего лишь до 14,5 км/ч. Дальнейшее увеличение скорости оказалось ограничено конструкцией ходовой части. До уровня M1917A1 модернизировали всего 7 танков.
Понимая, что дальнейшее развитие M1917 особых перспектив не имеет, американские военные сделали ставку на танк конструкции Джона Уолтера Кристи. Увы, M1919 Medium Tank оказался не совсем тем, чего от него ожидали. Вышедший в апреле 1921 года на испытания танк казался более перспективным. Он имел 6-фунтовую (57-мм) пушку, а на колёсах им была достигнута скорость 20 км/ч, что для того времени было серьёзным достижением. Другое дело, что на гусеницах скорость оказалась всего 11 км/ч, к тому же такая вещь, как подвеска, у M1919 имелась только на центральной тележке. В итоге Кристи танк переделал, но, помимо внесения изменений в ходовую, он превратил M1919 фактически в САУ. С этой машиной военные пытались что-то сделать до июня 1924 года, но стало понятно – идея тупиковая. К тому же Кристи к весне 1924 года окончательно разругался с Управлением вооружений.
То, что новый танк придётся делать своими силами, в Управлении вооружений поняли уже весной 1922 года. Согласно принятой концепции, требовался двухместный танк массой 5 тонн, с вооружением, состоящим из 37-мм пушки и 7,62-мм пулемёта. Броня такого танка должна была защищать от бронебойных пуль винтовочного калибра. Его скорость оценивалась в 19 км/ч, а радиус действия – в 80 км. Правда, ждать отмашки для создания такого танка пришлось почти четыре года. До начала 1926-го приоритетом считались средние танки, а при их массовом производстве в машинах лёгкого класса надобность отпадала. Такая уверенность была продиктована относительными успехами в работах над средним танком M1921.
Понимание того, что разработка Medium Tank M1921 затягивается, появилось только в начале 1926 года. 26 января 1926 года Комитет по Вооружению (OCM) издал рекомендации по разработке нового танка. Первоначально работа закипела в арсенале Рок-Айленд. Согласно имеющимся архивным данным, исходно он планировался как боевая машина классической компоновки с размещением силовой установки в кормовой части корпуса. Однако 1 сентября отдел по проектированию самоходной техники перевели в Форт-Мид, штат Мэриленд, где находился танковый департамент.
Проект Гарри Нокса
Отдельно стоит упомянуть одного человека, который прямым образом повлиял на то, каким стал новый лёгкий танк. Звали его Гарри Нокс (Harry Austin Knox), и он более известен историкам автомобилестроения. В течение четверти века Нокс довольно успешно занимался созданием автомобилей, выпуская легковые машины и грузовики. Танками Нокс стал заниматься в 1924 году, когда произошло первое расставание военных с Кристи. Нокс и являлся фактическим создателем нового танка, который стал проектироваться в Форт- Миде.
От идеи классической компоновки новой машины было решено отказаться. В качестве образца для подражания выбрали английский Medium Tank Mk.I, который, к слову, изначально считался машиной лёгкого типа. Ведущие колёса остались сзади, а вот двигатель переместился вперёд. За счёт этого корпус получился значительно короче, чем у M1917. Правда, механик-водитель вряд ли мог порадоваться такому решению. Вал от мотора к трансмиссии шёл аккурат между его ног, а сам водитель сидел, едва ли не обхватив мотор ногами. Ещё одним нюансом носового расположения двигателя стал длинный нос, который совсем не способствовал хорошей обзорности с места механика-водителя. Коробка передач, кстати говоря, тоже не пустовала – на ней крепилось сиденье командира. Ходовая часть напоминала тракторную, но при этом использовались траки скелетной конструкции, Точно такие же были разработаны для Medium Tank T1, и показали они себя на порядок лучше, чем траки M1917.
26 сентября 1926 года технический комитет рассмотрел оба варианта перспективного лёгкого танка и остановился на концепции Гарри Нокса. Было высказано мнение, что вариант с передним расположением силовой установки имеет лучшую развесовку. К 15 марта 1927 года проект лёгкого танка был доведён до состояния, при котором уже шла речь о выборе подрядчика. В объявленом конкурсе победила автомобильная компания James Cunningham Son & Co. С одной стороны, на ниве военных поставок эта фирма до того никак себя не проявляла, основной её деятельностью были легковые машины. С другое стороны, Cunningham имела серьёзный опыт в моторостроении: ещё в 1916 году компания одной из первых освоила в производстве двигатели V8.
12 апреля 1927 года James Cunningham Son & Co получила контракт на изготовление опытного лёгкого танка. На все работы отводилось 120 дней. Они завершились к 1 августа, а уже 1 сентября в Рочестере, штат Нью-Йорк, где располагалась Cunningham, cостоялся показ машины, получившей индекс Light Tank T1. Он превзошёл по массе M1917, достигнув семи тонн, и тем самым проблема перевозки нового танка на грузовиках только усугублялась. При этом толщина бронирования T1 оказалась ниже, чем у M1917, и составила меньше 10 мм. Для танка поддержки пехоты такой толщины было явно недостаточно.
С другой стороны, в плане двигателя фирма Cunningham не подкачала: танк получил 110-сильный мотор V8, благодаря чему удельная мощность достигла впечатляющей цифры 15,7 л.с. на тонну. Мощный мотор не помог M1917A1 из-за слабой ходовой части, а вот с ходовой частью T1, несмотря на сомнительный внешний вид, ситуация оказалась иной. Его максимальная скорость составила 28 км/ч, что для второй половины 20-х годов было весьма неплохим показателем. Опытная машина получила макет башни и подбашенной коробки.
После испытаний, прошедших на Абердинском полигоне, лёгкий танк T1 переделали в транспортную машину Cargo Carrier T1. Её испытания прошли вполне успешно, так что зелёный свет дали не только лёгкому танку, но и транспортной машине на его базе. Последовал заказ на улучшенные версии машин – 4 Light Tank T1E1 и 2 Cargo Carrier T1E1. Было принято решение вынести топливные баки из корпуса машины в специальные короба над гусеницами. Кроме того, выступающую вперёд ходовой части носовую часть корпуса укоротили. В цилиндрической башне «прописалась» орудийная установка T1, в которой находилась 37-мм пехотная пушка M1916 и спаренный с ней пулемёт Browning M1919.
Несмотря на ряд недостатков, от нового танка пехотное командование было в восторге. Ещё до постройки Light Tank T1E1 по настоянию пехотного командования, а именно генерал-майора Роберта Аллена, стандартизировали под индексом Light Tank M1, но такое обозначение продержалось всего с 14 января по 30 марта 1928 года. В Военном Секретариате, отменившем стандартизацию, справедливо посчитали, что для начала неплохо бы получить обнадёживающие данные войсковых испытаний.
В июне 1928 года четыре T1E1 направили для войсковых испытаний в Форт-Мид. Там машины зачислили в состав 4-й танковой роты, где они проходили испытания вместе с танками M1917. Совместные манёвры показали, что новые машины превосходят своих предшественников на голову.
Наиболее показательными стали испытания, проведённые в октябре 1928 года. Три танка и два транспортёра преодолели дистанцию от Форт-Мида до Геттисберга и обратно. T1E1 прошли 230 километров со средней скоростью 16 км/ч — танку M1917 такое и не снилось. Один из T1E1 был отправлен на Абердинский полигон, где преодолел за 57 дней 3232 км без серьёзных поломок. Этот результат выглядел просто феноменально, ведь танк M1917 за это время давно бы рассыпался. Казалось, что дело сделано, и вскоре последует полномасштабный контракт по выпуску двух с лишним сотен T1E1.
Джон Уолтер Кристи в роли злого рока
Беда пришла, откуда не ждали. 19 ноября 1928 года из Форт-Мида стартовала крайне необычная машина. Внешне она больше походила на гоночный автомобиль, чем на танк, коим являлась на самом деле. Необычным аппаратом являлся Christie M.1928 — опытная машина, созданная новой фирмой Джона Уолтера Кристи, U.S. Wheel Track Layer Corporation. Сам конструктор называл своё детище M.1940, намекая на то, что за такими танками будущее. Главной изюминкой танка стала независимая пружинная подвеска, ныне известная как свечная, или подвеска Кристи.
Маршрут пробега Christrie M.1928 полностью повторял тот, что месяцем раньше преодолели T1E1. Но совсем иным оказался результат: танк изобретателя показал среднюю скорость 45 км/ч, при этом максимальная скорость на гусеничном ходу составила 68 км/ч, а на колёсах 112 км/ч. Такой «подарок» оказался для создателей T1E1 Light Tank громом среди ясного неба. Самая большая неприятность состояла в том, что танк Кристи не требовал грузовиков для перевозки, а дальность его действия значительно превышала таковую у конкурента.
Разумеется, на этом фоне творение Гарри Нокса и Cunningham выглядело бледновато. О серийном производстве T1E1 пришлось забыть, тем более что претензии на недостаточное бронирование никуда не делись. В конце ноября поступило указание на изготовление модернизированного танка.
Неудачная гонка за лидером
Постройка танка, получившего индекс Light Tank T1E2, несколько затянулась, и появился он на Абердинском полигоне только 3 июня 1929 года. Стоит отметить, что одним усилением бронирования до 15 мм дело не обошлось. Масса машины выросла до 8,8 тонн, так что настало время переделывать ходовую часть. Ширина трака выросла на дюйм. В качестве силовой установки выступал двигатель мощностью 132 л.с. Благодаря этому удельная мощность составила 15 л.с. на тонну, а максимальная скорость выросла до 29 км/ч. Характеристики вроде и неплохие, но как раз в это время проходил испытания танк Кристи, на фоне которого даже с новым мотором T1E2 выглядел бледно. С другой стороны, танк Кристи был скорее тестовым шасси, а T1E2 являлся полноценным танком. На новой машине установили переработанную башню с 37-мм полуавтоматической пушкой Браунинга.
Генерал-майор Аллен настаивал на стандартизации T1E2, но идею не поддержал главком сухопутных войск генерал-майор Саммерол. Во-первых, до главкома доходили восторженные отзывы от представителей пехоты и кавалерии, наблюдавших за испытаниями танка Кристи. Во-вторых, T1E2 оказался не той машиной, которую Саммерол был готов взять на вооружение. Дело в том, что танк преследовали механические проблемы. Большой проблемой была ходовая часть, недостатки которой на потяжелевшем танке проявили себя в полной мере. Сильные вибрации делали крайне сложным прицеливание и стрельбу с хода. Кроме того, идея с носовым расположением силовой установки была признана неудачной.
Попыткой решить проблемы с ходовой частью стала переделка второго образца T1E1 в танк, получивший индекс Light Tank T1E3. Здесь ходовая часть состояла из четырёх тележек, три из которых имели гидравлическую подвеску, а четвёртая, задняя, — пружинную. Кроме того, танк получил двигатель и вооружение, аналогичное T1E2. Динамические характеристики улучшились, как и плавность хода, но было уже поздно. На дворе стоял уже апрель 1931 года. За 3 месяца до этого Кристи лично прокатился на своём танке Christie M.1931 перед многочисленными фоторепортёрами и кинооператорами. На этом фоне танки семейства T1 выглядели совсем бледно.
Последним шансом для T1 был зарубежный заказ, тем более что в 1929 году грянул кризис и о сотнях новых танков можно было забыть. Такой шанс подвернулся в начале 1930 года, когда в США прибыла советская закупочная комиссия во главе с начальником УММ И. А. Халепским. Правда, сделка не задалась, о чём Халепский написал в своём отчёте, датированном 6 июня 1930 года, следующее:
«Согласно утвержденной программы, нам надлежало закупить образцы и получить техническую помощь по танкам Т-1, Е-1 и танку «Кристи».
Танки Т-1 и Е-1, изготовляющиеся фирмой Копингейм, по своему типу, являются малым типом танка. По своей же конструкции танки Т-1 и Е-1 при испытании оказались качеством ниже такого же типа танка, закупленного нами у Виккерса, а именно скорость на 8 километров ниже танка «Виккерс», броня обычная, мотор с водяным охлаждением; у Виккерса же мотор с воздушным охлаждением; редукторы греются; гусеница своей громоздкостью является одним из препятствий в получении необходимых скоростей.
По цене этот танк на 17,5 тысяч руб. за единицу дороже Виккерса.
Коммерческие расчеты абсолютно не приемлемы. Фирма требовала 50% всей суммы при заказе и 50% при сдаче, а также категорически требовала закупить целую партию не менее 50 штук одного типа танков. В какой-либо технической помощи категорически отказалась, а также фирма отказалась допустить наших инженеров на заводы.
Все вышеизложенное исключало какую-либо возможность приобрести данный тип танка»
Итог истории известен: советская закупочная комиссия ознакомилась с танком Кристи и заказала изобретателю две машины, а также приобрела патенты и лицензию на производство. Позже эти два танка стали основой для создания советского БТ-2.
Отдельного упоминания заслуживают самоходные установки, которые базировались на шасси Light Tank T1. В 1928 году один из транспортёров T1E1 был переделан в носитель 107-мм (4,2-дюймового) миномёта. Гораздо более удачной машиной оказалась самоходная установка, которую создали на базе самоходного шасси T2, базировавшегося на агрегатах T1. После программы испытаний шасси, созданное в качестве лаборатории для различных агрегатов ходовой части, приспособили для установки новейшей на тот момент 75-мм гаубицы M1.
Машина, созданная в 1930 году и получившая индекс T1 HMC, выгодно отличалась от предшествующих ей лёгких САУ. Она весила немногим более 5 тонн и оснащалась 89-сильным двигателем LaSalle. Её максимальная скорость достигала 32 км/ч. Благодаря более совершенной подвеске плавность хода оказалась выше, чем у Light Tank T1. Испытания показали, что получилась вполне достойная самоходная гаубица, заметно превосходившая по характеристикам предшественников, создававшихся на базе тракторов. Увы, дальше опытной машины и эта разработка не продвинулась.
Источники и литература:
- РГВА
- NARA
- Stuart History of the American Light Tank, Vol. 1, R.P. Hunnicutt, Presidio Press, 1992
- A Yankee Inventor and the Military Establishment: The Christie Tank Controversy, George F. Hofmann, Military Affairs, Vol. 39, No. 1 February 1975
- Фотоархив автора
Комментарии к данной статье отключены.