• События
  • Люди
  • Танки
  • Флот
  • Авиация
  • Стрелковое оружие
  • Военный хайтек
  • Другое оружие
  • English
  • Поиск
    • События
    • Люди
    • Танки
    • Флот
    • Авиация
    • Стрелковое оружие
    • Военный хайтек
    • Другое оружие
    • English

    Поиск

    Войти

    Написать
    Популярное
    • 04 December '19
      Warspot о наградах: бомбардировщик-истребитель
    • 03 December '19
      «Мюнстерланд»: трудная мишень
    • 03 December '19
      «Отвага вашего корабля вдохновляла всех нас»
    • 29 November '19
      «Росток», не пробивший асфальт
    • 28 November '19
      «Не привил к себе любви и уважения расчёта…»
    • 28 November '19
      Бей своих: тест Warspot
    • 26 November '19
      Когда фатерланд слишком далеко
    • 25 November '19
      Чужеземцы в римской армии
    • 25 November '19
      Альтернатива с кормовым расположением
    • 22 November '19
      B-52: «морщины» от старости?
    • 22 November '19
      Warspot про кино: «Мидуэй» и последнее предупреждение Роланду Эммериху
    • 21 November '19
      Кухня «Оверлорда»
    104

    Белые танки Красной армии

    • ВМВ
    • танки
    • СССР
    • моделизм
    Алексей Груздев
    13 February '18

    Проблема снижения визуальной заметности бронетехники появилась вместе с самими танками, ещё при первых попытках их боевого применения. Используя бронетанковую технику, противоборствующие стороны, как и 100 лет назад, стремятся обнаружить танки и другие механизированные вооружённые средства при движении, стоянке и в бою, определить их численность и вид, а также затруднить распознавание своей техники противником. Скрыть от средств наблюдения противника крупную боевую машину довольно непросто, и особенно в зимнее время. На местности с устойчивым снеговым покровом крупные тёмные объекты (например, танки в базовом камуфляже) становятся значительно контрастнее и заметнее. Как вопрос эффективной маскировки бронетехники в зимний период решался в Красной армии в годы Великой Отечественной войны?

    Виды зимней окраски

    В методиках и руководствах, использовавшихся в СССР в период 1941-1945 гг., описывается два основных вида зимней окраски советских БТТ и транспортной техники:

    • белая одноцветная;
    • деформирующая в виде криволинейных пятен.
    ​Танк БТ-5. Часть машины окрашена сплошным белым цветом, часть — полосками по базовой краске. Ширина полос 1-3 см, расстояние между ними 8-12 см - Белые танки Красной армии | Warspot.ru
    Танк БТ-5. Часть машины окрашена сплошным белым цветом, часть — полосками по базовой краске. Ширина полос 1-3 см, расстояние между ними 8-12 см

    Белая одноцветная окраска уменьшает заметность танка в зимнее время и является самым простым видом временного зимнего камуфляжа. Деформирующая окраска с применением пятен и полос, кроме уменьшения заметности танка, затрудняет и прицеливание по нему в бою, искажая силуэт и усложняя определение расстояния. Эффективность обеих видов окраски для защиты от воздушного наблюдения практически идентична. С учётом всех этих факторов деформирующая окраска с пятнами оказывается предпочтительнее, несмотря на то, что её сложнее наносить.

    ​Танк Т-50. Бросаются в глаза разная ширина полос и разное расстояние между ними - Белые танки Красной армии | Warspot.ru
    Танк Т-50. Бросаются в глаза разная ширина полос и разное расстояние между ними

    При нанесении деформирующей окраски около 60-70% поверхности танка окрашивалось в белый цвет. Остальная площадь оставалась в базовой летней защитной окраске, которая и выглядела как тёмные пятна на белом фоне. Весьма полезным оказалось покрывать не закрашенные участки белыми полосами, образующими «решётку». Это было необходимо для того, чтобы сделать тёмные пятна менее контрастными (издалека они выглядели серыми и размытыми, примерно, как кустарник) и помогало улучшить маскировку на малых дистанциях, например, в засаде. Подходила такая окраска и для населённых пунктов, где белый снежный покров сочетается с контрастными тёмными строениями, бытовыми объектами и тенями.

    ​Танк Т-40. Заметно нанесение покрытия в несколько слоёв и различная степень прозрачности белого цвета. Фары закрашены полностью! - Белые танки Красной армии | Warspot.ru
    Танк Т-40. Заметно нанесение покрытия в несколько слоёв и различная степень прозрачности белого цвета. Фары закрашены полностью!

    Известь, краска, гипс и клей

    Отдельного внимания заслуживают и методы нанесения зимнего камуфляжа. Существовало несколько разных как по сложности, так и по эффективности «рецептов» зимней окраски бронетанковой техники:

    1. Известь, разведённая водой. В неё добавлялась соль (для закрепления слоя) и немного бельевой синьки для осветления смеси.
    2. Сухая заводская белая краска. Состояла из 2-х порошков: смеси казеина и мела (1 часть) и гашёной извести (2 части). Добавлялась 1 часть воды, всё тщательно перемешивалось в течение получаса. Расход — около 100г сухой смеси на 1 м2.
    3. Краска на клеевом закрепителе. 1 кг малярного или столярного клея предварительно замачивался в горячей воде, затем разводился на ведро воды, туда же добавлялись 4-5 кг мела, гипса, каолина или гашёной извести. Эта смесь очень хорошо держалась на поверхности.
    ​Танк КВ-1. Очень хорошо видны потёки на лобовой броне и неоднородность окраски. Сетка нанесена даже на фару - Белые танки Красной армии | Warspot.ru
    Танк КВ-1. Очень хорошо видны потёки на лобовой броне и неоднородность окраски. Сетка нанесена даже на фару

    На окраску танка или бронемашины уходило около ведра смеси и 6-8 часов времени, на автомобили — в 2 раза меньше и того, и другого. Перед окрашиванием рекомендовалось очистить поверхности от грязи, масла и снега. Смесь в процессе работы следовало подогревать, а сами работы рекомендовалось проводить в отапливаемом помещении.

    Адгезия (прилипание, сцепление) разных смесей с поверхностью была разной, как и стойкость к осадкам, механическим воздействиям. Вариант окраски №1 рекомендовался для быстрого нанесения подручными материалами, но и стойкость он имел меньшую. Вариант №2 был более сложными и менее доступным, т.к. был заводской смесью, а вариант 3 требовал больше времени для приготовления. Зато из-за наличия в составе клеев-закрепителей держалась на технике такая окраска дольше и «крепче».

    ​Танк Т-40. Покрытие однообразно по всей площади боковой проекции машины, переходит на катки и корпус под гусеницей - Белые танки Красной армии | Warspot.ru
    Танк Т-40. Покрытие однообразно по всей площади боковой проекции машины, переходит на катки и корпус под гусеницей

    Маскировка в движении и на месте

    При движении танк дополнительно демаскирует себя следами от гусениц, выбросами снега и грязи. Поэтому все переходы зимой рекомендовалось совершать в ночное время и по дорогам, а не по снежной целине. При необходимости движения по целине движение следовало выполнять «волчьим следом», т.е. по колее предыдущей машины, для усложнения подсчёта числа прошедших танков.

    Один из приемов сокрытия следов — применение волокуш. Это могли быть как подручные материалы (деревья и кусты, привязываемые к корме последнего в колонне танка), так и специально изготовленные средства, например, 8-10 мотков колючей проволоки, надетых на жердь. Подобные приспособления заметали следы гусениц и делали дорогу похожей на неэксплуатируемую.

    Для снижения заметности техники предписывалось выключать фары, применять светомаскировочные насадки, создавать «альтернативный» шум в местах, противоположных направлению движения танков и т.д.

    ​ЗИС-6 в зимней маскировочной окраске. Грузовики окрашивались теми же способами, что и бронетехника - Белые танки Красной армии | Warspot.ru
    ЗИС-6 в зимней маскировочной окраске. Грузовики окрашивались теми же способами, что и бронетехника

    При расположении танков в населённых пунктах естественными укрытиями становились сараи, развалины и прочие крупные объекты. Эффективным считалось забрасывание техники подручными материалами (снег, солома, хворост). При расположении в лесу для маскировки лучше подходили хвойные деревья, сохраняющие плотный покров и в зимнее время. Весьма полезным приёмом считалось снижение крон — искусственное прижатие ветвей деревьев ближе к земле для расположения под ними техники.

    ​Расположение танка под деревом и искусственное снижение кроны - Белые танки Красной армии | Warspot.ru
    Расположение танка под деревом и искусственное снижение кроны

    При вынужденном расположении танков на открытой заснеженной местности следовало располагать их в пределах тёмных пятен. Это могли быть воронки от бомб и выброшенная взрывами земля, срубленные ветки в лесах и искусственно создаваемые пятна (наброшенные на снег ветки, сено или расчищенная от снега земля). При наблюдении с воздуха силуэт танка и его тень оставались в пределах тёмного пятна и меньше контрастировали с местностью.

    При невозможности использования естественных тёмных пятен можно было использовать сплошные сетчатые покрытия, белые или с белыми пятнами. Такие покрытия, конечно, можно различить с воздуха, но идентифицировать объект и его фактическое наличие под покрытием практически невозможно.

    ​Маскировка с помощью табельного зимнего покрытия, имитирующего вытоптанность и следы от бывшей стоянки - Белые танки Красной армии | Warspot.ru
    Маскировка с помощью табельного зимнего покрытия, имитирующего вытоптанность и следы от бывшей стоянки

    При необходимости над танком мог устанавливаться макет местного предмета (сарая, стога сена, развалин дома). Этот приём был особенно эффективен при действиях в засаде. Но имел он и свои минусы: повышение пожароопасности, снижение скорости покидания машины экипажем.

    В идеальных условиях могли устраиваться групповые защитные сооружения сразу для нескольких танков. Такие укрытия располагались в оврагах, возле обрывов и крутых склонов. Из снега вырезались больше куски по форме крупного отёсанного камня. Эти куски укладывались в своеобразные стены на удалении от обрыва-склона на ширину танка. Сверху стоянка укрывалась жердями для обрешетки, на которую в свою очередь укладывались ветви кустарника, штатные маскировочные сети или другое подручное покрытие. После «крыша» засыпалась слоем снега. Вместимость подобного укрытия достигала 5-10 машин. Особое внимание следовало уделять скрытию танковых следов, которые заканчивались у въезда в укрытие и «вели в тупик». Различить с воздуха такой импровизированный ангар было практически невозможно.

    Мероприятия по маскировке танков организовывались на уровне командиров танковых батальонов (разработка маршрутов движения, общий контроль за выполнением мероприятий) и на уровне командиров взводов (выбор мест стоянки, указание путей подхода к ним и указания по методам маскировки).

    1/5

    Заголовок1

    Заголовок2

    Заголовок3

    Заголовок4

    Заголовок5

    ​Пример имитации облезшей зимней окраски на стендовой модели ИСУ-152 в масштабе 1/35, выполненной автором - Белые танки Красной армии | Warspot.ru
    Пример имитации облезшей зимней окраски на стендовой модели ИСУ-152 в масштабе 1/35, выполненной автором

    ​Пример имитации облезшей зимней окраски на стендовой модели ИСУ-152 в масштабе 1/35, выполненной автором - Белые танки Красной армии | Warspot.ru
    Пример имитации облезшей зимней окраски на стендовой модели ИСУ-152 в масштабе 1/35, выполненной автором

    ​Пример имитации облезшей зимней окраски на стендовой модели ИСУ-152 в масштабе 1/35, выполненной автором - Белые танки Красной армии | Warspot.ru
    Пример имитации облезшей зимней окраски на стендовой модели ИСУ-152 в масштабе 1/35, выполненной автором

    ​Пример имитации облезшей зимней окраски на стендовой модели ИСУ-152 в масштабе 1/35, выполненной автором - Белые танки Красной армии | Warspot.ru
    Пример имитации облезшей зимней окраски на стендовой модели ИСУ-152 в масштабе 1/35, выполненной автором

    ​Пример имитации облезшей зимней окраски на стендовой модели ИСУ-152 в масштабе 1/35, выполненной автором - Белые танки Красной армии | Warspot.ru
    Пример имитации облезшей зимней окраски на стендовой модели ИСУ-152 в масштабе 1/35, выполненной автором

    Основной объём работ по нанесению маскировки и выполнению оборудования места стоянки выполнялся экипажем танка. В виде исключения эти работы могли выполняться сапёрами и/или маскировщиками. Как правило, они привлекались к созданию групповых укрытий и к массовой окраске танков.

    Комплекс мероприятий по зимней маскировке являлся простым и недорогим способом снижения заметности техники как в ходе боевых действий, так и в перерывах между ними. Своевременное и грамотное применение таких средств позволяло повысить боевую эффективность подразделений и снизить потери в боях.

    Рассказ о способах имитации зимнего камуфляжа советской бронетехники в стендовом моделизме можно прочитать во второй части материала.

    Warspot рекомендует группу любителей стендового моделизма:

    Стендовый Моделизм l Я МоделистЪ


    Источники:

    1. Щеглов Д. М. Многоцветная маскирующая окраска наземных подвижных объектов. Диссертация канд. тех. наук. М., 1944.
    2.Журнал автобронетанковых войск, Воениздат НКО СССР, 1943
    3. Архив РГАЭ

    Алексей Груздев

    Пушки-игрушки на Warspot.ru
    Пушки-игрушки
    «Танкостроение» из подручных материалов на Warspot.ru
    «Танкостроение» из подручных материалов
    «Беспокойное хозяйство» в реальной жизни на Warspot.ru
    «Беспокойное хозяйство» в реальной жизни
    Поделиться
    • 52
    • 405
    • 3
    • Статьи по теме
    • Комментарии (36)
    Не числом, а умением. Пять «тридцатьчетвёрок» в Кёнигсберге на Warspot.ru
    Не числом, а умением. Пять «тридцатьчетвёрок» в Кёнигсберге
    Из штурмовых САУ – в истребители танков на Warspot.ru
    Из штурмовых САУ – в истребители танков
    Промежуточный ИС на Warspot.ru
    Промежуточный ИС
    Не попавший в амплитуду на Warspot.ru
    Не попавший в амплитуду
    • Статьи по теме
    • Комментарии (36)
    Неизвестный
    Сергей Черный
    • 1
    Спасибо за материал, очень интересно! Единственное - однотонная белая зимняя окраска нигде и никогда в специальной литературе не называется и не будет называться "камуфляжем". Камуфляж - это окраска пятнами либо полосами в 2 и более цветов. Окраска в один цвет - это не камуфляж! И не только окраска бронетехники в белый, но и зимняя маскировочная одежда чисто белого цвета (халаты, костюмы, комбинезоны, накидки, чехлы на каску и снаряжение) - это маскировочная окраска, но НЕ камуфляж. Никогда не употребляйте данного термина к однотонной зимней окраске.
    March 22, 2018 3:04pm | Ответить
    Mikhail Grif Сергей Черный
    • 0
    Дак там же не сплошная окраска в белый цвет. А "сетка"? "Сетка" - камуфляж?
    March 24, 2018 11:16am | Ответить
    Алексей Груздев Сергей Черный
    • 0
    Учтем ;-)
    March 23, 2018 8:59am | Ответить
    Mikhail Grif
    • 1
    В качестве зимней маскировочной окраски артиллерийских орудий камуфляж типа "сетка" тоже использовался. Причем он наносился на орудия прямо на заводе-изготовителе. Интересно, зимой 1942/43 гг. и позднее такая окраска использовалась?
    March 19, 2018 2:44pm | Ответить
    Алексей Груздев Mikhail Grif
    • 0
    Позже не встречал, там уже фактически много "самоделятельности", все наставления датируются от 39 до 41 г.г.
    March 23, 2018 7:24am | Ответить
    Mikhail Grif Алексей Груздев
    • 0
    Спасибо! Понятно.
    Т.е. вот это фото можно с большой степенью уверенности датировать именно зимой 1941/42 гг.? Кстати, заметьте, снимок сделан с использованием фотомонтажа. https://pp.userapi.com/c846217/v846217487/34b0/8txC5JqXbJo.jpg
    March 24, 2018 11:13am | Ответить
    Алексей Груздев Mikhail Grif
    • 0
    Точной временной идентификации по этому фото нет, врать не буду, дата неизвестна.
    March 26, 2018 6:55am | Ответить
    Mikhail Grif Алексей Груздев
    • 0
    Можно попробовать определить время и место этого фото. Есть ещё один снимок. Кстати, там разные варианты нанесения "сетки" на разных пушках. https://pp.userapi.com/c846217/v846217487/34a8/yRmTLW4oeUc.jpg
    March 26, 2018 7:06am | Ответить
    Алексей Буренков
    • 0
    Спасибо автору за интересную статью! Надеюсь и про иностранные виды маскировки прочитать!
    March 17, 2018 7:38am | Ответить
    Юра Якобсон
    • 3
    С дебютом, получается! Очень даже удачным!)
    Первая статья получилась интересной!
    February 15, 2018 8:37am | Ответить
    Евгений Калинин
    • 0
    Sergej Rose- Я думаю что наши по раньше немцев поднаторели в маскировке в 41-42 годах.
    February 15, 2018 12:46am | Ответить
    Алексей Конд
    • -5
    правильно писать подтёки,а не потёки
    February 14, 2018 8:48am | Ответить
    Алексей Груздев Алексей Конд
    • 1
    Насколько помню, допускается употребление обоих вариантов.
    February 14, 2018 9:24am | Ответить
    Александр СиротаМодератор Алексей Конд
    • 4
    ПОДТЁК. ..1. Синеватая припухлость на теле от небольшого подкожного кровоизлияния после удара. 2. То же, что ПОТЁК. ПОТЁКИ на обоях.

    ПОТЁК.... След от текшей жидкости, краски. ПОТЁКИ на стенах.
    Источник: Ожегов С.И. Словарь русского языка. ---М., 1984.
    February 14, 2018 8:58am | Ответить
    Alex Harin
    • 3
    БТ-5 шикарно покрасили, я не сразу понял, что это :-) . Такая сетка не у катуковцев в 41-м была ?
    А вот в последующие годы такую красоту уже не рисовали, по-моему.
    February 13, 2018 7:28pm | Ответить
    Алексей Груздев Alex Harin
    • 1
    Схема описана в материалах 1942-1943 г.г. а разработана ранее, думаю, что катуковцы могли применять официальные предвоенные методики.
    February 14, 2018 6:22am | Ответить
    Сергей Валерьевич Шнайдер
    • 2
    Спасибо за познавательный и интересный материал. Что-то раньше видел, но КВ впервые.
    Теперь я знаю куда деть звездовскую модель:) . А других ракурсов именно такого КВ нет?
    February 13, 2018 5:08pm | Ответить
    Алексей Груздев Сергей Валерьевич Шнайдер
    • 1
    По КВ боковиков нет, увы. Будем искать :-)
    February 13, 2018 6:06pm | Ответить
    Egor Ogorodnikov Алексей Груздев
    • 1
    А какая-нибудь вообще информация по этой фотосессии и КВ в частности есть? Где, когда, заводские номера танков?
    February 13, 2018 8:44pm | Ответить
    Алексей Груздев Egor Ogorodnikov
    • 2
    Фотосет лежал в архиве без сопроводиловки. Судя по соседним документам, как вариант, Кубинка, зима 1942.
    February 14, 2018 6:17am | Ответить
    Egor Ogorodnikov Алексей Груздев
    • 1
    Ясно. Спасибо.
    February 14, 2018 7:48am | Ответить
    Александр Бронников
    • 4
    Большое спасибо за статью! Очень здорово и полезно.
    February 13, 2018 4:10pm | Ответить
    Artemis Entreri
    • 2
    Полезный и наглядный материал. Давненько хотел "зимнюю сеточку" на какой-нибудь из моделей сделать.
    February 13, 2018 3:47pm | Ответить
    NoNzik
    • 3
    Первый раз вижу такой камуфляж, безумно зацепило. Уже знаю, как будет выглядеть следующая 34ка )
    February 13, 2018 2:34pm | Ответить
    Petrovich Petrovich NoNzik
    • 1
    Кстати, недавно на Warspot был выложен ролик о визите Черчилля в СССР. http://warspot.ru/10757-glavnyy-antisovetchik-v-moskve
    В сюжете смонтирована кинохроника. В частности, на 4:42-4:45 в кадр "въезжает" Т-34 в зимнем камуфляже с маскировкой полосками.
    February 15, 2018 12:56pm | Ответить
    Алексей Груздев NoNzik
    • 2
    Да, камуфляж отличный! На Т-34 встречается, фото есть в сети, для примера: https://topwar.ru/uploads/posts/2013-05/thumbs/1367867956_44.jpg
    February 13, 2018 2:39pm | Ответить
    Petrovich Petrovich Алексей Груздев
    • 1
    Кстати, недавно на Warspot был выложен ролик о визите Черчилля в СССР. http://warspot.ru/10757-glavnyy-antisovetchik-v-moskve
    В сюжете смонтирована кинохроника. В частности, на 4:42-4:45 в кадр "въезжает" Т-34 в зимнем камуфляже с маскировкой полосками.
    February 15, 2018 12:55pm | Ответить
    Александр Соболев
    • 3
    Замечательная модель!
    February 13, 2018 10:47am | Ответить
    Алексей Груздев Александр Соболев
    • 2
    Спасибо! Во второй части статьи будет подробнее про нее.
    February 13, 2018 10:57am | Ответить
    Дмитрий Блинцов
    • 1
    А насчет "обратной" связи можно уточнить- насколько опыт союзников для нас оказался ценным и полезным?
    February 13, 2018 9:26am | Ответить
    Алексей Груздев Дмитрий Блинцов
    • 3
    Говоря обобщенно, иностранный опыт анализировался, но применялись свои расчеты, цвета, схемы, анализ применения по местности и пр. Немецкий опыт оценивается довольно скептически (в источниках, которые встречались мне). Про американцев все чуть сложнее, думаю, что об этом можно будет упомянуть в последующих статьях.
    February 13, 2018 9:44am | Ответить
    Sergejs Roze Алексей Груздев
    • 1
    Интересное замечание! Ведь по идее, как раз немцам во второй половине войны приходилось активно прятаться от союзной авиации и наземных сил, должны были поднатореть в маскировке
    February 13, 2018 10:42am | Ответить
    Дмитрий Блинцов
    • 2
    Спасибо за интересный материал. Однако возник вопрос к вам- есть у вас инофрмация:наш опыт в деле маскировки союзники пытались использовать в своих наставлениях или нет?
    February 13, 2018 9:20am | Ответить
    Алексей Груздев Дмитрий Блинцов
    • 4
    Читал про анализ американской и немецкой маскировки у нас, вот в "обратную сторону" пока не встречал. Если найдем, обязательно поделюсь.
    February 13, 2018 9:23am | Ответить
    unball
    • 5
    С дебютом!
    February 13, 2018 9:18am | Ответить
    Andrej Podrabinek
    • 5
    Спасибо, интересно!
    February 13, 2018 9:03am | Ответить
    wargamming.net © 2014 — 2019 Warspot
    • Все авторы
    • Все теги
    • Правила
    • Как стать автором
    • О нас
    • Связаться с нами
    • Соглашение
    • Политика конфиденциальности
    • Карта сайта
    Warspot Вконтакте
    Присоединяйтесь к нам на Facebook
    Мы в Одноклассниках
    Канал в Telegram
    Лучшие материалы в Яндекс Дзен
     
    ПРИВЕТ!

    ВОЙДИТЕ, ИСПОЛЬЗУЯ ВАШ АККАУНТ

    Ваш комментарий будет сохранен после регистрации

    Я подтверждаю, что условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности мне понятны, и принимаю их.

    • wargaming
    • facebook
    • vkontakte
    • google